ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
Последнее обновление страницы:  18 декбря 2009 г.  21:00   

 

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД

Эхо йошкар-олинского семинара «Фотографы с двух берегов одной реки»

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, арт-критик
г. Чебоксары, 28 марта 2009 г.

ART-переход.ru: 28 марта 2009 г.



  

 
Никита ЕВЛАМПЬЕВ.
Листопад (серия 13 листов). Лист 1. 2002.
Цветная фотография.

 


27 марта 2009 года в Москве открылся шестой международный фотофестиваль «Мода и стиль в фотографии 2009».
Как и в предыдущие годы, в 2009 году в фестивале приняли участие как фотографы,
чьи имена уже достаточно известны,
так и фотографы — чьи имена
только начинают ещё «проявляться». Участником от города Чебоксары
стал Иван Михайлов,
а участником от города Йошкар-Ола — Алексей Орлов.


  



 
Никита ЕВЛАМПЬЕВ.
Листопад (серия 13 листов). Лист 2. 2002.
Цветная фотография.

 
Никита ЕВЛАМПЬЕВ.
Листопад (серия 13 листов). Лист 6. 2002.
Цветная фотография.

 
Никита ЕВЛАМПЬЕВ.
Листопад (серия 13 листов). Лист 4. 2002.
Цветная фотография.

 
Иван МИХАЙЛОВ.
Мегаполис (серия, 18 листов). Лист 3. 2008.
Цветная фотография.

 
Иван МИХАЙЛОВ.
Мегаполис (серия, 18 листов). Лист 7. 2008.
Цветная фотография.

 
Иван МИХАЙЛОВ.
Мегаполис (серия, 18 листов). Лист 1. 2008.
Цветная фотография.

 
Алексей ОРЛОВ.
Один в поле (серия, 26 листов). Лист 12. 2008.
Цветная фотография.

 
Алексей ОРЛОВ.
Один в поле (серия, 26 листов). Лист 19. 2008.
Цветная фотография.

 
Алексей ОРЛОВ.
Один в поле (серия, 26 листов). Лист 20. 2008.
Цветная фотография.
  

23 ноября 2002 года в Йошкар-Оле состоялся научно-практический семинар по творчеству в фотографии. В программе семинара значилось выступление на тему «Малобюджетный проект как способ прорыва в российскую фотографию». В основу сообщения был положен реализованный в Чебоксарах малобюджетный фотографический проект «Листопад. 2002».

Отличительными особенностями этого проекта стали: малый бюджет и использование фотографической изобразительности, характерной для чебоксарской фотографической школы. Первая составляющая складывалась из использования натурных естественных декораций и персонажей, случайно оказавшихся в определённом месте. Вторая составляющая вырисовывалась на стыке включения в кадр «константы» — повторяющегося элемента в форме примитивной доски объявлений в лесопарковой зоне и «переменной» — последовательности молодых людей. «Переменная» вместе с «константой» воссоздавали типичную мизансцену в салоне фотографии: фотограф снимает пришедших к нему посетителей на фоне задника. А в качестве задника используется или однородное полотно, или полотно с нарисованным фрагментом пейзажа, или как у автора проекта «Листопад» —  примитивная доска объявлений в лесопарковой зоне. Съёмка на фоне нетрадиционного задника — артефакта создаёт ирреальную мизансцену. Эта ирреальность притягивает персонажей с исходной установкой — всё, что будет снято, будет «ненастоящим» и, следовательно, можно себя «не держать под контролем». Но именно эта ложная установка, в конечном итоге, и позволяет зафиксировать персонажей такими, какие они есть на самом деле. Таким образом, ирреальный задник делает вполне реальными персонажей, стоящих перед камерой.

Участники семинара, приняв в целом концепцию малобюджетного проекта и, признав её многообещающей, в последующем не торопились её применить в своей художественной практике. Исключением, пожалуй, стал лишь Алексей Балунов с работой «Идущий. 2003». Работа «Листопад. 2002», несмотря на участие в конкурсе «Арт-фото России 2003» (г. Москва) была сдержанно встречена фотографической общественностью Чебоксар. Однако, на российских блогах можно было наблюдать повышенный интерес к проекту «Листопад. 2002».

Новый интерес к работе «Листопад. 2002» возник в Чебоксарах в 2007-2008 годах, когда чебоксарские фотографы шестой генерацииИван Михайлов и Юлия Ведерникова поставили перед собой задачу обозначить себя в российском фотографическом контексте. Оба фотографа синхронно принимали участие в конкурсах: «Международный фотографический конкурс 1-ой Российской недели искусств «RUSSIAN ART WEEK / АССАМБЛЕЯ ИСКУССТВ» Сезон «Весна 2007», «Молодые фотографы России 2007», «Молодые фотографы России 2008», «Лучшие фотографии России 2008».

В 2009 году Иван Михайлов становится участником шестого международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» (27 марта — 12 июля 2009 г., Москва). Чебоксарский фотограф на фестивале представлен работой «Мегаполис (серия, 10 листов). 2008». Сам Иван Михайлов о своей работе говорит следующее: «Герои моих фотографий — это молодые люди, которые по разным причинам переехали из провинции в столицу. Для них это новая среда, другой ритм, иные правила жизни. Кто-то себя чувствует в этом пространстве как рыба в воде, кого-то мегаполис угнетает и подавляет. Я встречался с ними и задавал им те же вопросы, которые я задаю сам себе. Чего они ждут от этого города? О чем думают, мечтают, на что надеются, как ощущают себя в этом пространстве?»

Всматриваясь в «Мегаполис. 2008» сразу бросается эквивалентность изобразительных структур  работы Ивана Михайлова и работы чебоксарского фотографа шестой генерации Никиты Евлампьева — «Листопад (серия, 13 листов). 2002». У обоих фотографов имеет место «константа»: у первого — балкон многоэтажного дома, у второго — примитивная доска объявлений в лесопарковой зоне. У обоих фотографов имеет место «переменная»: у первого — последовательность молодых людей и у второго — последовательность молодых людей. Есть и другие схожие элементы: каждый их фотографов не стремится к детализации второго плана, оба фотографа включают в мизансцену нарочитый иррациональный элемент — Иван Михайлов активно использует «накидку» в форме одеяла, а Никита Евлампьев использует «задник» в форме доски объявлений. Таким образом, мы видим явное «заимствование» в работе «Мегаполис. 2008» изобразительных структур работы «Листопад. 2002».

Не удалось избежать «заимствования» изобразительных структур работы «Листопад. 2002» и другому участнику  международного фотофестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» — Алексею Орлову, йошкар-олинскому фотографу. В его работе «Один в поле. 2008» «заимствованы»: «константа», визуализированная в форме поля; «переменная» — в форме последовательности молодых людей. В работе присутствует также иррациональный элемент: «съёмка на память» ведётся не на фоне «красивого» пейзажа», а на фоне «задника» с сельскохозяйственным полем.

Оглядываясь назад и вспоминая судьбу проекта «Листопад. 2002», можно отметить, что участники научно-практического семинара по творчеству в фотографии в 2003 году не ошиблись, когда говорили об определённой потенциальности, заложенной в изобразительную структуру работы Никиты Евлампьева. Можно предположить, что визуализированные удачные компиляции Ивана Михайлова и Алексея Орлова окажутся не последними.



Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
арт-критик

28 марта 2009 года

г. Чебоксары, Россия.

 


 

 | 
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна