ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ГАЛЕРЕЯ > СЕРГЕЙ ЧИЛИКОВ >  О композициях Сергея Чиликова 
Последнее обновление страницы:  5 мая 2007 г.  09:00  

О КОМПОЗИЦИЯХ СЕРГЕЯ ЧИЛИКОВА

 

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, член творческой группы «ФАКТ»
23 февраля 1982 г.

 

ART-переход.ru: 10 мая 2007 г.


  



 
В декабре 1981 года в Чебоксарах состоялся
Первый фотографический фестиваль
«НЕДЕЛЯ ФОТОИСКУССТВА».
В этом фестивале участвовали знаковые фотографы СССР:
Гунар БИНДЕ (г. Рига), Олег МАКАРОВ (г. Москва),
Виктор АГЕЕВ (г. Рязань), Владимир ЗОТОВ (г. Казань),
Юрий ТЕУШ (г. Челябинск).

Йошкар-Олу на «Неделе фотоискусства» в Чебоксарах
представлял Сергей Чиликов.

На фотографии изображён Сергей Чиликов в выставочном зале,
где экспонировались все выставки «Недели фотоискусства».

Первый фотографический фестиваль
«НЕДЕЛЯ ФОТОИСКУССТВА»
Чебоксары, СССР, 4 декабря 1981 г.

Фотография и текст: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.


 

 

На протяжении всего бытия группы «ФАКТ»
(Йошкар-Ола — Чебоксары, 1977-1990)
редкая творческая встреча проходила
без анализа изобразительности
того или иного автора группы.
Иногда этот анализ становился толчком
для написания статьи
Сергея Чиликова или Юрия Евлампьева.

В феврале 1982 года Сергей Чиликов
(член творческой группы «ФАКТ»)
в очередном письме прислал
мне несколько новых фотографий.
Чувствуя важность переломного момента
для Чиликова,
я решил свои ощущения упорядочить
и изложить их на бумаге.

Спустя годы стало очевидным, что те несколько фотографий действительно стали предвестниками тех интересов Чиликова, которые получили своё развитие
в последующие 20 лет.


  



 
Сергей ЧИЛИКОВ. Немая жизнь (серия). Лист ХХ-1. 1981.
Чёрно-белая фотография.

 
Сергей ЧИЛИКОВ. Забавные истории (серия). Лист ХХ-1. 1981.
Чёрно-белая фотография.

 
Сергей ЧИЛИКОВ. Данилкино (серия). Лист ХХ-1. 1984.
Чёрно-белая фотография.
  

При первом взгляде рассматриваемые композиции Сергея Чиликова, одного из авторов группы «ФАКТ», во многих моментах перекликаются с композициями Юрия Евлампьва. Но здесь возникает необходимость выделить стилистические особенности реализуемого художественного видения Сергея Чиликова. Прежде всего, обращает внимание многопредметность изображения, уравновешенность человека и окружающих его предметов, отсутствие единого зрительного центра в композиции, распадающейся вследствие этого на ряд достаточно самостоятельных фрагментов в пределах одного листа, и отсутствие лаконизма изображения, что порождает новую изобразительную трактовку известных мотивов.

Многопредметность изображения — черта, присущая из группы «ФАКТ», пожалуй, в большей степени творчеству Сергея Чиликова. Организация пространства в этом случае сопряжена с известными трудностями, и порой, как, например, в композиции «Домашняя утварь», обилие фиксируемых предметов не получает достаточного композиционного завершения, при котором только и достигается смысловая многозначность, то есть определённая совокупность всех значений выявленных деталей композиции. Но в другой работе — «Гость» — достигается, на наш взгляд, мера в выборе необходимого количества деталей, когда всё-таки возникает ощущение «множества» как такового, и желание, не торопясь, внимательно пройтись взглядом — без ряби в глазах — и рассмотреть, из чего складывается это множество. Автор не останавливает свой выбор на одной какой либо окончательной трактовке изобразительной стороны многопредметности: можно, например, увидеть стремление к сильной деталировке глубины пространства изображения, но одновременно разрабатывается и внешняя плоскость изображения за счёт строгого обозначения пятен, при этом предмет изображения начинает терять свою пространственную ограниченность и тем самым перестаёт быть только лишь вещественным.

Другой особенностью, которую хотелось бы отметить, является отсутствие единого зрительного центра, что достигается распределением логических связей композиции, не совпадающих с тональной разработкой плоскости. Сравним данный приём с композиционными построениями работ другого автора, к примеру, Валерия Воецкого: если в композициях последнего обнаруживается не один изобразительный центр в столкновениях различных комбинируемых пространств, то Сергей Чиликов решает подобную же задачу в пределах одной системы пространственного измерения. Понятно, что полученный изобразительный эффект не может быть основан лишь на сюжетной линии, он, может быть, связан лишь с дискретностью пластической основы композиции.

На основании сказанного можно прийти к выводу, что последовательное развитие хотя бы этих двух черт композиционного творчества позволит автору в дальнейшем выйти в нетрадиционную, новаторскую область фотографии.

Особо можно выделить композиции, своеобразии которых определим как созерцательную чувственность. Под данной характеристикой понимается такая сторона изображения предмета, которая соотносится с самым непосредственным проявлением чувств воспринимающего субъекта, основанных на его естественной организации. Разумеется, это достигается тем, что предмет раскрывается таким, как есть, а не таким, как представляется окружающим. Но существующая традиция в фотографии, когда в изображении предмета доминирует созерцательная чувственность, не раскрывает функциональной природы предмета и демонстрирует его внешнюю оболочку, тогда как композиции Сергея Чиликова преодолевают это невнимание к деятельной, функциональной стороне предмета, что обязывает включение в композицию минимума двух вещественных элементов. До сих пор в группе «ФАКТ» эта сторона более всего развивалась в работах Любы Ямской, сейчас же, можно сказать, что эта сложившаяся традиция разомкнута.

Предоставленная подборка не даёт ответа на вопрос, по какому возможному пути пойдёт развитие данной изобразительной линии: по пути «чистой» функциональной чувственности или по пути, сходному с развитием созерцательной чувственности, то есть, по пути световых экспериментов. Последнее, отражая традицию, представляет: сначала изображенные предметы постепенно уравновешиваются своими тенями; потом световая атмосфера начинает перевешивать предметы; наконец, остаётся только игра света и тени. Первое же порождает неясности относительно выбора предметности и деятельности самого автора, поскольку деятельные функции переходят к предмету изображения. Это обстоятельство и объясняет сдержанность фотографии к выбранному изобразительному аспекту, и, видимо, отсюда следует пожелание автору следовать по менее проторённому пути.

Существует ещё одна традиция, заслуживающая обсуждения. Это формат фотографического произведения, который обычно сводится к размеру изображения 30х40 см. Данный стандарт, продиктованный удобствами технологического процесса, а также другими утилитарными соображениями, препятствует тонкому своеобразному чувствованию внешней формы. В этом смысле обсуждаемые композиции в формате от 6х9 см до 10х15 см заставляют задуматься о новом качестве изобразительной стороны фотографии.


Юрий ЕВЛАМПЬЕВ

23 февраля 1982 г.

г. Чебоксары, Россия.

 

 

 


 

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ И СЕРГЕЙ ЧИЛИКОВ В 1983 ГОДУ

 


  
В апреле 1983 года в Чебоксарах состоялся Второй фотографический фестиваль
«ДНИ ФОТОИСКУССТВА».
Фестиваль собрал лучшие фотографические коллективы Поволжья:
фотоклуб «Волга» (г. Горький), группа «Тасма» (г. Казань),
группа «ФАКТ» (г. Йошкар-Ола — г. Чебоксары), фотоклуб «Зеленодольск» (г. Зеленодольск).

На фестивале в 1983 году впервые произошла публичная «характерная» дискуссия
между Сергеем Чиликовым (г. Йошкар-Ола) и Юрием Шпагиным (г. Горький).
Эти два фотографа по сути представляли две фотографические школы:
первый проповедовал метафизическую фотографию, второй — реалистическую фотографию.
Эта дискуссия имела продолжение
и на других фестивалях в Чебоксарах — в 1987 году и в 1988 году.
За все годы ни одна из сторон ни сделала уступок друг-другу
и оставалась верной своему первоначальному выбору.

На фотографии изображены (на первом плане слева направо): Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, Сергей ЧИЛИКОВ.
Второй фотографический фестиваль «ДНИ ФОТОИСКУССТВА». Чебоксары, СССР, 22 апреля 1983 г.

Фотография: Эдуард Бек.
Текст: Юрий Евлампьев.

 

 
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
Условия использования материалов