| 
     Запросто 
                                    стряпает кренделюшки и делает классные фото
                                    
                                   Светлана Исаева: 
                                    Валерий, вы слывете человеком разносторонних 
                                    интересов. Но чему-то, наверное, отдаете предпочтение?
                                   Валерий Железняков: 
                                    Целиком и полностью посвящаю себя творчеству, 
                                    уделяя большое внимание журналистике, фотографии, 
                                    выставочной и издательской деятельности. Не 
                                    могу одно отделить от другого, но все же предпочтение 
                                    отдаю художественной 
                                    фотографии. Светлана Исаева: 
                                    Последние четыре года среди людей, интересующихся 
                                    спортом, стала популярной газета «Спортивный 
                                    вестник Чувашии», редактором которой являетесь. 
                                    Почему выбрали это направление? Валерий Железняков: 
                                    Кроме дипломов журналиста и фотохудожника 
                                    у меня имеется еще диплом тренера. В Иркутском 
                                    госуниверситете получал образование журналиста 
                                    на вечерних курсах. Журналистом быть не собирался, 
                                    но по окончании учебы появились заказы. Опубликовался 
                                    раз, другой — возник интерес. В основном работал 
                                    фотожурналистом. Печатался в различных изданиях, 
                                    в том числе в «Комсомольской правде», «Известиях», 
                                    «Советском спорте». В свое время окончил народный 
                                    университет фотоискусства, курсы повышения 
                                    квалификации. К тому же прошел школу в Союзах 
                                    фотохудожников России и СССР. Входил в правление 
                                    этих организаций, так как являлся председателем 
                                    правления Союза фотохудожников Прибайкалья. 
                                    Кстати, мой земляк, известный поэт Евгений 
                                    Евтушенко, также был в правлении. Когда приехал в Чувашию, 
                                    начал с журналистики. Заметил, что в республике 
                                    спортивных газет практически нет. Я же считал, 
                                    что нельзя обделять людей, занимающихся своим 
                                    здоровьем, спортом. Кстати, в «Гранях» мы 
                                    вместе с Валерием Мутрисковым начинали страницу 
                                    «Спортивная жизнь». Были у меня две полосы 
                                    в «Молодежном курьере», много публиковался 
                                    в «Советской Чувашии». Работал заместителем 
                                    главного редактора в журнале «Здоровый образ 
                                    жизни» (Чебоксары). Первым опытом в издательской 
                                    деятельности стала газета «Тайм-аут». Четыре 
                                    номера выпустил, почувствовал: дороговато. 
                                    Я же не Абрамович. Пробовали издавать «Спортивную 
                                    Чувашию», но тоже понесли убытки. Потом решил сам выступить 
                                    в качестве учредителя, обратился к своим друзьям. 
                                    И на протяжении почти четырех лет газета «Спортивный 
                                    вестник Чувашии» выходит благодаря их материальной 
                                    поддержке и спонсорам. Я сам, честно говоря, 
                                    удивляюсь, что она столько держится. Читатели 
                                    довольны: газета освещает все спортивные мероприятия 
                                    в республике. Правда, болельщиков не так много, 
                                    как, например, в Нижнем Новгороде или Ульяновске, 
                                    потому «Вестник» и выходит не еженедельно, 
                                    а два раза в месяц. Но я с оптимизмом смотрю 
                                    вперед. Считаю, «Спортивный вестник 
                                    Чувашии» необходим, потому что республика 
                                    спортивная. Жаль только, газету не поддерживают, 
                                    а ведь это государственная задача — здоровье 
                                    населения. Светлана Исаева: 
                                    У нее есть электронная версия? Валерий Железняков: 
                                    Есть сайт «Спортивный вестник Чувашии» (http://www.sv21.ru). 
                                    Он о спорте. Наверное, это первая и единственная 
                                    подобная Интернет-версия в Чувашии кроме сайта 
                                    Министерства по физической культуре, спорту 
                                    и туризму ЧР.  Светлана Исаева: 
                                    Виртуальный мир фотографии, к сожалению, доступен 
                                    не всем. Организуете выставки своих работ? Валерий Железняков: 
                                    К 60-летию разгрома гитлеровской Германии 
                                    в Великой Отечественной войне в галерее «Серебряный 
                                    век» прошла моя выставка «Дух Победы». На 
                                    протяжении 20-25 лет я фиксировал на пленке 
                                    один и тот же день — 9 Мая. И появился ряд 
                                    интересных фотографий. В Художественном музее в 
                                    Чебоксарах состоялась выставка «Динамический 
                                    аспект» из ста работ. Одна из последних моих 
                                    экспозиций — «Пространство 
                                    неизвестного». Сейчас в планах еще одна 
                                    серия «Протест» (революционное бытие России). 
                                    Четверть века снимал политическую (если так 
                                    можно назвать) фотографию, которую не показывал 
                                    никогда. Фотографировал для себя, а может, 
                                    и для истории. Сейчас работаю над фотографическим 
                                    проектом «Модификация увиденного», куда включены 
                                    разделы всего моего творчества. Светлана Исаева: 
                                    Вы начинали с черно-белой фотографии. Не ностальгируете 
                                    по ней? Валерий Железняков: 
                                    Она сегодня — дорогое удовольствие. Галерея 
                                    или какой-то коллекционер, конечно же, предпочтут 
                                    купить черно-белые снимки, так как они хранятся 
                                    более ста лет. Цветная фотография — для дома, 
                                    семьи, иллюстрирования цветных журналов мод. 
                                    А черно-белая — это классика. Она всегда содержательна, 
                                    в ней присутствует момент истины, можно выделить 
                                    главное. Но мы дожили до того, что 
                                    уже не умеем делать черно-белые снимки. В 
                                    Москве остались единицы мастеров, которые 
                                    могут напечатать их. Такая фотография стала 
                                    элитной. Меня поразил один фотограф, 
                                    приехавший в Россию из Чехии снимать портреты. 
                                    Печатал он их в своей стране, так как в наших 
                                    фотомастерских не смогли подобрать формат, 
                                    передать колорит, художественность, выразительность 
                                    снимков. Специалистов у нас немного. 
                                    Так что приходится реагировать на реалии времени. 
                                    Освоил компьютер, «Photoshop», использую цифровые, 
                                    пленочные, аналоговые технологии — словом, 
                                    что есть под рукой. Я, как технарь, всю жизнь 
                                    только и учусь. Появляется новый технологический 
                                    процесс — быстро о нем все узнаю. Светлана Исаева: 
                                    Но и сами же учите. В фотошколе. Валерий Железняков: 
                                    Ну, это эксперимент на базе 20-й школы Новочебоксарска. 
                                    Созрела идея создать в городе Центр современного 
                                    визуального искусства и информационных технологий. 
                                    Сейчас другое время. И если мы раньше не помышляли 
                                    о том, что фотоаппарат может быть одновременно 
                                    диктофоном, видеокамерой и компьютером, то 
                                    сегодня это стало реальностью. У меня разработаны 
                                    программы на десять факультативов, но нужны 
                                    деньги. На базе центра в течение 
                                    шести месяцев слушатели уже прошли курс журналистики 
                                    и современной фотографии. Некоторых наших 
                                    выпускниц знают читатели «Граней». Это Настя 
                                    Григорьева и Марина Акимова. Они сотрудничали 
                                    и с другими изданиями. Мы не ставили задачи 
                                    сделать из них профессионалов, но результат 
                                    превзошел наши ожидания. Мы помогли людям 
                                    раскрыться. И пусть они не станут журналистами, 
                                    но они получили знания, которые им пригодятся. Сейчас мы намерены создать 
                                    в Новочебоксарске фотопресс-клуб. Помещение 
                                    уже подобрали. Можно будет там организовывать 
                                    фотовыставки, встречаться, общаться. Светлана Исаева: 
                                    Создается впечатление, что качественная фотография 
                                    умирает. Это так? Валерий Железняков: 
                                    В те времена, когда начались преобразования 
                                    в России и в страну хлынул поток иностранцев, 
                                    я встречался с японцами. Меня интересовала 
                                    их фотография. Показали газету формата А2, 
                                    объемом более 60 страниц. В ней громадные 
                                    цветные иллюстрации. Ни один текст не обошелся 
                                    без фотографии. Я никогда не видел, чтобы 
                                    в российской прессе рекламировали арбузы. 
                                    А тут были. И не зная языка, понял, о чем 
                                    речь. Все «прочитал» по фотографиям. Почему 
                                    у нас нет таких изданий? Слабая школа фотожурналистики 
                                    или у редакций нет технических возможностей? Мечтал, что у нас такие же 
                                    снимки появятся. Уже прошло лет пятнадцать, 
                                    но ни одного подобного издания в России так 
                                    и не увидел. Наверное, тому есть объяснение. 
                                    Приличный объектив стоит 4-5 тысяч долларов 
                                    плюс вспышка. Какая редакция может выложить 
                                    такую сумму? Светлана Исаева: 
                                    Зато у нас столько фотолюбителей... Валерий Железняков: 
                                    Нашим до европейских или американских по оснащенности 
                                    еще расти и расти. Мы на уровне «мыльницы». Светлана Исаева: 
                                    Почему до сих пор в Новочебоксарске не было 
                                    ваших выставок? Валерий Железняков: 
                                    Для Новочебоксарска сейчас готовлю серии работ, 
                                    это будет выставка в новой версии, одним словом, 
                                    премьера. Переговоры с директором музея состоялись. Светлана Исаева: 
                                    Расскажите, пожалуйста, о семье. Валерий Железняков: 
                                    У меня две дочери — Наташа и Алена. Обе учатся 
                                    в школе № 20 и в школе искусств, отделение 
                                    фортепиано. Старательные девочки, хорошо успевают 
                                    в обеих школах. Жена Таисия — педагог, методист 
                                    ПУ № 15. Всей семьей любим плавание, походы, 
                                    поездки на море. Светлана Исаева: 
                                    Работу по дому делите на мужскую и женскую? Валерий Железняков: 
                                    Такого распределения нет. Я в свое время окончил 
                                    с отличием военную школу поваров. Нет-нет 
                                    да и приготовлю что-то дома. На свое 50-летие 
                                    пиццу испек — пальчики оближешь. Манную кашу для детей лучше 
                                    меня никто не готовит. Запросто стряпаю булочки, 
                                    кренделюшки. Так что есть у меня еще одна 
                                    профессия. Светлана ИСАЕВА,
 журналист
  14 сентября 2006 г.Новочебоксарск, Россия
         
								  
                                    
                                      |  Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. 
                                            Трансформация (серия, 13 листов). 
                                            Лист 9 — Губы любви. 2002. Цветная фотография.
 
 |        |