|
МЕЖКЛУБНАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ В ЧЕБОКСАРАХ:
СОБЫТИЕ И ЛЮДИ. 1979.
ЛИСТ 1: Творческая встреча участников выставки в фотоклубе «РАКУРС» (г. Чебоксары).
На стене — экспозиция фотографий московского фотографа Александра Слюсарева.
Фотоклуб «РАКУРС». Чебоксары, 16 ноября 1979 г.
На фотографии запечатлены (слева направо):
Анатолий БОЛДИН — председатель правления фотоклуба «НОВАТОР» (г. Москва);
Николай МАКАРОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);
Борис ИВАНОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары),
фотокорреспондент газеты «Советская Чувашия» (г. Чебоксары),
член жюри выставки;
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — художественный руководитель фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары),
член творческой группы «ФАКТ» (г. Йошкар-Ола),
бывший член народной фотостудии «МЕЩЕРА» (г. Рязань),
бывший член фотоклуба «ТАИР-17» (г. Йошкар-Ола),
член жюри выставки;
Александр СЛЮСАРЕВ — член творческой группы (г. Москва);
Владислав МИХАЙЛОВ — председатель фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары).
Фотография Владимира Кириллова.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.
|
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖКЛУБНОЙ ВЫСТАВКИ В ЧЕБОКСАРАХ
17 ноября 2009 года исполняется 30 лет со дня открытия первой межклубной выставки художественной фотографии в Чебоксарах.
Межклубная выставка художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце» открылась в Чебоксарах 17 ноября 1979 года, но до сих пор в фотографических кругах можно слышать эхо резонанса этого события. Чтобы лучше понять что за событие состоялась в 1979 году обрисуем контекст.
Межклубная выставка художественной фотографии как форма представления наработок фотолюбителей и профессионалов в СССР в 60-е — 70-е годы ХХ века использовалась очень немногими фотоклубами. Например, такие выставки устраивали фотоклуб «Минск» в Минске (Белорусская ССР) или народная фотостудия «Мещера» в Рязани (Российская СФСР). Для организации подобных выставок, во-первых, необходимо было иметь творческий коллектив с неординарными фотографами, известными в СССР; во-вторых, фотоклуб должен был иметь определённую репутацию среди других фотоклубов в части организации подобных выставок; в-третьих, фотоклуб должен был иметь отработанные творческие отношения со многими фотоколлективами страны. В июне 1979 года фотоклуб «Ракурс» не имел ни первого, ни второго, ни третьего, а самому клубу исполнилось чуть больше года.
Надо заметить, что фотоклубы в СССР возникали, как правило, в крупных городах, с населением 500 000 человек и более, где уже существовал плотный культурный пласт. Если отвлечься от 50-х годов ХХ века, когда на территории СССР возникли лишь единичные фотоклубы (одному из них — Челябинскому фотоклубу в декабре 2009 году исполняется 50 лет), то первая волна их возникновения в послевоенной стране приходится на 60-е годы (период «хрущёвской оттепели»), а в 70-х годах прошлась вторая волна формирования фотоклубов в СССР. В 80-годы ХХ века фотоклубы в стране появлялись уже как «грибы после дождя», но при этом время их жизни было, как правило, невелико — от двух до пяти лет.
В 70-х вероятность появления фотоклуба в городах с населением 200-350 тысяч жителей была невысокой. Любопытна, например, история трёх примерно равнозначных городов поволжского региона. В этот период в столицах трёх автономных республик — Чувашской, Марийской, Мордовской проживало соответственно: в Чебоксарах — 340 000 жителей (данные 1981 г.), в Йошкар-Оле — 213 000 жителей (данные 1981 г.), в Саранске — 280 000 жителей (данные 1981 г.). Эти города были, на первый взгляд, городами равных возможностей с точки зрения формирования фотоклуба.
Но чтобы возник фотоклуб должны были созреть необходимые и достаточные условия. Для развития художественной самодеятельности советского народа в СССР была создана специальная структура в системе областных советов профсоюзов — Дом самодеятельного творчества. Директоры этих домов пытались охватить различные виды самодеятельного творчества, в том числе и фотографию. Однако, лишь директивного указания о создании фотоклуба было недостаточно: инициатива сверху должна была быть поддержана, обязательно, инициативой снизу.
Виктор Гришин, директор межсоюзного Дома самодеятельного творчества в Чебоксарах, ещё в 1976 году пытался организовать фотоклуб и даже провёл собеседование с потенциальными фотолюбителями Чебоксар на предмет выполнения ими функций руководителя фотоклуба. Но на тот момент в Чебоксарах ещё не возникла критическая масса фотолюбителей, которая была бы готова работать совместно под одной крышей. Для разрешения этого небольшого противоречия Гришиным в течение 1976-1977 годов были организованы ряд конкурсных фотовыставок при Доме самодеятельного творчества для выявления энтузиастов-любителей фотографии. Одним из участников этих выставок постоянно являлся фотолюбитель Владимир Барков (ныне чебоксарский фотограф первой генерации).
В 1978 году Виктору Гришину посчастливилось встретиться с Владиславом Михайловым, фотографом-любителем, который с энтузиазмом воспринял предложение об организации фотоклуба в Чебоксарах и его руководстве. После чего Михайлов начинает собирать вокруг себя энтузиастов-фотолюбителей. В начале, в 1978 году, в фотоклуб пришли — Владимир Барков, Владимир Кириллов, Валерий Плотников, Константин Антоненко, Евгений Лихошерст. Чуть позже, в 1979 году, фотоклуб стали посещать — Юрий Кузнецов, Юрий Семёнов, Борис Иванов, Николай Забеленков.
В 70-х годах Йошкар-Оле повезло гораздо больше чем Чебоксарам в деле создания фотоклуба. В этом городе нашёлся увлечённой фотографией человек — Владимир Утробин, который ещё в 1972 году организовал йошкар-олинский фотоклуб «Таир-17». Все пять лет существования фотоклуба прошли в фазе активной фотографической деятельности и способствовали бурному развитию художественной фотографии в Йошкар-Оле.
Наименее удачным городом в 70-х годах, с точки зрения зарождения фотоклуба, оказался Саранск. В этом городе фотоклуб не возник ни в 80-х, ни в 90-х годах ХХ века, ни в первом десятилетии XXI века.
Но ещё до того, как в Чебоксарах зародилось клубное фотографическое движение, в соседнем городе Йошкар-Оле, в сентябре 1976 года, порог йошкар-олинского фотоклуба «Таир-17» переступил Юрий Евлампьев, приехавший из Рязани и являвшийся к тому времени членом народной фотостудии «Мещера» (фотоклуб «Мещера» основан в 1961 году в Рязани). Приезд Евлампьева принёс Йошкар-Оле не только ещё одного члена фотоклуба «Таир-17», но вместе с ним были привнесены и рязанские фотографические традиции. Эти традиции достаточно быстро разделили два молодых, но достаточно амбициозных членов фотоклуба «Таир-17» — Сергей Чиликов и Валерий Воецкий. Свежая струя в фотоклубе в лице Евлампьева, Чиликова, Воецкого, привнеся новые формы работы, достаточно быстро оформилась в самодостаточную творческую группу «ФАКТ». И уже с января 1977 года группа «ФАКТ» начала интенсивно работать по своей индивидуальной программе.
Достаточно важным элементом программы группы считалось построение творческих отношений с фотографами СССР, чьи художественные взгляды можно было разделить. Первым (в 1976 г.) в этом эстетическом поле оказался Виктор Агеев — рязанский фотограф и он же председатель народной фотостудии «Мещера» (г. Рязань, СССР). Вторым (в 1977 г.) — Александр Трофимов, председатель народной фотостудии «Фрязино» (г. Фрязино, Московская область, СССР). Третьими (в 1978 г.) в это поле зрения попали казанские фотографы, члены творческой группы «Тасма» (г. Казань, СССР) и зеленодольский фотограф Александр Семёнов (г. Зеленодольск, Татарская АССР). В течение 1977-1979 гг. прорабатывался и чебоксарский вариант, где могла бы сработать несколько иная схема — схема «заданного вектора».
В июне 1979 года, когда возникли объективные условия для наведения мостов между Йошкар-Олой и Чебоксарами произошла историческая встреча в Чебоксарах между членом группы «ФАКТ» Юрием Евлампьевым и председателем фотоклуба «Ракурс» Владиславом Михайловым. К этому времени фотоклуб «Ракурс» еще только вставал на ноги и им усиленно в этом помогали члены фотоклуба «Волга» (г. Горький, СССР) и его председатель — Юрий Шпагин. Горьковчане в Чебоксары «привезли», прежде всего, салонную фотографию и её освоение чебоксарскими фотографами шло полным ходом. Убеждённость в правильном выборе, как потом выяснилось, имела место у большинства членов фотоклуба «Ракурс». Наблюдая за развитием семи генераций чебоксарских фотографов, могу определённо утверждать, что от этой эстетики не отреклись не только фотографы последних генераций, но и на протяжении десятилетий проповедовали и некоторые фотографы, чьи имена возникли в период 1978-1983 гг. Рассуждая на эту тему, спустя десятилетия, Андрей Баскаков, председатель Союза фотохудожников России, заметил: «...Мы же поголовно занимались салонной, «красивой» фотографией: монтажи, какие-то коллажи, пейзажи. А теперь, когда я вижу работы Суткуса, я думаю: Господи, а я-то где жил в это время, почему я это не снимал, а снимал какую-то чушь? И таких людей было очень много. Мы хихикали над знатными хлопкоробами (над фотографиями, где были изображены передовики производства или сельского хозяйства — примечание Ю.Е.), но зачастую делали противоположную чушь. Не идеологическую — но чушь...» (Виктория Мусвик. «Советское фото 60-70 годов» // «Фото&Техника» (г. Москва). — 2009. — №1. — С. 113).
Рабочая встреча Михайлова с Евлампьевым не прошла бесследно. Михайлов интуитивно почувствовал, что выбранный вектор в фотоклубе «Ракурс» подлежит ревизии и ревизии основательной. Предполагалось, что первый этап ревизии будет уже произведён в рамках процесса организации первой межклубной художественной выставки в Чебоксарах. В августе 1979 года Евлампьев переезжает из Йошкар-Олы в Чебоксары и с первых же дней подключается к плановой работе фотоклуба «Ракурс». Владислав Михайлов поручает Евлампьеву (как опытному фотографу и организатору) художественное руководство фотоклубом.
Для поддержки молодого фотоклуба «Ракурс» и Евлампьев, и Чиликов из группы «ФАКТ» бросили все свои ресурсы, чтобы обеспечить фотоклубу хороший рывок в стартовой позиции. Ими возлагались большие надежды и на межклубную выставку художественной фотографии в части формиирования необходимой структуры. К числу особенностей организации межклубной выставки «Пусть всегда будет солнце» основной лейтмотив которой укладывался в лозунг «Слава советскому детству!» можно отнести:
- введение нескольких разделов: «общий раздел», «специальный раздел», виртуальный раздел;
- приглашение фотографов, чьи художественные взгляды разделяла группа «ФАКТ»;
- позиционирование художественных интересов группы «ФАКТ».
Пространственно все разделы были разнесены:
- в общем разделе решено было представить основную тему выставки и разместили её в городском кинотеатре «Сеспель» для широкого доступа;
- специальный раздел разместился в стенах фотоклуба «Ракурс» для цехового просмотра и состоял из сменных экспозиций активно вывешиваемых в течение трёх дней пока в Чебоксарах находились участники и гости выставки;
- виртуальный раздел был реализован в форме двух подразделов печатного каталога (ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ: межклубная выставка художественной фотографии. Каталог / Составление и художественное оформление: Николай Лукин, Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. — 72 с.: ил.) куда вошли работы, напрямую, не относящиеся к теме выставки.
В ноябре 1979 года на открытие выставки в Чебоксары приехала часть фотографов, чьи художественные взгляды разделяла группа «ФАКТ» (в последующем их можно было видеть всякий раз, как только в Чебоксарах устраивались знаковые фотографические события в 80-х, а также 1990, 1991 годах):
- Виктор Агеев, рязанский фотограф,
- Валерий Михайлов, казанский фотограф,
- Александр Слюсарев, московский фотограф,
- Александр Семёнов, зеленодольский фотограф.
Позиционирование художественных интересов группа «ФАКТ» начала ещё в конце сентября 1979 года, когда работала команда жюри выставки, затем продолжила во время творческой встречи участников и гостей выставки (в частности, в специальном разделе выставки экспонировалась работа Юрия Евлампьева «Дни недели. 1978»), и закончилась представлением работ группы «ФАКТ» (причём не только работ фотографов, но и работ художников группы) в одном из подразделов печатного каталога.
Межклубная выставка художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце» выполнила своё предназначение: фотоклубу «Ракурс» был обеспечен существенной рывок в своём становлении. И каждое следующее событие лишь приводило к повышению планки в части последовательности и достижения новых результатов. Смена вектора в фотоклубе «Ракурс» не привела к быстрому закату фотолюбительского движения в Чебоксарах как это прорицали ортодоксально настроенные некоторые чебоксарские фотолюбители. Фотоклуб «Ракурс», а также его правопреемники фотографических традиций — народная фотостудия «Ракурс», «Чебоксарский фотоклуб» продолжили развитие традиций, но уже оформившихся в виде чебоксарской художественной фотографической школы. С мая 2005 года «Чебоксарский фотоклуб» работает в формате проекта «Творческая группа ПРИБЛИЖЕНИЕ».
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
чебоксарский фотограф первой
генерации,
йошкар-олинский фотограф третьей
генерации,
рязанский фотограф пятой
генерации.
10 мая 2009 г. Чебоксары, Россия
|
|