ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > ФОТОГРАФЫ С ДВУХ БЕРЕГОВ ОДНОЙ РЕКИ >  ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ПОКОЛЕНИЯ» 
Последнее обновление страницы: 29 мая 2012 г.  19:00  

 

   

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ПОКОЛЕНИЯ»

Выставка йошкар-олинских фотографов

 

Республиканский музей изобразительных искусств Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола, Россия)
10 декабря 2011 — 25 января 2012

 

Информация и обзор выставки: Алексей ОРЛОВ

ART-переход.ru: 29 мая 2012 г.

 


   
   
  


 
Алексей ОРЛОВ. Бессловесные (серия, 31 лист).  2009-2011.
Лист 16. 2010.
Цветная фотография.


  
  

 

ВЫСТАВКА «ПОКОЛЕНИЯ»

Выдержки из пресс-релиза

 

Фотографическая выставка «Поколения» реализуется на базе и при содействии Республиканского музея изобразительных искусств (г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) в рамках арт-проекта «Поволжский треугольник. Часть 2». Проект инициирован кураторской группой, в составе которой Сергей Федонин — арт-директор проекта, Алексей Орлов — руководитель фотографического проекта, председатель республиканского отделения СФХР, Юлия Ведерникова — фотограф, член Союза фотохудожников России.

Место реализации арт-проекта — город Йошкар-Ола, Республиканский музей изобразительных искусств Республики Марий Эл.

Главная задача фотографического проекта «Поколения» собрать и показать лучшие художественные работы, созданные фотографами Республики Марий-Эл разных поколений в первом десятилетии ХХI века. Итогом данного проекта будет являться выставка фотографических работ уже известных авторов и наиболее талантливых начинающих фотографов.

Цель проекта — ознакомление общественности с современным фотографическим потенциалом Республики Марий Эл и содействие творческим процессам в молодёжной среде.

Основой фотографической экспозиции арт-проекта «Поколение» стали работы признанных во всём мире российских авторов Сергея Чиликова, Ольги Полесовщиковой (Йошкар-Ола-Москва), а также, может быть, не столь знаменитых, но достаточно известных фотографов Алексея Орлова, Сергея Кашкова, Дмитрия Скорнякова и Юлии Ведерниковой. Выставка также представит талантливых йошкар-олинских авторов Андрея Шестакова, Андрея Лазарева, Алексея Шкляева и молодых фотографов: Юрия Подоплелова, Дмитрия Гусева, Елену Смышляеву, Александру Лошакову, Михаила Егошина, Екатерину Кулыгину, Виктора Кислицына, Анастасию Дёмину.

 

Алексей ОРЛОВ,
куратор выставки «ПОКОЛЕНИЯ».

 

  

 

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЫСТАВКЕ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫСТАВКЕ

Название выставки: «ПОКОЛЕНИЯ»

Статус выставки: групповая фотографическая выставка

Организаторы выставки:
Республиканский музей изобразительных искусств Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола, Россия)
Марийская республиканская организация «Союз фотохудожников России» (г. Йошкар-Ола, Россия)

Кураторы выставки:
Алексей ОРЛОВ, председатель МРО ООО СФР (г. Йошкар-Ола, Россия)
Юлия ВЕДЕРНИКОВА, член Союза фотохудожников России (г. Йошкар-Ола, Россия)

Участники выставки:
Алексей ОРЛОВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Сергей ЧИЛИКОВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Сергей КАШКОВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Дмитрий СКОРНЯКОВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Андрей ШЕСТАКОВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Андрей ЛАЗАРЕВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Алексей ШКЛЯЕВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Юлия ВЕДЕРНИКОВА, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Дмитрий ГУСЕВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Юрий ПОДОПЛЕЛОВ, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Елена СМЫШЛЯЕВА, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Александра ЛОШАКОВА, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Михаил ЕГОШИН, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Екатерина КУЛЫГИНА, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Виктор КИСЛИЦЫН, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)
Анастасия ДЁМИНА, йошкар-олинский фотограф (г. Йошкар-Ола, Россия)

Ольга ПОЛЕСОВЩИКОВА, московский фотограф (г. Москва, Россия)
Юрий ПРИТИСК, чебоксарский фотограф (г. Чебоксары, Россия)
Анна ВАХИТОВА, казанский фотограф (г. Казань, Россия)

 

РЕАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Место: Республиканский музей изобразительных искусств Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола, Россия)

Время: 10.12.2011 – 25.01.2012 (открытие 10.12.2012   18:00)

 

ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА

сайт «Союз фотохудожников России» (г. Москва)
сайт «ART-переход.ru» (г. Чебоксары)

 

 


  

 

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ПОКОЛЕНИЯ»

Кураторский обзор

 


  
Алексей ОРЛОВ. Бессловесные (серия, 31 лист).  2009-2011.
Лист 10. 2009.
Цветная фотография.

 

Концепция фотовыставки «Поколения» сформировалась не сразу и от зарождения идеи до конечного воплощения претерпела некоторые изменения.

Толчок был дан в марте 2011 года, когда я посетил рабочую встречу группы «Приближение» во главе с чебоксарским куратором Юрием Евлампьевым. Наблюдая за противоречивыми и неоднозначными фотографическими и около того процессами в Чебоксарах, я задал себе вопрос: «А что же у нас, в Йошкар-Оле»? Йошкар-Ола в фотографическом смысле — легендарный город с богатой историей в масштабах страны и до сих пор не утративший к себе внимание со стороны российской фотографической общественности, благодаря деятельности отдельных личностей и молодёжных студий. И всё же, спросил я себя, а как бы убедиться воочию в том, что йошкар-олинские мастера фотографии и их преемники продолжают плодотворно, или хотя бы не очень, творить из года в год? И каково содержание их работы? Регулярные молодёжные фестивали «Фото-Эл», запуск арт-проекта «Поволжский треугольник» в 2010 году, а также наличие живых мастеров, бесспорно, давали повод верить в современную фотографическую Йошкар-Олу. Однако, и «Фото-Эл», и «Поволжский треугольник» не представляли ситуацию именно в арт-фотографии концентрированно. В обоих случаях наблюдалось или отсутствие известных йошкар-олинских фотографов, или изрядная примесь прикладной фотографии.

Вот так и пришла мне идея некой фотографической выставки, вобравшей в себя лучшие художественные работы (прикладная фотография отодвигалась по умолчанию), созданные фотографами Республики Марий-Эл разных поколений. Однако, с ужасом оглянувшись на историческую бездну богатства марийской фотографии, я чётко осознал свою неспособность понести такую ношу. С другой стороны, хотелось проявить именно современную картину йошкар-олинской фотографической реальности. Я внутри себя определил также личный свой интерес — увидеть, есть ли среди молодых фотографов личности, о которых можно было надеяться, что лет через 10-15 они станут известными в России. Так возникло пошаговое построение ограничений. Проще всего оказалось отделить живых от, увы, почивших. Далее пришла спасительная идея использовать общепринятый опыт, так появилось два значительных условия для участия фотографий в экспозиции:
- фотографии должны быть сделаны в период с 2001 года;
- выбранные работы не должны быть ранее показаны на выставочных площадках в городе Йошкар-Ола.

Вопрос о временных рамках обсуждался, но не долго, внутри инициативной группы. Предлагались 2008 и 2005 годы, но в итоге победил «2001 год» по следующим соображениям:
- мы собрались представлять не пресс-фотографию, где свежесть снимков важна, в арт-фотографиии время, скорее, не имеет значения;
- состоявшиеся авторы вполне способны на длительный таймаут, «период затишья» по определению Юрия Евлампьева;
- 2001 год — символ, начало века и тысячелетия.

То есть, по замыслу организаторов, предполагаемая выставка должна была явиться достаточно свежей версией современного фотографического потенциала Республики Марий Эл.

Сложилось так, что в составе инициативной группы (Орлов-Ведерникова-Федонин) я получился самым влиятельным куратором, но весьма толерантным к молодёжной части выставки. Более же всего я был озабочен экспозицией зрелых мастеров, и тут, честно говоря, я был немного огорчён своим затруднением. Во-первых, мне не удалось представить зрителям Валерия Тумбаева по причине указанных выше границ плюс мой субъективизм в отношении к его современным работам и моё же кураторское  произволение. «Таймаут» — сказал я себе, находя себе утешение и оправдание своего решения в событиях 2006 года, когда Валера был представлен в Йошкар-Оле самым великолепным образом и в полном объёме.

Достаточно «чудесным» образом и при моём попущении в экспозицию выставки попала серия 1997-2001(0?) Дмитрия Скорнякова. Тоже таймаут... Но, не скрою, мне уж очень хотелось видеть его фотографии на выставке. Кураторский произвол, да и только... или беспринципное попустительство, как кому угодно.

Получил удовольствие, представив общественности небольшую подборку из пяти скромных, но очень «вкусных» работ Сергея Кашкова, чей фотографическиий багаж этого века ещё собирается, надеюсь, явить себя в Йошкар-Оле.

О Сергее Чиликове умолчу, во-первых, здесь всё ясно, во-вторых, здесь напрашивается отдельное пространное описание. Жаль, что по техническим причинам не получилось показать больше Чиликова. По этим же причинам были до минимума сокращены экспозиции организаторов — Алексея Орлова и Юлии Ведерниковой.

Несколько чужими здесь смотрятся представленные мною фотографии Алексея Шкляева. Я очень хорошо знаком с работами этого автора и со стилем его работы над такой сложной и для многих архаичной темой, как классический пейзаж, и, при моём личном равнодушии к этой теме, смею вас заверить, этот автор достоин уважения и внимания в своей области фотографического труда.

Говоря о молодёжной части выставки, следует отметить, что половина её участников — это ученики молодёжных фотографических студий под руководством Андрея Шестакова и Андрея Лазарева. Оба Андрея  недавно стали членами Союза Фотохудожников России именно благодаря фотографически-образовательной деятельности среди молодёжи. Их ученики весьма и весьма заметны на российских фестивалях молодёжной фотографии. И остальные молодые участники так или иначе имеют отношение к этим студиям, что, впрочем, не мешает некоторым из них идти своим собственным, порой резко критикуемым, путём.

Изрядную оценку своему творчеству молодые участники получили двояко. С одной стороны они поимели такую возможность на обсуждении серии выставок ежегодного молодёжного проекта «Фото-Эл», проводимого в декабре 2011 года одновременно с выставкой «Поколения» на другой выставочной площадке. Плюс отборочная работа для экспозиции «Поколения», когда организаторы Алексей Орлов и Юлия Ведерникова, превозмогая свою неопытность в кураторском деле, тоже изрядно потрепали и исковыряли своими суждениями их творческие порывы.

С другой стороны, наиболее компетентную и объективную оценку своему творчеству молодёжь получила на двух, проводимых независимо друг от друга, портфолио ревю: первое — проводимое председателем Союза Фотохудожников России Андреем Ивановичем Баскаковым, и другое — от чебоксарского фотографа и куратора Юрия Евлампьева. Оба портфолио ревю оказались очень поучительными и вдохновляющими одновременно. Хочу отметить одну общую черту творчества, выделенную обоими ревьюерами, — это недостаточное, а у некоторых молодых фотографов — откровенно слабое, умение работать серийно, раскрывая изобразительную тему сполна и по возможности глубже, а затем выстраивать изобразительный ряд для наиболее эффектного восприятия. Впрочем, это не прозвучало, как критика, а именно как помощь в дальнейшем авторском развитии, ведь почти все представленные молодые фотографы находятся в начале фотографического пути, который, кстати, как показывает практика, у многих молодых людей скоро и заканчивается на следующих этапах их жизни. Поэтому, лично мне, было очень радостно догадываться о хорошей фотографической перспективе многих молодых участников. Грядущий фестиваль «Молодые фотографы России — 2012» даст им шанс проверить свои силы.

Очень радостно было наблюдать и видимые итоги обоих портфолио ревю: молодой автор Дмитрий Гусев получил рекомендацию от А.И. Баскакова на вступление в Союз Фотохудожников России, что тот скоро и сделал. А Юрий Евлампьев рекомендовал всем молодым фотографам готовить и присылать материал для последующей публикации на сайте «ART-переход.ru». А ведь продвижение и содействие молодым фотографам и являлось одной из главных целей проекта.

Конечно же я не считаю проект «Поколения» выставкой очень высокого класса уровня российских международных фестивалей и биеннале. Это и не являлось главной целью. В результате же, по моему мнению, выставка вполне адекватна местности и обозначенной цели.

Что лучшее в настоящем времени имеем, то и видим, тенденция налицо.

 

 

Алексей ОРЛОВ,
куратор выставки «ПОКОЛЕНИЯ».

18 января 2012 г.,
Йошкар-Ола, Россия

 

 

 


 

 

 


  
Алексей ОРЛОВ. Бессловесные (серия, 31 лист).  2009-2011.
Лист 10. 2009.
Цветная фотография.

 

 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ВЫСТАВКИ «ПОКОЛЕНИЯ»

 

1.  ВЫСТАВКА «ПОКОЛЕНИЯ» В ЙОШКАР-ОЛЕ
[Приведен пресс-релиз выставки «ПОКОЛЕНИЯ» и избранные работы участников выставки].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=331
— (13 декабря 2011 г.)

 

2. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на выставке «ПОКОЛЕНИЯ»
[Информация и обзор посещения выставки «ПОКОЛЕНИЯ» чебоксарскими фотографами из группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0366_pokolenya.html
— (29 мая 2012 г.)

 

3. ПОРТФОЛИО РЕВЮ ОТ ЮРИЯ ЕВЛАМПЬЕВА В ЙОШКАР-ОЛЕ
[Приведены все материалы январского портфолио ревю - 2012 от Юрия Евлампьева в Йошкар-Оле].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/14_RV/0368_revue_ola_info.html
— (29 мая 2012 г.)

 

 

 

 

  | 
   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна