|
ХРОНИКА ФОТОГРАФИЧЕСКОГО БЫТИЯ ВЛАДИМИРА БАРКОВА
Лист 1 — Для Владимира Баркова фотография являлась частью его жизни. Потребность в ней была также естественна как и потребность дышать.
На фотографии изображены (слева направо):
Владимир БАРКОВ — чебоксарский фотограф первой генерации;
НЕИЗВЕСТНЫЙ 1 — прохожий 1;
НЕИЗВЕСТНЫЙ 2 — прохожий 2.
Фотография куратора группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» Юрия Евлампьева.
Чебоксары, улица Эльменя, 13 сентября 2002 г.
|
Барков Владимир Прокопьевич
(1936-2011)
Краткая автобиография
Я, Владимир Барков, родился 9 мая 1936 года. С 1940 по 1951 гг. жил в г. Алатыре по ул. Гоголя дом №11. В соседнем пятистенном доме №13 на первом этаже жила семья учительницы Шиньковой Валентины. У нее было два сына: Сергей 1937 г.р. и Борис года на 2 постарше. С ней жили также, ее отец и мать — бабушка и дедушка детей Валентины. Семья интеллигентная: неплохая библиотека, наличие патефона и граммофона, и конечно пластинки к ним. Кроме этого — неплохой ламповый приемник, наличие фотографической техники, фотоаппарат «Фотокор», деревянный раскладывающий трехножный штатив. Этот фотоаппарат показывал заманчивые, сказочные изображения на вставном матовом стекле. Изображение перевернутое, с необычайной раскраской и четкой наводкой на резкость путем раздвигания по салазкам мехов фотокамеры, имелась и магниевая вспышка. Это был первый фотоаппарат увиденный мною близко, которым снял несколько пластинок, сам их проявляя, промывая, фиксируя, суша и печатая контактным способом первые фотоснимки. Размер 9х12 см.
В 1953-1957 гг. учился в Чебоксарском энергетическим техникуме. На приемных экзаменах имел хорошее теоретическое и практическое знание математики за 8 классов средней школы. Познакомился до экзаменов с Васильевым Львом, который демобилизовался с Тихоокеанского флота, 5 лет прослужив там. Конечно, школьные знания у него позатерлись, позабылись, да не знаю, были ли они крепкие. Он обратился к автору с просьбой о помощи. Всегда пожалуйста — ответил я — садитесь за мною и через 10-15 минут оба варианта у Вас будут на руках (с ним был еще один морячок). Сказано, сделано. На математике письменно они получили от меня решенные примеры и задачи. Переписали их, сам писал сразу начисто и через 30 минут все трое встали, сложили свои работы на стол преподавателю и ушли.
Затем экзамены по конституции, русскому языку, литературе, и везде мы сдавали быстро. Хорошо! Лева был в восторге. Этот восторг далее он реализовал необычно. У него был фотоаппарат «ФЭД» и все принадлежности к нему: красное стекло, фотоувеличитель складной, ванночки, пинцеты, фотобачек для проявки пленок, стекло для просушки и глянцевания отпечатков. Лева на корабле занимался фотографией, но пока охладел: надо жениться, искать подругу. Все отдал мне, не совсем, но на время. И автор, быстро овладел съёмкой, проявлением пленки, печатью фотографий. В основном печатал — 9х12 см и 18х24 см. Фотопринадлежности тогда продавались в спорттоварах — в подвальном помещении гостиницы «Чувашия», которая находилась тогда в 50 метрах от нынешнего Чувашского драматического театра, т.е., там где сейчас гуляет молодежь по Красной площади. Пленок было много: «Панхром», «Изохром», «Ортохром» чувствительностью «Х» и «Д». И фотографии неплохие, да и приносят радость, но очень сильно бьёт по карману: ведь школа не учила предпринимательству, а язвительное слово — «Калымщик!» слышалось повсюду. Да и пословица была, «Если хочешь разорить человека, купи ему в подарок фотоаппарат».
В 1960-х годах пошли первые советские зеркальные фотоаппараты и после армии немножко поснимал этими камерами. Рождение детей в 1967 и 1971 гг. подтолкнуло к развитию: был куплен фотоаппарат «Зенит» Красногорского завода, которому можно давать знак качества за его безотказность, надежность и удобство в работе. В 1970 году одну из фотографий напечатала газета «Советская Чувашия» — может быть это и хорошо, но я был спокоен и радости особенно никакой. Снимать стал все больше и больше. Прочитанные книги Александра Родченко, Абрама Штеренберга и многие другие ориентировали снимать умнее, видеть зорче.
Сняв строительство ОРУ 500 кВ в г. Новочебоксарске, послал фотографии в журнал «Энергетик». Редакция журнала взяли их на конкурс. Напечатали на первой обложке журнала — присудили 1-ю премию с вручением 100 рублей.
Во второй половине 70-х годов, активно работаю в стенгазете РЭУ «Чувашэнерго», готовя снимки с малым размером 6х9 см, 9х12 см чтобы они хорошо вписывались в архитектуру газеты, и подходили по тематике заметок. Профсоюз «Чувашэнерго», в те годы, чтобы активизировать работающих, постановил за каждое выступление с фотографией в газете награждать двумя баллами. В конце каждого квартала подводились итоги социалистического соревнования между различными службами «Чувашэнерго». Служба которая набирала больше баллов выходила в победители. Автор только фотографиями приносил своему подразделению по 8-12 баллов. Профсоюз на это глядел, глядел и уничтожил положение о двух баллах за фотографию. А фото как подавал я один, так и после подавал в одиночестве. Чувашский областной совет профессиональных союзов, что расположен по улице Калинина в Чебоксарах, в 1975-1977 гг. проводил фотовыставки с приглашениям авторов, работающих на предприятиях республики. Когда провели первую выставку автор обхохотался: на фотографиях были застывшие лица с вытаращенными глазами водителей автомашин, станочников, других рабочих специальностей. Все производило убийственное настроение. Провели профсоюзники и однодневный семинар, какой-то деятель рассказывал, как снимать людей, как раскрашивать фотоснимки анилиновыми красками — тоже ничего хорошего.
В то время, я из года в год, выписывал журнал «Советское Фото», покупал фотожурнал «Чехословакия», смотрел на фотографии в газетах «Комомольская правда», «Советская Россия» и в других изданиях.
В конце 70-х годов в областной совет профессиональных союзов приходит работать Слава Михайлов на место человека, проводившего «страшные» выставки. Слава стал созваниваться с бывшими участниками выставок и, в том числе и со мной, приглашая каждого в фотоклуб. Организованный им фотоклуб располагался в ДК Хлобчатобумажного комбината на втором этаже со стороны, обращённой к ТЭЦ1. Слава Михайлов стал готовить выставку фотолюбителей.
Участниками первой выставки в ДК были: автор с двумя фотографиями, Евгений Лихошерст, Валерий Плотников, Владимир Кириллов и др. Ещё одна выставка была проведена в кинотеатре «Мир» — на нее приезжали представители города Горького — Юрий Шпагин и Станислав Яворский. Они благожелательно отозвались об этой выставке. Темпы развития фотоклуба «Ракурс» ошеломили меня: Юрий Евлампьев, Слава Михайлов, Евгений Лихошерст и другие стали участвовать в обмене клубными коллекциями с другими фотоклубами страны.
В фотоклубе «Ракурс» я стал постоянным членом и посещал все ЧЕТВЕРГИ. Демонстрируя свои коллекции, в частности на тему победы в войне 1941-1945 гг., стал лауреатом Всесоюзного конкурса, посвященного 40-й годовщине победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Выступал по теме развития энергетики республики в газетах: «Советская Чувашия» (г. Чебоксары), «Ленинский Путь» (г. Алатырь), «Алатырские Вести» (г. Алатырь), «Вперед» (г. Шумерля). С появлением газеты «Энергетик» при ОАО «Чувашэнерго» стал печататься со статьями, иллюстрированными своими фотографиями, почти во всех номерах.
С переходом Чебоксарского фотоклуба в Художественный музей в 2001 году, где работала Татьяна Чернова, сразу почувствовал необходимость выставляться. И выставил там свои фотографии аж три раза — ни один член фотоклуба того периода (2001-2004) не выставил там свои работы более одного раза.
Долговременному пребыванию в членах фотоклуба обязан Юрию Алимовичу Евлампьеву, оказавшему мне духовную и моральную поддержку. Особенно после летних продолжительных перерывов по случаю болезни и т.п.
Владимир БАРКОВ,
чебоксарский фотограф первой
генерации
10 июня 2006 г. Чебоксары, Россия
|
|