ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > КОМАНДА 605 >  Выставка ПРИШЕДШЕЕ 
Последнее обновление страницы: 23 октября 2010 г.  15:45  

 

   

ПРИШЕДШЕЕ

Выставка чебоксарских фотографов в Нижнем Новгороде

II международный фестиваль фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»
11 января — 1 февраля 2002 г.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор выставки
г. Чебоксары, 1 октября 2001 года

ART-переход.ru: 17 октября 2010 г.

 


   
   
  


 
Группа «Команда 605» (слева направо): Евгений ЛИХОШЕРСТ, Татьяна ЧЕРНОВА, Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
17 сентября 2001 года, Правое побережье географической широты Чебоксар.

Фотография Юрия Евлампьева, 2001.

  
  

 

 

ВЫСТАВКА «ПРИШЕДШЕЕ»

 

Выставка «Пришедшее» специально подготовлена для II международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород, январь 2002) в рамках проекта «КОМАНДА 605» тремя чебоксарскими фотографами: Юрием Евлампьевым, Евгением Лихошерстом, Татьяной Черновой. Оставаясь последовательными по отношению к своим изобразительным программам, авторы в контексте своих предметных миров демонстрируют свои интересы как на плоскости чёрно-белой, так и цветной фотографии, не выходя за пределы стилистики метафизической фотографии географической широты Чебоксар.

Юрий Евлампьев в своей работе «К54. 1996», отталкиваясь от исходного либретто, к каждому опубличиванию готовит свою редакцию серии фотографий. Первая редакция прозвучала в аналитическом обзоре «Фотографическое бытиё в Чебоксарах. — Чебоксары, 1996. — 24 с., ил.». Вторая редакция «К54» была подготовлена в 1998 году для выставки «Чебоксары как фотографический феномен» (Чебоксары, Чувашский государственный художественный музей, 1998). В очередной версии была произведена замена всех  листов по принципу: новые мизансцены, но те же самые персонажи. И, наконец, третья редакция сформировалась в рамках выставки «Пришедшее» (г. Нижний Новгород, 2002). В данной редакции была заменена мизансцена листа 9, а также использована технология компьютерной подготовки и печати фотографий.

Для Евгения Лихошерста конструирование пространства стало логическим продолжением его созерцательного цикла в фотографии, когда человек, накопив в ходе наблюдений определённый опыт, желает построить свой мир. Серия фотографий «Тихая. 1990» декларирует буквальное конструирование, ведущее с одной стороны к абсурду, а с другой — создающее иллюзию узнаваемости копируемого бытия. Максимально приближаясь к последнему, Лихошерст не сливается с реальным миром, а сохраняет дистанцию стороннего наблюдателя, демонстрируя зрителю свою точку зрения.

Татьяна Чернова, отталкиваясь в своём творчестве от минимальной градационной шкалы на плоскости листа,  включила в структуру своих новых изображений — колорит. Не впадая в эйфорию красочной радужной палитры, автор находит свой узкий спектр преломлённого света и скупыми линиями создаёт ощущение тени. Её «Тени. 2000-2001», не вписываясь в банальные траектории математических формул, подчеркивают нетривиальность природной формы и её бесконечные метаморфозы. Сохранённая предметность, а также классическое в фотографии — «свет и тень» позволяют говорить, что Чернова не вышла за границы «жанра» в интерпретации своего мироощущения.

Юрий Евлампьев,
куратор выставки «Пришедшее»
1 октября 2001 г.

 

  

 

 

 

УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ

 

 

  ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ. Чебоксары, Россия

  

  

 
Двухэтажный дом с балконом и Юрий Евлампьев,
стоящий на каменной мостовой, с обращённым вправо взглядом.
29 июля 1991 года, недалеко от Финского залива.

Фотография Юрия Евлампьева, 1991.

 


 

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ. Краткие сведения

Начало становления Юрия Евлампьева (род. в 1954 г.) как фотографа приходится на первую половину семидесятых годов (1973…1976) в стенах небезызвестного российского фотоклуба «Мещера» (г. Рязань) рядом с неутомимым фотографом Виктором Агеевым.

Кристаллизация субъективного подхода к реальности происходит в сформировавшейся как оппозиция к ангажированной фотографии группе «Факт» (г. Йошкар-Ола, 1977…1979), у истоков которой стояли: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий. В последующем (1980…1983), когда Юрий Евлампьев оказывается в Чебоксарах, традиции и идеи группы «Факт» разделили ещё два фотографа — Евгений Лихошерст и Владислав Михайлов.

Дальнейшее модифицирование субъективности Юрия Евлампьева связано с постфактовским периодом (г. Чебоксары, 1984…1990). Это время формирования чебоксарской фотографической школы, основными характерными чертами которой стали: стремление к метафизической фотографии, культивирование индивидуальных изобразительных программ, использование предметной черно-белой фотографии.

Период «Затишье» (г. Чебоксары, 1991…1994) позволил Юрию Евлампьеву сконцентрироваться на реализации принципа «нерешающего мгновенья» в своём творчестве, а также преподнести свой фотографический опыт слушателям Академии фотоискусства (г. Чебоксары).

В период «Локальный» (г. Чебоксары, 1995...2001) Юрий Евлампьев работает над проектом «Чебоксары как феномен фотографического бытия», основной целью которого является популяризация чебоксарской фотографии и чебоксарских фотографов.

Юрий Евлампьев — участник многочисленных выставок и автор ряда публикаций по фотографическому творчеству.

Леонид БОЙСКИЙ,
арт-критик.

 

 

Экспозиция Юрия Евлампьева:

работа «К54» в галерее ART-ПЕРЕХОД

 


 

 


 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. К54 (серия, 10 листов). Лист 1. 4-е изд., 2003.
Чёрно-белая фотография.
4-е изд. (2003) — 450х600 пикселей;
3-е изд. (2001), 2-е изд. (1998), 1-е изд. (1996) — 18х24 см.

 


  

  

  

  

  

  

  ЕВГЕНИЙ ЛИХОШЕРСТ. Чебоксары, Россия

  

  

 
Лодки на песчанном грунте, столпившиеся на берегу люди
и Евгений Лихошерст, смотрящий куда-то вперёд.
15 июля 1984 года, побережье у Кокшайска.

Фотография Юрия Евлампьева, 1984.

 


 

ЕВГЕНИЙ ЛИХОШЕРСТ. Краткие сведения

Евгений Лихошерст (род. в 1949 г.) в клубном фотографическом движении оказывается в 1978 году, когда в Чебоксарах появляется фотоклуб «Ракурс». С этого момента начинается освоение им художественной фотографии.

Период «Фактический» (г. Чебоксары, 1980...1983) для Евгения Лихошерста становится переломным: он начинает работать в составе творческой группы «Факт» (г. Йошкар-Ола — г. Чебоксары). В это время у него появляются этапные циклы: «В зоне затопления. 1980»; «Частная. 1981»; «Общий. 1980...1983».

В постфактовском периоде (г. Чебоксары, 1984...1990) Евгений Лихошерст на фоне зарождающихся и проходивших бурно фотографических фестивалях в городах Чебоксары и Йошкар-Ола продолжает последовательно пробовать себя в разных фотографических жанрах и везде добивается результатов («Тринатрий Фос. 1984»; «86А. 1986»; «86Б. 1986»; «86В. 1986»; «Метрологическая. 1985...1989»; «Лабораторная. 1988»; «Хороший. 1988...1989»; «Родное. 1989...1990»; «Тихая. 1990»). Его фотография с ярко выраженной стилистикой оказывает бесспорное влияние на формирование чебоксарской фотографической школы, а его принцип ненавязчивого общения с коллегами собирает вокруг него чебоксарских фотографов и позволяет ему в конце восьмидесятых и в начале девяностых плодотворно руководить народной фотостудией «Ракурс».

Период «Затишье» (г. Чебоксары, 1991...1994), совпавший с большими переменами в стране, подвинул Евгения Лихошерста к созданию несуетного цикла «Чебоксары 94. 1994». Тогда же он вступает и в Союз фотохудожников России.

В период «Локальный» (г. Чебоксары, 1995...2001) Евгений Лихошерст выдвигает творческий проект «Урбанистическая экология» на соискание государственной стипендии 1996 года в номинации — «Деятели культуры и искусства России» и получает государственную поддержку на его реализацию. В рамках этого проекта он создаёт серии — «Чебоксары 95А. 1995»; «Чебоксары 95Б. 1995»; «Чебоксары 95В. 1995». Этот период характерен для Евгения Лихошерста и максимальным уходом в лабораторный процесс. Время должно показать: станут ли для Лихошерста очередные количественные эксперименты в фотографии новым качеством в плоскости листа...

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

 

 

 

Экспозиция Евгения Лихошерста:

работа «Тихая» в галерее ART-ПЕРЕХОД

 


 

 


 
Евгений ЛИХОШЕРСТ. Тихая (серия, 10 листов). Лист 1. 1990.
Чёрно-белая фотография.
483х500 пикселей, 2-ая редакция (2010); 1-ая редакция (1990) — 28,7х29,7 см
.

 

 


  

  

  

  

  

  

  ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА. Чебоксары, Россия

  

  

 
Купола церкви, пустынная дорога
и Татьяна Чернова, вставшая навстречу лучам света.
10 июля 1996 года, возле Чебоксарского залива.

Фотография Юрия Евлампьева, 1996.

 


 

ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА. Краткие сведения

Приход Татьяны Черновой (род. в 1964 г.) в фотографию произошёл весной 1983 года во время очередного фотографического фестиваля в г. Чебоксары, где она узнаёт о фотоклубе «Ракурс», наработавшем к тому времени определённый имидж в фотографическом движении. Начав работать с основоположниками чебоксарской фотографии — Юрием Евлампьевым, Евгением Лихошерстом, Владиславом Михайловым — Чернова, уже в 1983 году создаёт серию «Тени», ставшую точкой отсчёта в её долгих поисках минимальной градационной шкалы на плоскости фотографического листа.

Формирование индивидуальной изобразительности шло не так быстро, как этого порой желает молодой автор. Годы — 1983…1989 — мучительных исканий и попытка заглянуть в себя стали стимулом в реализации серии «Автопортреты».

Проводившаяся в Чебоксарах во второй половине восьмидесятых годов череда фотофестивалей, а также поездка на остров Шпицберген, предпринятая в 1990 году в рамках норвежско-советского фотопроекта «Женщины-фотографы на Севере», — стали поворотным моментом в творчестве Татьяны Черновой. Эти события непосредственно послужили толчком к работе над серией «Шпицберген» (1990…1991) и циклом «Чёрный» (1991…1994).

Активное участие в период с 1991 по 1994 гг. в выставочной деятельности и фотографических акциях подводят Татьяну Чернову к осознанию себя не только как фотографа, но и популяризатора творчества коллег. В этой новой, ещё до конца не прочувствованной, но многообещающей роли Татьяна Чернова в 1994 году организовывает ряд выставок в залах Чувашского государственного художественного музея.

В 1995 году Татьяна Чернова становится участницей и куратором этапной выставки чебоксарских фотографов «Фотографическая выставка Команды Р». Выставив серию работ из цикла «Чёрный», Чернова подводит определённый итог своей деятельности из периода «Затишье» и демонстрирует последовательность в своём творчестве.

Начав в 1994 году работать над очередным циклом, Татьяна Чернова представляет в Союз фотохудожников России творческий проект «Фотомонотипия» и получает в 1996…1997 гг. государственную поддержку на его реализацию.

Период «Локальный» (1995...2001) стал для Татьяны Черновой временем организации отдела фотоискусства в Чувашском государственном художественном музее и временем формирования коллекций фотографий чебоксарских фотографов.

Сделав свой выбор в фотографии, Татьяна Чернова несомненно внесла свежую струю в понятие «Чебоксарская фотографическая школа», создав тем самым прецедент для её дальнейшего развития.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

 

 

 

Экспозиция Татьяны Черновой:

работа «Тени» в галерее ART-ПЕРЕХОД

 


 

 


 
Татьяна ЧЕРНОВА. Тени (серия, 38 листов). Лист 1. 2000-2001.
Цветная фотография.
393х600 пикселей, 2-ая редакция (2010); 1-ая редакция — 20,0x30,5 см (2001).

 

  

  

  


 

 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ВЫСТАВКИ «ПРИШЕДШЕЕ»

 

1. ПРИШЕДШЕЕ. Проспект выставки (печатный вариант: PDF — 4,3 Мб)
[В проспекте представлены работы Команды 605 — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Татьяны Черновой, экспонировавшиеся на II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород, 11 января — 31 января 2002 года)]. / Составитель: Юрий Евлампьев. Дизайн и вёрстка: Юрий Евлампьев. — Чебоксары, 2001. — 24 с.: ил.


  
Фрагмент обложки проспекта выставки «ПРИШЕДШЕЕ»

 

2. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
К54. Серия, 10 листов. Проспект (печатный вариант: PDF — 5,4 Мб)
[Проспект работы Юрия Евлампьева «К54. Серия, 10 листов»]. / Составитель: Юрий Евлампьев. Дизайн и вёрстка: Юрий Евлампьев. — Чебоксары, 2001. — 5 с.: ил.

 

3. PRO ЗРЕНИЕ. II международный фестиваль фотографии.
Нижний Новгород, 11-31 января 2002 года. Каталог
(PDF — 12,9 Мб)
[В каталоге представлены организаторы фестиваля, обращения к участникам и гостям фестиваля — Михаила Швыдкова, министра культуры Российской Федерации; Олега Гринина, директора Нижегородского филиала Автобанка; Владимира Бессараба, генерального директора ВАО «Нижегородская ярмарка»; Любовьи Сапрыкиной, арт-директора фестиваля. В каталоге также можно увидеть список выставок фестиваля, сведения об авторах и репродукции их работ]. / Составление каталога: Юлия Абрамова. Дизайн: Евгений Стрелков & студия «Дирижабль». — Нижний Новгород: «Деком», 2002. — 48 с.: ил.


  
Фрагмент обложки каталога II международного фестиваля фотографии «Pro Зрение»

 

4. PRO ЗРЕНИЕ. II международный фестиваль фотографии.
Нижний Новгород, 11-31 января 2002 года. Виртуальный проспект фестиваля

// Сайт «Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал» (г. Нижний Новгород):
http://www.art.nnov.ru/pro_zrenie/pro_zrenie/index_2.php
— (11 января 2002 г.).

 

5. PRO ЗРЕНИЕ. II международный фестиваль фотографии.
Нижний Новгород, 11-31 января 2002 года. Перечень выставок фестиваля

// Сайт «Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал» (г. Нижний Новгород):
http://www.art.nnov.ru/pro_zrenie/pro_zrenie/index_2.php
— (11 января 2002 г.).

 

6. ПРИШЕДШЕЕ. Вступительное слово к экспозиции
[Представлено вступительное слово куратора выставки «Пришедшее» Юрия Евлампьева].
// Сайт «Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал» (г. Нижний Новгород):
http://www.art.nnov.ru/pro_zrenie/pro_zrenie/query_exhib_2.php?id=10
— (15 января 2002 г.)


  
Фрагмент страницы сайта «ГЦСИ. Нижегородский филиал»
с представлением выставки «Пришедшее»
Фрагмент сформирован 30 января 2002 года.

 

7. ШИРОКОВ Владимир.
Команда 605: ПРИШЕДШЕЕ (публикация в еженедельнике: PDF — 2,5 Мб)
[Интервью с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым]. // Региональный выпуск «Труд 7» (г. Чебоксары). — 2002. — №13 (24 января 2002 г.). — С.19.


  
Фрагмент интервью с Юрием Евлампьевым в газете «Труд 7»

 

8. КИРИЛЛОВА Рита.
Чебоксарские прозрения в Нижнем Новгороде (публикация в еженедельнике: PDF — 0,45 Мб)
[Сообщение об участии трёх чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Татьяны Черновой во II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород)]. // Аргументы и факты – Чувашия (г. Чебоксары). — 2002. — №5 (31 января 2002 г.). — С. 8.

 

9. ФАКТОР Лиза.
Про Зрение
[Обзор выставок II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»].
// Портал «PHOTOGRAPHER.RU» (г. Москва):
http://www.photographer.ru/events/review/249.htm
— (8 февраля 2002 г.)

 

10. КИРИЛЛОВА Рита.
Пришедшее из Чебоксар. Команда 605 на Фестивале «PRO ЗРЕНИЕ II» (интернет-версия: PDF — 0,56 Мб)
[Обзор выставки «Пришедшее» II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»]. // On-line-журнал «www.photographer.ru» (г. Москва). — 7 марта 2002 г. — http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=256


  
Фрагмент главной страницы портала «PHOTOGRAPHER.RU»
с анонсом-заставкой статьи «Пришедшее из Чебоксар»
Фрагмент сформирован 7 марта 2002 года.

 

11. КИРИЛЛОВА Рита.
Пришедшее из Чебоксар. Команда 605 на Фестивале «PRO ЗРЕНИЕ II» (печатный вариант: PDF — 6,36 Мб)
[Обзор выставки «Пришедшее» II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» со вступительным словом Юрия Евлампьева]. / Составитель: Юрий Евлампьев. Дизайн и вёрстка: Юрий Евлампьев. — Чебоксары, 25 марта 2002. — 4 с.: ил.


  
Заголовок статьи «Пришедшее из ЧЕБОКСАР»

 

12. ГАГАРИНОВ Валерий, ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Вятка, Чебоксары и «PRO ЗРЕНИЕ II». Диалог куратора выставки «Вятка» Валерия Гагаринова (г. Вятка) с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым (г. Чебоксары). Печатный вариант: PDF — 5,3 Мб
[Обмен мнениями о II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» и возможных совместных акциях двух городов: Чебоксары, Вятка]. // Бинокль. Вятский культурный журнал (г. Вятка). — 2002. — №16 (апрель 2002). С. 8...11.


  
Фрагмент заголовка статьи в Вятском культурном журнале «Бинокль»

 

13. ГАГАРИНОВ Валерий, ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Вятка, Чебоксары и «PRO ЗРЕНИЕ II». Диалог куратора выставки «Вятка» Валерия Гагаринова (г. Вятка) с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым (г. Чебоксары).
[Обмен мнениями о II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» и возможных совместных акциях двух городов: Чебоксары, Вятка]. // Бинокль. Вятский культурный журнал (г. Вятка). — 2002. — №16 (апрель 2002). (On-line версия журнала «Бинокль», №16, 2002)
// Сайт «БИНОКЛЬ. Вятский культурный журнал» (г. Киров):
http://binokl-vyatka.narod.ru/B16/gag.htm
— (15 мая 2002 г.)

 

14. КИРИЛЛОВА Рита.
Волго-вятские фотоконтакты (публикация в еженедельнике: PDF — 0,3 Мб)
[Сообщение о прозвучавшем диалоге двух кураторов — Юрия Евлампьева и Валерия Гагаринова в журнале «Бинокль» (г. Вятка)]. // Аргументы и факты – Чувашия (г. Чебоксары). — 2002. — №26 (26 июня 2002 г.). — С. 8.

 

15. К54. Фотографии Юрия Евлампьева
[Представлена работа чебоксарского фотографа Юрия Евлампьева «К54 (серия, 10 листов). 4-е изд., 2003»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/01_Evlampev/02_Show/280_K54-4izd-2003.html
— (18 апреля 2010 г.)

 

16. ТИХАЯ. Фотографии Евгения Лихошерста
[Представлена работа чебоксарского фотографа Евгения Лихошерста «Тихая (серия, 10 листов). 1990»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/02_Lihosherst/02_Show/287_Tih-1990.html
— (1 июня 2010 г.)

 

17. ТЕНИ. Фотографии Татьяны Черновой
[Представлена работа чебоксарского фотографа Татьяны Черновой «Тени (серия, 38 листов). 2000-2001»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/09_Chernova/02_Show/286_TCh_Teni-2001.html
— (29 мая 2010 г.)

 

18. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Проект «КОМАНДА 605» как инструментальное средство
[Обзор проекта «КОМАНДА 605»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/02_Komanda_605/0297_komanda605-obzor.html
— (23 октября 2010 г.)

 

 

 

   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна