ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > ПРОЕКТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД >  ЮРИЙ ЗАЙЦЕВ — ЧЕБОКСАРСКИЙ ФОТОГРАФ 
Последнее обновление страницы:  17 октября 2004 г.  17:20   


ЮРИЙ ЗАЙЦЕВ — ЧЕБОКСАРСКИЙ ФОТОГРАФ

(1890-1972)

 

Георгий ИСАЕВ, главный хранитель ГУК «Чувашский государственный художественный музей»
г. Чебоксары, 27 сентября 2004 г.

ART-переход.ru: 6 октября 2004 г.


  

 
Юрий ЗАЙЦЕВ. Лукавство. 1927.
Экспонат выставки «Советская фотография». Москва, 1928.
Бромомасляная печать, 19х22 см.
Фотография реставрации не подвергалась.


 

ЮРИЙ ЗАЙЦЕВ КАК ПРЕДТЕЧА СОВРЕМЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ В ЧЕБОКСАРАХ

Юрий Зайцев (1890-1972) известен в Чебоксарах, прежде всего, как профессиональный художник, стоящий у истоков зарождения советской чувашской живописи в 20-х годах ХХ века. Участие в многочисленных выставках изобразительного искусства лишь подтверждало спектр его интересов.

Но как часто бывает, если человек талантлив в чём-то одном, то его талант нередко прорывается и в другом. Второй областью профессиональных интересов Юрия Зайцева выступала фотография. Результаты его деятельности можно было наблюдать и в художественной фотографии, и в прикладной фотографии, и в репортёрской фотографии.

К сожалению, фотографическая деятельность Юрия Зайцева была известна лишь его современникам, а в последующем — узкому кругу специалистов. Современное поколение чебоксарских фотографов (периода 1978...2004 гг.) не только не знакомо с творческим фотографическим наследием Зайцева, но даже и не слышало его имени.

Профессиональный интерес, который проявлял и проявляет к художественному творчеству Юрия Зайцева Георгий Исаев, должен был когда-то выплеснуться уникальными материалами. В данной статье, появившейся в контексте проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД», сделан шаг по представлению Юрия Зайцева как неизвестного чебоксарского фотографа. Думается, что эти первичные материалы о Юрии Зайцеве, базирующиеся на подлинных документах и фотографиях, привлекут внимание как современных чебоксарских фотографов, так и широкую художественную общественность России.

Юрий Евлампьев,
куратор проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД».
Чебоксары, 27 сентября 2004 г.


 

ИМЯ

Юрий (Гурий) Антонович Зайцев (Плотников, Йеркин – выделено Г. И., далее в тексте жирным шрифтом выделено Г.И.) родился 27 сентября 1890 года (во всех документах до репрессии у Ю.А. Зайцева годом рождения указывается 1884 год, а в паспорте, полученном после реабилитации, поставлен 1890 год).

Его родители — крестьяне деревни Ирх-Сирма-Кошки Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Мариинско-Посадского района Чувашской Республики) Антон Семенович и Матрена Егоровна Плотниковы.

 


 
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР.
Портрет Ю.А. Зайцева.
Конец 1920-х гг.
Черно-белая фотография. 13,5х9,2 см.
Фотография воспроизводится после реставрации.

 

 

СТАТУС

Ю.А. Зайцев известен чебоксарской публике, прежде всего, как один из зачинателей чувашского профессионального изобразительного искусства.
Но только узкому кругу специалистов Юрий Зайцев известен и как профессиональный фотограф, экспонент многих международных фотографических выставок.

Данное сообщение попытка восполнить пробел информации архивными материалами (фото, документы, рукопись), которые сохранились до наших дней. Прежде всего, рукописные автобиографические воспоминания Ю.А. Зайцева «КУРИСЬ» (Курись – чувашское произношение русского имени Гурий) в двух тетрадях, которые и стали стержнем нашего информационного блока (далее в тексте курсивом выдержки из «Курись» Ю.А. Зайцева).

 


 
Обложка автобиографических воспоминаний
Юрия Зайцева «Курись». Тетрадь 2».
На обложке приклеена фотография: Бежицы. 1928.
Черно-белая фотография. 12х16 см.

На обороте авторская надпись: «На обложке сего есть, фотоэтюд, сделанный в 1928 году для бромомасляной печати, предусмотренное на одну из международных фотовыставок. Эта работа прекратилась с приездом в Чебоксары».

 

 

НАЧАЛО

1926 год. Город Бежицы Брянской области.
Юрий Зайцев (уже будучи художником, так и не получившим специального художественного образования) знакомится с фотолаборантом паровозостроительного завода «Профинтерн» А. Хатеевым, и начинает заниматься фотографией для заработка.

 

Юрий Зайцев: «…В Бежице открыл фотоателье. Шли дела коммерчески и общественно.

 


 
Юрий ЗАЙЦЕВ.
Автопортрет с женой и с собакой.
Бежицы. Конец 1920-х гг.
Черно-белая фотография. 12,5х8,6 см.
Фотография воспроизводится после реставрации.

 

Будучи членом ВОКСа1 начал выступать на международных выставках фотографии, исключительно пигментной обработки. Стал жарким участником журнала «Советское фото». Стал популярен (каталоги выставок фотографии: Нью-Вестминстер, Торонто – Канада, Барселона, Познань, Япония — все они изъяты НКВД, видимо, уничтожены).

1 ВОКС — Всесоюзное общество культурных связей, основано в 1925 году.
ВОКС устраивал выставки живописи и графики, приглашал артистов, художников, писателей из разных стран. После выставки «Советская фотография за 10 лет» в 1928 году была создана фотосекция ВОКС.

К концу 1927 года в Бежице открыл фотовыставку. В афишах под девизом – «Фото без карандаша и красок».
Разнообразно интересны были отзывы об этой выставке…».

Информация о первой в Брянской области фотовыставке была опубликована в журнале «Советское фото2»:

«Группа фотолюбителей-рабочих завода «Профинтерн» организовала в конце сентября в Бежице фотографическую выставку. Было представлено свыше 300 фотографий, иллюстрирующих, главным образом, советский быт. Больше всего (свыше 200) фото выставил зачинщик выставки фотограф-художник Ю. Зайцев (чуваш). Его работы помещались в «Советском фото»…».

2 Советское фото — фотографический журнал для профессионалов и фотолюбителей, издаваемый в СССР (1926...1991) вначале под названием «Пролетарское фото», в последующем как — «Советское фото», а затем в России (1992...1997) под названием «Фотография». Место издания — г. Москва.

 


 
Юрий ЗАЙЦЕВ. На палубе парохода (К.В. Попова). Конец 1920-х гг.
Черно-белая фотография. 8,1х11 см.
Фотография воспроизводится после реставрации.

 

 

ПЕРЕЕЗД В ЧЕБОКСАРЫ

Юрий Зайцев: «В конце 1927 года мне пишут:

«Мы из Чувашии, прочитав в газете «Вечерней Москвы» и по журналам узнали о вашей деятельности, как было напечатано: что автор происходит из нацменов — чуваш.
Знаете ли вы? Что город Чебоксары столица Чувашии. У нас своя республика. Нам нужны люди.
Ваш переезд к нам будет в сто крат оплачен».

Подписи:
Аркадий Золотов, редактор газеты
Максимов-Кошкинский, кинорежиссер
Сергеев, Нарком просвещения

 


 
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. В краеведческом музее.
Второй справа — Н.И. Ашмарин, крайний слева — Ю.А. Зайцев. Чебоксары. 1929.
Черно-белая фотография. 10,9х16,5 см.
Фотография реставрации не подвергалась.



Как бы хорошо не было мне в Бежице. Сердце перекочевало в Шупашкар3».

3 Шупашкар — чувашское название города Чебоксары

«В феврале 1928 года «Шупашкар» я нашел. Но квартиры – хотя бы в виде «мунча» («баньки») приготовлено не было.

Три моих подводы со станции Канаш допоздна простояли на площади. Пока какой-то русский меня не завел к себе, в семью свою, по ул. Кадыкова, и я подумал: «Близок локоть, да не укусишь!».

Газета дала интервью: «Художник Зайцев Юрий прибыл в Чебоксары со своими экспонатами».

Ловко! Для деятелей и для меня.

Через неделю организовали мою выставку — «Живопись и фотография (в залах дома Ефремовых4). Надпись была сделана во всю ширь улицы.
Здесь меня встретили: Председатель ЦИК ЧАССР 5 А.Н. Никитин, В.И. Токсин и С.П. Петров.
Закрутилося колесо мое».

4 В настоящий момент в бывшем доме Ефремовых располагается один из филиалов Чувашского национального музея
5 ЦИК ЧАССР — Центральный исполнительный комитет Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики

«Не прошло и два месяца. В «Капкане»6 появилось изображение чуваша и сидящего за столом человека: «Был во всех кабинетах учреждения. Нигде не нашел Юрия Зайцева. Где он сидит?». «Э-э. Его можно найти только на шее учреждения».
На первое, видимо, я стал «Вшом».
Чем будут именовать дальше?».

6 «Капкан» — журнал сатиры и юмора, издавался в Чебоксарах с 16 марта 1925 на чувашском языке, с марта 1992 — на чувашском и русском языках.

«В Чебоксарах построил фотоателье «Канаш», сплавив лес с Сюктерки — по Волге плотом до Шупашкара. Через два года взято и передано в ЧУВАШКИНО7, освободив меня во все концы. Собаки и жена были при мне…».

ЧУВАШКИНО — киностудия работавшая в Чувашии в 1926-32 гг. Как самостоятельное фотокинематографическое управление утверждено в 1927 году. С 1931 ЧУВАШКИНО вошло в состав «Востоккино», объединившее все киностудии республик и областей Поволжья.

 


 
Юрий ЗАЙЦЕВ. Автопортрет в интерьере фотоателье «Канаш». Чебоксары. 1928-29-е гг.
Черно-белая фотография. 8,3х11 см.
Фотография воспроизводится после реставрации.

 


 
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. Раскулачивание Ю.А. Зайцева. Чебоксары. 1929-30-е гг.
Ю.А. Зайцев стоит в первом ряду с ружьём и с собаками,
третья слева — К.В. Попова, жена Ю.А. Зайцева.
Черно-белая фотография, 12х17 см.
Фотография воспроизводится после реставрации.

 

 

1930-е годы и начало 1940-х годов

Ю.А. Зайцев едет сначала в Бахчисарай, потом в Евпаторию в артель фотографов, а затем к родителям жены в село Ястребовку Курской области. Получает удостоверение внештатного фотокорреспондента «Союзфото». Едет в город Елово, покупает и оборудует лодку, названную им «Унионфото». Сплавляется по Каме, а в зимнее время пробирается пешком по Оренбургским степям.

1933 год. Ю.А. Зайцев возвращается в Чебоксары. Участвует в правительственной экспедиции по изучению культурно-бытового и социального положения чувашских деревень Ядринского, Урмарского и Красночетайского районов Чувашской республики.

С конца 1920-х гг. по начало 1930-х гг. Юрий Зайцев активный фоторепортер журнала «Сунтал» (Наковальня). Почти ни один номер журнала не выходит без участия Юрия Зайцева.

 


 
Юрий ЗАЙЦЕВ. Жатва. 1930.
Чёрно-белая фотография. 10,5х16,5 см.
Фотография реставрации не подвергалась.

 

1930-е и начало 1940-х гг. самые плодотворные в творчестве художника Юрия Зайцева: в 1935 и 1936 гг. творческие поездки в Казахстан, в 1939 году поездка в чувашские села Башкирии на родину К.В. Иванова — автора поэмы «Нарспи».

 


 
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. На фоне экспозиции произведений Ю.А. Зайцева.
Слева направо: А.М. Тагаев-Сурбан, Ю.А. Зайцев, В.М. Макаров.
Чебоксары. 1935.
Черно-белая фотография, 11х14,5 см.
Фотография реставрации не подвергалась.

 

 

1945 год

Юрий Зайцев: «Органами НКВД8 я арестован, осужден к пяти годам заключения и с последующим поражением на три года.

8 НКВД — Народный комиссариат внутренних дел

Самое худшее было — это по выходе с места заключения.
Ведь я никому — нигде не нужен.
Никто мне не поверил. Все от меня сторонились при встрече.

Я верил: мой бог со мною. Я не один. А то что во мне, никто и никогда ее не похоронит».


 
Юрий ЗАЙЦЕВ. Узоры на стекле. Вторая половина 1940-х гг.
Картон, масло. 13,3х16,5 см.
Произведение реставрации не подвергалась.

 
Юрий ЗАЙЦЕВ. Узоры на стекле. 1948.
Бумага, масло. 10,3х13,5 см.
В правом нижнем углу авторская надпись карандашом: «1948 г.»
Произведение реставрации не подвергалась.

 

 

1958 год

Юрий Зайцев: «За время Н.С. Хрущева я реабилитирован и восстановлен в членстве Союза художников.
За период 15 лет находился между небом и землей
».

 


 
Копия справки о реабилитации Зайцева Юрия Антоновича от 6 января 1959 года.

 

 

1960-е годы


Юрий Зайцев: «Я обошел все места с «лейкою»… по два-три рулона за день, что составляло в среднем 90 снимков…».

 


 
Юрий ЗАЙЦЕВ. Потемнело. 1927.
Бромомасляная печать. 18,5х23,5 см.
Экспонат выставки «Советская фотография». Москва, 1928.
В левом нижнем углу авторская дата и подпись: «27 г. Юрий Зайцев»
Фотография реставрации не подвергалась.

 

 

Именной указатель

Ашмарин Николай Иванович (1870-1933) – выдающийся тюрколог и чувашевед, чл.-корр. АН СССР (1929).

Ефремовы — династия крупных чувашских предпринимателей.

Зайцев Юрий Антонович (27.09.1890-25.12.1972) – один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос в д. Ирх-Сирмы Марпосадского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. В 1920-х гг. увлекся фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках.
Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. В 1936 году вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию «Прибалхашстрой».
В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Одна из улиц города Чебоксары носит имя Юрия Зайцева.

Золотов Аркадий Иванович (1901-1942) – писатель-переводчик, литературный критик.

Иванов Константин Васильевич (1889-1915) — поэт, переводчик, педагог, классик чувашской поэзии.

Кадыков Иван Герасимович (1889-1918) — активный деятель революционного движения в Чувашии.

Макаров Василий Макарович (1909-1966) — живописец, член Союза художников СССР (1933).

Максимов-Кошкинский Иоаким Степанович (1893-1975) — режиссер, актер, драматург, театральный педагог. Член Союза писателей СССР (1934).

Никитин Александр Никитич (1892-1942) — государственный деятель. Член РКП(б) с 1918. В 1925-27 гг. — нарком просвещения, в 1927-29 гг. — секретарь ЦИК Чувашии. С марта 1929 по октябрь 1937 председатель ЦИК республики.

Петров Сергей Порфирьевич (1889-1942) — партийный деятель. Член ВКП(б) с 1917.

Попова Ксения Васильевна — годы жизни неизвестны, уроженка села Ястребовка Курской губернии, жена Ю.А. Зайцева.

Тагаев-Сурбан Алексей Михайлович (1907-1990) — живописец, график, художник театра, член СХ СССР (1934).

Токсин Василий Иванович (1899-1942) — государственный деятель, журналист. Член РКП(б) с 1919.

Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971) — партийный, государственный деятель. Член КПСС с 1918. С 1953 Первый секретарь ЦК КПСС.

 

 

Избранная библиография

Ургалкина Н.А. Ю.А. Зайцев. Жизнь и творчество.
Чувашское книжное издательство, Чебоксары,1976. С. 1-64.

Художники Чувашии. Биобиблиографический справочник. Составитель Н.А. Ургалкина. Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1989. С.118-121.

Журнальные публикации:
«Советское фото». Москва, 1926, № 5. С. 153.
«Советское фото». Москва, 1927, .№ 11. С. 354.
Выставка чувашского художника Юрия Зайцева. «Сунтал»,Чебоксары, 1928, № 4.

Газетные публикации:
Картины Юрия Зайцева прибыли в Чебоксары для показа на выставке. «Канаш», Чебоксары, 1928, 8 февраля.

Рукопись воспоминаний Ю.А. Зайцева:
«Курись». Тетрадь 1. — 18 страниц.
«Курись». Тетрадь 2. — 26 страниц.

 

Публикации в Интернете:

Справочник «Единый художественный рейтинг». Выпуск 5.
Номинация «Живописцы и графики»,
Том 1 (А-Й).
[Рейтинг Зайцева Юрия Антоновича соответсвует значению «4А» (восьмая позиция из 14): профессиональный художник с творческим потенциалом, имеющий перспективную оценку специалистов. Диапазон значений: 1 — художник мировой известности, проверенной временем (не менее одного века); 7 — начинающий художник. Всего дифференцированных значений — 14].
/ — http://rating.artunion.ru/artists_tom1.html

 


 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна