Экспозиция выставки «Люди из провинции» состоит из двух частей — керамики и фотографии. И связать, казалось бы, такие разные жанры искусства в одной выставке показалось мне неким экспериментом, но молодость и активность художников позволили этому эксперименту состояться. Авторы этой выставки по-своему оценили связку «керамика-фотография»: об этом сказано в пресс-релизе. На мой взгляд, это все-таки две самостоятельные выставки под одной крышей. Учитывая их камерность, им просто хорошо живется вместе. Керамика, наделенная человеческими руками теплом и жизнью, композиционно оживляет строгую линейку фотографий. Эта процедура оживления и выстраивает диалог двух жанров.
Мультимедийное представление, устроенное участниками проекта и состоящее из видеоматериалов — «творческие поездки» и «мастер-класс по керамике», усилило зрительское восприятие керамической составляющей выставки, вызвав бурю эмоций.
Однако фотография осталась вне конкуренции, поскольку заявлена серьезнее и глобальнее. Представленные Юлией Ведерниковой шесть мини-фото-серий являются частью нового проекта художницы — «Люди из провинции», работа над которым началась в 2008 году. Фотографии серий «Дедуш» (2008 г.), «Подруги детства» (2008 г.), «Деревенский гламур» (2008 г.), «Веснакос» (2009 г.), «Прогулка» (2009 г.), «Воздухоплавание» (2009 г.) объединены автором в одну экспозицию.
Рассматривая критику профессионалов об избыточной постановачности кадров Юлии Ведерниковой, можно найти и позитивные стороны «профессиональных ошибок / недоработок». Композиционный подход — профессиональный. Цвет заменен тоном, что тоже говорит о наличии вкуса у художника и знание им изобразительной грамоты. А постановки, разыгранные автором, напоминают игру художника с сюжетом или режиссерскую работу. Представленные композиции есть некий театр, куда Юлия как личность творческая, вовлекает не только героев своих мизансцен, но и себя, а также тщательно подобранные декорации. Ощущение, что, вдохновившись, автор хочет разделить свои чувства с источником вдохновения — пятьдесят на пятьдесят.
Наблюдая за творческим развитием Юлии Ведерниковой, хочу отметить два очень симпатичных мне момента — целеустремленность и уверенность автора. По-моему, наличие этих качеств, ставит молодую художницу в ряд перспективных. Добавлю, что одним из главных принципов моего кураторского опыта «балконных» выставок в Центре современного искусства — является активизация творческих инициатив нашего ART-сообщества, особенно ее молодой части. Поэтому в моей деятельности практические эксперименты направлены на поддержку молодых авторов.
Елена КУЗЬМИНОВА,
куратор художественных выставок.
30 мая 2009 года