ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ > ВЫСТАВКИ-АКЦИИ 2012 >  Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на выставке «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» 
Последнее обновление страницы: 12 июля 2013 г.  21:45  

 

   

ГРУППА «ПРИБЛИЖЕНИЕ»
НА ВЫСТАВКЕ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»

 

Выставка современной художественной фотографии из собрания ЧГХМ
Чувашский государственный художественный музей (ЧГХМ), г. Чебоксары, Россия
11 февраля 2012 года

Информация об открытии выставки: Юрий Евлампьев

ART-переход.ru: 28 марта 2012 г.


   
   
  



 
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 1 — Участники выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» считают,
что персональные коллекции чебоксарских фотографов
должны быть открыты для широкой общественности
.


На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,
йошкар-олинский фотограф третьей генерации,
рязанский фотограф пятой генерации;

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — чебоксарский фотограф пятой генерации,
иркутский фотограф первой генерации;

Татьяна ЧЕРНОВА — чебоксарский фотограф первой генерации;

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — чебоксарский фотограф второй генерации;

Владимир КИРИЛЛОВ — чебоксарский фотограф первой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

 

 

ВЫСТАВКА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

или особенности бытия выставки «Пятеро с Правобережья»

  

Наработки, которые были получены ещё при проведении знаковых чебоксарских выставок — «Фотографическая выставка Команды Р» (Чебоксары, 1995), «Пришедшее» (Нижний Новгород, 2002), «Неизвестный город» (Чебоксары, 2004), «ПереХОД» (Москва, 2005) были использованы и в генерации выставки «Пятеро с Правобережья» (Чебоксары, 2012). Основные наработки, которые оказались востребованы, можно было бы свести к интерпретации выставки как многофункциональной площадки, например:
- выставка как площадка для демонстрации способа популяризации творческой фотографии;
- выставка как площадка для идентификации новых имён в творческой фотографии в Чебоксарах;
- выставка как площадка для визуализации «знаковых» посетителей.

 

Выставка как площадка для демонстрации способа популяризации творческой фотографии

Существуют ряд способов популяризации творческой фотографии: выставка фотографий, книга-альбом фотографий, фильм о фотографии, представление фотографии с помощью традиционных и электронных средств массовой информации. Каждый из этих способов имеет свои границы по эффективности популяризации творческой фотографии. Но только в одном способе — «выставка фотографий» предоставляется возможность  увидеть оригиналы фотографий.

Демонстрация оригиналов фотографий на выставке — необходимое, но недостаточное условие. В рамках Чебоксарской фотографической школы выставка рассматривается как возможность:
- проведения текущей идентификации фотографов-участников выставки;
- издания виртуального эквивалента реальной выставки для бессрочного экспонирования на сайте по современной творческой фотографии в Чебоксарах.

В пресс-релизах выставок информация об участниках представляется кратко и её не достаточно, чтобы получить многомерный срез о творчестве фотографа. Выходом из этого положения является формирование персональной web-страницы фотографа, где представлены как творческие сведения о нём, так и виртуальная коллекция работ. Каждая выставка могла бы выступать поводом для дальнейшего пополнения сведений о фотографе, пополнения виртуальной его коллекции работ и пополнения статей о его творчестве.

Необходимость виртуального эквивалента реальной выставки для бессрочного экспонирования уже мало кем оспаривается, но до сих пор наличие этого эквивалента является скорее исключением, чем правилом. Реальная выставка длится, в среднем, от двух до четырёх недель. За это короткое время, далеко не все желающие успевают познакомится с экспозицией. Кроме того, постоянно возникает необходимость у широкой фотографической общественности повторно «прокручивать» экспозицию для её более углубленного изучения. Эти причины уже давно привели представителей Чебоксарской фотографической школы  к созданию виртуального эквивалента реальной выставки. Виртуальный эквивалент свободен от таких недостатков большинства выставочных залов как некачественное освещение (отсутствие источников света с необходимой цветовой температурой и равномерностью освещения по всей площади оригинала фотографии) и невозможности полноценно рассматривать фотографию при наличии бликов, если последняя помещена под стекло.

Выставка «Пятеро с Правобережья» с первого же дня экспонирования имеет виртуальный эквивалент, где также представлены пресс-релиз выставки, афиша выставки и  библиография выставки с прямым доступом к оригинальным источникам публикаций.

 

Выставка как площадка для идентификации новых имён в творческой фотографии в Чебоксарах

Если в состав участников выставки включены малоизвестные или неизвестные имена фотографов, то сама экспозиция становится стартовой площадкой для идентификации новых имён. Такой вариант имеет свои ограничения: чаще выставки представляют уже хорошо известные имена. Гораздо более плодотворным оказывается вариант, когда в рамках экспозиции известных фотографов инициируется творческая встреча участников выставки с широкой фотографической общественностью или, что более предпочтительно, проводится портфолио ревю, инициированное одним из участников выставки. Именно этот последний вариант был реализован в рамках выставки «Пятеро с Правобережья», когда участник выставки Юрий Евлампьев провёл портфолио ревю с чебоксарскими фотографами седьмой генерации. Молодые чебоксарские фотографы седьмой генерации — Алексей Попов, Александра Яклич, Мария Белоусова, Ксения Громова уже успели поучаствовать в фотографических и художественных выставках в Чебоксарах, но пока ещё не позиционируют себя на поле творческой фотографии.

Портфолио ревю от Юрия Евлампьева имеет принципиальное отличие от классического портфолио ревю. В последнем не предполагается сопровождение ревьюрером участника ревю по окончании встречи в формате «1 + 1». У Евлампьева портфолио ревю является первым этапом масштабного проекта «Молодые фотографы Чебоксар». Последующие этапы этого проекта — «Выбор и реализация личного творческого проекта» и «Самореализация в групповом творческом проекте» позволяют, с одной стороны, осуществить личностный рост молодого фотографа, а с другой — произвести его позиционирование на поле творческой фотографии.

Каждый из участников портфолио ревю ещё в декабре 2011 года познакомился с условиями участия в проекте «Молодые фотографы Чебоксар». В соответствии с условиями каждый подготовил до пяти фотографических серий и представил их ревьюреру Юрию Евлампьеву. Большая часть продемонстрированных работ была рекомендована к публикации на сайте «ART-переход.ru» («Современная творческая фотография в Чебоксарах»). Участники портфолио ревю стали также участниками фотосессии от Юрия Евлампьева, проведённой во время вернисажа выставки «Пятеро с Правобережья». Все материалы по портфолио ревю, в том числе и рекомендуемые статьи, опубликованы и доступны как настоящим участникам портфолио ревю, так и его будущим потенциальным кандидатам.

 

Выставка как площадка для визуализации «знаковых» посетителей

Традиционно на выставке выкладывают «Книгу отзывов», рассчитывая в ней зафиксировать мнение зрителей выставки. Но даже, если в ней появляются записи, то ни участнику выставки, да и зрителям выставки не удаётся в «Книге отзывов» обнаружить портрет человека, сделавшего запись, и тем более получить более развёрнутую информацию о человеке, на которого выставка произвела впечатление. От этого недостатка свободен способ визуализации «знаковых» посетителей выставки. Участники выставки при этом способе фиксации мнения зрителя специально приглашают «знаковых» посетителей и в результате состоявшегося диалога имеют возможность услышать точку зрения на экспозицию, а также позиционировать самого посетителя, введя его в образовавшийся культурный контекст.

Такими «знаковыми» посетителями выставки «Пятеро с Правобережья» стали:
- Вероника Кочешкова — ведущий специалист Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики, пригласившая чебоксарских фотографов к сотрудничеству в деле создания фотолетописи Чебоксар;
- Виктор Гришин — заслуженный работник культуры Чувашской Республики, стоящий у истоков зарождения в Чебоксарах массового фотолюбительского движения;
- Светлана Гордеева — чебоксарский журналист и поэт, внесшая вклад в дело популяризации фотографических выставок в Чебоксарах в 90-х годах ХХ века.

 

Реализация в пространстве выставки «Пятеро с Правобережья» многофункциональной площадки будет полезной не только для организаторов других фотовыставок в Чебоксарах, но и для кураторов художественных выставок, проводимых в стенах Чувашского государственного художественного музея.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
основоположник Чебоксарской фотографической школы.

25 марта 2012 г.
Чебоксары, Россия

 




  

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЕРНИСАЖЕ ВЫСТАВКИ

 


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 2 — Вопрос — любит ли Юрий Евлампьев больше возделывать «СВОЙ САД»
или предаваться созерцанию в нём — носит оттенок скорее риторический.

На фотографии запечатлён:

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ:

Историю периода «Открытый» выстраивают чебоксарские фотографы семи генераций. Для чебоксарских фотографов очередной период должен стать возможностью продолжения формирования своих наработок в части произведённого выбора, а также этапом генерации модифицирования своего творчества, в основе которого должна стоять Чебоксарская фотографическая школа. Период «Открытый» будет базироваться на принципе открытой архитектуры с обязательным фактом прогресса в диапазоне от освоения новых фотографических направлений в творчестве до освоения новых фотографических технологий. Открытая архитектура, не привязывая конкретного фотографа к определённому географическому месту или к определённой команде, позволит мобильно концентрироваться на нужном направлении своего развития и тем самым достигать предсказуемого результата с демонстрацией факта прогресса. Открытая архитектура, а также проектный подход к фотографической деятельности, в конечном итоге, должны сформировать благоприятные условия для продвижения современного фотоискусства в провинциальный поволжский городок Чебоксары, а также условия для продвижения имён чебоксарских фотографов в историю российской фотографии.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор фотографических проектов в Чебоксарах.

10 января 2002 г.
Чебоксары, Россия

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫСТАВКЕ

Название выставки: «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»

Статус выставки: групповая фотографическая выставка

Организатор выставки: Чувашский государственный художественный музей (г. Чебоксары, Россия)

Куратор выставки: Татьяна ЧЕРНОВА (г. Чебоксары, Россия)
Сокуратор выставки: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары, Россия)

Участники выставки:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, чебоксарский фотограф с 1979 г. (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, чебоксарский фотограф с 1983 г. (г. Чебоксары, Россия)
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ, чебоксарский фотограф с 1986 г. (г. Чебоксары, Россия)
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ, чебоксарский фотограф с 1996 г. (г. Чебоксары, Россия)
Владимир КИРИЛЛОВ, чебоксарский фотограф с 1978 г. (г. Чебоксары, Россия)

Фотографы вернисажа выставки:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
Татьяна ЧЕРНОВА (г. Чебоксары)
Владимир КИРИЛЛОВ (г. Чебоксары)
Вероника КИЗЕРОВА (г. Чебоксары)
Николай ГРИГОРЬЕВ (г. Чебоксары)

Интернет-поддержка:
портал «PHOTOGRAPHER.RU» (г. Москва)
сайт «Союз фотохудожников России» (г. Москва)
сайт «ART-переход.ru» (г. Чебоксары)
сайт «Чувашский государственный художественный музей» (г. Чебоксары)
сайт «Культурный провайдер Чувашии» (г. Чебоксары)
сайт «Афиша Чебоксар» (г. Чебоксары)
сайт «Geometria.ru — культурная среда» (г. Чебоксары)
сайт «Спортивный вестник Чувашии» (г. Чебоксары)
сайт «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики» (г. Чебоксары)
сайт «Все события города Чебоксары» (г. Чебоксары)
сайт «Мой город Чебоксары — ежедневная интернет-газета» (г. Чебоксары)

 

 

РЕАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Место: Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары, Россия

Время: 11.02.2012 – 15.06.2012 (открытие 11.02.2012   14:00)

 

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Место: Галерея «ART-ПЕРЕХОД (выставка «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»), г. Чебоксары, Россия

Время: 11.02.2012 – ХХ.ХХ.20ХХ

 

 

ИЗБРАННЫЕ УЧАСТНИКИ ВЕРНИСАЖА

Куратор выставки:
Татьяна ЧЕРНОВА, заведующая фотолабораторией Чувашского государственного художественного музея (г. Чебоксары, Россия)
Сокуратор выставки:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, основоположник Чебоксарской фотографической школы (г. Чебоксары, Россия)

Участники выставки:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ
Татьяна ЧЕРНОВА
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ
Владимир КИРИЛЛОВ

Группа кураторской общественности:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор фотографических проектов в Чебоксарах (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, куратор фотографических выставок в Чувашском государственном художественном музее (г. Чебоксары, Россия)

Группа представителей фотографического сообщества «Чебоксарский фотоклуб»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, председатель правления фотоклуба (г. Чебоксары, Россия)
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ, член правления фотоклуба (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, член правления фотоклуба (г. Чебоксары, Россия)
Владимир КИРИЛЛОВ, член правления фотоклуба (г. Чебоксары, Россия)
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ, член фотоклуба (г. Чебоксары, Россия)

Творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, чебоксарский фотограф первой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ, чебоксарский фотограф пятой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, чебоксарский фотограф первой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Владимир КИРИЛЛОВ, чебоксарский фотограф первой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ, чебоксарский фотограф второй генерации (г. Чебоксары, Россия)

Группа представителей творческого союза «Союз фотохудожников России»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, член СФР с 1991 года (г. Чебоксары, Россия)
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ, член СФР с 1991 года (г. Иркутск — г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, член СФР с 1991 года (г. Чебоксары, Россия)
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ, член СФР с 1996 года (г. Чебоксары, Россия)

Творческая группа «ФАКТ»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, бывший член творческой группы ФАКТ (г. Йошкар-Ола — г. Чебоксары, Россия)

Творческая группа «КОМАНДА Р»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, бывший член творческой группы «КОМАНДА Р» (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, бывший член творческой группы «КОМАНДА Р» (г. Чебоксары, Россия)

Творческая группа «КОМАНДА 605»:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, бывший член творческой группы «КОМАНДА 605» (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, бывший член творческой группы «КОМАНДА 605» (г. Чебоксары, Россия)

Творческая группа «ДИКИЙ ПИКСЕЛ»:
Алексей ПОПОВ, чебоксарский фотограф седьмой генерации (г. Чебоксары, Россия)

Группа чебоксарских участников портфолио ревю от Юрия Евлампьева:
Алексей ПОПОВ, чебоксарский фотограф седьмой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Александра ЯКЛИЧ, чебоксарский фотограф седьмой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Мария  БЕЛОУСОВА, чебоксарский фотограф седьмой генерации (г. Чебоксары, Россия)
Ксения ГРОМОВА, чебоксарский фотограф седьмой генерации (г. Чебоксары, Россия)

Группа журналистов и фотокорреспондентов:
Рита КИРИЛЛОВА, обозреватель по вопросам культуры газеты «Советская Чувашия» (г. Чебоксары, Россия)
Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ, главный редактор газеты «Спортивный вестник Чувашии» (г. Чебоксары, Россия)
Вероника КОЧЕШКОВА, журналист (г. Чебоксары, Россия)

Группа представителей web-ресурсов:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, web-редактор сайта «ART-переход.ru» (г. Чебоксары, Россия)

Группа художественной общественности
Оксана КОКОРИНА, чебоксарский художник (г. Чебоксары, Россия)

Группа музейной общественности
Геннадий ИВАНОВ, заведующий научно-исследовательским отделом Чувашского государственного художественного музея (г. Чебоксары, Россия)
Татьяна ЧЕРНОВА, заведующая фотолабораторией Чувашского государственного художественного музея (г. Чебоксары, Россия)

 

 

 

 

 

 


 

 

 

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 февраля 2012 г.

 

 

 

 


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 3 — Сделав свой выбор в фотографии, Татьяна Чернова несомненно внесла свежую струю
в понятие «Чебоксарская фотографическая школа»,
создав тем самым прецедент для её дальнейшего развития.

На фотографии запечатлён:

Татьяна ЧЕРНОВА — чебоксарский фотограф первой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

  

ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА: ЧГХМ и фотография

Нескучная фотографическая жизнь Чебоксар позволяет накопить достаточный выставочный материал и материал для собирания музейной коллекции фотоискусства.

«Пятеро с Правобережья» — вторая выставка (первой была «Фотографические фрагменты») в предполагаемой череде фотографических экспозиций. Не скажу, что это начало традиции, это продолжение. Фотовыставки в музее проходят с 1980-х годов. Просто в предыдущие годы они носили эпизодический характер, а сейчас они будут носить характер периодический.

Мы приглашаем к участию в нашей работе авторов, начавших творческий путь в прошлом веке, и начинающих свой путь сегодня.
В декабре 2011 — январе 2012 г. прошла выставка-конкурс художественной фотографии «В свете ночи», в которой участвовали молодые чебоксарские фотографы.
В январе 2012 г. мы предоставили зал для работ очень интересного автора Марии Белоусовой (Стрекоз).

В перспективе этого года планируется Международный фестиваль «Молодые фотографы России — 2012», где «Чувашский государственный художественный музей» развернёт сразу две экспозиционные площадки. Затем, в сентябре, планируется проведение Музейной фотографической конференции.

В Чебоксарах с 2005 года активно работает творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ», которая в декабре 2011 года предложила нескольким начинающим чебоксарским фотолюбителям участие в образовательном проекте «Молодые фотографы Чебоксар». Музей стал площадкой для сотрудничества поколений творческих фотографов, местом, где можно реализовать фотографический проект.

Татьяна ЧЕРНОВА,
куратор выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ».

11 февраля 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 4 — Творчество Валерия Багильдинского представлено наиболее полно из всех чебоксарских фотографов в коллекции Чувашского государственного художественного музея.

На фотографии запечатлён:

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — чебоксарский фотограф второй генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

 

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 5 — Уже более 34 лет Владимир Кириллов является участником
чебоксарского фотографического движения.

На фотографии запечатлён:

Владимир КИРИЛЛОВ — чебоксарский фотограф первой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

 

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 6 — В период 2002-2012 гг. у Валерия Железнякова состоялись
девять персональных экспозиций.

На фотографии запечатлён:

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — чебоксарский фотограф пятой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

ВАЛЕРИЙ ЖЕЛЕЗНЯКОВ:

Не так давно я услышал ностальгические реплики о фотоклубном движении 80-х годов ХХ века. Здесь уместно сказать, что в те годы финансирование фотографического движения было достаточно хорошим. Деньги поступали по линии Минкультуры и профсоюзов. Огромное количество клубов, кружков, студий выдавали творческий продукт. Особую роль в развитии фотографического творчества играли ОНМЦ, РНМЦ. При ВУЗах успешно работали факультеты фотоискусства. В стране проходило большое число выставок, фотографических обменов, семинаров и фестивалей.

После перестройки и развала СССР фотоклубное движение исчезло, а финансирование прекратилось вообще. В редких регионах сохранились фотостудии, детские кружки, клубы. Центры народного творчества сократили методистов по фотоискусству, а факультеты фотоискусства перестали существовать. Конечно, были попытки со стороны энтузиастов фотографического движения создать самоокупаемые студии, кружки, но затратная часть на технологические процессы убивала все начинания.

На сегодняшний  день в Чувашской Республике нет ни одного известного детско-юношеского фотоклуба или студии, которые бы финансировались по линии Минкультуры или профсоюзов. Полное игнорирование фотоискусства привело к исчезновению художественных руководителей творческих коллективов. Успешно развивающая фотографическая школа страны превратилась в частные инициативы, где главенствует провозглашенный «Мастер-класс». Фотографическая жизнь переместилась в виртуальное пространство, а любая реальная выставка — это удивительное событие, так как финансовая составляющая здесь имеет решающее значение.

Выставка «Пятеро с Правобережья» имеет свой исторический подтекст. Чувашский государственный художественный музей на сегодняшний день является единственным в республике коллекционером творческой фотографии. Работники музея еще в конце 80-х ХХ века оценили художественную значимость фотоискусства, когда музей стал главной площадкой для проведения международных  фотографических фестивалей. С 1999 года Художественный музей формирует фотографическую коллекцию, а проходящие выставки в нём подтверждают тот факт, что художественный процесс не останавливается, а продолжается. «Пятеро с Правобережья» — это интереснейшая экспозиция для исследования в области творческой фотографии.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ,
член Союза фотохудожников России.

11 февраля 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 7 — Первая встреча Риты Кирилловой с Юрием Евлампьевым произошла
в октябре 1994 года в Чебоксарах, после того как уже состоялась первая публикация
в журнале «Лик Чувашии» о творчестве Татьяны Черновой,
типичного представителя чебоксарской фотографической школы.
Со стороны Кирилловой в адрес Евлампьева прозвучало предложение о подготовке серии материалов по чебоксарской фотографии в еженедельнике «Вечерняя газета».
Первая же состоявшаяся публикация заметно выпадала как из формата самого еженедельника,
так и из формата любой другой газеты провинциального городка Чебоксары.
Но благодаря настойчивости Риты Кирилловой и её желания внести свежую струю в еженедельник,
уже в 1995 году в нём появилась серия публикаций.
Последующие годы лишь укрепили плодотворное сотрудничество
Риты Кирилловой и Юрия Евлампьева.
Но октябрьская публикация 1994 года — «МЫ ШЛИ И ОСТАНОВИЛИСЬ...» особенно значима:
с неё начался новый виток спирали,
который получил название «Период ЛОКАЛЬНЫЙ» чебоксарского фотографического бытия.

На фотографии запечатлён:

Рита КИРИЛЛОВА — обозреватель по вопросам культуры газеты «Советская Чувашия»

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

 

МЫ  ШЛИ  И  ОСТАНОВИЛИСЬ ...

НАШ ПУТЬ пролегал из понимания того, что только плоскость листа поможет нам обрести уверенность проникновения в реальность. То был лист, пронизанный светом и тенью. Мы роняли через сито своей чувственности искрение мира, чтобы навсегда остановить миг распада нетленного и непреходящего. Капли наших интонаций слышались теми, кто стоял по ту сторону реки и бросал камни в эхо шумевшего когда-то леса. Тень нашего света ложилась на лист, обретая плоть сверкающих реминисценций. Пространство становилось плоскостью, цвет растворялся, а шум космоса обретал безмолвие. Но именно это причудливое спокойное безмолвие заставляло нас  клокотать и перевоплощаться в мерцание дышащей ауры.

НАШ ПУТЬ, по-видимому, был не очень ровен, коль некоторые решили свернуть на обочину своего воображения; или свет, струящийся вдали, был нетелесен, что заставило других призадуматься о необходимости идти дальше. А может быть, меняющаяся высота свода не позволяла вибрировать восприятию и материализовывать пластичность. Но у нас был стол: вначале круглый, дающий всегда находить точки соприкосновения; затем длинный и прямоугольный — чтобы оказаться по разные стороны; а сейчас квадратный, символизирующий параллельность многих наших миров. Во всех случаях метаморфозы стола, однако, не позволили нам потерять предметность почвы, по которой пролегал наш маршрут, очерченный правым и левым берегами. А на маршруте возможны остановки нашего продвижения в колодец новой реальности.

НАШ ПУТЬ врезался в остановку, которую никто не хотел и не принимал. Но худо ли это? Любое движение требует энергии утренней росы, выпавшей после обильного ливня новых листов. И где, как не на остановке, есть возможность окунуться в прохладу неначавшегося дня и скинуть зной давно прошедшего вечера. Остановка, которая потеряла временные ориентиры, стала нашим бытием, рождающим непредсказуемость коварных поворотов и тихое созерцание мира, наполненного непознанным и непрочувствованным. И только сейчас для нас наполнились плотью слова: «Учись у сосны быть сосной», — и только на остановке мы наконец прониклись бездонностью нерешающего мига, длящегося непрерывно в плоскости черно-белого листа.

Юрий  ЕВЛАМПЬЕВ.

Октябрь 1994 г.
Чебоксары, Россия

// Вечерняя газета (г. Чебоксары). — 1994. — №41 (22-28 октября). — С.12. (PDF, 2776 Кб)

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 8 — Находясь в начале творческого пути,
чебоксарские фотографы седьмой генерации вряд ли понимают,
что впереди у каждого из них, как минимум, лет пять для того,
чтобы, наконец, осознать: Я знаю, что хочу сказать людям!

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,

Александра ЯКЛИЧ — чебоксарский фотограф седьмой генерации,

Мария БЕЛОУСОВА — чебоксарский фотограф седьмой генерации,

Ксения ГРОМОВА — чебоксарский фотограф седьмой генерации,

Алексей ПОПОВ — чебоксарский фотограф седьмой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ: Проект «Молодые фотографы Чебоксар» как инструмент для личностного роста в творческой фотографии

Проект «Молодые фотографы Чебоксар» (куратор Юрий Евлампьев) запущен 1 января 2002 года и был предварительно сориентирован на чебоксарских фотографов шестой генерации (фотографы Чебоксар и Новочебоксарска, которые стали позиционировать себя в творческой фотографии в период 2000-2006 гг).

В «Шестой генерации» состоялись, как имена известные в России — Иван Михайлов и Юлия Ведерникова — оба прошли мастер-класс Юрия Евлампьева, который строит свою работу с фотографами на традициях Чебоксарской фотографической школы.

К настоящему времени сформировалась и продолжает формироваться седьмая генерация чебоксарских фотографов (2007-2012). «Седьмая генерация» формируется в новых, и весьма, благоприятных исторических условиях:
1)  В Чебоксарах с сентября 2003 года работает web-ресурс по современной творческой фотографии «ART-переход.ru».
2)  В Чебоксарах работает web-ресурс «Чебоксарский фотофорум».
3)  В Чебоксарах работает творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» (куратор группы Юрий Евлампьев).
4)  В Чебоксарах с 2009 года реализовывается художественный лофт-проект «ПЛАЦДАРМ»
5)  В Чебоксарах функционируют учебные фотостудии, сориентированные на творческую фотографию.
6)  Чебоксарские фотографы активно участвуют в фотовыставках (перечни выставок периода формирования седьмой генерации чебоксарских фотографов приведены на сайте «ART-переход.ru»: 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012).
7)  В Чебоксарах молодые фотографы с 2007 года активно принимают участие в российском конкурсе «Молодые фотографы», организатором которого выступает «Союз фотохудожников России» (г. Москва).

Однако, несмотря на прекрасные условия, существующие в Чебоксарах, становление фотографов седьмой генерации происходит медленнее, чем это могло бы быть. Основная причина — неиспользование потенциала традиций Чебоксарской фотографической школы, наработок творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» и наработок лично Юрия Евлампьева, основоположника Чебоксарской фотографической школы.

Сложившаяся ситуация могла бы измениться к лучшему, если бы чебоксарские фотографы седьмой генерации подключились бы к проекту «Молодые фотографы Чебоксар» и в рамках этого проекта могли бы совершить личностный рост в творческой фотографии.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Молодые фотографы Чебоксар».

4 декабря 2011 г.
Чебоксары, Россия

// Проект «Молодые фотографы Чебоксар»: ПОРТФОЛИО РЕВЮ ОТ ЮРИЯ ЕВЛАМПЬЕВА

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 9 — Для Алексея Попова, члена творческой группы «Дикий пиксел»,
путь в фотографию лежит через изучение традиций Чебоксарской фотографической школы.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,

Алексей ПОПОВ — чебоксарский фотограф седьмой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

АЛЕКСЕЙ ПОПОВ: Фотография и я

Первое знакомство с художественной фотографией.
Ещё в детстве отец брал меня с собой на чебоксарские фотовыставки. Выставочные каталоги до сих пор сохранились в моей библиотеке. Черно-белые, цветные репродукции составили мое представление о фотографии как таковой.

Фотография как дневник художника.
Для меня фотография — это не просто люди, смотрящие в объектив. Во время учебы на худграфе в ЧГПУ больше всего внимания уделял живописи, особенно пленэру, в котором привлекала основная задача — передать в этюде свежесть первого впечатления от натуры. Сейчас ценю это качество в фотографии. В ней существует два противоречивых начала: мгновение, за которое делается снимок, и вневременная гармония пространства. Эта гармония выражается в универсальных композиционных средствах, которыми оперирует автор: гармонические ряды, диссонансы, аллюзии, ассоциации, контрасты, равновесие, динамика. Мне интересно проявление и взаимодействие этих двух начал в фотографии: как найти их верный баланс для конкретного сюжета, чтобы этим передать непосредственность и свежесть авторского восприятия.

С современным развитием фототехники творческая сторона в фотографии стала подобна роли композитора, что позволяет как ни в каком другом виде визуального искусства обнажить саму суть творчества.

Фотография для меня не профессия. Мне нравится свободная, легкая, быстрая фотография, когда во время прогулки за несколько часов вылавливаешь, выстраиваешь образы повседневной жизни в поисках гармонии пространства.

Алексей ПОПОВ,
чебоксарский фотограф седьмой генерации.

11 февраля 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 10 — Александра Яклич уже успела поучаствовать в целом ряде «громких» выставок
в Чебоксарах: «Плацдарм - 2009», «Плацдарм - 2010», «Кто там...» (2011), «Аванарт» (2011).

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,

Александра ЯКЛИЧ — чебоксарский фотограф седьмой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

АЛЕКСАНДРА ЯКЛИЧ: Размышления о фотографии

Почему фотография? Это быстрый способ зафиксировать образ. Потом изучать его можно долго. Подготовительный этап это такое тонкое брожение, сбор по кусочкам нужных ингредиентов.

Почему фотография? Это такой способ мыслить. Мыслить фотографией значит мыслить готовыми формами. Когда я рисую, каждая черточка мне знакома — все выстраивается пропущенным через меня. А в фотографии материал не разгадан мной, он как бы таит в себе непроницаемость, нетронутость.

Почему фотография? Поначалу это был способ изменить окружающую реальность, увидеть ее другой, а потом это стал способ воплотить внутреннюю и заодно увидеть ее. Во втором случае участвуют как бы две параллельные друг другу части меня.

Почему фотография? Это одержимость подстеречь, застать врасплох сверхреальность воплоти.

Александра ЯКЛИЧ,
чебоксарский фотограф седьмой генерации.

11 февраля 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 11 — В 2011 году Мария Белоусова (Стрекоз) своими фотографиями проиллюстрировала
книгу стихов всемирно известного русскоязычного чувашского поэта Геннадия Айги.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,

Мария БЕЛОУСОВА — чебоксарский фотограф седьмой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

 

 

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 12 — Ксении Громовой предстоит сделать непростой выбор: ГРАФИКА или ФОТОГРАФИЯ.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,

Ксения ГРОМОВА — чебоксарский фотограф седьмой генерации.

Фотография и текст участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

 

  

  

  

  

  

  


  
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ». 11 ФЕВРАЛЯ 2012

Лист 13 — «... На географической широте Чебоксар уже стоят
семь генераций чебоксарских фотографов.
Их всех объединяет одно общее дело —
они все занимались и продолжают заниматься строительством чебоксарской фотографии.
И, следовательно, они все идут в одном направлении —
в направлении к чебоксарской фотографии.»

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,
йошкар-олинский фотограф третьей генерации,
рязанский фотограф пятой генерации;

Владимир КИРИЛЛОВ — чебоксарский фотограф первой генерации;

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — чебоксарский фотограф второй генерации;

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ — чебоксарский фотограф пятой генерации,
иркутский фотограф первой генерации;

Татьяна ЧЕРНОВА — чебоксарский фотограф первой генерации;

Александра ЯКЛИЧ — чебоксарский фотограф седьмой генерации;

Мария БЕЛОУСОВА — чебоксарский фотограф седьмой генерации;

Ксения ГРОМОВА — чебоксарский фотограф седьмой генерации;

Алексей ПОПОВ — чебоксарский фотограф седьмой генерации.

Фотография участника открытия выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 февраля 2012 г.

 

МЫ СТОЯЛИ И ПОШЛИ ...

Перешагнув сегодняшнюю Метку —
Где мы, застывшие на миг,
Позволили иному путнику рассматривать нас близко —
Мы перешли в другое  состоянье:
Иные погрузились в пустоту,
Другие к неопределенности поближе встали,
А третьи — обозначили вдали вершину.

Но каждый ли средь нас в мгновенье остановки
Стал тем сторонним путником с нейтральным взглядом,
Позволившим рассматривать себя и рассмотреть других,
Чтоб восприимчивость свою расширить —
От самолюбования
И веры в единственно возможное пространство
До наслаждения многообразием иных миров,
Наполненных иными пятнами и линией.

На остановке не суждено стоять с померкшим взглядом,
А предначертано прислушаться к биенью сердца своего
И к сердцу стоявшего к тебе поближе.
Вот в чем значенье нашей Метки —
Невидной, незаметной на фоне дней и вех,
Текущих мимо твоего ковчега.

Три состоянья, во что мы погрузились,
Явили нам три равноценные дороги.
Пройти по ним — познать творенье изнутри
И оказаться на витках спирали.
В конце пути из трех дорог маячит снова Метка,
Но наш удел — идти вперед, не думая о постаменте.
Лишь ремесло сопровождает нас в пути и точит камень придорожный.
Забота нас одолевает и неспокойны мы во сне:
От камня лишнее отсечь...

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.

Июнь 1995 г.
Чебоксары, Россия

// Вечерняя газета (г. Чебоксары). — 1995.— №21 (3-9 июня). — С.12. (PDF — 2,5 Мб)

  

  

  

  

  

  

 

 


 


 

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»

 

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ

1   По направлению к себе (серия, 5 листов). Лист 1 — Дорога и столб. 2011 г.       Ф-375
2   По направлению к себе (серия, 5 листов). Лист 2 — Стол и экран. 2011 г.          Ф-376
3   По направлению к себе (серия, 5 листов). Лист 3 — Окно и стулья. 2011 г.         Ф-377
4   По направлению к себе (серия, 5 листов). Лист 4 — Плато и постамент. 2011 г. Ф-378
5   По направлению к себе (серия, 5 листов). Лист 5 — Песок и вода. 2011 г.           Ф-379

 

ТАТЬЯНА ЧЕРНОВА

6   Неспешный разговор (серия, 5 листов). Лист 1. 1994 – 2000 г. Ф-380
7   Неспешный разговор (серия, 5 листов). Лист 2. 1994 – 2000 г. Ф-381
8   Неспешный разговор (серия, 5 листов). Лист 3. 1994 – 2000 г. Ф-382
9   Неспешный разговор (серия, 5 листов). Лист 4. 1994 – 2000 г. Ф-383
10 Неспешный разговор (серия, 5 листов). Лист 5. 1994 – 2000 г. Ф-384

 

ВАЛЕРИЙ БАГИЛЬДИНСКИЙ

11 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 1. 2003 г. Ф-333
12 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 2. 2003 г. Ф-334
13 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 3. 2003 г. Ф-335
14 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 4. 2003 г. Ф-336
15 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 6. 2003 г. Ф-338
16 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 7. 2003 г. Ф-339
17 Возвращение (серия, 10 листов). Лист 9. 2003 г. Ф-341

 

ВАЛЕРИЙ ЖЕЛЕЗНЯКОВ

18 Красный день (серия, 10 листов). Лист 1 — Линии. 2002 г.      Ф-387
19 Красный день (серия, 10 листов). Лист 2 — Зайчик. 2002 г.     Ф-388
20 Красный день (серия, 10 листов). Лист 3 — Радость. 2002 г.    Ф-389
21 Красный день (серия, 10 листов). Лист 4 — Квадрат. 2002 г.    Ф-390
22 Красный день (серия, 10 листов). Лист 5 — Свадьба. 2002 г.    Ф-391
23 Красный день (серия, 10 листов). Лист 6 — Ленты. 2002 г.        Ф-392
24 Красный день (серия, 10 листов). Лист 7 — Ожидание. 2002 г. Ф-393 

 

ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВ

25 Дежа вю (серия, 6 листов). Лист 1. 2009 г. Ф-410
26 Дежа вю (серия, 6 листов). Лист 2. 2009 г. Ф-411
27 Дежа вю (серия, 6 листов). Лист 3. 2009 г. Ф-412     
28 Дежа вю (серия, 6 листов). Лист 4. 2009 г. Ф-413
29 Дежа вю (серия, 6 листов). Лист 5. 2009 г. Ф-414     
30 Дежа вю (серия, 6 листов). Лист 6. 2009 г. Ф-415

 

 

 

 

 

 



  


  

ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»


 

 


  
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА ВЫСТАВКИ ВЕРОНИКА КОЧЕШКОВА. 11 МАРТА 2012



На фотографии запечатлена:

Вероника КОЧЕШКОВА — ведущий специалист Государственного архива
электронной и кинодокументации Чувашской Республики.

Фотография куратора выставки «Пятеро с Правобережья» Татьяны Черновой.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 11 марта 2012 г.

 

ВЕРОНИКА КОЧЕШКОВА:

Иногда просто хочется идти...  Лучше, конечно, если «по направлению к себе».
Иногда очень необходимо поговорить, и чтобы разговор был «неспешным».
И если даже это «дежа вю», то только во благо,
потому что официальная версия уже набила оскомину.
А может быть, нас спасёт «возвращение», пусть даже в черно-белых тонах.
Хотя часто не хватает именно цвета,
и только оттенки «красного» поднимут настроение...

Хорошо, что нам предоставили эту возможность Евлампьев, Чернова, Кириллов, Багильдинский и Железняков. Спасибо им! И здорово, что эти фотоработы теперь в фонде Художественного музея.

Вероника КОЧЕШКОВА,
ведущий специалист Государственного архива
электронной и кинодокументации Чувашской Республики.

11 марта 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ ВИКТОР ГРИШИН И ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ. 17 МАРТА 2012



На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации,
йошкар-олинский фотограф третьей генерации,
рязанский фотограф пятой генерации;

Виктор ГРИШИН — заслуженный работник культуры Чувашской Республики,
директор Межсоюзного Дома самодеятельного творчества в период 1977-1990 гг.,
старший преподаватель, а в последующем и доцент
Чувашского государственного института культуры и искусств в период с 2000 по 2012 гг.

Фотография участника выставки «Пятеро с Правобережья» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 17 марта 2012 г.

 

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ:

Виктор Ильич Гришин (02.11.1930 - 22.09.2012) приехал в Чебоксары в 1970 году и свою деятельность начал в качестве режиссёра Русского драматического театра, пройдя предварительно стажировку у главного режиссёра Большого драматического театра Георгия Товстоногова в Ленинграде (1968-1970). Но уже в октябре 1977 года получил предложение возглавить деятельность Межсоюзного Дома самодеятельного творчества, где в качестве директора проработал до 1990 года включительно. Так возникли объективные предпосылки по разворачиванию массового фотолюбительского движения в Чебоксарах и в районных центрах Республики.

Предпринятые Гришиным ещё в 1968 году в Астрахани шаги по организации фотоклуба «Ракурс», оказались полезными, когда он по прошествии 10 лет, в 1978 году, вернулся к намерению сформировать фотоклуб с одноимённым названием, но уже на новом месте жительства в Чебоксарах. Возникновению фотоклуба «Ракурс» в Чебоксарах предшествовали длительные поиски Виктором Гришиным как самих фотолюбителей, так и человека, который мог бы организовать повседневную работу фотолюбительского коллектива. В числе тех фотолюбителей, с кем пришлось встретиться Виктору Гришину в период зарождения чебоксарского «Ракурса» оказались: Владимир Барков, Владимир Кириллов, Владислав Михайлов. Последующая работа Михайлова как руководителя фотоклуба «Ракурс» в значительной степени опиралась на потенциальные возможности Межсоюзного Дома самодеятельного творчества и его директора Виктора Ильича Гришина. Маховик фотолюбительского движения стал быстро раскручиваться. В 1979 году произошло качественно новое для Чебоксар событие: три персонажа — Виктор Гришин, Владислав Михайлов, Юрий Евлампьев организовывают и проводят межклубную выставку художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце».

Однако какими бы материальными возможностями не обладал фотоклуб «Ракурс», но без идеологической художественной поддержки он достаточно быстро бы захирел. И такой  путь, без второй составляющей, прошли в СССР ряд фотоклубов. Взять хотя бы фотоклуб «Таир-17» (г. Йошкар-Ола): в 1972 году он был создан, а уже в 1978 году прекратил своё существование. Причина — отсутствие творческого вектора, подвигающего коллектив к саморазвитию. Со второй составляющей Чебоксарам повезло: в 1979 году в поволжский городок Чебоксары прибыл Юрий Евлампьев у которого за плечами уже был опыт работы в фотоклубах страны — «Мещера» (г. Рязань, 1973-1976), «Таир-17» (г. Йошкар-Ола, 1976-1977) и опыт работы в творческой группе «Факт» (г. Йошкар-Ола, 1977-1979). К этому следует добавить, что фотоклуб «Мещера» был пронизан традициями прибалтийской фотографии (Литвы, Эстонии, Латвии). Привнесённый творческий импульс Юрием Евлампьевым в фотоклуб «Ракурс» позволил последнему отмежеваться от традиций фотоклуба «Волга» (г. Горький) и в течение 80-х годов ХХ века сформировать традиции Чебоксарской фотографической школы. Развитие творческой фотографии в Чебоксарах в 90-х годах ХХ века и в нулевых годах XXI века основано исключительно на наработках Чебоксарской фотографической школы.

Таким образом, Виктор Гришин и Юрий Евлампьев оказались двумя основоположниками современного фотографического бытия в Чебоксарах: первый сформировал материальную инфраструктуру, а второй — иделогическую. Без этих двух составляющих Чебоксары не состоялись бы городом с богатыми фотографическими традициями. Другому провинциальному городу — Саранску (столица Республики Мордовия) повезло меньше. За последние 40 лет в нём не возникло ни фотоклуба, ни индивидуальных имён в творческой фотографии: в Саранске всё ещё не появились свои Гришины и Евлампьевы.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

17 марта 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА ВЫСТАВКИ СВЕТЛАНА ГОРДЕЕВА. 20 МАРТА 2012



На фотографии запечатлена:

Светлана ГОРДЕЕВА — чебоксарский журналист и поэт.

Фотография куратора выставки «Пятеро с Правобережья» Татьяны Черновой.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 20 марта 2012 г.

 

СВЕТЛАНА ГОРДЕЕВА:  ПЯТЬ АВТОРОВ — ПЯТЬ ВЗГЛЯДОВ

Чем отличается один фотограф от другого? Кажется, что фотокамера должна передавать изображение одинаково, ведь предметы и люди вокруг нас одни и те же, но результат съемок каждого мастера индивидуален. Все дело во взгляде на мир, в умении увидеть и запечатлеть то, что не замечают другие.

Пять чебоксарских фотографов представили свои работы, точнее, серии работ, на выставке «Пятеро с Правобережья». Эти работы из собрания Чувашского государственного художественного музея, пополнившие фотоколлекцию в 2011 году. Хотя эти фотоработы демонстрируются в рамках одной выставки, объединены одним названием, они совершенно разные. Пять абсолютно разных взглядов.

Владимир Кириллов с серией работ (6 листов) «Дежа вю» предлагает прогуляться по старым чебоксарским улочкам. Монохромные охристые тона поздней осени эмоционально настраивают на философские размышления о бренности вещей и экзистенциальном одиночестве души.

Серия из 10 листов «Возвращение» Валерия Багильдинского отсылают нас к прошлому, как воспоминания былого, выполнена в черно-белом варианте. Люди с нехитрым скарбом, лодки, лошади, берега, тележки, тюки… Все динамично, суетно, наполнено надеждой. Люди переезжают, возвращаются, видимо, в родные места. Весь этот багаж кажется ничтожным в сравнении с ощущением родной земли под ногами и радости на лицах. Вода — символ меняющихся событий: все течет, все изменяется. И переезд через реку тоже — мощный символ перехода между мирами, вспомнить только мифическую реку Лету.

Название серии из 5 листов «По направлению к себе» Юрия Евлампьева само по себе философично. Путь к себе — сама жизнь с её событиями и осмыслением всего происходящего. Фотографии цветные постановочные. Символы, помогающие создать необходимый настрой — дорога, стулья (место под солнцем), возвышенность (достижение), памятник (как финал пути)...  На пути к себе главное — выбрать правильное направление.

Валерий Железняков в серии «Красный день» (10 листов) передает настроение праздника, народного гуляния, и помогает ему в этом красный цвет, который непременный атрибут каждой фотоработы серии. Красный — полон энергии, жизнелюбия и ощущения радости. Автор серии правильно использует этот цветовой символ и даже в названии серии — красный.

Чтобы понять и прочувствовать серию «Неспешный разговор» (5 листов) Татьяны Черновой нужно уметь молчать. Именно на этом парадоксе «разговор — молчание» построена фотографическая серия. Разговор подразумевает диалог, но чтобы услышать негромкий «голос» фоторабот нужно уметь понимать жесты и символы, пластику линий и изгибов. Работы черно-белые и выраженно графичные. Игра света и тени создает причудливые контуры лиц, рук, предметов, где зрителю самому предлагается найти главный акцент.

И сами авторы, и их работы — такие разные, что на первый взгляд их ничего не объединяет. Однако есть объективные обстоятельства, общие векторы: авторов выставки объединяет членство в Чебоксарском фотоклубе и творческой группе «Приближение». А еще, они разные как пять пальцев, но одной руки. Руки, в которой — фотоаппарат.

 

Светлана ГОРДЕЕВА,
чебоксарский журналист и поэт.

20 марта 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  


  
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА ВЫСТАВКИ ИРИНА КАПИТОНОВА. 5 АПРЕЛЯ 2012



На фотографии запечатлена:

Ирина КАПИТОНОВА — чебоксарский математик и оригамист.

Фотография куратора выставки «Пятеро с Правобережья» Татьяны Черновой.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 5 апреля 2012 г.

 

ИРИНА КАПИТОНОВА:  ПЯТЬ ФОТОГРАФОВ ЧЕБОКСАР

«Пятеро с Правобережья» — удачное название выставки фотографии в Художественном музее города Чебоксары. 30 фотографий пяти известных чебоксарских фотографов оставили приятное впечатление, улыбку и желание выразить обратную связь — поблагодарить их всех. Что я и делаю сейчас.

Сначала привлекла мое внимание цветная фотография «Окно и стулья» из серии «По направлению к себе» Юрия Евлампьева. Фактура стены, необычная форма прямоугольного окна белого цвета и необычный разворот туловища человека рядом с белыми стульями. Меня, как математика, удивила на всех 5 листах серии поза человека — статичная среди живого пространства поля, офиса, стены, памятника Н.Я. Бичурину, пляжа и Волги. Эта преднамеренная  «статичность» заставила задуматься о том, что нужно жить и радоваться в настоящем моменте, а не строить себе из прошлого Памятник для будущего.

Семь чёрно-белых фотографий серии «Возвращение» Валерия Багильдинского познакомили меня с миром, который мало знала. Старые лодки, на которых перевозят людей и вещи, многое повидавшие на своем веку. Только один раз, в далеком детстве плыла на такой лодке по Волге. Быстрее бы на берег. Люди на фото улыбаются, для них переправа — дело привычное. Это как кадры из старого черно-белого кино. Всё просто и искренне.

Откровение вызвали шесть цветных фотографий серии «Дежа вю» Владимира Кириллова. Жизнь за спиной «народного» памятника Матери на заливе. За официальной показухой — бедность и убогость жития простого народа. Чувство стыда за этот «черный» памятник, который даже небо не приняло и встретило аномальным снегом и холодом 3-4 июня 2003 года. Фотограф очень талантливо показал природу той старой части города, островка, который скоро будет застроен элитными домами. Необычные ракурсы и неизвестные места, аллея за памятником Матери — все притягивает и вызывает желание посмотреть на свой город глазами фотохудожника.

Наконец, подхожу к  серии черно-белых фотографий «Неспешный разговор» Татьяны Черновой. Фотографии, передающие прелесть текущего момента, плавность, мысль в пространстве, мгновенную фиксацию движения. Состояние человека передается даже по руке, по прикосновению. Возникает ощущение комнаты, где происходит разговор, этих людей, состояния раздумья. Татьяну я знаю давно, с 1987 года, когда мы обе увлеклись пантомимой. Может быть, знание законов пространства делает её работы поистине передающими Движение. Этот человек для меня уникален тем, что благодаря Татьяне искусство фотографии нашло достойное место в залах Чувашского государственного художественного музея. Будучи заведующей фотолабораторией музея, именно она создала фонд фотографий лучших мастеров Чувашии и России. У нас много фотографов, профессионалов своего дела, и прекрасно, что они ценят в этой удивительной женщине её способность объединять разных мастеров для осуществления фотопроектов, выставок, преподносят в дар музею лучшие свои фотоработы, которые Татьяна бережно хранит для истории фотографии нашего города.

Завершают экспозицию фотографии Валерия Железнякова серии «Красный день». Интересна тема — видение красных элементов в течение дня. Красные полоски спортивных брюк у гимнастов («Ожидание»), на витринах («Линии»), красная машина («Квадрат»), красное платье свидетельницы на свадьбе, мальчик с красным надувным зайцем, красные ленты в руках у студентов, счастливая девчонка в красном свитере и её подруги, подпрыгнувшие от радости («Радость»). Прекрасные сюжеты, великолепный юмор фотохудожника, передача насыщенной жизни большого города. Фотографии очень жизнерадостные и яркие.

Желаю вам творческих успехов, прекрасных новых проектов!

С уважением к вам и восхищением вашей любовью к фотоискусству,
Ирина КАПИТОНОВА,
математик и оригамист, и просто друг Художественного музея.

5 апреля 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

  

  

  

  

 


 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»

 

1.  «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» в Чувашском государственном художественном музее
[Приведен анонс выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» и избранные работы участников выставки].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=352
— (6 февраля 2012 г.)

2. Пятеро с Правобережья
[Приведен пресс-релиз выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Портал «PHOTOGRAPHER.RU»:
http://www.photographer.ru/events/afisha/5452.htm
— (7 февраля 2012 г.)

3. Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ
[Приведен пресс-релиз выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101244
— (8 февраля 2012 г.)

4. Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ
[Приведен пресс-релиз выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Культурный провайдер Чувашии»:
http://www.culture21.ru/presscentr/2012/2/8/Pyatero_s_PRAVOBEREZhJYa
— (8 февраля 2012 г.)

5. Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ
[Приведен пресс-релиз выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «БЕЗФОРМАТА.RU»:
http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/pyatero-s-pravoberezhya/2827596/
— (9 февраля 2012 г.)

6. С 11 февраля по 11 апреля в Художественном музее фотовыставка "Пятеро с Правобережья"
[Приведен анонс выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Афиша Чебоксар»:
http://afisha.cheb.ru/topics.php?shownews=110593
— (9 февраля 2012 г.)

7. ПЯТЕРО с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ
[Приведен пресс-релиз выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» и избранные работы участников выставки].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0350_bereg_info.html
— (10 февраля 2012 г.)

8. Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ
[Приведен пресс-релиз выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Спортивный вестник Чувашии»:
http://www.sv21.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1148
— (10 февраля 2012 г.)

9. Фотовыставка "Пятеро с Правобережья"
[Приведен анонс выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Мой город Чебоксары — ежедневная интернет-газета»:
http://www.moygorod-online.ru/poster/exhibition/exhibition_420.html
— (11 февраля 2012 г.)

10. Фотовыставка «Пятеро с Правобережья»
[Приведен анонс выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Pro Город Чебоксары»:
http://pg21.ru/billboard/event/95
— (11 февраля 2012 г.)

11. Открытие фотовыставки "Пятеро с правобережья"
[Приведен фоторепортаж об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Geometria.ru — культурная среда»:
http://geometria.ru/places/chgkhm/albums/582891
— (11 февраля 2012 г.)

12. Открытие фотовыставки «Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» в ЧГХМ
[Приведена информация об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики»:
http://www.gatd.archives21.ru/news.aspx?id=99795&s_page=1
— (13 февраля 2012 г.)

13. Открылась фотовыставка в черно-белом стиле
[Приведена информация об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Pro Город Чебоксары»:
http://pg21.ru/newsv2/52797.html
— (13 февраля 2012 г.)

14. В Чебоксарах открылась фотовыставка "Пятеро с правобережья"
[Приведена информация об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Russia Region Press»:
http://cheboksary.russiaregionpress.ru/archives/5736
— (14 февраля 2012 г.)

15. В Чебоксарах открылась фотовыставка "Пятеро с правобережья"
[Приведена информация об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «ЧЕБОКСАРЫ.RU»:
http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=15022012&chapt=culturen&num=1
— (15 февраля 2012 г.)

16. Открылась фотовыставка "Пятеро с правобережья"
[Приведена информация об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Unise.ru — Объединенные Информационные Системы. Сорок регионов России. Чебоксары»:
http://21.unise.ru/news/2/54408
— (15 февраля 2012 г.)

17. Выставка работ чувашских фотографов
[Приведена информация о выставке «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Культурное наследие Чувашии»:
http://nasledie.nbchr.ru/novosti-i-aktsii/63/66/1598/
— (17 февраля 2012 г.)

18. Фотовыставка "Пятеро с Правобережья"
[Приведен анонс выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Все события города Чебоксары»:
http://sobytie.ch/events/fotovyistavka-pyatero-s-pravoberezhya-/
— (20 февраля 2012 г.)

19. ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ
[Приведена информация и фоторепортаж об открытии выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101293
— (22 февраля 2012 г.)

20. Выставка работ чебоксарских фотографов
[Приведен анонс выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Региональный выпуск «Комсомольская правда Чувашия» (г. Чебоксары).
— 2012. — 23 февраля - 1 марта. — С. 6 (PDF, 1232 Кб)

21. Фотовыставка «Пятеро с Правобережья»
[Приведена информация о продолжении работы выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Газета «PRO ГОРОД Чебоксары» (г. Чебоксары):
— 2012. — 3 марта. — С. 21.

22. Объектив в объективе: обзор фотовыставок в ЧГХМ
[Приведен обзор фотовыставок в ЧГХМ в период с октября 2011 г. по февраль 2012 г.  Представлены фотовыставки «ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ», «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» из постоянной экспозиции ЧГХМ «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность»]
// Газета «АРТ-ЛИСТОК» (г. Чебоксары) — 2012. — №13 (14 марта). — С. 1 (PDF, 4581 Кб)

23. Фотографы с правого берега
[Приведена информация о выставке «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» в Чувашском государственном художественном музее].
// Сайт газеты «ГРАНИ» (г. Новочебоксарск):
http://www.grani21.ru/pub/fotografy-s-pravogo-berega
// Газета «ГРАНИ» (г. Новочебоксарск). — 2012. — №26 (15 марта). — С. 3 (PDF, 1072 Кб)

24. Фотовыставка «Пятеро с Правобережья»
[Приведена информация о продолжении работы выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Газета «PRO ГОРОД Чебоксары» (г. Чебоксары):
— 2012. — 17 марта. — С. 21.

25. Пять авторов — пять взглядов
[Приведён обзор выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт московского землячества чувашей:
http://mosentesh2.ucoz.ru/news/fotovystavka/2012-03-19-1139
— (19 марта 2012 г.)

26. Пятое явление серии КРАСНЫЙ ДЕНЬ
[Приведена история бытия работы Валерия Железнякова «КРАСНЫЙ ДЕНЬ»].
// Сайт газеты «Спортивный вестник Чувашии» (г. Чебоксары):
http://www.sv21.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1164
— (23 марта 2012 г.)

27. Пятое явление серии КРАСНЫЙ ДЕНЬ
[Приведена история бытия работы Валерия Железнякова «КРАСНЫЙ ДЕНЬ»].
// Сайт «БЕЗФОРМАТА.RU»:
http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/yavlenie-serii-krasnij-den/3484625/
— (23 марта 2012 г.)

28. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на выставке «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»
[Информация и обзор вернисажа выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0351_bereg_obzor.html
— (28 марта 2012 г.)

29. Выставка как многофункциональная площадка
[Представлен подход к выставке как к многофункциональной площадке].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0365_vistavka.html
— (7 апреля 2012 г.)

 

 

 

 

  


  
АФИША ВЫСТАВКИ «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ».


Примечание — экспонирование продлится до 15 июня 2012 года

 

 

  | 
   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна