Понятие фотографический
пленэр
выпало из чебоксарского обихода
лет на пятнадцать. В середине восьмидесятых
чебоксарские фотографы в своем фотоклубе
«Ракурс» практиковали очень бурные
совместные пленэры с йошкаролинцами.
Они проводили их то на правом, то
на левом берегу Волги, они приглашали
на эти вдохновенные сборища прибалтийских
коллег, устраивая выставки по итогам
встреч буквально в лесу. Они баловались
перфомансами, фотографировали все,
что движется и не движется, и разрабатывали
концепцию метафизический фотографии.
Сами йошкаролинцы начали пленэрную
и вообще фотографическую эпопею
еще раньше. Задолго да «Ракурса»
в этом городе существовала группа
«Факт», у истоков которой стояли
сегодняшний любимец Свибловой Сергей Чиликов, нынешний чебоксарец Юрий
Евлампьев и Валерий Воецкий.
В Чебоксарах несомненными лидерами
считались фотохудожники Владислав
Михайлов, Евгений
Лихошерст и тот же Евлампьев,
упорно называющий себя фотографом.
По мере ухода этих сообществ в историю,
затихли не только сами пленэры,
но и многочисленные лесные и клубные
выставки. Поэтому фотовыставка «Пространство
неизвестного» чебоксарца Валерия
Железнякова и йошкаролинца Валерия
Тумбаева должна была сыграть, по
меньшей мере, роль прыжка через
эту беспленэрную пропасть. Ожидание,
к сожалению, оправдалось не в полной
мере.
Пространством неизвестного
для фотографов стал Нижний Новгород,
вернее, среда под утраченным названием
«Горький».
Организаторам фотопленэра некогда
закрытый город справедливо виделся
кладезем фотографических тем. Для
освоения пространства фотографам
давалось всего четыре дня. Затем
сразу была проведена выставка, которая,
по отзывам очевидцев, вызвала-таки
резонанс. Железняков с Тумбаевым
тоже получили свою порцию оценок.
Железняков, судя по ним, увидел
Нижний миром симулякров, а Тумбаев
большими декорациями.
Декорации Тумбаеву припомнили по
его основному занятию в Йошкар-Оле
театральным фотографом. Это, кстати,
довольно редкий случай в провинции.
Впрочем, железняковская «помешанность»
на спорте, то есть довольно четко
очерченная ниша, для Чебоксар тоже
большая новость. Иркутянин Железняков приехал на Волгу только в 1996.
Участника международных выставок
никто не принял с распростертыми
объятиями. Он сам создал спортивную
газету, которую сильно игнорирует
Минспорт. А его выставка «Красота
и сила спорта» вообще ознаменовалась
скандалом. Передовому министру чувашского
спорта Вячеславу Краснову очень
не понравилось собственное изображение.
И он потребовал немедленно снять
фотографии.
На пленэре эти фотографы
хорошо полазили по горьковской неизвестности.
Мягкость тумбаевских работ, его
внимательное отношение к людям,
деталям их окружения, провинциальность,
в самом приятном значении этого
слова, и, наоборот, железняковская
жесткость, поиск стремительности
и контраста даже там, где их нет,
все это рождает очень интересное,
давно забытое на таких вернисажах,
впечатление. Сравнить его можно
разве что с впечатлением от редкого
в России осмысленного, трезвого,
но приятно будоражащего кровь, спора.
Где-нибудь под черемухами или на
лавочке у памятника Ленину. «Петр
I» Тумбаева, где он наблюдает за
зрителями восковой фигуры, или «Нижний
город» Железнякова, где жители приплюснуты
захолустьем, вполне лирическое соприкосновение
противоположных взглядов на похожие
лица. А «Стены» и «Красный день»
— аспекты меняющегося настроения
в течение одного дня. Хотя
короткие сроки все-таки ощутимо
сказались на качестве общей концепции.
Вернее, не готовность к таким срокам.
Видно, что серии придумывались буквально
на ходу, что на пленэр авторы ехали
без продуманных подходов. Поэтому
«Предвыборная кампания» Тумбаева
выглядит лишь наброском к теме,
а «Трансформации» Железнякова во
многом притянуты за уши. Хотя именно
«Транформации» — это определенный
риск и адреналин, чем так интересны
именно пленэры. Тумбаев совсем не
рискует. Адреналин ему чужд.
Отрадно, что выставкой
в Нижнем после пленэра все не ограничилось.
Железняков с Тумбаевым, не без
помощи Юрия Евлампьева, сочинили
некий сквозной проект, который может
«кататься» по разным городам, обрастая
все новыми и новыми подробностями.
Валерии решили и дальше интерпретировать
отснятое на пленэре. А потом, может
быть, перейти и к другим пространствам.
Ведь Нижний может смениться и Чебоксарами,
и Йошкар-Олой, а знакомство с новым
пространством неизвестного и совмещение
красок опытных фотографов открывают
прямо-таки бескрайние перспективы.
В «Горьком» авторы показывали только
отдельные работы. Их было всего
двадцать. Как гласит пресс-релиз,
«не было возможности провести аналитический
разбор, сконцентрировать внимание
на сериях или отдельных произведениях».
Зато в Йошкар-Оле у них была уже
так называемая аналитическая экспозиция.
И это уже 40 работ. Аналитический
разбор уже состоялся. В Чебоксарах
появились новые работы. По словам
фотографов, они окончательно сформировали
серии. Работ уже 60. Если сохранять
такие темпы, то «Пространство неизвестного»
должно бы вырасти во всех смыслах
до больших залов.
Однако есть одно но.
Ни организационно, ни концептуально,
эта долгожданная выставка, к сожалению,
не стала началом нового этапа в
йошкар-олинской и чебоксарской фотографической
жизни. Она не сплотила ее лидеров
и не предусматривает содействия
и продолжения работы с обеих сторон.
Проект как бы повис вне контекста,
что для подобных проектов довольно
губительно. Впрочем, задач вписывания
в контекст авторы, как ни странно,
перед собой и не ставили.
11 мая 2004 года