Проект «Молодые фотографы Чебоксар», запущенный в периоде ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия выставкой «Начало» (Чебоксары, 2003), к настоящему моменту обрёл свою историю. Здесь можно было бы вспомнить и выставку «Люди, с которыми я встречался» Александра Мовчана (Чебоксары, 2005), и выставку «Один день лета» Никиты Евлампьева (Чебоксары, 2006), и выставку «Наблюдая за собой» Ивана Михайлова (Чебоксары, 2007), и выставку «Две прогулки по Петербургу» Анастасии Григорьевой (Чебоксары, 2007), и экспозицию «Иллюзия» Льва Храпова (Чебоксары, 2008). И вот 2009 год принёс ещё одну выставку — «Люди из провинции» (Чебоксары, 2009), а вернее — фотографический раздел этой выставки, который был представлен чебоксарским фотографом шестой генерации Юлией Ведерниковой. Этот раздел по своему объёму и законченности претендовал на статус персональной выставки Ведерниковой.
Чтобы лучше понять, что за фотографическая экспозиция состоялась в начале лета 2009 года в Чебоксарах, сформируем исторический и творческий контекст.
В последние годы число фотолюбителей в Чебоксарах заметно увеличилось за счет тех, кто рассматривает фотографию как временное хобби. Но некоторая, небольшая часть фотолюбителей, претендует на статус творческого фотографа, не понимая, что это предполагает соответствие определённым требованиям. В чебоксарской фотографической школе сформированы критерии, на основании которых можно определить насколько фотолюбитель мог бы претендовать на данный статус. Ниже приведены основные из них.
1. Фотолюбитель должен иметь внутренний позыв к формированию индивидуального художественного пространства в фотографии в контексте разрабатываемых им тем. Поскольку этот позыв не возникает мгновенно, а состоит из множества шагов, то изначально нужно быть готовым к временному отрезку длинною в 5-10 лет.
2. Фотолюбитель в Чебоксарах должен изучить историю современного фотографического движения на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ и творчество знаковых фотоперсон в Чебоксарах. Отрицание этого требования приводит к совершению множества ошибок и к «изобретению велосипеда». Все знаковые фотоперсоны в Чебоксарах вышли из врат чебоксарской фотографической школы. К ним относятся: Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст, Владислав Михайлов, Михаил Ладейщиков, Валерий Багильдинский, Татьяна Чернова. Этот ряд можно дополнить ещё одним чебоксарским фотографом — Андреем Добрынкиным — бессменным редактором всероссийского фотографического вестника «Ретикуляция» (издавался в Чебоксарах в период с 1989 по 1999 гг.) и первым куратором фотографических галерей «6х7» и «АРТ ФОТО» в Чебоксарах. К этому ряду также примыкает с 1996 года чебоксарский фотограф Валерий Железняков, который являлся делегатом учредительных съездов Союза фотохудожников СССР (1989), Союза фотохудожников России (1991), а также с 1990 по 1996 гг. возглавлял региональную организацию «Союз фотохудожников Прибайкалья» в городе Иркутск и был членом правления Союза фотохудожников России.
3. Фотолюбитель должен быть готов к публичной деятельности. Первые шаги здесь могли бы проявиться при участии в чебоксарских выставках творческой фотографии, а последующие — при участии в российских выставках. Это требование также предполагает опубличивание на специализированных web-ресурсах творческих сведений о фотографе: краткой творческой биографии, перечня избранных выставок, перечня избранной библиографии. Публичная деятельность также может проявляться в форме выступлений в средствах массовой информации, специализированных изданиях и web-ресурсах.
4. Фотолюбитель должен участвовать в работе одного из творческих коллективов: фотостудии, фотоклубе, творческой группе, в региональной организации Союза фотохудожников России.
5. Фотолюбитель свою деятельность должен строить на основе проектной деятельности чебоксарской фотографической школы. Основные проекты школы, реализованные или находящиеся в стадии реализации, описаны на web-ресурсе о современной творческой фотографии в Чебоксарах по адресу — http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0142_bitie.html
6. Фотолюбитель должен участвовать в мастер-классах, семинарах, образовательных программах, в специализированных акциях чебоксарской фотографической школы.
7. Фотолюбитель должен иметь достаточные знания по использованию информационных технологий.
Если теперь взглянуть на Юлию Ведерникову с точки зрения её соответствия статусу творческого фотографа, то мы получим следующую картину.
1. С понятием «индивидуальное художественное пространство» Ведерникова познакомилась в рамках своего профессионального образования — вначале в Йошкар-Олинском художественном училище по специальности «Живопись», затем на художественно-графическом факультете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева по специальности «Декоративно-прикладное искусство» (специализация «Керамика»). К своей теме «Люди из провинции» Ведерникова стала подбираться несколько лет назад. В течение двух последних лет она неустанно работала только по избранной теме.
2. Историю современного фотографического движения на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ и творчество знаковых фотоперсон в Чебоксарах Юлия Ведерникова начала изучать с первых дней своего вступления в Чебоксарский городской фотоклуб (март 2006 год) как по печатным и web-публикациям, так и по устным рассказам очевидцев истории.
3. Публичность Юлии Ведерниковой проявилась в первый же год обучения в ЧГПУ: 18 марта 2006 года открылась персональная фотовыставка «Поэзия души» в Центре современного искусства (Чебоксары, 2006). В последующем Ведерникова активно участвовала в фотовыставках городов — Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург. На сегодняшний день у Юлии Ведерниковой творческие сведения представлены в полном объёме: краткая творческая биография, перечень избранных выставок, перечень избранной библиографии.
4. За 11 лет занятий фотографией Ведерникова прошла через ряд творческих коллективов: фотостудия Дворца творчества детей и молодёжи (Йошкар-Ола), фотоклуб «Феникс» (Йошкар-Ола), «Чебоксарский городской фотоклуб» (Чебоксары), творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» (Чебоксары), «Команда 607» (Чебоксары).
5. Юлия Ведерникова в своей фотографической деятельности опиралась на проектную деятельность чебоксарской фотографической школы. Она участвовала или продолжает участвовать в проектах «ART-переход.ru», «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ», «Творческая группа ПРИБЛИЖЕНИЕ».
6. Ведерникова прошла мастер-класс чебоксарского фотографа Юрия Евлампьева (Чебоксары 2006-2007), была участницей первого тура образовательной программы фонда «Объективная реальность» (Москва, Россия) — «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЫХ ФОТОГРАФОВ 2008-2009», а также участвовала в специальных акциях чебоксарской фотографической школы — «Фотоклуб на вернисаже» (Чебоксары, апрель 2006) «Фотосессия на вернисаже» (Чебоксары, ноябрь 2006), «Вечер фотографии на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ» (Новочебоксарск, декабрь 2006), «Закрытие выставки» (Чебоксары, июнь 2009).
7. Юлия Ведерникова последние четыре года активно осваивает информационные технологии: весь технологический процесс по фотографии переведён на цифровые технологии, работа в рамках web-проекта «ART-переход.ru» полностью построена на компьютерных технологиях с распределённой деятельностью в пространстве, большая часть учебного процесса в образовательной программе фонда «Объективная реальность» была выстроена на принципах дистанционного обучения с использованием Интернета.
Как мы видим (см. пункты 1-7), по всем критериям Юлия Ведерникова, безусловно, соответствует статусу творческого фотографа.
Из молодых чебоксарских фотографов Юлия Ведерникова оказалась наиболее последовательной в части следования традициям чебоксарской фотографической школы. Вспоминается форум-обсуждение выставки «Люди, с которыми я встречался» (Чебоксары, 2006), где множество чебоксарских фотолюбителей с энтузиазмом оппонировало творческому фотографу Александру Мовчану. Спустя три года, можно с уверенностью сказать, что ни один из оппонентов не только не стал соответствовать статусу творческого фотографа, но и ни один из них не смог противопоставить Мовчану свою выставку фотографий. Причина банальна: каждый «варится в собственном соку» и не хочет или не может воспользоваться колоссальным опытом чебоксарской фотографической школы.
Игнорирование традиций чебоксарской фотографической школы имеет место не только у фотолюбителей, претендующих на статус творческого фотографа, но и у тех молодых творческих фотографов кто, казалось бы, успешно начал свой путь в фотографии. Участие чебоксарского фотографа шестой генерации Евгения Петрова в 7-ом ежегодном конкурсе ИНТЕРФОТО «ПРЕСС ФОТО РОССИИ» (Москва, 2002) вывело его в номинанты в категории «Молодые фотографы России» с проектом «Вокруг нас». Эта номинация стала основанием для присуждения ему творческой стипендии на 2003 год. Однако, успешное начало фотографической карьеры не позволило ему в последующем самостоятельно развиться в творческой фотографии и сегодня это имя уже не упоминается в чебоксарском пространстве. В другом примере — чебоксарский фотограф седьмой генерации Анастасия Григорьева, блеснув со своей персональной выставкой (Чебоксары, 2007), уже в последующих годах (2008-2009) не приняла участия ни в одной акции творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» и не подключилась ни к одному пункту программы чебоксарской фотографической школы. Верификация статуса творческого фотографа происходит не один раз в жизни — статус требует ежегодного подтверждения.
Два фотографа седьмой генерации — Иван Ярмощук и Евгения Шилова, претендующие на статус творческого фотографа, в течение 2007-2009 гг. стали участниками целого ряда групповых или персональных выставок. Оба фотографа, хорошо освоившие ремесло, пока сделали крен в сторону прикладной фотографии. Решая на этом уровне локальные задачи, они должны в недалёком будущем выйти в то пространство, где потребуются наработки чебоксарской фотографической школы. Однако, некоторая нерешительность на пути освоения фотографических традиций школы может заметно притормозить их развитие и не позволить им выйти в пространство творческой фотографии.
Последователен в части следования традициям чебоксарской фотографической школы чебоксарский фотограф шестой генерации Иван Михайлов. С 2006 года Михайлов начинает плотно работать в составе творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»: проходит мастер-класс чебоксарского фотографа Юрия Евлампьева (Чебоксары 2006-2007), участвует в фотографическом проекте «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ» (Чебоксары 2007). Его активность в Чебоксарах подкрепляется такой же активностью и за пределами Чебоксар: Михайлов участвует в творческих семинарах информационного центра «ФотоДепартамент» (Санкт-Петербург, 2006-2008), становится участником ежегодных выставок «Молодые фотографы России (Нижний Новгород, 2006-2008), участвует в проектах Московского Дома фотографии (Москва, 2009).
Фотографический раздел выставки «Люди из провинции» был представлен тремя подразделами: цветная фотография, чёрно-белая фотография, мультимедийная фотография. Кроме того, в экспозиции были представлены: афиша и пресс-релиз выставки, высказывания преподавателей образовательной программы фонда «Объективная реальность» о работах Юлии Ведерниковой. Такая структура фотографической экспозиции в Чебоксарах реализована впервые. Перечень работ в каждом из подразделов выглядел следующим образом:
- цветная фотография: «Дедуш (серия, 6 листов). 2008»; «Подруги детства (серия, 6 листов). 2008»;
- чёрно-белая фотография: «Веснакос (серия, 6 листов), 2009»; «Прогулка (серия, 6 листов), 2009»; «Воздухоплавание (серия, 4 листа), 2009»; «Деревенский гламур (серия, 4 листа), 2009»;
- мультимедийная фотография: «Жизнь в деревне. 2008» (продолжительность: 3 мин 5 с); «Весела весна! 2009» (продолжительность: 3 мин 33 с); «Пятница. 2009» (продолжительность: 5 мин 33 с); «Ню. 2009» (продолжительность: 3 мин 4 с).
Проект с названием «Люди из провинции» по определению претендует на глобальность, и к этой теме, по-видимому, будут обращаться ещё многие фотографы. Юлия Ведерникова не претендует на распахивание поля от одного горизонта до другого — она берет себе ровно столько земли, сколько способна обработать. В фотографиях Ведерниковой мы видим достаточно узкий круг персонажей: это или её дедушка, или её подруги детства, или её сегодняшние друзья. Не пытаясь объять необъятное, Ведерникова говорит только о тех вещах, которые она прочувствовала. Такой подход достоин уважения. Поэтому не удивительно, что ей удаётся создать концентрацию энергии и в порыве молодых людей — жаждущих оторваться от земли, и в девичьем порыве — стремящемся заявить о приходе весны всему миру, и в нетленном порыве трёх молодых особ — задавшихся целью пропустить через себя обычный непримечательный день, который уже завтра станет страницей истории.
Если содержательный контекст фотографий сосредоточен на небольшом пятачке, то в генерации формы Юлия Ведерникова не стала себя сдерживать: во-первых, она показала три вида техники исполнения — цветная фотография, чёрно-белая фотография, мультимедийная фотография; во вторых, она манипулирует соотношением сторон фотографий — «3:2», «4:3», «1:1»; в-третьих, она вышла за пределы пространственного искусства — фотографии и пытается интегрировать классическую фотографию с элементами временного искусства — немого кино и музыки. Этот контраст между контекстом содержательным и контекстом изобразительным рождает новую выразительность и выстраивает, таким образом, индивидуальное художественное пространство в фотографии Ведерниковой.
Как мы видим, молодой творческий фотограф Юлия Ведерникова, продвигаясь вперёд по методу «шаг за шагом», впитывая традиции чебоксарской фотографической школы, подошла к выставке «Люди из провинции» с закономерным результатом. И надо полагать, её движение вперёд на этом не остановится.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Молодые фотографы Чебоксар»
19 июня 2009 г.