ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ >  ЧЕБОКСАРСКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ БЫТИЕ 
Последнее обновление страницы: 2 июля 2010 г.  20:30  

 

ЧЕБОКСАРСКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ БЫТИЕ

О ТЕКУЩЕМ

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»
г. Чебоксары, 12 сентября 2006 года

ART-переход.ru: 14 сентября 2006 г.

 




  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). Лист 8. 2002.
Цветная фотография.

 

Размышление о текущем чебоксарского фотографического бытия обращено к тем,
кто сделал свой выбор в фотографическом пространстве города Чебоксары,
а также и к тем, кто впал в летаргический сон и не хочет замечать художественных процессов
в современной творческой фотографии.

 



 

 

ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ КАК ПРОЕКТНЫЙ ПЕРИОД

 

Прошло 7 лет (с января 2002 года) как чебоксарское фотографическое бытие перешло в период ОТКРЫТЫЙ. В основу периода была положена проектная деятельность, которая должна была быть использована как инструментальное средство либо в рамках творческой команды, либо — индивидуально конкретным фотографом.

В периоде ОТКРЫТЫЙ уже прозвучали или находятся в стадии реализации следующие знаковые фотографические проекты: «Команда 605» (06.2001…06.2002), «Фотографы с двух берегов одной реки» (первый этап — 30 октября ... 30 декабря 2002 г.), «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» (07.2004 ... 07.2005), «ART переход.ru» (реализовывается с 25.03.2003), «творческая группа ПРИБЛИЖЕНИЕ» (реализовывается с 05.05.2005), «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ» (22.02.2007…31.07.2007), «КОНКУРС КАК СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ» (01.10.2008…31.12.2008).

Каждый из этих проектов имеет свои отличительные признаки, и в тоже время, всех их объединяет одно свойство: они не относятся к проектам-однодневкам, а позиционируются как проекты сгенерировавшие творческие технологии, претендующие на роль инструментальных средств для творческих фотографов. Ниже приводится их краткое описание (детально проекты уже представлены или будут описаны на сайте «ART-переход.ru» (http://www.artperehod.ru).

 

 

ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

 

Проект «Команда 605»
(время реализации — 06.2001 … 06.2002)

Предпосылки
Ещё в периоде «ЗАТИШЬЕ» (1991…1994), была поставлена задача по запуску идентификационного процесса в творческой фотографии в Чебоксарах и формированию художественного контекста. «Фотографическая выставка Команды Р» (г. Чебоксары, 1995) сделала первые шаги в этом направлении. Однако, в тот период ещё не была преодолена разновекторность чебоксарских фотографов на представленной выставке. Возникла необходимость сформировать моновектор в рамках кураторского проекта «Команда 605» (Чебоксары, 06.2001 … 06.2002).

Деятельность
1. Проведение виртуальной выставки «Пришедшее». (Чебоксары, 2001 г.)
2. Представление реальной выставки «Пришедшее» на II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород, 2002).
3. Генерация публикаций в Чебоксарах, Вятке, Москве.

Результаты проекта
1. Издан проспект выставки, продемонстрировавший системность в части идентификации творческой персоналии.
2. Создан моновектор в кураторской выставке с помощью фотографов, представляющих чебоксарскую фотографическую школу — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Татьяны Черновой.

 

Проект «Молодые фотографы Чебоксар»
(реализовывается с 01.01.2002)

Предпосылки
В Чебоксарах всегда было много фотолюбителей и некоторая часть из них хотела бы состояться в творческой фотографии. Однако, путь в творческую фотографию тернист и в одиночку его пройти невозможно. В то же время в чебоксарской фотографической школе имеются значительные наработки и старшее поколение фотографов готово оказать поддержку молодым фотографам Чебоксар.

Деятельность
1. Проведение мастер-класса с молодыми фотографами.
2. Проведение выставок и представление экспозиций молодых фотографов.
3. Генерация и реализация акций с участием молодых фотографов.
4. Генерация и реализация проектов с участием молодых фотографов.

Результаты проекта
1.   Проведён мастер-класс сезона 2002-2003.
2.   Проведён мастер-класс сезона 2004-2005.
3.   Проведён мастер-класс сезона 2006-2007.
4.   Проведён мастер-класс сезона 2008-2009.

5.   Проведёна персональная выставка Никиты Евлампьева «Начало» (Чебоксары, 2003).
6.   Проведёна групповая выставка «ФОТОFLASH» (Чебоксары, 2004).
7.   Проведёна выставка Александра Мовчана «Люди, с которыми я встречался» (Чебоксары, 2005).
8.   Проведёна персональная выставка Никиты Евлампьева «Один день лета» (Чебоксары, 2006).
9.   Проведёна персональная выставка Ивана Михайлова «Наблюдая за собой» (Чебоксары, 2007).
10. Представлена экспозиция фотографий Льва Храпова «Иллюзия» (Чебоксары, 2008).
11. Представлена экспозиция фотографий Юлии Ведерниковой «Люди из провинции» (Чебоксары, 2009).

12. Проведёна акция «Преемственность поколений» (Чебоксары, 2006).
13. Проведёна акция «Открытие выставки» (Чебоксары, 2007).
14. Проведёна акция «Идентификация творческого фотографа» (Чебоксары, 2008).
15. Проведёна акция «Закрытие выставки» (Чебоксары, 2009).

16. Реализован художественный проект «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ» (Чебоксары, 2007).
17. Реализован технологический проект «Конкурс как способ идентификации» (Чебоксары, 2008).

 

Проект «Фотографы с двух берегов одной реки»
(время реализации первого этапа — 30 октября ... 30 декабря 2002 г.)

Предпосылки
Партнёрские отношения между фотохудожниками двух городов — Чебоксары, Йошкар-Ола стали складываться ещё с 1979 года в контексте межклубной фотографической выставки «Пусть всегда будет солнце» (г. Чебоксары). В период 1980 ... 1991 годов они развились как в рамках поволжского фотографического пленэра «КУНДЫШ» (г. Йошкар-Ола), так и в контексте Аналитических выставок (г. Йошкар-Ола, г. Чебоксары). Поэтому вполне логичным прозвучало намерение — сгенерировать новые импульсы отношений между фотографами городов Чебоксары и Йошкар-Ола в XXI веке.

Деятельность
1. Генерация материалов семинара.
2. Проведение научно-практического семинара по творчеству в фотографии. Чебоксары — Йошкар-Ола, 23 ноября 2002 г.

Результаты первого этапа
1. Реализован принцип распределённой работы участников семинара как во времени так и в пространстве: время работы — 30 октября ... 30 декабря 2002 г.; пространство работы: Чебоксары — Йошкар-Ола; встреча участников: 23 ноября 2002 г., Йошкар-Ола.
2. Заявлен принцип реального масштаба времени в работе семинара.
3. Подготовлены материалы выступлений и публикации для СМИ.

 

Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»
(время реализации — 07.2004 … 07.2005)

Предпосылки
Фотографический художественный проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» возник не случайно. Во-первых, Чебоксары как город с сформировавшимися фотографическими традициями, своей историей фотографического бытия и своей фотографической генерацией должен был проявить свою позицию по отношению к современному художественному процессу в провинции. Во-вторых, Чебоксары начала XXI века, по-прежнему, остаются неизвестным фотографическим городом не только для других регионов России, но и для самих чебоксарцев. Ещё менее известен город своими художественными процессами в современной творческой фотографии. Эти предпосылки позволили выставить целью проекта показ современного художественного процесса в Чебоксарах на примере творческой фотографии.

Деятельность
ЭТАП 1: Формирование команды для реализации проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД».
ЭТАП 2: Генерация материалов выставки «Неизвестный город» в соответствии с условиями.
ЭТАП 3: «Неизвестный город». Фотографическая выставка в галерее «ART-ПЕРЕХОД».
ЭТАП 4: «Круглый стол». Генерация актуальных задач арт-пространства различными группами общественности.
ЭТАП 5: Экспорт проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» в Российское фотографическое пространство:
- «Неизвестный город». Групповая выставка: Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст. Международный фотофестиваль «ВОЛЖСКОЕ БИЕННАЛЕ — 2004» (Нижний Новгород, август 2004).
- Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» в пресс-клубе «ИЖЕВСК — культурная столица 2004» в рамках реализации проекта Приволжского федерального округа «КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ» (Ижевск, октябрь 2004).
- «ПереХОД». Персональная выставка Юрия Евлампьева в галерее портала «PHOTOGRAPHER.RU» (Москва, 2005).


Результаты проекта

Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» — многоуровневый проект. И, следовательно, ожидаемые результаты необходимо очертить на всех этих уровнях.

1. На первом уровне проект позволил идентифицировать характерных чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева и Евгения Лихошерста, чьё творчество попадает в пространство чебоксарской фотографической школы. Проект также продемонстрировал методологию кураторской деятельности Юрия Евлампьева, соответствующую концепции периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия.
2. На втором уровне проект создаст предпосылки для создания в Чебоксарах профильной команды по генерации и реализации фотографических художественных проектов.
3. На третьем уровне должна произойти активизация различных групп общественности (журналистов, искусствоведов, кураторов, фотографов, представителей фотокомпаний, менеджеров от культуры), связанных с художественными процессами провинциального города.
4. На четвёртом уровне следует ожидать развитие сетевых технологий, пригодных для реализации распределённых художественных проектов.

 

Проект «ART-переход.ru»
(реализовывается с 25.03.2003)

Предпосылки
К получению информации в реальном масштабе времени по художественным событиям и процессам в творческой фотографии в Чебоксарах не было доступа не только у российской фотографической общественности, но и у широкой художественной общественности самого города Чебоксары. Поскольку наиболее эффективны, с точки зрения доступа, информационные ресурсы в Интернете, то и выбор был сделан в пользу специализированного информационного ресурса по творческой фотографии в Чебоксарах.

Деятельность
1. Генерация и формирование структуры информационного ресурса по творческой фотографии в Чебоксарах.
2. Генерация и оформление материалов по следующим направлениям:

2.1 Чебоксарское фотографическое бытие, состоящее к настоящему моменту из пяти периодов — НАЧАЛЬНЫЙ (1978-1979), ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ (1980-1990), ЗАТИШЬЕ (1991-1994), ЛОКАЛЬНЫЙ (1995-2001), ОТКРЫТЫЙ (2002-20ХХ).

2.2 Чебоксарская фотографическая школа.

2.3 Современные российские и зарубежные фотографы, причастные к чебоксарскому фотографическому бытию.

2.4 Фотографические проекты, сформированные как художественная акция с распределёнными участниками, локализованными как в Чебоксарах так и в других уголках мира.

Результаты проекта
Результаты проекта ожидаются:
1. В пространстве продвижения современного фотоискусства в провинциальный поволжский городок Чебоксары.
2. В пространстве, где происходит продвижения имён чебоксарских фотографов в историю российской фотографии и в мировой художественный контекст.

 

Проект «Творческая группа ПРИБЛИЖЕНИЕ»
(реализовывается с 05.05.2005)

Предпосылки
Реализация крупных фотографических художественных проектов возможна лишь в рамках профильной команды. Чтобы профильная команда работала эффективно она должна получить опыт реализации современных художественных проектов.

Деятельность
1. Генерация и реализация индивидуальных фотографических проектов.
2. Генерация и реализация групповых фотографических проектов.
3. Генерация и реализация художественных процессов.

Результаты проекта
1. Сгенерированы и реализовываются ряд индивидуальных фотографических проектов.
2. Разработан и реализован элемент художественного процесса «рабочая встреча фотографов».
3. Разработан и реализован элемент художественного процесса «открытие выставки».
4. Разработан и реализован элемент художественного процесса «закрытие выставки».

 

Проект «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ»
(время реализации — 22.02.2007 … 31.07.2007)

Предпосылки
Накопленный потенциал в рамках творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» предполагал его использование в художественных фотографических проектах. Одним из первых групповых проектов стал проект «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ».

Деятельность
ЭТАП 1: Формирование команды для реализации проекта «НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ».
ЭТАП 2: «Наблюдая за собой». Фотографическая выставка в галерее «ART-ПЕРЕХОД».
ЭТАП 3: Проектные визуальные наблюдения участников проекта.
ЭТАП 4: «Круглый стол». Особенности художественного процесса в провинции.

Результаты проекта
1. Продемонстрированы традиции чебоксарской художественной фотографической школы.
2. Чебоксарские фотографы шестой генерации продемонстрировали свою метафизическую фотографию.

 

Проект «КОНКУРС КАК СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ»
(время реализации — 01.10.2008 … 31.12.2008)

Предпосылки
Идентификационные процессы на фотографическом ПРАВОБЕРЕЖЬЕ всегда сопутствовали художественным процессам. Фотографический конкурс, как элемент художественного процесса, может стать импульсом к идентификации, если изначально поставлена цель максимально засветить каждого участника конкурса. Для дальнейшей разработки идентификационных процессов в Чебоксарах был запущен творческий технологический проект «КОНКУРС КАК СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ».

Деятельность
ЭТАП 1: Выбери знаковую работу 2008 года.
ЭТАП 2: Стань участником конкурса «Лучшие фотографии России 2008».
ЭТАП 3: Опубликуй конкурсные фотографии в галерее «ART-ПЕРЕХОД».
ЭТАП 4: Опубликуй обзор акции на сайте «ART-переход.ru».

Результаты проекта
1. Чебоксарские фотографы продемонстрировали знаковые работы 2008 года.
2. Опубликованы творческие биографии чебоксарских фотографов шестой генерации.
3. Опубликован обзор акции чебоксарских фотографов.

 

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО
КАК СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИЕЙ

 

Представленные проекты явились дальнейшим развитием чебоксарской художественной фотографической школы и создали необходимые и достаточные инструментальные средства для творческой деятельности всех генераций фотографов. Чебоксарским фотографам остаётся лишь изучить и применить эти инструментальные средства в свой художественной практике.

В реальности мы видим совсем иную картину: определённая часть чебоксарских фотографов не хочет совершать над собой усилие по овладению предложенных инструментальных средств и художественных традиций «чебоксарской фотографии». Их выбор — это выбор посредственности, уходящий в профанацию.

Часть фотографов сориентировалась на городские фотоконкурсы для начинающих фотолюбителей — «ПРОЯВИ СЕБЯ», «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД», «ЛЕТО 2005», «ВЕСНА 2006», «ЛЕТО 2006». Все эти конкурсы объединяет одна характерная деталь: участникам ежегодно предлагают «бегать по одному и тому же кругу» и выполнять одни и те же действия. Развитие фотографа, как творческой личности, в этой системе исключено. Закономерно и то, что участникам этого процесса уже не попасть в пространство фотографического искусства, для них прорисовывается лишь одна перспектива — работа на семейный фотоальбом или, в лучшем случае, штамповка прикладных изображений, спечатанных на фотобумаге.

Другая часть фотографов изолировала себя от творческих процессов ПРАВОБЕРЕЖЬЯ и тем самым также наложила табу на своё развитие. Усвоение фотографической традиции не может происходить по самоучителям фотографии. Мастерство может быть передано только «из рук в руки». Пренебрежение этой аксиомой приводит чебоксарских фотографов к таким казусным выставкам как «МОСКВА» (автор — Иван Михайлов) или «WОСКВА — провинция атакует» (автор — Сергей Коробко). Оба фотографа кинулись снимать «чужое пространство», «чужой предметный мир». В обоих случаях результат один: на выходе — сухие формализованные изображения, где индивидуальность автора отсутствует. К сожалению, ни один из авторов не пожелал изучить хороший опыт работы в чужом городе (Нижнем Новгороде) чебоксарского фотографа Валерия Железнякова. Последний совместно с йошкар-олинским фотографом, Валерием Тумбаевым, реализовали проект поэтапной генерации результатов работы последовательно в трёх городах: Нижний Новгород (сентябрь 2002), Йошкар-Ола (апрель 2003), Чебоксары (май 2004). Три выставки о Нижнем Новгороде, где каждая последующая отталкивалась от традиции предыдущей, позволили авторам приобрести бесценный художественный опыт.

Таким образом, путь отрицающий художественную традицию оказался тупиковым для всех тех, кто сделал данный выбор. Перспектива вырасти в неординарного фотографа возникнет только у тех, кто не отверг с первых своих шагов художественную традицию, а изучил её, пропустил через себя и, отталкиваясь от неё, пошёл дальше. Эта формула непосредственно выводит к установке ПРАВОБЕРЕЖЬЯ: Каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников!


Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»

12 сентября 2006 г.
Чебоксары, Россия

 

Дополнение 1 к тексту:
20 декабря 2008 г.
Чебоксары, Россия

 

Дополнение 2 к тексту:
5 июля 2009 г.
Чебоксары, Россия

 

 

 

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Пересечение II. 2006.
Цветная фотография.

 


 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ

1. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Период ОТКРЫТЫЙ. Концепция
[Приведёна концепция периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/otkrit-idea.html
— (13 июня 2004 г.)

2. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Период ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ. Концепция
[Приведёна концепция периода ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ чебоксарского фотографического бытия].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/pravbereg-idea.html
— (30 ноября 2004 г.)

3. КИРИЛЛОВА Маргарита
Среда обитания
[Интервью с Юрием Евлампьевым, куратором проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
www.artperehod.ru/02_Project/01_Fenomen/04_Publ/02_sreda.htm
— (17 апреля 2004 г.)

4. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Нижегородский пленэр 2002. Путь к получению результата
[Интервью Юрия Евлампьева, куратора проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия», с участником международного фотографического пленэра в Нижнем Новгороде (6-13 сентября 2002 года), чебоксарским фотохудожником Валерием Железняковым. Интервью записано 19 сентября 2002 года].
// Сайт «ART-переход.ru»:
www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/05_YE_put.html
— (4 апреля 2004 г.)

5. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Неизвестный город или художественный процесс в провинции
[Юрий Евлампьев, куратор проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД», знакомит широкую общественность с одноимённым проектом. Статья иллюстрирована работой Юрия Евлампьева «ПереХОД (серия, 30 листов). 2002. Цветная фотография»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/11_gorog-provincia_2004.html
— (25 июня 2004 г.)

6. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Встреча на берегах Волги
[Беседа Юрия Евлампьева, чебоксарского фотографа, с Георгием Пойловым, вятским фотографом. Статья иллюстрирована работой Георгия Пойлова «Обыкновенный город (серия). Кирово-Чепецк. 1995.», а также работой Юрия Евлампьева «Песчаный грунт (серия, 10 листов). 1992.»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/12_vstrecha-96.html
— (25 июля 2004 г.)

7. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Провинциализм мешает стать Чебоксарам цивилизованным городом
[Точка зрения на провинциализм в Чебоксарах].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/19_provincializm.html
— (6 ноября 2004 г.)

8. ГАГАРИНОВ Валерий
Пери-фери-ZONE: КАК БЫТЬ
[Представлена точка зрения вятского фотохудожника Валерия Гагаринова на художественный процесс в провинции, а также опубликован его фотографический проект «Аккредитация брэнда в России»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/20_vgag-01.html
— (13 ноября 2004 г.)

9. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
«ПереХОД». Информация о выставке
[Информация о виртуальной выставке «ПереХОД»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/24_perehod-show-info.htmll
— (3 мая 2005 г.)

10. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Группа «ФАКТ» и Сергей Морозов
[Представлена история и сам телефонный разговор между Сергеем Чиликовым и Сергеем Морозовым, а также послесловие бытия группы «ФАКТ».].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/01_History/01_FAKT/Fakt-Morozov_1981.html
— (12 августа 2005 г.)

 

 

  | 
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна