ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > ФОТОГРАФЫ С ДВУХ БЕРЕГОВ ОДНОЙ РЕКИ >  РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ» 
Последнее обновление страницы: 23 мая 2011 г.  20:00  

 

   

РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ»

ФОТОГРАФЫ С ДВУХ БЕРЕГОВ ОДНОЙ РЕКИ: Четвёртый этап.
Чебоксары, 12 марта 2011.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «ФОТОГРАФЫ С ДВУХ БЕРЕГОВ ОДНОЙ РЕКИ»
4 апреля 2011, Чебоксары, Россия

 

ART-переход.ru: 6 апреля 2011 г.


   
   
  



 
РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ». 12 МАРТА 2011

Лист 1 — У Валерия Железнякова уже был опыт организации рабочей встречи
группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»
в городе Новочебоксарске в 2006 году.
Поэтому вполне логично прозвучало приглашение Железнякова провести рабочую встречу группы
в пространстве экспозиции своей персональной выставки «SPORT@RT»
,
которая экспонировалась в Музее краеведения и истории города Новочебоксарска.

На фотографии изображены (слева направо):

Алексей ОРЛОВ — председатель Марийского отделения «Союз фотохудожников России»,

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — куратор творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»,

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — член группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»,

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — член группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

Фотография и текст участника рабочей встречи Юрия Евлампьева.
Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, Новочебоксарск; 12 марта 2011 г.

 

 

РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ПРАВОБЕРЕЖЬЯ

 

С первых дней образования творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» рабочие встречи членов группы становятся основной формой визуализации её деятельности, а также визуализации художественных процессов ПРАВОБЕРЕЖЬЯ.

Каждой рабочей встрече предшевствует первоначальная проработка узловых вопросов, принятие решений по этим вопросам на самой встрече и реализация намеченных решений в последующий период.

Рабочие встречи формируются в процессе повседневной деятельности группы и материализуются в различных контексах фотографического бытия ПРАВОБЕРЕЖЬЯ в составе, адекватном перечню поставленных вопросов.

Настоящая встреча сформировалась в рамках реализации проекта «Фотографы с двух берегов одной реки» и прошла в пространстве экспозиции персональной выставки Валерия Железнякова «SPORT@RT» в правобережном городе Новочебоксарск, что лежит на пути маршрута Чебоксары (Правобережье) — Йошкар-Ола (Левобережье), разделённого рекой ВОЛГА.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

12 марта 2011 г.
Чебоксары, Россия

 




  

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧЕ

 


  
РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ». 12 МАРТА 2011

Лист 2 — В Чебоксарской фотографической школе сам факт состоявшейся выставки не рассматривается как конечная цель. Выставка может лишь претендовать на начало разворачивания художественного процесса и то, при условии сформированного вектора.


На фотографии изображены (слева направо):

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — участник международного фотографического пленэра
«Пришёл, увидел, проявил!» (Нижний Новгород, 2002)
,

Алексей ОРЛОВ — участник шестого международного фотофестиваля
«Мода и стиль в фотографии 2009» (Москва, 2009)
,

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — куратор и участник выставки «ПереХОД» (Москва, 2005),

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — автор и участник проекта «КРИУШИ. Визуальное исследование».

Фотография и текст участника рабочей встречи Юрия Евлампьева.
Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, Новочебоксарск; 12 марта 2011 г.

 

 

 

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧИ

 

Куратор группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (Чебоксары, Россия)
— член Союза фотохудожников России с октября 1991 г.,
— председатель правления Чебоксарского фотоклуба с сентября 2001 г.,
— куратор фотографических проектов в Чебоксарах с января 1995 г.,
— чебоксарский фотограф первой генерации с сентября 1979 г.,
— йошкар-олинский фотограф третьей генерации с августа 1976 по август 1979 г.
— рязанский фотограф пятой генерации с сентября 1973 по июль 1976 г.

Члены группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»:
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ (Чебоксары, Россия)
— член Союза фотохудожников России с 1991 г.,
— член правления Чебоксарского фотоклуба с 2001 г.,
— чебоксарский фотограф пятой генерации с июня 1996 г.,
— иркутский фотограф с 1983 по май 1996 г.

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ (Чебоксары, Россия)
— член Союза фотохудожников России с 1996 г.,
— член народной фотостудии «Ракурс» с 1985 по 1992 г.,
— член Чебоксарского фотоклуба с 1992 г.,
— чебоксарский фотограф второй генерации с 1985 г.

Приглашённые:
Алексей ОРЛОВ (Йошкар-Ола, Россия)
— член Союза фотохудожников России с 1991 г.,
— председатель Марийского отделения «Союз фотохудожников России» с 1998 г.,
— йошкар-олинский фотограф с 1989 г.

 

Фотограф рабочей встречи: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (Чебоксары)

Секретарь рабочей встречи: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (Чебоксары)


 

 

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧИ

Место: Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, Новочебоксарск, Россия 

Время: 12.03.2011, 10:00-16:00

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧИ

1 Выставка Валерия Железнякова как повод для самоидентификации.
2 Арт-проекты Чебоксар («Плацдарм») и Йошкар-Олы («Поволжский треугольник»).
3 Четвёртый этап проекта «Фотографы с двух берегов одной реки».
4 Особенности позиционирования творческой фотографии в Чебоксарах.

 

 

 

 


 

 

ФОТОГРАФЫ С ДВУХ БЕРЕГОВ ОДНОЙ РЕКИ. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП

 

 


  
РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ». 12 МАРТА 2011

Лист 3 — Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» является единственным носителем в Чебоксарах
традиций чебоксарской фотографической школы.

На фотографии изображён:

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

Фотография и текст участника рабочей встречи Юрия Евлампьева.
Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, Новочебоксарск; 12 марта 2011 г.

  

Проект «Фотографы с двух берегов одной реки», запущенный 1 января 2002 года, прошёл через ряд знаковых акций:
- «II международный фестиваль фотографии «PRO Зрение» — 11-31 января 2002 г., Нижний Новгород;
- «Международный фотографический пленэр «Пришел, увидел, проявил!» — 6-13 сентября 2002 г., Нижний Новгород;
- «Фотографы с двух берегов одной реки. Научно-практический семинар по творчеству в фотографии» — 23 ноября 2002 г., Чебоксары — Йошкар-Ола;
- выставка «Нижегородский пленэр» — 10 апреля – 30 мая 2003 г., Йошкар-Ола;
- выставка «Пространство неизвестного» — 11 мая – 11 июня 2004 г., Чебоксары;
- три выставки Валерия Тумбаева — 4 октября 2006 г., Йошкар-Ола;
- выставка «Неформат» — 16 февраля – 16 марта 2007 г., Чебоксары;
- выставка «Дневник фотографа» — 10 мая 2007 – 20ХХ г., Чебоксары;
- фотографические экспозиции лофт-проекта «Плацдарм 2009» — 4-6  декабря 2009 г., Чебоксары;
- фотографические экспозиции лофт-проекта «Плацдарм v 2.0.1.0.» — 5-14  ноября 2010 г., Чебоксары;
- фотографические экспозиции арт-проекта «Поволжский треугольник» — 4 декабря 2010 - 16  января 2011 г., Йошкар-Ола;
- фотографические экспозиции арт-проекта «Поволжский треугольник» — 11 - 25 марта 2011 г., Чебоксары;
- рабочая встреча творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» — 12 марта 2011 г., Новочебоксарск.

Каждая из этих акций внесла свой штрих в новые импульсы творческих отношений фотографов двух городов одной реки в XXI веке. Наработанные партнёрские связи 80-х годов XX века не ушли в песок, а дали новые всходы и прорисовали новые перспективы. Первое десятилетие XXI века сформировало новое поколение чебоксарских фотографов, которые обозначились в шестой (2000-2006 гг.) и седьмой (2007-2012 гг.) генерациях чебоксарского фотографического бытия. Далеко не все из этих фотографов смогли впитать традиции чебоксарской фотографической школы и, как следствие, их результаты в творческой фотографии выглядят достаточно скромными.

В последние шесть лет (01.2005 – 01.2011) в Чебоксарах наблюдается бум по нарождению различных фотостудий и фотокурсов, где преподносятся знания по фотографии для начинающих и опытных фотографов. Однако, доминирующим креном в этом буме является формирование прикладных фотографов. Встречаются всё же фотокурсы с многообещающим названием «Творческая фотография», где некий преподаватель с 14-и летним стажем готов воспитать новых творческих фотографов в Чебоксарах. Правда, за эти 14 лет усиленного преподавания он не воспитал ни одного творческого фотографа для Чебоксарна выходе у него лишь фотографы-ремесленники. Объяснение такой результативности лежит на поверхности: сам преподаватель специализируется в области «фото на документы» (ещё 5 лет назад он на местном фотофоруме выставлял свои КБО-фото — фото, сделанные в Комбинате Бытового Обслуживания — и искренне считал, что это и есть высшая истина в фотографии), творческое наследие чебоксарской фотографической школы он не изучил (нет ни одной опубликованной статьи по творчеству знаковых фотографов Чебоксар), и не освоил (выставленное им на сайте Союза фотохудожников Россиинечто посредственного уровня сильно подмачивает репутацию фотографическим Чебоксарам).

Можно в Чебоксарах обнаружить курсы и с не менее многообещающим названием «Искусство фотографии», которые ведёт преподаватель с двухлетним преподавательским стажем. Для солидности он даже вступил в Союз фотохудожников России и пытается себя позиционировать как творческий фотограф. Однако, освоению фотографической визуальности ему сильно мешает писательская карьера, где законы построения художественного пространства совершенно иные.  Его практические наработки в фотографии пока выглядят более чем скромными.

Невысокая результативность и тех и других курсов скорее будет являться правилом, а не исключением, особенно на фоне явной коммерческой составляющей.

Не лучше обстоит дело и с деятельностью вновь образованных фотоклубов: «ФотоСреда» — руководитель Дмитрий Репин, «Zoom» — руководитель Дмитрий Мамаев. Фотоклуб «ФотоСреда» начал работу в марте 2008 года, а фотоклуб «Zoom» — с января 2010 года. Ни один из клубов пока не провёл ни одну отчётную ежегодную выставку. Имена членов обоих фотоклубов скрыты от широкой фотографической общественности, хотя каждый из клубов позиционирован и на чебоксарском фотофоруме (фотоклуб «ФотоСреда» — здесь, а фотоклуб «Zoom» — здесь) и в социальной сети «В контакте». В течение последнего года ни один из клубов не отражает свою деятельность в реальном масштабе времени ни на чебоксарском фотофоруме, ни «В контакте», что связано, скорее всего, с отсутствием плана работы и нежеланием вести целенаправленную деятельность. На вернисажах чебоксарских фотовыставок представителей клубов можно видеть лишь эпизодически. Участие клубов в художественных процессах и акциях чебоксарской фотографической школы не замечено. Одним словом — эти фотоклубы могут претендовать пока лишь на посиделки для тех, кому за 20.

Молодые фотографы Чебоксар и Йошкар-Олы вносят свою лепту в формирование фотографических традиций двух берегов. Одна из последних акций в этом контексте — арт-проект «Поволжский треугольник» и её фотографическая составляющая — фотовыставка «Среда обитания» (участники — фотографы из Йошкар-Олы, Чебоксар и Казани). Куратор проекта Сергей Федонин, объединив творческие порывы трёх городов, вписался в концепцию проекта «Фотографы с двух берегов одной реки» и создал предпосылки для дальнейшего сближения фотографов Йошкар-Олы и Чебоксар.

В недалёком прошлом эту задачу решал и Андрей Шестаков — руководитель фотостудии ДТДМ города Йошкар-Олы. В феврале 2007 года он позиционировал в Чебоксарах фотовыставку молодых йошкар-олинских фотографов «Неформат». По его замыслу в пространстве экспозиции выставки могло бы произойти сближение йошкар-олинских и чебоксарских фотографов. Но, к сожалению, этого сближения не произошло, более того — выставка «Неформат» была бойкотирована определённой частью фотографической общественности Чебоксар: никакого обсуждения этой выставки в Чебоксарах не состоялось. Эта нестыковка произошла на фоне бойкотирования молодыми йошкар-олинскими фотографами совместно с Андреем Шестаковым предложения Юрия Евлампьева по участию йошкар-олинцев в художественном процессе чебоксарской выставки «Один день лета» в ноябре 2006 года.

Сергей Федонин, запуская проект «Поволжский треугольник», к сожалению, не изучил печальный опыт Андрея Шестакова и с первых шагов начал делать одну ошибку за другой. Вначале, в пресс-релизе арт-проекта, он «забыл» упомянуть имена чебоксарских фотографов, затем в чебоксарской версии арт-проекта из экспозиционного пространства выставки «Среда обитания» (узел связи АТС-42, г. Чебоксары, 11-25 марта 2011 г.) был полностью исключён чебоксарский блок с фотографамиДмитрием Репиным, Андреем Чумаковым, Юрием Притиском, Александром Демьяновым. В этом ему «помог», и очень хорошо, Иван Ярмощук, руководитель арт-площадки «HUBspace.ru» (узел связи АТС-42, г. Чебоксары). Аргументы Ярмощука — «площадь экспозиционного пространства не позволяет всех разместить» или «фотографии этих авторов в Чебоксарах уже видели» — не выдерживает никакой критики: за последние 33 года чебоксарские фотографы, устраивая российские выставки в Чебоксарах, всегда для чебоксарской коллекции выделяли максимум площадей. Такое наплевательское отношение к чебоксарским фотографам как со стороны Сергея Федонина, так со стороны Ивана Ярмощука вылилось в бойкотирование выставки определённой частью фотографической общественности Чебоксар: вернисаж выставки был проигнорирован, а обсуждение выставки не состоялось ни на «ФотоСреде», ни на чебоксарском фотофоруме, ни на сайте «ART-переход.ru» (обсуждением выставки в Чебоксарах считается только то, что опубликовано на web-ресурсах и/или в СМИ). К ошибке Сергея Федонина следует отнести и отсутствие приглашения широкой фотографической общественности Чебоксар на творческую встречу с йошкар-олинскими авторами в течение полутора месяцев экспозиции выставки «Среда обитания» в Йошкар-Оле.

Позиция самих участников выставки по отношению к выставке «Среда обитания» осталась бы неизвестной, если бы промолчал чебоксарский фотограф Юрий Притиск. А Притиск один из немногих в Чебоксарах фотограф, кто не боится озвучить свою точку зрения и этой точки зрения в своей жизни придерживается. Сам Притиск позиционирует себя среди тех независимых творцов, о которых говорят: «И они творят потому, что не могут не творить». Своё отношение к участию в выставке он выразил так: «А если бы знал заранее, кто там будет участвовать и какой контингент, то, несомненно, не участвовал бы — вот и все. Я чужой на этой выставке, по контенту точно. То же самое относится к Плацдарму и прочим коллективным выставкам». В ответ на позицию Юрия Притиска прозвучали не очень убедительные аргументы Евгения Горбунова и Сергея Федонина (полный текст обсуждения выставки «Среда обитания» в йошкар-олинской версии читайте в блоге Юрия Притиска — http://pritisk.livejournal.com/151735.html). Также неубедительно прозвучало утверждение Федонина об исключительности выставки «Среда обитания» в Йошкар-Оле за последние 18 лет. Федонину следует вспомнить три выставки Валерия Тумбаева, открывшиеся в один день 4 октября 2006 года на трёх площадках Йошкар-Олы. Акция Тумбаева действительно уникальна и исключительна: вряд ли, кто-то сможет повторить его поступок в Йошкар-Оле, в Чебоксарах или в Казани. 

  

  

  


  
РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ». 12 МАРТА 2011

Лист 4 — Четыре члена Союза фотохудожников России,
четыре поволжских фотографа,
четыре зрителя выставки «SPORT@RT»,
четыре участника рабочей встречи группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»
были уверены, что творческие отношения между Чебоксарами и Йошкар-Олой
необходимо укреплять.

На фотографии изображены (слева направо, второй план):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — участник акции «Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на закрытии выставки»,

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — участник акции «Вечер фотографии на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ»,

Алексей ОРЛОВ — участник акции «Поволжский треугольник»,

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — участник акции «Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на открытии выставки».

Фотография и текст участника рабочей встречи Юрия Евлампьева.
Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, Новочебоксарск; 12 марта 2011 г.

  

Юрий Притиск позиционирует себя как творческий фотограф с 2006 года. Ему повезло: он творит на географической широте Чебоксар — 56°±1° с.ш. (Чебоксары — 56° 08’ с.ш., Йошкар-Ола — 56° 38’ с.ш., Казань — 55° 47’ с.ш., Новочебоксарск — 56° 07’, Нижний Новгород — 56° 19’, с.ш., Бородино — 55° 54’ с.ш., Челябинск — 55° 09’ с.ш., Курган — 55° 27’ с.ш., Новосибирск — 55° 02’ с.ш., Красноярск — 56° 00’ с.ш., Братск — 56° 07’ с.ш., Москва — 56° 45’ с.ш.), в городе с фотографическими традициями (подробнее о географической широте Чебоксар см. в Приложении к статье). Однако, он не очень спешил изучать эти традиции и художественную программу чебоксарской фотографической школы. Искусственно изолировав себя от фотографических процессов ПРАВОБЕРЕЖЬЯ, он не смог избежать влияния чебоксарской фотографической школы. Всё его творчество является подмножеством визуальной ментальности ШКОЛЫ. Ещё в марте 2007 года он получил приглашение к участию в чебоксарском проекте «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ», которое он по своей недальновидности отклонил. В 2009 году мною были прописаны требования к творческому фотографу в Чебоксарах и, отталкиваясь от них, Притиск мог бы минимизировать количество шагов к своему становлению как фотографу. Лишь в 2011 году он впервые принимает решение об участии в конкурсе художественной фотографии «Молодые фотографы России 2011». Его несколько запоздалый поступок осмыслен и «бродяжничеством» по многочисленным фотографическим форумам России, и возвращением как блудного сына на чебоксарский фотофорум, и осознанием того, что и на чебоксарских широтах есть интересные фотографы. Например, с творчеством уважаемого Юрием Притиском фотографа — Алексея Орлова можно познакомиться на непринятом широкой фотолюбительской общественностью Чебоксар сайте «ART-переход.ru».

С каждым годом в Чебоксарах всё большее количество фотолюбителей пытаются себя позиционировать в качестве творческих фотографов. Это позиционирование предполагает соответствие семи требованиям чебоксарской фотографической школы. И как бы их ни пытались отрицать, но логика прихода в творчество вынуждает каждого фотолюбителя соответствовать этим требованиям. Например, требование — «Фотолюбитель должен быть готов к публичной деятельности» выводит последнего к творческим сведениям (наличие таких сведений как краткая творческая биография, избранные выставки, избранная библиография). Творческие сведения начинаются с имени фотографа. К сожалению, это не понимают даже опытные фотолюбители, и у них вместо имени — кликухи на форумах. За кликухой, как правило, прячутся те, кто намерен нанести подлый удар из-за угла. Отсутствие полных творческих сведений можно обнаружить и у новоиспечённых членов Союза фотохудожников России из Чебоксар (до 2010 года у обоих не было никаких сведений): преподавателя с 14-и летним стажем и преподавателя с двухлетним стажем. Наиболее полные творческие сведения представлены у чебоксарского фотографа первой генерации Юрия Евлампьева.

Одна из составляющих публичной деятельности — участие в выставках, конкурсах. Именно это требование стимулирует фотолюбителя «засветиться» на выставке, и, по возможности, на выставке российского уровня. Наиболее правильный выбор делают те молодые фотолюбители, которые участвуют в конкурсе «Молодые фотографы России», состоящем из двух этапов: первый этап — выход в итоговую выставку конкурса, второй этап — выход в число номинантов: авторы 10 лучших проектов удостаиваются Государственных стипендий (36000 рублей в 2012 году на одного стипендиата) в области культуры и искусства на следующий год за годом проведения конкурса. В 2011 году от Чебоксар уже участвуют в конкурсе (состояние на 22 мая 2011 г.): Юрий Притиск, Анна Мартынова, Алексей Лапин, Максим Ильин, Борис Емельянов, Сергей Иванов, Юлия Ведерникова, Наталья Курбатова, Краснослабодцева Альбина, Ананьева Татьяна, Захарова Екатерина, Александрова Оксана, Куруленко Дмитрий, Ярмощук Иван, Гиндина Елизавета, Логвиненко Елизавета, Ефимов Юрий. Среди перечисленных фотолюбителей двенадцать — новички: Алексей Лапин, Максим Ильин, Сергей Иванов, Наталья Курбатова, Краснослабодцева Альбина, Ананьева Татьяна, Захарова Екатерина, Александрова Оксана, Куруленко Дмитрий, Гиндина Елизавета, Логвиненко Елизавета, Ефимов Юрий. Их изобразительный стиль ещё не сформировался, да и с выбором темы — проблема. Проблема выхода на итоговую выставку не минует и Анну Мартынову: полученное профессиональное изобразительное образование становится, как правило, тормозом на пути освоения визуальной культуры в фотографии (танцовщица, прошедшая школу народного танца, никогда не сможет танцевать в классическом балете). От Йошкар-Олы в конкурсе «Молодые фотографы России 2011» приняли участие (состояние на 22 мая 2011 г.): Елена Смышляева, Татьяна Иванова, Ольга Холявина, Ананьева Екатерина, Кулыгина Екатерина.

Активные процессы, происходящие на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ, становятся предметом пристального внимания фотографов других регионов. Одним из таких фотографов, проявившихся в последнее время на географической широте Чебоксар, стал известный в России самарский фотограф Сергей Осьмачкин. Его интерес к Чебоксарам подпитывается и тем, что он в течение двух лет (1988-1989), находился в фарватере чебоксарского фотографического бытия: активно участвовал в творческой жизни народной фотостудии «Ракурс» и руководил студией «Белый лист». И даже после того, как он оставил Чебоксары и вернулся к себе на родину, Осьмачкина ещё продолжительное время связывали тёплые творческие отношения с чебоксарскими фотографами.

Идентификация Сергеем Осьмачкиным текущих векторов ПРАВОБЕРЕЖЬЯ (прозвучавшая в блоге Ивана Ярмощука) в качестве стороннего эксперта со статусом сложившегося творческого фотографа и со статусом фотографа, некогда находившегося в эпицентре художественных процессов Чебоксар, заслуживает как минимум внимания. Оценка Осьмачкина, прозвучавшая в словах — «Очень сильно влияние Евлампьева… просто зомбирующее на чувашских фотографов… неужели нет возможности идти своим путём?» или «…что Ваня Михайлов, что другие чебоксарцы так или иначе поражены «феноменом бытия» — оказалась, по-видимому, для многих чебоксарских фотографов неожиданна и эти многие пытаются, видимо, спешно переосмыслить своё творчество. Конечно, после такой оценки можно было бы привести ещё и «железный аргумент» — «со стороны виднее» и поставить жирную точку.

Влияния Евлампьева, действительно, не избежала часть чебоксарских фотографов, но почему-то именно эта часть смогла не только произвести выбор «своей песни жизни», но и сформировать в себе творческую личность. Другая часть, которая избежала влияния Евлампьева, осталась в тени и их наработки известны разве лишь в том фотоклубе, который они посещали. На этом фоне можно наблюдать другую крайность, когда преподаватель с 14-и летним стажем напрямую заимствует у Юрия Евлампьева названия работ, стилистику текстов, логику фотографического бытия, то это уже не влияние опытного фотографа на начинающего фотолюбителя, а банальная кража чужого. Конечно, если у преподавателя нет ничего своего, то остаётся последнее — красть у других. Через влияние творчества одного фотографа на творчество другого проходит большинство. И если в фотографе есть стержень, то он обязательно проявится, в противном случае — мы будем иметь дело с подражанием, а это уже вторично.

В первом десятилетии XXI века состоялась целая череда знаковых акций, где прозвучали имена фотографов городов Чебоксары и Йошкар-Ола. Каждое имя позволило засветить какую-то сторону фотографического бытия, какую-то часть творческих поисков. Движение навстречу друг другу обогатило каждого из нас. Но имеющиеся потенции двух городов далеко не исчерпаны на пути преобразования броуновского движения в порыв одного вектора.  Того самого вектора, который формируется из наследия прошлого, генераций настоящего и мечты будущего.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «ФОТОГРАФЫ С ДВУХ БЕРЕГОВ ОДНОЙ РЕКИ».

4 апреля 2011 г.
Чебоксары, Россия

  

  


  
РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ГРУППЫ «ПРИБЛИЖЕНИЕ». 12 МАРТА 2011

Лист 5 — Сближение двух фотографических городов — Чебоксар и Йошкар-Олы
в XXI веке могло бы происходить с использованием технологии команды распределённого типа,
имеющий единый вектор для всех его участников.

На фотографии изображены (слева направо):

Алексей ОРЛОВ — автор работы «Спокойные люди. 1994-2005»,

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — автор работы «Увиденное. 1993»,

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — автор работы «Угол. 2007»,

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — автор работы «Вкрапление. 2010».

Фотография и текст участника рабочей встречи Юрия Евлампьева.
Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, Новочебоксарск; 12 марта 2011 г.

  

 

 

 


 


 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧИ

 

1. ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ.
[Персональная страница чебоксарского фотографа и куратора Юрия Евлампьева].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/01_Evlampev/00_YE_About/evlampev.html

2. ВАЛЕРИЙ ЖЕЛЕЗНЯКОВ.
[Персональная страница чебоксарского фотографа Валерия Железнякова].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/05_Geleznjakov/00_VGL_About/VGL_biografia.html

3. ВАЛЕРИЙ БАГИЛЬДИНСКИЙ.
[Персональная страница чебоксарского фотографа Валерия Багильдинского].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/03_Bagildinski/00_VB_About/bagildinski.html

4. АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ.
[Персональная страница йошкар-олинского фотографа Алексея Орлова].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/10_FRU/02_Orlov/0317_orlov.html

5. КИРИЛЛОВА Рита
«Пространство неизвестного» Железнякова и Тумбаева
[Обзор выставки «Пространство неизвестного». Приведены репродукции работ участников выставки: Валерий Железняков. «Красный день (серия). 2002»; Валерий Тумбаев «Стена (серия). 2002»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/10_RK_spase.html
— (6 июня 2004 г.)

6. Фотографы с двух берегов одной реки. Три выставки Валерия Тумбаева
[Информация о вернисажах трёх выставок йошкар-олинского фотографа Валерия Тумбаева].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/03_Bereg/0242_bereg-3_expo.html
— (17 января 2009 г.)

7. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на выставке Семёна Игнатьева
[Информация о вернисаже выставки «УВИДЕННОЕ СЕРДЦЕМ» чебоксарского фотокорреспондента Семёна Игнатьева].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0243_semen_expo.html
— (7 февраля 2009 г.)

8. Вечер фотографии на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ. Встреча чебоксарских фотографов с Валерием Железняковым
[Обзор рабочей встречи чебоксарских фотографов с Валерием Железняковым].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0152_vstrecha-2006.html
— (24 декабря 2006 г.)

9. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на выставке Анастасии Григорьевой
[Информация о вернисаже выставки «ДВЕ ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРБУРГУ» чебоксарского фотографа седьмой генерации Анастасии Григорьевой].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0194_progulka_info.html
— (22 ноября 2007 г.)

10. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на закрытие выставки «ЛЮДИ ИЗ ПРОВИНЦИИ»
[Информация о закрытии выставки «ЛЮДИ ИЗ ПРОВИНЦИИ» чебоксарского фотографа шестой генерации Юлии Ведерниковой].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0260_provincia_obzor.html
— (11 июля 2009 г.)

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

   

К вопросу о географической широте Чебоксар

 

Метафора «Географическая широта Чебоксар» была введена Юрием Евлампьевым в фотографическое бытие ПРАВОБЕРЕЖЬЯ в 1995 году на первом этапе реализации проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия». Введённая метафора также была привязана и к географической широте северного полушария Земли со значением (56 ± 1)° с.ш. (Чебоксары располагаются на широте — 56° 08’ с.ш.). К этому значению привязаны целый ряд российских городов, где сложились определённые фотографические традиции: Москва (56° 45’ с.ш.), Нижний Новгород (56° 19’), Чебоксары (56° 08’ с.ш.), Йошкар-Ола (56° 38’ с.ш.), Казань (55° 47’ с.ш.), Екатеринбург (56° 51’ с.ш.), Челябинск (55° 09’ с.ш.), Курган (55° 27’ с.ш.), Новосибирск (55° 02’ с.ш.).

Позднее, Владимир Бутков, исследуя фрактальную симметрию — симметрию между целым (системой) и его частью (элементом) обнаружил, что фрактальная симметрия — иерархическая симметрия, очень похожая на асимметрию, оказывается, связана — и весьма интересным образом — с Золотым сечением.

Владимир Бутков пишет: «...Золотое сечение издревле использовалось при строительстве не только, как отношение отрезков (в египетских пирамидах, например), но и как отношение углов: театр в Эпидавре построен Поликлетом Младшим к 40-й Олимпиаде таким образом (общепринятым в те времена, кстати), что раствор угла между театроном (местом для зрителей) и скеной (пристройкой для переодевания актёров и хранения реквизита) делит окружность основания амфитеатра в отношении 137.5:222.5 (в градусах)=0.618.

Это круговое Золотое сечение, известное едва ли не три тысячи лет, подсказало мне мысль о существовании некого СФЕРИЧЕСКОГО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ и о приложении его к нашей планете, конечно, если считать её геометрическую форму шаром. Учитывая, что географическая широта изменяется от 0 на экваторе до 90 градусов на полюсах, сферическое Золотое сечение Земли - это параллель с широтой 90*0.618=55.62 градусов (или 55° 37’ 12’’ с.ш. — примечание Ю.Е.). Это самая гармоническая с точки зрения Золотого сечения географическая широта. Действительно, здесь не очень холодный и отнюдь не жаркий климат. Очень умеренный, но скорее холодный, чем тёплый, что не располагает к безделью — здесь ничто съедобное не растёт само по себе в необходимом изобилии, всё надо вырастить или добыть немалым трудом. Но, как известно, именно умеренные трудности закаляют дух, шлифуют интеллект и, вообще, стимулируют эволюцию. Здесь стоит заметить, что плотность населения на этих широтах редко бывает высокой: количество желающих ЖИТЬ ТРУДНО всегда ограничено естественным образом.

Это очень российская широта: две трети сухопутной её линии приходится на территорию России, около трети — Канады. В Европе эта линия проходит через Белоруссию и Литву, а далее строго по Балтийскому, а затем Северному морям, лишь слегка цепляя Данию (Копенгаген стоит точно на этой широте), самый юг Швеции в районе города Мальме (крупного — по шведским масштабам) и рассекая Шотландию по линии расположения её двух крупнейших городов — Глазго и Эдинбурга.
Что касается Южного Полушария, то здесь на широте Золотого сечения расположены лишь считанные километры безлюдной суши — это одиночные чилийские острова, лежащие южнее Огненной Земли.

Точно на широте Золотого сечения стоит Москва (золотая параллель проходит по южным окрестностям города). Но это не всё — скорее, начало. В узкой полосе 55.6 плюс-минус полградуса северной широты (или в диапазоне от 55° 07’ 12’’ с.ш. до 56° 07’ 12’’ с.ш.— примечание Ю.Е.) расположены: Казань, Н.Новгород, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск. Ещё на полградуса севернее расположен Екатеринбург, южнее — Уфа. Другими словами, почти все города-миллионники России привязаны к широте Золотого сечения. Исключения — города Нижнего Поволжья и Дона (Самара, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону), Пермь и Санкт-Петербург. Но Волга — сама Золотое сечение, но уже не Земли, а именно России, и странно было бы, если б всё было по-другому. Что касается Питера, это особый случай — у него столь необычная карма, что этот феномен, выбивающийся из ряда, не может быть объяснён в двух словах...»

Проведённые исследования Владимиром Бутковым  позволяют утверждать, что «Географическая широта Чебоксар» — это самая гармоническая с точки зрения Золотого сечения географическая широта и очень российская широта.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «ЧЕБОКСАРЫ КАК ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИЧЕСКОГО БЫТИЯ».

15 апреля 2011 г.
Чебоксары, Россия

 

 

  | 
   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна