23 ноября 2002 года в Йошкар-Оле состоялся научно-практический семинар по творчеству в фотографии. В программе семинара значилось выступление на тему «Малобюджетный проект как способ прорыва в российскую фотографию». В основу сообщения был положен реализованный в Чебоксарах малобюджетный фотографический проект «Листопад. 2002».
Отличительными особенностями этого проекта стали: малый бюджет и использование фотографической изобразительности, характерной для чебоксарской фотографической школы. Первая составляющая складывалась из использования натурных естественных декораций и персонажей, случайно оказавшихся в определённом месте. Вторая составляющая вырисовывалась на стыке включения в кадр «константы» — повторяющегося элемента в форме примитивной доски объявлений в лесопарковой зоне и «переменной» — последовательности молодых людей. «Переменная» вместе с «константой» воссоздавали типичную мизансцену в салоне фотографии: фотограф снимает пришедших к нему посетителей на фоне задника. А в качестве задника используется или однородное полотно, или полотно с нарисованным фрагментом пейзажа, или как у автора проекта «Листопад» — примитивная доска объявлений в лесопарковой зоне. Съёмка на фоне нетрадиционного задника — артефакта создаёт ирреальную мизансцену. Эта ирреальность притягивает персонажей с исходной установкой — всё, что будет снято, будет «ненастоящим» и, следовательно, можно себя «не держать под контролем». Но именно эта ложная установка, в конечном итоге, и позволяет зафиксировать персонажей такими, какие они есть на самом деле. Таким образом, ирреальный задник делает вполне реальными персонажей, стоящих перед камерой.
Участники семинара, приняв в целом концепцию малобюджетного проекта и, признав её многообещающей, в последующем не торопились её применить в своей художественной практике. Исключением, пожалуй, стал лишь Алексей Балунов с работой «Идущий. 2003». Работа «Листопад. 2002», несмотря на участие в конкурсе «Арт-фото России 2003» (г. Москва) была сдержанно встречена фотографической общественностью Чебоксар. Однако, на российских блогах можно было наблюдать повышенный интерес к проекту «Листопад. 2002».
Новый интерес к работе «Листопад. 2002» возник в Чебоксарах в 2007-2008 годах, когда чебоксарские фотографы шестой генерации — Иван Михайлов и Юлия Ведерникова поставили перед собой задачу обозначить себя в российском фотографическом контексте. Оба фотографа синхронно принимали участие в конкурсах: «Международный фотографический конкурс 1-ой Российской недели искусств «RUSSIAN ART WEEK / АССАМБЛЕЯ ИСКУССТВ» Сезон «Весна 2007», «Молодые фотографы России 2007», «Молодые фотографы России 2008», «Лучшие фотографии России 2008».
В 2009 году Иван Михайлов становится участником шестого международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» (27 марта — 12 июля 2009 г., Москва). Чебоксарский фотограф на фестивале представлен работой «Мегаполис (серия, 10 листов). 2008». Сам Иван Михайлов о своей работе говорит следующее: «Герои моих фотографий — это молодые люди, которые по разным причинам переехали из провинции в столицу. Для них это новая среда, другой ритм, иные правила жизни. Кто-то себя чувствует в этом пространстве как рыба в воде, кого-то мегаполис угнетает и подавляет. Я встречался с ними и задавал им те же вопросы, которые я задаю сам себе. Чего они ждут от этого города? О чем думают, мечтают, на что надеются, как ощущают себя в этом пространстве?»
Всматриваясь в «Мегаполис. 2008» сразу бросается эквивалентность изобразительных структур работы Ивана Михайлова и работы чебоксарского фотографа шестой генерации Никиты Евлампьева — «Листопад (серия, 13 листов). 2002». У обоих фотографов имеет место «константа»: у первого — балкон многоэтажного дома, у второго — примитивная доска объявлений в лесопарковой зоне. У обоих фотографов имеет место «переменная»: у первого — последовательность молодых людей и у второго — последовательность молодых людей. Есть и другие схожие элементы: каждый их фотографов не стремится к детализации второго плана, оба фотографа включают в мизансцену нарочитый иррациональный элемент — Иван Михайлов активно использует «накидку» в форме одеяла, а Никита Евлампьев использует «задник» в форме доски объявлений. Таким образом, мы видим явное «заимствование» в работе «Мегаполис. 2008» изобразительных структур работы «Листопад. 2002».
Не удалось избежать «заимствования» изобразительных структур работы «Листопад. 2002» и другому участнику международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» — Алексею Орлову, йошкар-олинскому фотографу. В его работе «Один в поле. 2008» «заимствованы»: «константа», визуализированная в форме поля; «переменная» — в форме последовательности молодых людей. В работе присутствует также иррациональный элемент: «съёмка на память» ведётся не на фоне «красивого» пейзажа», а на фоне «задника» с сельскохозяйственным полем.
Оглядываясь назад и вспоминая судьбу проекта «Листопад. 2002», можно отметить, что участники научно-практического семинара по творчеству в фотографии в 2003 году не ошиблись, когда говорили об определённой потенциальности, заложенной в изобразительную структуру работы Никиты Евлампьева. Можно предположить, что визуализированные удачные компиляции Ивана Михайлова и Алексея Орлова окажутся не последними.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
арт-критик
28 марта 2009 года