ДНЕВНИК ФОТОГРАФА ИЛИ ВИЗУАЛЬНЫЕ МИЗАНСЦЕНЫ СЕРГЕЯ ЧИЛИКОВА
Сергей
Чиликов — йошкар-олинский фотограф
со сформировавшейся стилистикой и
выраженной эстетикой. И этот факт
является достаточным аргументом, чтобы
проявить интерес к его фотографиям.
Чиликов в своём раннем
творчестве предметный мир конструировал
в буквальном смысле из всего, что
попадало под руки в символическом
местечке «Кундыш», где на протяжении
более 25 лет проходили фотографические
пленэры отечественных фотографов.
Тщательное исследование ограниченной
территории неминуемо приводит художника
к вопросу: «А что там за пределами
моей территории?». Этот, простой по
своей сущности вопрос подвинул Чиликова
проявить интерес к ряду географических
мест уже бывшего СССР и новой России.
С этого момента бытие Чиликова стало
наполняться путешествиями.
Обязательным спутником
путешественника, как правило, становится
дневник — литературное произведение
в форме ежедневных записей. Только
Чиликов посчитал, что визуализация
увиденного много выразительнее слова,
пусть даже и стилистически выдержанного.
Свои путешествия
Сергей Чиликов начал с Йошкар-Олы,
с города, где он живёт и где он состоялся
как фотограф. К условной теме «Йошкар-Ола»
Чиликов возвращается много раз и на
разных витках временной спирали. Поэтому
вполне естественным выглядит проделанное
им сопоставление городских фрагментов,
снятых с одной точки, но разделённых
промежутком в 15-20 лет. Этот визуальный
анализ в оформленном виде прозвучал
в серии «отЛИЧия» в известном фотопроекте
«24».
Тесные творческие
связи с Чебоксарами на протяжении
почти трёх десятилетий несомненно
прочертили свой след в душе фотографа
Чиликова. Из этого города он вынес
множество визуальных мизансцен как
привязанных к топологии конкретного
города, так и с растворением конкретики,
где, пожалуй, доминантой выступает
человек из провинциального городка.
Другим часто посещаемым
городом, особенно в 90-х годах, стала
Самара. С этим городом связаны визуальные
мизансцены, передающие ностальгию
по уходящей эпохе нашей молодости,
пронизанные созерцательной чувственностью.
На пути следования
фотографа Чиликова оказалось ещё немало
больших и малых городов и маленьких
селений. Каждое новое посещение приводило
к новому выбросу адреналина и к новым
генерациям. Его визуальный дневник
становился всё объёмнее. Происходили
какие-то внешние перемены: вначале
визуализация увиденного фиксировалась
на чёрно-белую плёнку, потом все больше
стал появляться цвет. Или — вначале
Чиликов подписывал свои работы достаточно
протокольно — «Самара 1994», «Чебоксары
1996», а затем появились такие названия
как «Прекрасный Петербург. 2005».
Ещё более сильный
отход от первоначальных принципов
прозвучал в серии под названием «Русские
без России. 2005». В названии работы
географические атрибуты отсутствуют
вовсе. Возможно, при скрупулёзном
изучении предметного мира визуальных
мизансцен можно рассмотреть и географическую
привязку, которая может оказаться
достаточно важной, например, для этнографов
и историков. Но для зрителей, воспринимающих
дневник фотографа Чиликова как объект
искусства, важно то, что во всех визуальных
мизансценах йошкар-олинский фотограф-художник
проговаривается и проговаривается
из рядов своих персонажей, став на
их место, став одним их них.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор выставки «Дневник фотографа»
3 мая 2007 г.
Чебоксары, Россия
|