|

Группа «Команда 605» (слева направо): Евгений ЛИХОШЕРСТ, Татьяна ЧЕРНОВА, Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
17 сентября 2001 года, Правое побережье географической широты Чебоксар.
Фотография Юрия Евлампьева, 2001.
|
|
|
ВЫСТАВКА «ПРИШЕДШЕЕ»
Выставка «Пришедшее» специально подготовлена для II международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород, январь 2002) в рамках проекта «КОМАНДА 605» тремя чебоксарскими фотографами: Юрием Евлампьевым, Евгением Лихошерстом, Татьяной Черновой. Оставаясь последовательными по отношению к своим изобразительным программам, авторы в контексте своих предметных миров демонстрируют свои интересы как на плоскости чёрно-белой, так и цветной фотографии, не выходя за пределы стилистики метафизической фотографии географической широты Чебоксар.
Юрий Евлампьев в своей работе «К54. 1996», отталкиваясь от исходного либретто, к каждому опубличиванию готовит свою редакцию серии фотографий. Первая редакция прозвучала в аналитическом обзоре «Фотографическое бытиё в Чебоксарах. — Чебоксары, 1996. — 24 с., ил.». Вторая редакция «К54» была подготовлена в 1998 году для выставки «Чебоксары как фотографический феномен» (Чебоксары, Чувашский государственный художественный музей, 1998). В очередной версии была произведена замена всех листов по принципу: новые мизансцены, но те же самые персонажи. И, наконец, третья редакция сформировалась в рамках выставки «Пришедшее» (г. Нижний Новгород, 2002). В данной редакции была заменена мизансцена листа 9, а также использована технология компьютерной подготовки и печати фотографий.
Для Евгения Лихошерста конструирование пространства стало логическим продолжением его созерцательного цикла в фотографии, когда человек, накопив в ходе наблюдений определённый опыт, желает построить свой мир. Серия фотографий «Тихая. 1990» декларирует буквальное конструирование, ведущее с одной стороны к абсурду, а с другой — создающее иллюзию узнаваемости копируемого бытия. Максимально приближаясь к последнему, Лихошерст не сливается с реальным миром, а сохраняет дистанцию стороннего наблюдателя, демонстрируя зрителю свою точку зрения.
Татьяна Чернова, отталкиваясь в своём творчестве от минимальной градационной шкалы на плоскости листа, включила в структуру своих новых изображений — колорит. Не впадая в эйфорию красочной радужной палитры, автор находит свой узкий спектр преломлённого света и скупыми линиями создаёт ощущение тени. Её «Тени. 2000-2001», не вписываясь в банальные траектории математических формул, подчеркивают нетривиальность природной формы и её бесконечные метаморфозы. Сохранённая предметность, а также классическое в фотографии — «свет и тень» позволяют говорить, что Чернова не вышла за границы «жанра» в интерпретации своего мироощущения.
Юрий Евлампьев,
куратор выставки «Пришедшее»
1 октября 2001 г.
|
|
|
УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ
ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ.
Чебоксары, Россия
|
|

Двухэтажный дом с балконом
и Юрий Евлампьев, стоящий на каменной мостовой,
с обращённым вправо взглядом.
29 июля 1991 года, недалеко от Финского залива.
Фотография Юрия Евлампьева, 1991.
|
ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ. Краткие сведения
Начало становления Юрия Евлампьева (род. в 1954 г.) как фотографа приходится на первую половину семидесятых годов (1973…1976) в стенах небезызвестного российского фотоклуба «Мещера» (г. Рязань) рядом с неутомимым фотографом Виктором Агеевым.
Кристаллизация субъективного подхода к реальности происходит в сформировавшейся как оппозиция к ангажированной фотографии группе «Факт» (г. Йошкар-Ола, 1977…1979), у истоков которой стояли: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий. В последующем (1980…1983), когда Юрий Евлампьев оказывается в Чебоксарах, традиции и идеи группы «Факт» разделили ещё два фотографа — Евгений Лихошерст и Владислав Михайлов.
Дальнейшее модифицирование субъективности Юрия Евлампьева связано с постфактовским периодом (г. Чебоксары, 1984…1990). Это время формирования чебоксарской фотографической школы, основными характерными чертами которой стали: стремление к метафизической фотографии, культивирование индивидуальных изобразительных программ, использование предметной черно-белой фотографии.
Период «Затишье» (г. Чебоксары, 1991…1994) позволил Юрию Евлампьеву сконцентрироваться на реализации принципа «нерешающего мгновенья» в своём творчестве, а также преподнести свой фотографический опыт слушателям Академии фотоискусства (г. Чебоксары).
В период «Локальный» (г. Чебоксары, 1995...2001) Юрий Евлампьев работает над проектом «Чебоксары как феномен фотографического бытия», основной целью которого является популяризация чебоксарской фотографии и чебоксарских фотографов.
Юрий Евлампьев — участник многочисленных выставок и автор ряда публикаций по фотографическому творчеству.
Леонид БОЙСКИЙ,
арт-критик.
Экспозиция Юрия Евлампьева:
работа «К54» в галерее ART-ПЕРЕХОД
|
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. К54 (серия, 10 листов). Лист 1. 4-е изд., 2003.
Чёрно-белая фотография.
4-е изд. (2003) — 450х600 пикселей;
3-е изд. (2001), 2-е изд. (1998), 1-е изд. (1996) — 18х24 см.
|
ЕВГЕНИЙ ЛИХОШЕРСТ.
Чебоксары, Россия
|
|

Лодки на песчанном грунте, столпившиеся на берегу люди
и Евгений Лихошерст, смотрящий куда-то вперёд.
15 июля 1984 года, побережье у Кокшайска.
Фотография Юрия Евлампьева, 1984.
|
ЕВГЕНИЙ ЛИХОШЕРСТ. Краткие сведения
Евгений Лихошерст (род. в 1949 г.) в клубном фотографическом движении оказывается в 1978 году, когда в Чебоксарах появляется фотоклуб «Ракурс». С этого момента начинается освоение им художественной фотографии.
Период «Фактический» (г. Чебоксары, 1980...1983) для Евгения Лихошерста становится переломным: он начинает работать в составе творческой группы «Факт» (г. Йошкар-Ола — г. Чебоксары). В это время у него появляются этапные циклы: «В зоне затопления. 1980»; «Частная. 1981»; «Общий. 1980...1983».
В постфактовском периоде (г. Чебоксары, 1984...1990) Евгений Лихошерст на фоне зарождающихся и проходивших бурно фотографических фестивалях в городах Чебоксары и Йошкар-Ола продолжает последовательно пробовать себя в разных фотографических жанрах и везде добивается результатов («Тринатрий Фос. 1984»; «86А. 1986»; «86Б. 1986»; «86В. 1986»; «Метрологическая. 1985...1989»; «Лабораторная. 1988»; «Хороший. 1988...1989»; «Родное. 1989...1990»; «Тихая. 1990»). Его фотография с ярко выраженной стилистикой оказывает бесспорное влияние на формирование чебоксарской фотографической школы, а его принцип ненавязчивого общения с коллегами собирает вокруг него чебоксарских фотографов и позволяет ему в конце восьмидесятых и в начале девяностых плодотворно руководить народной фотостудией «Ракурс».
Период «Затишье» (г. Чебоксары, 1991...1994), совпавший с большими переменами в стране, подвинул Евгения Лихошерста к созданию несуетного цикла «Чебоксары 94. 1994». Тогда же он вступает и в Союз фотохудожников России.
В период «Локальный» (г. Чебоксары, 1995...2001) Евгений Лихошерст выдвигает творческий проект «Урбанистическая экология» на соискание государственной стипендии 1996 года в номинации — «Деятели культуры и искусства России» и получает государственную поддержку на его реализацию. В рамках этого проекта он создаёт серии — «Чебоксары 95А. 1995»; «Чебоксары 95Б. 1995»; «Чебоксары 95В. 1995». Этот период характерен для Евгения Лихошерста и максимальным уходом в лабораторный процесс. Время должно показать: станут ли для Лихошерста очередные количественные эксперименты в фотографии новым качеством в плоскости листа...
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».
Экспозиция Евгения Лихошерста:
работа «Тихая» в галерее ART-ПЕРЕХОД
|

Евгений ЛИХОШЕРСТ. Тихая (серия, 10 листов). Лист 1. 1990.
Чёрно-белая фотография.
483х500 пикселей, 2-ая редакция (2010); 1-ая редакция (1990) — 28,7х29,7 см.
|
ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА.
Чебоксары, Россия
|
|

Купола церкви, пустынная дорога
и Татьяна Чернова, вставшая навстречу лучам света.
10 июля 1996 года, возле Чебоксарского залива.
Фотография Юрия Евлампьева, 1996.
|
ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА. Краткие сведения
Приход Татьяны Черновой (род. в 1964 г.) в фотографию произошёл весной 1983 года во время очередного фотографического фестиваля в г. Чебоксары, где она узнаёт о фотоклубе «Ракурс», наработавшем к тому времени определённый имидж в фотографическом движении. Начав работать с основоположниками чебоксарской фотографии — Юрием Евлампьевым, Евгением Лихошерстом, Владиславом Михайловым — Чернова, уже в 1983 году создаёт серию «Тени», ставшую точкой отсчёта в её долгих поисках минимальной градационной шкалы на плоскости фотографического листа.
Формирование индивидуальной изобразительности шло не так быстро, как этого порой желает молодой автор. Годы — 1983…1989 — мучительных исканий и попытка заглянуть в себя стали стимулом в реализации серии «Автопортреты».
Проводившаяся в Чебоксарах во второй половине восьмидесятых годов череда фотофестивалей, а также поездка на остров Шпицберген, предпринятая в 1990 году в рамках норвежско-советского фотопроекта «Женщины-фотографы на Севере», — стали поворотным моментом в творчестве Татьяны Черновой. Эти события непосредственно послужили толчком к работе над серией «Шпицберген» (1990…1991) и циклом «Чёрный» (1991…1994).
Активное участие в период с 1991 по 1994 гг. в выставочной деятельности и фотографических акциях подводят Татьяну Чернову к осознанию себя не только как фотографа, но и популяризатора творчества коллег. В этой новой, ещё до конца не прочувствованной, но многообещающей роли Татьяна Чернова в 1994 году организовывает ряд выставок в залах Чувашского государственного художественного музея.
В 1995 году Татьяна Чернова становится участницей и куратором этапной выставки чебоксарских фотографов «Фотографическая выставка Команды Р». Выставив серию работ из цикла «Чёрный», Чернова подводит определённый итог своей деятельности из периода «Затишье» и демонстрирует последовательность в своём творчестве.
Начав в 1994 году работать над очередным циклом, Татьяна Чернова представляет в Союз фотохудожников России творческий проект «Фотомонотипия» и получает в 1996…1997 гг. государственную поддержку на его реализацию.
Период «Локальный» (1995...2001) стал для Татьяны Черновой временем организации отдела фотоискусства в Чувашском государственном художественном музее и временем формирования коллекций фотографий чебоксарских фотографов.
Сделав свой выбор в фотографии, Татьяна Чернова несомненно внесла свежую струю в понятие «Чебоксарская фотографическая школа», создав тем самым прецедент для её дальнейшего развития.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».
Экспозиция Татьяны Черновой:
работа «Тени» в галерее ART-ПЕРЕХОД
|
Татьяна ЧЕРНОВА. Тени (серия, 38 листов). Лист 1. 2000-2001.
Цветная фотография.
393х600 пикселей, 2-ая редакция (2010); 1-ая редакция — 20,0x30,5 см (2001).
|
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ «ПРИШЕДШЕЕ»
1. ПРИШЕДШЕЕ. Проспект выставки (печатный вариант: PDF — 4,3 Мб)
[В проспекте представлены работы Команды 605 — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Татьяны Черновой, экспонировавшиеся на II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород, 11 января — 31 января 2002 года)]. / Составитель: Юрий Евлампьев. Дизайн и вёрстка: Юрий Евлампьев. — Чебоксары, 2001. — 24 с.: ил.

Фрагмент обложки проспекта выставки «ПРИШЕДШЕЕ»
|
2. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
К54. Серия, 10 листов. Проспект (печатный вариант: PDF — 5,4 Мб)
[Проспект работы Юрия Евлампьева «К54. Серия, 10 листов»]. / Составитель: Юрий Евлампьев. Дизайн и вёрстка: Юрий Евлампьев. — Чебоксары, 2001. — 5 с.: ил.
3. PRO ЗРЕНИЕ. II международный фестиваль фотографии.
Нижний Новгород, 11-31 января 2002 года. Каталог (PDF — 12,9 Мб)
[В каталоге представлены организаторы фестиваля, обращения к участникам и гостям фестиваля — Михаила Швыдкова, министра культуры Российской Федерации; Олега Гринина, директора Нижегородского филиала Автобанка; Владимира Бессараба, генерального директора ВАО «Нижегородская ярмарка»; Любовьи Сапрыкиной, арт-директора фестиваля. В каталоге также можно увидеть список выставок фестиваля, сведения об авторах и репродукции их работ]. / Составление каталога: Юлия Абрамова. Дизайн: Евгений Стрелков & студия «Дирижабль». — Нижний Новгород: «Деком», 2002. — 48 с.: ил.

Фрагмент обложки каталога II международного фестиваля фотографии «Pro Зрение»
|
4. PRO ЗРЕНИЕ. II международный фестиваль фотографии.
Нижний Новгород, 11-31 января 2002 года. Виртуальный проспект фестиваля
// Сайт «Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал» (г. Нижний Новгород):
http://www.art.nnov.ru/pro_zrenie/pro_zrenie/index_2.php
— (11 января 2002 г.).
5. PRO ЗРЕНИЕ. II международный фестиваль фотографии.
Нижний Новгород, 11-31 января 2002 года. Перечень выставок фестиваля
// Сайт «Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал» (г. Нижний Новгород):
http://www.art.nnov.ru/pro_zrenie/pro_zrenie/index_2.php
— (11 января 2002 г.).
6. ПРИШЕДШЕЕ. Вступительное слово к экспозиции
[Представлено вступительное слово куратора выставки «Пришедшее» Юрия Евлампьева].
// Сайт «Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал» (г. Нижний Новгород):
http://www.art.nnov.ru/pro_zrenie/pro_zrenie/query_exhib_2.php?id=10
— (15 января 2002 г.)

Фрагмент страницы сайта «ГЦСИ. Нижегородский филиал»
с представлением выставки «Пришедшее»
Фрагмент сформирован 30 января 2002 года.
|
7. ШИРОКОВ Владимир.
Команда 605: ПРИШЕДШЕЕ (публикация в еженедельнике: PDF — 2,5 Мб)
[Интервью с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым]. // Региональный выпуск «Труд 7» (г. Чебоксары). — 2002. — №13 (24 января 2002 г.). — С.19.

Фрагмент интервью с Юрием Евлампьевым в газете «Труд 7»
|
8. КИРИЛЛОВА Рита.
Чебоксарские прозрения в Нижнем Новгороде (публикация в еженедельнике: PDF — 0,45 Мб)
[Сообщение об участии трёх чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Татьяны Черновой во II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» (г. Нижний Новгород)]. // Аргументы и факты – Чувашия (г. Чебоксары). — 2002. — №5 (31 января 2002 г.). — С. 8.
9. ФАКТОР Лиза.
Про Зрение
[Обзор выставок II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»].
// Портал «PHOTOGRAPHER.RU» (г. Москва):
http://www.photographer.ru/events/review/249.htm
— (8 февраля 2002 г.)
10. КИРИЛЛОВА Рита.
Пришедшее из Чебоксар. Команда 605 на Фестивале «PRO ЗРЕНИЕ II» (интернет-версия: PDF — 0,56 Мб)
[Обзор выставки «Пришедшее» II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»]. // On-line-журнал «www.photographer.ru» (г. Москва). — 7 марта 2002 г. — http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?id=256

Фрагмент главной страницы портала «PHOTOGRAPHER.RU»
с анонсом-заставкой статьи «Пришедшее из Чебоксар»
Фрагмент сформирован 7 марта 2002 года.
|
11. КИРИЛЛОВА Рита.
Пришедшее из Чебоксар. Команда 605 на Фестивале «PRO ЗРЕНИЕ II» (печатный вариант: PDF — 6,36 Мб)
[Обзор выставки «Пришедшее» II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» со вступительным словом Юрия Евлампьева]. / Составитель: Юрий Евлампьев. Дизайн и вёрстка: Юрий Евлампьев. — Чебоксары, 25 марта 2002. — 4 с.: ил.

Заголовок статьи «Пришедшее из ЧЕБОКСАР»
|
12. ГАГАРИНОВ Валерий, ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Вятка, Чебоксары и «PRO ЗРЕНИЕ II». Диалог куратора выставки «Вятка»
Валерия Гагаринова (г. Вятка) с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым (г. Чебоксары). Печатный вариант: PDF — 5,3 Мб
[Обмен мнениями о II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» и возможных совместных акциях двух городов: Чебоксары, Вятка]. // Бинокль. Вятский культурный журнал (г. Вятка). — 2002. — №16 (апрель 2002). С. 8...11.

Фрагмент заголовка статьи в Вятском культурном журнале «Бинокль»
|
13. ГАГАРИНОВ Валерий, ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Вятка, Чебоксары и «PRO ЗРЕНИЕ II». Диалог куратора выставки «Вятка»
Валерия Гагаринова (г. Вятка) с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым (г. Чебоксары).
[Обмен мнениями о II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» и возможных совместных акциях двух городов: Чебоксары, Вятка]. // Бинокль. Вятский культурный журнал (г. Вятка). — 2002. — №16 (апрель 2002). (On-line версия журнала «Бинокль», №16, 2002)
// Сайт «БИНОКЛЬ. Вятский культурный журнал» (г. Киров):
http://binokl-vyatka.narod.ru/B16/gag.htm
— (15 мая 2002 г.)
14. КИРИЛЛОВА Рита.
Волго-вятские фотоконтакты (публикация в еженедельнике: PDF — 0,3 Мб)
[Сообщение о прозвучавшем диалоге двух кураторов — Юрия Евлампьева и Валерия Гагаринова в журнале «Бинокль» (г. Вятка)]. // Аргументы и факты – Чувашия (г. Чебоксары). — 2002. — №26 (26 июня 2002 г.). — С. 8.
15. К54. Фотографии Юрия Евлампьева
[Представлена работа чебоксарского фотографа Юрия Евлампьева «К54 (серия, 10 листов). 4-е изд., 2003»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/01_Evlampev/02_Show/280_K54-4izd-2003.html
— (18 апреля 2010 г.)
16. ТИХАЯ. Фотографии Евгения Лихошерста
[Представлена работа чебоксарского фотографа Евгения Лихошерста «Тихая (серия, 10 листов). 1990»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/02_Lihosherst/02_Show/287_Tih-1990.html
— (1 июня 2010 г.)
17. ТЕНИ. Фотографии Татьяны Черновой
[Представлена работа чебоксарского фотографа Татьяны Черновой «Тени (серия, 38 листов). 2000-2001»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/09_Chernova/02_Show/286_TCh_Teni-2001.html
— (29 мая 2010 г.)
18. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий
Проект «КОМАНДА 605» как инструментальное средство
[Обзор проекта «КОМАНДА 605»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/02_Komanda_605/0297_komanda605-obzor.html
— (23 октября 2010 г.)
|