ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ВЫСТАВКА «ОДИН ДЕНЬ ЛЕТА» >  Время разбрасывать камни, время собирать... 
Последнее обновление страницы: 8 сентября 2006 г.  09:30   

Время разбрасывать камни, время собирать...

 

Георгий ИСАЕВ, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея
г. Чебоксары, 1 сентября 2006 г.

ART-переход.ru: 4 сентября 2006 г.


  

 
Никита ЕВЛАМПЬЕВ. Один день лета (серия 36 листов). Лист 3. 2006.
Цветная фотография.
401х534 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 20,3x27,0 см.

 

Фотовыставка Никиты Евлампьева «ОДИН ДЕНЬ ЛЕТА»
является продолжением серии фотографических выставок
молодых фотографов города Чебоксары
и преследует цель популяризации «чебоксарской фотографии», традиции которой были заложены в конце 70-х прошлого века.

 

  

 

 

Время разбрасывать камни, время собирать...

 

«Триумф фотографии» — так озаглавлена статья Михаила Гольдина из Нью-Йорка (Искусство // №2, 2006. С. 68-71) о прошедших 15-16 февраля сего года торгах в Sotheby’s, на которых были выставлены работы из коллекции Музея Метрополитен. И если в России коллекционеры и институции, как отмечает М. Гольдин, покупающие фотографии, наперечёт, то в Европе и Америке этот сектор арт-рынка стабилен и, более того, переживает расцвет.

Прошли те времена, когда преобладала мысль, что фотография — это не искусство, а документ «отображающий то, что существует». Некоторые и сейчас рьяно отстаивают эту позицию. Особенно в регионах России у художников такая позиция принимает оттенок провинциального снобизма.

Но совершенно очевидно, что фотография имеет фокус, композицию, использует цвет, выбирая ракурс, фотохудожник придает фотографии определенное настроение. Воображение фотографа участвует в выборе точки зрения, которая становится точкой зрения и зрителя. Чем больше у фотографа развита фантазия, тем необычнее и искуснее он выбирает точку зрения. С развитием компьютерной технологии фотограф дает возможность увидеть то, что нельзя обнаружить иным способом — можно сказать, что фотография открывает «новый мир».

Недостоверность фотографии становится несущественной при рассмотрении ее с точки зрения эстетического интереса. Нет никакой необходимости выходить за пределы фотографии: все ее эстетические достоинства и недостатки целиком заключаются в ней самой.

Таким образом, целью художественной фотографии не является достоверность сфотографированных предметов, ее цель — внутреннее единство предмета и способа изображения, и неважно, вымышлен этот предмет или нет. Иными словами, главное — гармония формы и содержания.

Наглядный пример такого подхода демонстрирует немецкий фотохудожник Лоретта Люкс на Шестой Фотобиеннале в Московском доме фотографии в честь его десятилетия. Серия «Воображаемые портреты» результат наложения двух изображений — пейзажа и ребенка с последующей компьютерной обработкой (Галя Лернер. «Соблазн конфликтов» // Искусство, №2, 2006. С. 86-93). Лоретта Люкс черпает свое вдохновение в работах мастеров Возрождения и художников немецкого романтизма (в детских портретах Отто Рунге), благодаря чему модели приобретают загадочное одиночество и порождают тайну «космоса детства». На мой взгляд, это вызов романтизма новой волны, который идет на смену постмодернизму и смело стучится в современность.

Этим небольшим экскурсом в философию искусства и примером из серии фотографий Лоретты Люкс хотелось бы предварить заметку о выставке «Один день лета» чебоксарского фотографа Никиты Евлампьева.

Желание автора выставки через череду лиц молодого поколения визуально отразить не только мир, а миры современной молодежи актуализирует данный проект, но задачи поставленные (исходя из концепции проекта) чрезвычайно сложные. Это осознание сложности задач перед Никитой Евлампьевым приходит после просмотра фотографий Лоретты Люкс. За ее результатом стоит, прежде всего, сама тема — это дань романтизму (в частности немецкому романтизму, о чем я отметил выше), которому и принадлежит «открытие» глубины детской психики. Во-вторых, широчайший кругозор и фундаментальное знание истории живописи Западной Европы. И только в третьих, высококлассная фотографическая (в сочетании с компьютерной) технология.

На мой взгляд, в детской и молодежной теме (где еще не потерян «дух романтики») напрасно (или, вернее, еще рано) искать метафизику — это несколько иной возраст. Поэтому, на мой взгляд, наиболее удачны портреты (лист 14, 31), а также групповой портрет (лист 3). Широкие возможности таит в себе прием ввода своей персоны в композицию (т.е. автопортрет с …), где эмоциональная окраска (мимика и жесты) автора, как одного из персонажей парного или группового портрета, обогащает информацию композиции.

Экстравертированность или интровертированность мышления фотографа само по себе еще не есть ценность: социальная, этическая или эстетическая. Хотелось бы увидеть и почувствовать в портретах современников ценности, которые значимы для самого автора фотографий, т.е. атрибуты мировоззрения.

Пожелаем Никите Евлампьеву мужества и удачи на трудном пути обретения «Я», открытие и осознание этого понятия, как известно, тоже заслуга романтизма.

Георгий ИСАЕВ,
главный хранитель Чувашского государственного художественного музея

1 сентября 2006 г.
Чебоксары, Россия

 

 

  


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Портрет Георгия Исаева с зонтом.
20 августа 2006, Чебоксары.
Цветная фотография.

 

 

 

 

 

 

Никита ЕВЛАМПЬЕВ. Один день лета (серия 36 листов). 2006.  Листы:  1-12   13-24   25-36   | 
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна