Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
Предчувствие. 1980.
Черно-белая фотография. 30х40 см. |
Период «НАЧАЛЬНЫЙ»
(1977...1979) фотографического бытия
чебоксарских фотографов стал отправной
точкой процесса формирования современной творческой
фотографии в Чебоксарах.
У истоков этого процесса
стоял Виктор Гришин, возгавивший в октябре 1977 года деятельность Межсоюзного Дома самодеятельного творчества Чувашской АССР и работавший в период с 1970 по 1977 гг. режиссёром Русского драматического театра в Чебоксарах. У Виктора Гришина уже был опыт создания фотоклуба в Астрахани в 1968 году под названием «РАКУРС». Спустя 10 лет фотоклуб с тем же названием был сформирован им и в Чебоксарах.
Первыми членами чебоксарского фотоклуба «РАКУРС» стали — Владислав МИХАЙЛОВ, Владимир БАРКОВ, Владимир КИРИЛЛОВ, Евгений
ЛИХОШЕРСТ, Константин АНТОНЕНКО, а его первым руководителем стал Владислав МИХАЙЛОВ.
В период «НАЧАЛЬНЫЙ» чебоксарские
фотолюбители первые шаги в художественной
фотографии сделали с помощью фотоклуба
«ВОЛГА» (г. Горький, СССР) и её лидеров
Юрия
ШПАГИНА и Станислава
ЯВОРСКОГО.
В этот период был сформирован
устойчивый интерес фотолюбителей к жанровой
фотографии, к портрету, а также начались попытки
освоения лабораторных приёмов фотографики.
Первые выставки, получившие
общественный резонанс в Чебоксарах, прошли
в кинотеатре «Мир» (декабрь 1978, г. Чебоксары,
СССР) и в Чувашском академическом музыкально-драматическом
театре (апрель 1979, г. Чебоксары, СССР).
В этих выставках фотоклуб «РАКУРС» продемонстрировал
устойчивый интерес к изобразительной традиции
фотоклуба «ВОЛГА». Поскольку горьковский фотоклуб
к тому времени гремел по всей стране, то казалось,
что фотоклуб «РАКУРС» сделал хороший выбор
и навсегда.
И в тот момент, когда, как
будто бы, обозначилась ясная перспектива перед
чебоксарскими фотолюбителями, в фотоклубе
«РАКУРС» в июне 1979 года впервые
появляется Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, к тому
времени уже имеющий статус члена творческой
группы «ФАКТ» (г. Йошкар-Ола, СССР).
Первая встреча Юрия ЕВЛАМПЬЕВА в фотоклубе произошла
с Владиславом МИХАЙЛОВЫМ. Рабочая встреча
ставит МИХАЙЛОВА, руководителя фотоклуба «РАКУРС»,
вновь перед выбором: или продолжить
работу в русле традиций фотоклуба «ВОЛГА»
или последовать традициям группы «ФАКТ».
Выбор произошёл в сентябре
1979 года, когда Юрий
ЕВЛАМПЬЕВ переехал из Йошкар-Олы в Чебоксары.
С этого момента новый фотографический
вектор разворачивает фотоклуб «РАКУРС»
от фотографии салонной к фотографии метафизической. Этот
выбор окончательно был подкреплён при организации
межклубной выставки «Пусть всегда будет солнце»
(17 ноября — 25 декабря 1979, кинотеатр «Сеспель», г. Чебоксары,
СССР).
Таким образом, в периоде
«НАЧАЛЬНЫЙ» фотоклуб «РАКУРС», находясь перед
выбором двух традиций, всё же сумел
интуитивно почувствовать плодотворность изобразительных
идей группы «ФАКТ». Правда, следует
заметить, что эту традицию в 1979 году разделили
лишь двое: Евгений ЛИХОШЕРСТ и Владислав МИХАЙЛОВ.
В последующем, пройдёт пять лет, прежде чем
к этой традиции примкнёт ещё один чебоксарский
фотограф — Михаил ЛАДЕЙЩИКОВ, а до конца 80-х ХХ века появятся
ещё двое — Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ и Татьяна ЧЕРНОВА. За четверть века, последовавших
за 1979 годом, эта тенденция не приобрела
оттенка массовости, но наработки,
сделанные небольшой группой чебоксарских фотографов,
позволяют говорить о возникновении
целой художественной фотографической школы, которая стала, в последующем, называться — Чебоксарская фотографическая школа.
ДРУГИЕ ПЕРИОДЫ ЧЕБОКСАРСКОГО ФОТОГРАФИЧЕСКОГО БЫТИЯ:
ПЕРИОД НАЧАЛЬНЫЙ (1977-1979)
ПЕРИОД ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ (1980-1990)
ПЕРИОД ЗАТИШЬЕ (1991-1994)
ПЕРИОД ЛОКАЛЬНЫЙ (1995-2001)
ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ (2002-20ХХ)
|