Запросто
стряпает кренделюшки и делает классные фото
Светлана Исаева:
Валерий, вы слывете человеком разносторонних
интересов. Но чему-то, наверное, отдаете предпочтение?
Валерий Железняков:
Целиком и полностью посвящаю себя творчеству,
уделяя большое внимание журналистике, фотографии,
выставочной и издательской деятельности. Не
могу одно отделить от другого, но все же предпочтение
отдаю художественной
фотографии.
Светлана Исаева:
Последние четыре года среди людей, интересующихся
спортом, стала популярной газета «Спортивный
вестник Чувашии», редактором которой являетесь.
Почему выбрали это направление?
Валерий Железняков:
Кроме дипломов журналиста и фотохудожника
у меня имеется еще диплом тренера. В Иркутском
госуниверситете получал образование журналиста
на вечерних курсах. Журналистом быть не собирался,
но по окончании учебы появились заказы. Опубликовался
раз, другой — возник интерес. В основном работал
фотожурналистом. Печатался в различных изданиях,
в том числе в «Комсомольской правде», «Известиях»,
«Советском спорте».
В свое время окончил народный
университет фотоискусства, курсы повышения
квалификации. К тому же прошел школу в Союзах
фотохудожников России и СССР. Входил в правление
этих организаций, так как являлся председателем
правления Союза фотохудожников Прибайкалья.
Кстати, мой земляк, известный поэт Евгений
Евтушенко, также был в правлении.
Когда приехал в Чувашию,
начал с журналистики. Заметил, что в республике
спортивных газет практически нет. Я же считал,
что нельзя обделять людей, занимающихся своим
здоровьем, спортом. Кстати, в «Гранях» мы
вместе с Валерием Мутрисковым начинали страницу
«Спортивная жизнь». Были у меня две полосы
в «Молодежном курьере», много публиковался
в «Советской Чувашии». Работал заместителем
главного редактора в журнале «Здоровый образ
жизни» (Чебоксары).
Первым опытом в издательской
деятельности стала газета «Тайм-аут». Четыре
номера выпустил, почувствовал: дороговато.
Я же не Абрамович. Пробовали издавать «Спортивную
Чувашию», но тоже понесли убытки.
Потом решил сам выступить
в качестве учредителя, обратился к своим друзьям.
И на протяжении почти четырех лет газета «Спортивный
вестник Чувашии» выходит благодаря их материальной
поддержке и спонсорам. Я сам, честно говоря,
удивляюсь, что она столько держится. Читатели
довольны: газета освещает все спортивные мероприятия
в республике. Правда, болельщиков не так много,
как, например, в Нижнем Новгороде или Ульяновске,
потому «Вестник» и выходит не еженедельно,
а два раза в месяц. Но я с оптимизмом смотрю
вперед.
Считаю, «Спортивный вестник
Чувашии» необходим, потому что республика
спортивная. Жаль только, газету не поддерживают,
а ведь это государственная задача — здоровье
населения.
Светлана Исаева:
У нее есть электронная версия?
Валерий Железняков:
Есть сайт «Спортивный вестник Чувашии» (http://www.sv21.ru).
Он о спорте. Наверное, это первая и единственная
подобная Интернет-версия в Чувашии кроме сайта
Министерства по физической культуре, спорту
и туризму ЧР.
Светлана Исаева:
Виртуальный мир фотографии, к сожалению, доступен
не всем. Организуете выставки своих работ?
Валерий Железняков:
К 60-летию разгрома гитлеровской Германии
в Великой Отечественной войне в галерее «Серебряный
век» прошла моя выставка «Дух Победы». На
протяжении 20-25 лет я фиксировал на пленке
один и тот же день — 9 Мая. И появился ряд
интересных фотографий.
В Художественном музее в
Чебоксарах состоялась выставка «Динамический
аспект» из ста работ. Одна из последних моих
экспозиций — «Пространство
неизвестного».
Сейчас в планах еще одна
серия «Протест» (революционное бытие России).
Четверть века снимал политическую (если так
можно назвать) фотографию, которую не показывал
никогда. Фотографировал для себя, а может,
и для истории. Сейчас работаю над фотографическим
проектом «Модификация увиденного», куда включены
разделы всего моего творчества.
Светлана Исаева:
Вы начинали с черно-белой фотографии. Не ностальгируете
по ней?
Валерий Железняков:
Она сегодня — дорогое удовольствие. Галерея
или какой-то коллекционер, конечно же, предпочтут
купить черно-белые снимки, так как они хранятся
более ста лет. Цветная фотография — для дома,
семьи, иллюстрирования цветных журналов мод.
А черно-белая — это классика. Она всегда содержательна,
в ней присутствует момент истины, можно выделить
главное.
Но мы дожили до того, что
уже не умеем делать черно-белые снимки. В
Москве остались единицы мастеров, которые
могут напечатать их. Такая фотография стала
элитной.
Меня поразил один фотограф,
приехавший в Россию из Чехии снимать портреты.
Печатал он их в своей стране, так как в наших
фотомастерских не смогли подобрать формат,
передать колорит, художественность, выразительность
снимков.
Специалистов у нас немного.
Так что приходится реагировать на реалии времени.
Освоил компьютер, «Photoshop», использую цифровые,
пленочные, аналоговые технологии — словом,
что есть под рукой. Я, как технарь, всю жизнь
только и учусь. Появляется новый технологический
процесс — быстро о нем все узнаю.
Светлана Исаева:
Но и сами же учите. В фотошколе.
Валерий Железняков:
Ну, это эксперимент на базе 20-й школы Новочебоксарска.
Созрела идея создать в городе Центр современного
визуального искусства и информационных технологий.
Сейчас другое время. И если мы раньше не помышляли
о том, что фотоаппарат может быть одновременно
диктофоном, видеокамерой и компьютером, то
сегодня это стало реальностью. У меня разработаны
программы на десять факультативов, но нужны
деньги.
На базе центра в течение
шести месяцев слушатели уже прошли курс журналистики
и современной фотографии. Некоторых наших
выпускниц знают читатели «Граней». Это Настя
Григорьева и Марина Акимова. Они сотрудничали
и с другими изданиями. Мы не ставили задачи
сделать из них профессионалов, но результат
превзошел наши ожидания. Мы помогли людям
раскрыться. И пусть они не станут журналистами,
но они получили знания, которые им пригодятся.
Сейчас мы намерены создать
в Новочебоксарске фотопресс-клуб. Помещение
уже подобрали. Можно будет там организовывать
фотовыставки, встречаться, общаться.
Светлана Исаева:
Создается впечатление, что качественная фотография
умирает. Это так?
Валерий Железняков:
В те времена, когда начались преобразования
в России и в страну хлынул поток иностранцев,
я встречался с японцами. Меня интересовала
их фотография. Показали газету формата А2,
объемом более 60 страниц. В ней громадные
цветные иллюстрации. Ни один текст не обошелся
без фотографии. Я никогда не видел, чтобы
в российской прессе рекламировали арбузы.
А тут были. И не зная языка, понял, о чем
речь. Все «прочитал» по фотографиям. Почему
у нас нет таких изданий? Слабая школа фотожурналистики
или у редакций нет технических возможностей?
Мечтал, что у нас такие же
снимки появятся. Уже прошло лет пятнадцать,
но ни одного подобного издания в России так
и не увидел. Наверное, тому есть объяснение.
Приличный объектив стоит 4-5 тысяч долларов
плюс вспышка. Какая редакция может выложить
такую сумму?
Светлана Исаева:
Зато у нас столько фотолюбителей...
Валерий Железняков:
Нашим до европейских или американских по оснащенности
еще расти и расти. Мы на уровне «мыльницы».
Светлана Исаева:
Почему до сих пор в Новочебоксарске не было
ваших выставок?
Валерий Железняков:
Для Новочебоксарска сейчас готовлю серии работ,
это будет выставка в новой версии, одним словом,
премьера. Переговоры с директором музея состоялись.
Светлана Исаева:
Расскажите, пожалуйста, о семье.
Валерий Железняков:
У меня две дочери — Наташа и Алена. Обе учатся
в школе № 20 и в школе искусств, отделение
фортепиано. Старательные девочки, хорошо успевают
в обеих школах. Жена Таисия — педагог, методист
ПУ № 15. Всей семьей любим плавание, походы,
поездки на море.
Светлана Исаева:
Работу по дому делите на мужскую и женскую?
Валерий Железняков:
Такого распределения нет. Я в свое время окончил
с отличием военную школу поваров. Нет-нет
да и приготовлю что-то дома. На свое 50-летие
пиццу испек — пальчики оближешь.
Манную кашу для детей лучше
меня никто не готовит. Запросто стряпаю булочки,
кренделюшки. Так что есть у меня еще одна
профессия.
Светлана ИСАЕВА,
журналист
14 сентября 2006 г.
Новочебоксарск, Россия
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ.
Трансформация (серия, 13 листов).
Лист 9 — Губы любви. 2002.
Цветная фотография.
|
|