ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ >  Коллекция фотографии Чувашского государственного художественного музея 
Последнее обновление страницы: 8 июля 2013 г.  19:00  

 

Коллекция фотографии
Чувашского государственного художественного музея

 

 

Татьяна ЧЕРНОВА, заведующая фотолабораторией ЧГХМ
г. Чебоксары, 19 февраля 2013 г.

ART-переход.ru: 6 июля 2013 г.




  
«ФОТОГРАФИЯ В МУЗЕЕ». Международная конференция

С докладом выступает Татьяна ЧЕРНОВА. Санкт-Петербург, РОСФОТО, 22 мая 2013 г.

На фотографии запечатлена:

Татьяна ЧЕРНОВА — заведующая фотолабораторией ЧГХМ.

Фотография и текст участницы конференции Татьяны Черновой.
РОСФОТО, Санкт-Петербург; 22 мая 2013 г.

 

 

 

  

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИИ КАК ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА НАД «I»

 

80-годы ХХ века стали для чебоксарских фотографов временем формирования своих персональных художественных миров и годами, когда были сделаны основные наработки. Наработанное позволило позиционировать региональную составляющую, которая уже могла претендовать на художественную школу, получившую в последующем вполне конкретное название — Чебоксарская фотографическая школа.

90-е годы ХХ века сфокусировали вопрос о сохранении художественного наследия чебоксарских фотографов в пространстве современной творческой фотографии. Не случайно в эти годы был запущен проект «Чебоксары как феномен фотографического бытия», в рамках которого начался процесс осмысления и систематизации наработок чебоксарских фотографов.

1999 год стал началом формирования коллекции фотографии в Чувашском государственном художественном музее (ЧГХМ). К этому времени чебоксарские фотографы обладали уже достаточной зрелостью, чтобы преподнести некоторые свои работы ЧГХМ, а в самом музее одна из сотрудниц — Татьяна Чернова (являющаяся типичным представителем Чебоксарской фотографической школы и государственным стипендиатом в области фотографии) была готова взять на себя ответственность за формирование коллекции современной творческой фотографии в музее.

Дарению фотографий музею предшествовала выставка чебоксарских фотографов «Чебоксары как фотографический феномен. Юбилейная выставка НФС «Ракурс» (ЧГХМ, апрель-май 1999). Татьяна Чернова как куратор этой выставки представила широкой и профессиональной общественности потенциальных авторов для включения в будущую коллекцию фотографии, а уже в ноябре 1999 года она организовала первую выставку из коллекции ЧГХМ — «Рождение новой коллекции». Чернова, став в последующем исполнителем по описанию фотографической коллекции, а фактически куратором этой коллекции, стала активно её популяризировать, выставляя фотографии из коллекции в различных художественных выставках ЧГХМ в первой половине нулевых годов XXI века.

Новые возможности в популяризации фотографий из коллекции возникли в 2011 году, когда в ЧГХМ была развёрнута постоянная экспозиция современной художественной фотографии, ставшая одним из разделов музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность». Татьяна Чернова с этого момента выступает постоянным куратором выставок, сформированных из коллекции фотографии ЧГХМ.

С опытом своей деятельности в качестве куратора коллекции Татьяна Чернова щедро делится с коллегами как из музейного сообщества, так и с коллегами по творческому цеху в фотографии. В октябре 2011 года она выступила на Х Петровских чтениях в Чувашском Национальном музее (Чебоксары, Россия), в октябре 2012 года ею сделано сообщение на акции «Круглый стол в ЧГХМ» (Чебоксары, Россия), а 22 мая 2013 года она выступила с докладом в РОСФОТО (Санкт-Петербург, Россия).

Изображение на негативе или на матрице — это ещё не фотография. Изображение на фотобумаге — это также не фотография, если этот отпечаток «ушёл в стол». Изображение на фотобумаге может претендовать на фотографию, если оно хотя бы единожды было представлено на выставке. А если эта фотография в последующем оказалась в коллекции музея, то у такой фотографии появляется шанс быть вписанной в отечественный или даже в мировой художественный контекст.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

6 июля 2013 г.
Чебоксары, Россия

 

 


 

 

 

 

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИИ
ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

 

Город Чебоксары — столица Чувашской Республики — расположен в среднем течении реки Волги. Чувашский государственный художественный музей является одним из ведущих культурных центров Поволжья и единственным в мире обладателем представительной коллекции чувашского изобразительного искусства. История музея началась в 1939 г. с Чувашской государственной художественной галереи, выделившейся из отдела ИЗО Центрального чувашского музея. «К концу 1939 г. собрание художественной галереи насчитывало 1036 ед. хранения. 1 сентября 1944 г. галерея открылась для посетителей уже в другом здании — бывшем доме Боне (Таланцевых), а в 1972 г. переехала в бывший купеческий особняк Ф.П. Ефремова».
В 1985 г. было построено новое трёхэтажное здание, где разместились коллекции чувашского и советского изобразительного искусства, а в старом особняке продолжают экспонироваться произведения русского и западноевропейского искусства. «Галерея была переименована  в художественный музей. В 1990 г. открылся филиал ЧГХМ — Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова, одного из основоположников чувашского советского изобразительного искусства. В 1996 г. Музею был передан Выставочный зал (ныне Центр современного искусства)». Все здания и филиалы музея расположены в центральной части города. В настоящее время основной фонд музея насчитывает более 28 тысяч произведений.

Данная публикация является обзором состояния коллекций художественной и документальной фотографии и деятельности музея, связанной с их пополнением, хранением, экспонированием и исследованием. Затрагиваемая в статье тема впервые публично была представлена в ходе научной конференции «Х Петровские чтения», прошедшей 4 октября 2011 года в Чувашском национальном музее [1].

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ

В нашем сообщении «История создания коллекции современной художественной фотографии Чувашского государственного художественного музея» был проанализирован первый этап системной работы по сбору и музейной каталогизации произведений фотоискусства.
Разговор о формировании, изучении и экспонировании коллекции продолжился на Круглом столе «Музей. Фотография. Коммуникации», прошедшем 10 октября 2012 года в ЧГХМ [2]. Учитывая имеющийся опыт коллекционирования произведений фотоискусства, опыт организации фотовыставок, уже давно назрел вопрос об организации отдела искусства фотографии. Мысль об этом впервые была высказана ещё в 2000 году. Однако до настоящего времени проблема организации отдела искусства фотографии и выделение коллекции художественной фотографии в отдельный фонд не обсуждалась в достаточной мере.
Основной задачей отдела должно явиться коллекционирование и хранение уникальных фотоматериалов по искусству, прежде всего чебоксарской фотографии, а затем уже и российской, призванных проследить изменение художественных стилей, развитие фотографических техник, эволюцию технологий. 
Нужно сохранить архивы уже ушедших чебоксарских профессиональных фотографов и фотографов-любителей, а также живущих крупных фотографов, накопивших достаточный фотографический материал.
Насущной необходимостью является организация фондохранилища, при наличии которого станет возможным значительное количественное увеличение коллекции фотографии, сбор и хранение негативов на плёнке и стекле, старых фотоаппаратов, печатных изданий. В настоящее время имеющиеся негативы (репродукции музейных экспонатов) и хроникальные отпечатки, отражающие работу музея до появления цифровых технологий, хранятся в неприспособленном для этого помещении.

Начало сбора коллекции художественной фотографии пришлось на 1999 г. после проведённой в музее очередной фотографической выставки «Чебоксары как фотографический феномен», посвящённой 20-летию чебоксарской Народной фотостудии «Ракурс». Инициаторами этого ответственного начинания стали два сотрудника музея — ныне заведующий научно-исследовательским отделом Иванов Г.Н. и заведующая фотолабораторией Чернова Т.В. Был разработан проект Положения об отделе фотоискусства, в котором излагалось наше видение того, какой должна стать коллекция и отдел. Главная задача этого начинания — музеефицировать работы чебоксарских фотографов.

Вопрос музеефикации и консервации фотографического наследия актуализировался на рубеже 20–21 вв., когда началась смена технологий получения, сохранения визуальной информации и бурное развитие цифровой техники, когда традиционная чёрно-белая технология стала редким и узкопрофессиональным занятием. К тому моменту появилась необходимость сохранения фотографии как историко-художественного факта отечественной культуры.

История возникновения фотоколлекции тесно связана с более чем тридцатилетней историей сотрудничества музея с чебоксарскими фотографами, в результате которого сложились определённые традиции популяризации фотографии. В частности — с Народной фотостудией «Ракурс», которая впоследствии переформатировалась в «Чебоксарский фотоклуб», а в сегодняшние дни приняла форму творческой группы «Приближение». Некоторые стороны истории фотографических Чебоксар с 2003 г. освещаются на сайте «ART-переход.ru», ведущем летопись творческой деятельности чебоксарских фотографов.

Одной из форм популяризации фотографии является проведение выставок. Первый фестиваль фотоискусства «Неделя фотоискусства Чувашской АССР» состоялся 4-7 декабря 1981 г. в Чебоксарах. Выставки фестиваля были открыты для зрителя вплоть до января 1982 г. Основная часть его экспозиционных площадок располагалась в Выставочном зале Чувашской государственной художественной галереи, как тогда назывался Музей. С тех пор чебоксарские фотографы периодически выставляются в стенах музея, правда, с разной степенью интенсивности. Особенно сильный всплеск выставочной активности пришёлся на восьмидесятые и начало девяностых годов двадцатого столетия. В те годы в Чебоксарах работало до шести фотоклубов, прошло несколько фотофестивалей (например, фестивали 1987, 1988, 1989, 1990 гг.), в которых поучаствовали многие авторы из городов бывшего СССР и нескольких стран Европы. В этот же период времени особенно активно издавались брошюры, каталоги, выходила фотографическая газета, возросло количество фотолюбителей, объединявшихся в фотостудии.

«Развитие творческой фотографии в Чебоксарах в 90-х годах 20 в. и в «нулевых» годах 21 в. основано исключительно на наработках Чебоксарской фотографической школы, традиции которой сформировались в 1980-х г.» [3].
«Изначально в выражение «Чебоксарская фотографическая школа» вкладывалось такое понятие как художественный метод. Но в последующем оно, помимо художественного видения мира, стало выражать и способ художественной практики в фотографии, и способ популяризации творческой фотографии, и способ реализации преемственности поколений фотографов, и методы творческих технологий» [4].

Оценку творчества троих чебоксарских фотографов (Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Владислава Михайлова), чьи работы хранятся в музее, дал в 1981 г. историк и теоретик отечественного и зарубежного фотоискусства Сергей Александрович Морозов. С записью этой беседы, опубликованной в форме статьи, можно ознакомиться на сайте «ART-переход.ru».
Работа Юрия Евлампьева «Девочка у окна. 1976» опубликована в книге Ан. Вартанова «Фотография: документ и образ» [5].

Предметы фотографической коллекции используются при составлении музейных выставок. Первая выставка фотографии из фондов музея прошла уже в ноябре 1999 г. под названием «Рождение новой коллекции», в экспозиции которой показывались работы семи авторов. В 2004 г. произведения фотохудожников  показывались на трёх выставках: «Пробуждение весны», где экспонировались два листа Валерия Багильдинского из серии «Лодки»; «Книга художника — параллельные миры», здесь зрители увидели девять листов из серии «Зимний день» Юрия Евлампьева; «Новое время Чувашии» — экспонировались 24 работы девяти авторов.

С октября 2011 г. выставки с использованием фотографий из музейного фонда проводятся во вновь открывшемся разделе «Современная художественная фотография» в музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность». В этих залах состоялись следующие выставки: «Фотографические фрагменты» (2011 г.), «Пятеро с Правобережья» (2012 г.), «Чебоксарские фотографы 1980-х годов» (2012 г.), «Валерий Багильдинский. Криуши. Визуальное исследование» (2013 г.).

Коллекция художественной фотографии нашего музея формируется при помощи метода работы с отдельными авторами. При этом оцениваются: художническая зрелость автора, техническое совершенство исполнения фотографического листа, историческая и культурная ценность фотографии. Предпочтение отдаётся фотохудожникам, обладающим самобытностью, участвующим в выставках, конкурсах, наработавшим имя в фотографическом движении.
Прецедента покупки фотографии пока не было, поступления происходят путём дарения.

Особо ценные фотографические экспонаты в составе коллекции. Историческую ценность представляют четыре портрета членов семьи Гаген работы двух неизвестных фотографов конца 19 в. и начала 20 в. Своеобразную культурную ценность представляют работы представителей Чебоксарской фотографической школы: Валерия Багильдинского, Юрия Евлампьева, Валерия Железнякова, Владимира Кириллова, Евгения Лихошерста, Владислава Михайлова, Татьяны Черновой.

Хронологические рамки коллекции охватывают период с конца 19 в. до 2012 г.

Коллекция делится на три части: современная художественная фотография, историческая фотография, документальная фотография. Современная художественная фотография, в свою очередь, условно разделена на две части: первая состоит из тринадцати чебоксарских авторов, вторая — из трёх российских авторов. Исторический раздел представлен двумя авторами. Раздел современной художественной фотографии содержит 411 предметов, раздел исторической фотографии — 4 предмета (из них чёрно-белой фотографии — 368 листов, цветной — 47 листов).
Определённый интерес для будущих исследователей представляет документальная фотография, насчитывающая  2785 предметов. Из них 2756 единиц хранятся в Мемориальном музее-квартире М.С. Спиридонова и относятся к основному фонду, 29 единиц хранятся в главном здании музея и относятся к научно-вспомогательному фонду.

Большая часть работ, вошедших в раздел современной художественной фотографии, выполнена в технике ручной чёрно-белой печати и датируется временным отрезком с 1979 по 2004 г. Чёрно-белые фотографии, выполненные в более поздние годы, напечатаны при помощи цифровой техники. Несколько листов в технике цветной цифровой печати приняты на хранение в первое десятилетие 21 в. и в 2012 г.

Со времени создания сайта музея www.artmuseum.ru обеспечен доступ к каждому электронному изображению коллекции художественной фотографии в разделе «Собрание музея». Там же можно почерпнуть сведения  о произведении и его авторе.

 

СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ.
ТВОРЧЕСТВО ЧЕБОКСАРСКИХ АВТОРОВ  С 1979 ПО 2011 г.

Самая многочисленная подборка (152 листа) принадлежит Валерию Анатольевичу Багильдинскому (1935 г.р.). Чебоксарский фотограф, член Союза фотохудожников России, член творческой группы «Приближение». Много лет проработал слесарем в научном институте. С 1995 г. — пенсионер. Творческой фотографией занимается с 1985 г. Живёт в Чебоксарах. Автор масштабного проекта «Криуши. Визуальное исследование», которым он занимался с 1990 г. по 2004 г. Всего в проект вошло 20 серий, содержащих 142 листа. В музейной коллекции находятся 119 листов из 15 серий. Проект представляет собой исследование типичной российской деревни на рубеже 20-21 веков.
Вошедшие в музейную подборку серии «Провинциальный городок», «Лошади» и «Железобетонные наросты» не являются частью проекта «Криуши. Визуальное исследование».
Даты поступлений: 1999 г. — 11 работ; 2002 г. — 28 работ; 2011 г. — 113 работ.

1. «Застывшее время» (цикл, 28 листов). 1991-1992 г.г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Силуэт» (серия, 7 листов). 1993 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Лодки» (серия, 6 листов). 1994 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
4. «Аллегорический пейзаж. Выпуск 1» (серия, 5 листов). 1995 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
5. «Тёплый вечер» (серия, 5 листов). 1999 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
6. «Встречи» (серия, 10 листов). 2000 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
7. «Взгляд из тьмы» (серия, 6 листов). 2001 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
8. «Маршрут № 10» (серия, 5 листов). 2002 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
9. «Причал» (серия, 5 листов). 2002 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
10. «Аллегорический пейзаж. Выпуск 2» (серия, 9 листов). 2003 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
11. «Возвращение» (серия, 10 листов). 2003 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
12. «Деревенские картинки» (серия, 5 листов). 2003 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
13. «Бригадир» (серия, 6 листов). 2004 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
14. «Пространство бытия» (серия, 6 листов). 2004 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
15. «Суббота»  (серия, 6 листов). 2004 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
16. «Провинциальный городок» (серия, 13 листов). 1988 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
17. «Лошади» (15 листов). 1989 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
18. «Железобетонные наросты» (5 листов). 1993 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.

Произведения Багильдинского ёмкие, насыщенные по содержанию, внутренне напряженные и упорядоченные при аскетизме изобразительных средств.
«Фотографическая панорама Криуш у Багильдинского представляет череду жителей этой деревни в минуты редкого отдыха, а также череду деревенского пейзажа, который представлен не столько как элемент эстетического наслаждения, а скорее — как пейзаж ассоциативный. Большинство мизансцен снято в ночи и все персонажи, как и пейзаж, сияют на чёрном фоне. Такова визуальная логика Багильдинского, который считает, что вспышка в ночи высвечивает только самое главное и необходимое, и хочется добавить к этому — и вневременное» [6].


  
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ. Застывшее время (цикл, 28 листов). Лист 2Б. 1991...1992.
Чёрно-белая фотография.
ЧГХМ, КП-15941, Ф-136.

 

Юрий Алимович Евлампьев (1954 г.р.). Чебоксарский фотограф, член Союза фотохудожников России, куратор творческой группы «Приближение». Основной род деятельности — разработка электронной аппаратуры. Творческой фотографией занимается с 1973 г. В 1977-1979 г.г. сгенерировал основные творческие принципы группы «Факт», в 1980-е годы занимался формированием Чебоксарской фотографической школы. Основными характерными чертами этой творческой школы стали: стремление к метафизической фотографии, культивирование индивидуальных изобразительных программ, использование предметной черно-белой фотографии. Один из основателей чебоксарской Народной фотостудии «Ракурс», автор художественного проекта «ART-переход.ru», web-редактор этого сайта. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея хранится 17 листов, объединённых в 2 серии. Даты поступлений — 1999 г., 2004 г., 2012 г.

1. «Зимний день» (серия, 12 листов). 1994 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «По направлению к себе» (серия, 5 листов). 2011 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.

Автор предпочитает работать в открытых пространствах, выступая режиссёром мизансцен. В своём персональном творчестве придерживается принципа «нерешающего мгновения». Эти две работы демонстрируют принципы постановочного и документального, реалистичного начала в фотографии. «ХХ век для Юрия Евлампьева был временем формирования изобразительности в пространстве чёрно-белой фотографии. Делая акцент то на чёрной градации в периоде «Тёмный», то на белой градации в периоде «Светлый», Евлампьев пытается охватить весь диапазон вибраций визуального мира. С наступлением XXI века Юрий Евлампьев резко дистанцируется от прежнего пространства и переходит в пространство цветной фотографии, где изобразительность уже выстраивается не только посредством градационной шкалы, но и активно используются цвета реального мира. В работе «По направлению к себе» главным персонажем является сам автор. Изображая себя, фотограф не только утверждает ценность творческой личности, но и видит в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. Вписывая себя или в природный ландшафт, или в архитектурное пространство, или в условный интерьер, Юрий Евлампьев выстраивает вектор по направлению к себе, интегрированный в формулу: познание мира — через познание самого себя» [7].


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Зимний день (серия, 12 листов). Лист 4. 1994.
Черно-белая фотография.
ЧГХМ, КП-15079, Ф-25.

 

Валерий Александрович Железняков (1955 г.р.). Чебоксарский фотограф. Главный редактор и фотожурналист газеты «Спортивный вестник Чувашии». Член Союза фотохудожников России, член творческой группы «Приближение». Творческой фотографией увлёкся в 1980-х г. Живёт в г. Новочебоксарск с 1996 г.
В коллекции — одна серия, состоящая из 10 листов. Дата поступления — 2012 г.

1. «Красный день» (серия, 10 листов). 2002 г. Цветная фотография, цифровая печать с цветной негативной плёнки 24х36 мм.

Работа Валерия Железнякова представляет собой исследование урбанизированного социума.
«Эта работа создавалась не в результате длительных фотосъёмок, растягивающихся у фотографа порой на годы, а как результат трёхдневной акции «Международный фотографический пленэр в Нижнем Новгороде» (сентябрь 2002). Работу «Красный день» отличает цепкость взгляда, позволяющая выделять характерные приметы времени, умение в обыденном обнаруживать метафорическое, восхищение молодостью и общая мажорность, переходящая в гимн городу» [7].

 

Владимир Герасимович Кириллов (1953 г.р.). Чебоксарский фотограф. Основной род деятельности — прикладная фотография. Творческой фотографией занимается с 1978 г. Активный участник фотолюбительского движения в Чувашии в 1980-е — 1990-е г., участник создания чебоксарской Народной фотостудии «Ракурс», ныне работает в составе творческой группы «Приближение». Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея — 29 листов, составляющие 5 серий. Даты поступлений — 1999 г., 2012 г.

1. «Натюрморт» (серия, 10 листов). 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с листовой негативной плёнки 13х18 см.
2. «Город уходящий» (серия, 5 листов). 1986 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Замкнутость» (серия, 3 листа). 1986 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
4. «Храм-1» (серия, 5 листов). 1986 – 1987 г.г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
5. «Дежа вю» (серия, 6 листов). 2009 г. Цифровая цветная фотография, цифровая печать.

Четкая выстроенность сюжетной линии, лаконичность фотографического языка, минимальный набор изобразительных средств, ясность мысли, техническое совершенство исполнения отличают работы этого автора.
В серии «Натюрморт» Кириллов сохранил привычную предметность и незамысловатую композиционность.
«Творчество Кириллова связано, прежде всего, с такими жанрами как натюрморт и городской пейзаж.  И когда во второй половине «нулевых» годов 21века в его творчестве появились признаки ассоциативной фотографии, то он тем самым подтвердил расхожее: надо работать — и лишь тогда возможен творческий рост, приводящий к уверенности реализовать задуманное. В серии «Дежа вю» во всех мизансценах человек выведен за кадр.  Ассоциативный ряд составляет вереница некоторых декораций, где повторяется один назойливый элемент, но изображённый с разных азимутальных точек. И этот ассоциативный ряд эквивалентен бегу по кругу» [7].

 

Евгений Петрович Лихошерст (1949 г.р.). Чебоксарский фотограф. Основной род деятельности — прикладная фотография. Творческой фотографией занимался с 1978 г. до середины «нулевых» годов 21 в. Активный участник фотолюбительского движения в Чувашии в 1980-е — 1990-е г., участник создания чебоксарской Народной фотостудии «Ракурс». В настоящее время не позиционирует себя в качестве творческого фотографа. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея — 36 листов, объединённых в 2 цикла. Дата поступления — 1999 г.

1. «В зоне затопления» (цикл, 23 листа). 1979 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Общий» (цикл, 13 листов). 1990 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 60х60 мм.

В цикле «В зоне затопления» запечатлена одна из сторон трагедии исторической части города Чебоксары, затопленной при пуске Чебоксарской ГЭС. При его исполнении применён метод гиперреализма. Цикл «Общий» — попытка исследования городской среды в разное время суток.
«В работах этого фотографа не надо искать решающего или, напротив, нерешающего мига. Он выстраивает серии чуть ли не в реальном ритме, так же ненавязчиво обходясь с натурой, видимо, как и с коллегами. В его работах не встретишь персонажа с каменным лицом, рассчитанным на два тысячелетия. Запечатлённые им урбанистические потуги провинции не вопиют, не обличают и не выглядят карикатурой или кошмаром. Автор спокоен, как говориться, по-хорошему. Но его спокойствие, напротив, может очень возбуждать зрителя. Например, увидев серию о «хрущёбных» дворах, интеллигенция рыдала о загубленной молодости» [8].

 

Владислав Михайлович Михайлов (1951 г.р.). Чебоксарский фотограф. В настоящее время — предприниматель. Творчеством занимался в 1980-е г. В сегодняшние дни не позиционирует себя в качестве творческого фотографа. Один из основателей чебоксарской Народной фотостудии «Ракурс». В 1980 – 1990-е г. являлся организатором фотолюбительского движения в Чувашии. Живёт в Чебоксарах.
В музейной коллекции — 6 листов. Пять из них объединены в серию. Дата поступления — 1999 г.

1. «Цивильская ярмарка» (серия, 5 листов). 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Дорога» 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.

В нескольких листах «Цивильской ярмарки», решённых в традициях реализма, ощущается следование эстетике литовской школы фотографии.

 

Татьяна Вениаминовна Чернова (1964 г.р.). Чебоксарский фотограф, член Союза фотохудожников России, член творческой группы «Приближение». Основной род деятельности — прикладная фотография. Творческой фотографией занимается с 1983 г. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея хранится 36 листов, объединённых в 4 серии и два одиночных листа. Даты поступлений — 1999 г., 2012 г.

1. «Чёрный» (цикл, 10 листов). 1991-1994 г.г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Портреты» (серия, 7 листов). 1996 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Фотомонотипия» (цикл, 12 листов). 1994-1997 г.г. Чёрно-белая фотография, сложная авторская техника, ручная печать с позитивной плёнки 24х36 мм.
4. «Неспешный разговор» (серия, 5 листов). 1994-2000 г.г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
5. «Силуэт». 1999 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
6. «Художник в мастерской». 1999 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.

По мнению исследователей, работам Черновой присущи тональный аскетизм и лёгкая таинственность. Листы «Силуэт» и «Художник в мастерской» сняты объёктивом «монокль», их объединяет характер и стиль исполнения. В обоих листах присутствует фигура человека, а окружающий интерьер изображён условно.
Нетривиальный «рисунок» изображения при использовании классических приемов композиции, попытка отобразить внутреннюю жизнь человека отличают работы этого автора.
«Ещё большую скупость на количество используемых градаций Чернова продемонстрировала в работе «Фотомонотипия. 1994–1997», где эмоциональный накал пронзителен, а каждая мизансцена метафорична. Её работа «Неспешный разговор» не отрицая уже созданного, органически вписывается в систему координат минимальной градационной шкалы, но в отличие от других работ наполнена необыкновенной теплотой человеческих отношений, читающихся в профилях лиц, кистей рук и ненавязчивого света, пронизывающего всё вокруг» [7].


  
Татьяна ЧЕРНОВА. Чёрный (цикл, 16 листов). Лист 16. 1991-1994.
Черно-белая фотография.
ЧГХМ, КП-15059, Ф-5.

 

Эдуард Дореодорович Бек (1961 г.р.). Творчеством занимался в 1980-е г., когда принимал участие в фотовыставках и фотофестивалях, проходивших в Чебоксарах и Йошкар-Оле. В настоящее время — предприниматель и не позиционирует себя в качестве творческого фотографа. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции — 15 листов. Дата поступления — 1999 г.

1. «Космос» (серия, 4 листа). 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Без названия». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Без названия». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
4. «Без названия». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
5. «Без названия». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
6. «Без названия». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
7. «Взрыв в тишине». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
8. «Грусть». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
9. «Колокол». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
10. «Ночной город». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
11. «Огненный шар». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
12. «Полёт». 1980-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.

Любимая тема творчества — фантастика. Экспериментировал в техниках монтажа и коллажа. Персонажами нескольких сюжетов выступают младшие брат и сестра автора.

 

Наталья Петровна Борисова (1958 г.р.). Программист, инструктор йоги. Творческой фотографией занималась с 1982 г. по 2010 г. Живя в Чебоксарах с 1974 г. по 1992 г. проявила себя активным участником фотолюбительского движения. В настоящее время не позиционирует себя в качестве творческого фотографа. Живёт в Петрозаводске.
В коллекции музея — 10 листов. Дата поступления — 2000 г.

1. «Пауза заката». 1984 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Уик-энд». 1985 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Со-отношения» (цикл, 4 листа). 1986 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
4. «Люди и предметы» (цикл, 2 листа). 1988 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
5. «Натюрморт с шариком». 1988 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.
6. «Таинственное». 1988 г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 24х36 мм.

Работы Борисовой созданы в период обучения в чебоксарской Народной фотостудии «Ракурс», который совпал со временем активного участия в выставках и фотофестивалях, проводимых в Чебоксарах. Не прибегая к техническим ухищрениям, автор простодушно рассказывает о своих поисках координат присутствия людей и предметов в пространстве метафизики бытия.

Анастасия Александровна Григорьева (1982 г.р.). Искусствовед, куратор художественных выставок. Творческой фотографией занимается с 2007 г. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея — 1 серия из 10 листов. Дата поступления — 2007 г.
1. «Прогулки по Петербургу» (серия, 10 листов). 2007 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.

Немного таинственные безлюдные городские пейзажи сняты Григорьевой в процессе двух прогулок по «северной столице». Работа решена в традиции документального реализма.

Борис Александрович Емельянов (1976 г.р.). Фотограф. Творческой фотографией занимается с 1998 г. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея — 21 лист. Даты поступлений — 2005 г., 2006 г., 2009 г.

1. «Силуэт в окне». 2001 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Старый дом». 2001 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Обнажённая». 2002 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
4. «Контур». 2003 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
5. «31». 2003 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.                  
6. «Котельная». 2003 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
7. «Молоток и колокольчик». 2003 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
8. «Натюрморт на полке». 2004 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.
9. «Ночь». 2004 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
10. «Грусть». 2004 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
11. «Подружки». 2004 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.
12. «Building». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.          
13. «Обнажённая в шляпе». 2005 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.
14. «В мастерской (Портрет художницы Ю.Аникиной)» 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
15. «Взгляд (Портрет художницы Ю.Аникиной)» 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
16. «Исчезающий образ». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
17. «Двое». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
18. «Девушка в белом». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
19. «Елена». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
20. «Обеденный перерыв». 2006 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.
21. «Анна (Анна Мельник)». 2007 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.

Портреты современниц, обнажённая женская натура, натюрморты, урбанизированный пейзаж, фрагменты городского экстерьера — таков спектр интересов Емельянова.

Анна Леонидовна Мартынова-Минеева (1979 г.р.). Художник, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Творческой фотографией занимается с 2003 г. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции музея — 4 листа. Дата поступления — 2006 г.

1. «Мечта». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
2. «Полёт (Портрет художницы Гули Кабиловой)». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
3. «Портрет фотографа Валеры Панфилова». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.
4. «Татьяна». 2005 г. Чёрно-белая фотография, цифровая печать с негативной плёнки 24х36 мм.

В загадочных и романтичных портретах современников, выполненных Мартыновой-Минеевой,  ощущается особенное чувство теплоты к человеку.

Владимир Анатольевич Филиппов (1950 г.р.). Кинооператор, фотограф. Член Союза журналистов России. Живёт в Чебоксарах.
В коллекции — 1 лист. Дата поступления — 2010 г.

1. «Портрет девушки». 2009 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.

Погрудный портрет смеющейся девушки в красной косынке.

 

СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ.
АВТОРЫ ИЗ ИНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ

Юлия Михайловна Ведерникова (1983 г.р.). Художник, преподаватель изобразительного искусства, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Творческой фотографией занимается с 2000 г. Живёт в г. Йошкар-Ола. С 2005 по 2011 г. проживала в Чебоксарах.
В коллекции — 44 листа, составляющих 8 серий. Дата поступления — 2011 г.

1. «Нестандартная молодёжь» (серия, 6 листов). 2007 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.
2. «Дедуш» (серия, 6 листов), 2008 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.
3. «Деревенский гламур» (серия, 5 листов). 2008 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.
4. «Подруги детства» (серия, 6 листов). 2008 г. Цветная цифровая фотография, цифровая печать.
5. «Веснакос» (серия, 6 листов), 2009 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.
6. «Ветер» (серия, 6 листов), 2009 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.
7. «Воздухоплавание» (серия, 3 листа), 2009 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.
8. «Прогулка» (серия, 6 листов). 2009 г. Чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.

В серии «Нестандартная молодёжь» автор разрабатывает тему проблем адаптации подростков в окружающем их пространстве. В «Дедуше», «Подругах детства», «Веснакосе» и «Прогулке» молодой фотограф разрабатывает темы девичьей дружбы, теплых семейных взаимоотношений, радостного мировосприятия. В целом работы Ведерниковой полны романтизма, серию «Деревенский гламур» отличает тонкий юмор, листы серии «Ветер» можно представить кадрами кинофильма.

 

Юрий Алексеевич Молодковец (1963 г.р.). Фотограф-художник, преподаватель. Член Союза дизайнеров и Союза художников России. Живёт в Санкт-Петербурге.
В коллекции музея — 15 листов. Дата поступления — 2007 г.

1. «Я — художник» (серия, 15 листов). 2005 г. Цветная и чёрно-белая цифровая фотография, цифровая печать.

В работе, посвященной петербургскому художнику Геннадию Устюгову, запечатлены моменты жизни пожилого человека: прогулки по городу, выходы на пленэр, работа над полотнами в мастерской, минуты раздумий, встреча с друзьями на вернисаже.

Георгий Григорьевич Пойлов (1963 г.р.). Фотограф. Живёт в г. Кирово-Чепецк Кировской обл. Член Союза фотохудожников России. Творческой фотографией занимается с 1989 г.
В коллекции музея — 5 листов, объединённых в серию «Натюрморт». Дата поступления — 1999 г.

1. «Натюрморт» (серия, 5 листов). 1990-е г. Чёрно-белая фотография, ручная печать с негативной плёнки 60х70 мм.

Все пять натюрмортов выполнены в изысканном стиле «малых голландцев».

 

В настоящее время проводится каталогизация 25 работ 4 авторов:

Софья Пигалова (г. Нижний Новгород) — 2 работы. Дата поступления — 2012 г.
Светлана Тарасова (г. Калуга) — 12 работ. Дата поступления — 2012 г.
Елена Белокурская (г. Калуга) — 10 работ. Дата поступления — 2012 г.
Светлана и Сергей Густовы (г. Нижний Новгород) — 1 работа. Дата поступления — 2012 г.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Исторический раздел представлен двумя неизвестными фотографами второй половины 19 в. и нач. 20 в. Состоит из четырёх салонных портретов в классическом стиле членов семьи Гаген. Работы оформлены в картонное паспарту с овальным окном, находятся в хорошем состоянии. Погрудные портреты двух женщин и двоих мужчин на тёмном монохромном фоне. Дар Костырко-Стоцкого Михаила Борисовича. Были привезены главным хранителем ЧГХМ из Казани. Дата поступления — 2007 г.

Неизвестный фотограф. Александр Карлович Гаген. Нач. 20 в. Чёрно-белая фотография, ручная печать.

На обратной стороне паспарту, в нижней половине, надпись синей пастой: Александр Карлович Гаген — наш дедушка. Над надписью типографским шрифтом на прямоугольном листе: Магазинъ Картинъ, рамъ и фотографических принадлежностей. Ниже: Увеличенiе портретовъ, прiемъ проявленiя. Исполняется точно и аккуратно. А.П. Михайловъ. Вознесенскiй просп. Домъ N 21. С-Петербургъ.

Неизвестный фотограф. Вера Ивановна Гаген (Орлова). Нач. 20 в. Чёрно-белая фотография, ручная печать.

На обратной стороне паспарту, в нижней половине, надпись синей пастой: Вера Ивановна Гаген (Орлова) — наша бабушка. Над надписью типографским шрифтом на прямоугольном листе: Магазинъ Картинъ, рамъ и фотографических принадлежностей. Ниже: Увеличенiе портретовъ, прiемъ проявленiя. Исполняется точно и аккуратно. А.П. Михайловъ. Вознесенскiй просп. Домъ № 21. С-Петербургъ.

Неизвестный фотограф. Карл Фёдорович Гаген. 2-я пол. 19 в. Чёрно-белая фотография, ручная печать.

На обратной стороне паспарту, в правом нижнем углу надпись синей пастой: Прадедушка Карл Федорович Гаген — отец дедушки Александра Карловича – (год рождения 1826 г) г. Венден

Неизвестный фотограф. Эмилия Ивановна Гаген. 2-я пол. 19 в. Чёрно-белая фотография, ручная печать.

На обратной стороне паспарту, в правом нижнем углу надпись синей пастой: прабабушка Эмилия Ивановна Гаген — мать Александра Карловича — дедушки.

 

РАЗДЕЛ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ

ЧГХМ — Научно-вспомогательный фонд. 29 единиц хранения.

Фонд содержит хронику некоторых музейных мероприятий 1970 – 1980-х гг.; пять репродукций живописных работ Б.И.Коромыслова из архива художника; четыре репродукции исторических фотографий, относящихся к жизни Ф.С.Быкова и одна репродукция его гравюры «По Волге» по рисунку П.П. Гнедича.

ММКС (Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова) — Основной фонд. 2756 единиц хранения.

Данный фонд мало изучен, многие предметы не описаны.
Сюда входят материалы, относящиеся к жизни и творчеству Моисея Спиридоновича Спиридонова, основоположника чувашского изобразительного искусства. Натурные съёмки для последующей работы над картинами, репродукции живописных полотен и графических работ, портреты художника в разные годы, с коллегами, в кругу товарищей по учебе в частной школе К.Н. Баратынской, в Казанской художественной школе, с членами семьи, портреты родителей и четверых детей Моисея Спиридоновича. Также хроника научных экспедиций по Чувашии, поездок на отдых в Одессу, в Ленинград. Самый ранний атрибутированный снимок относится к 1906 г.

Часть фотоархива художника посвящена чувашскому народному творчеству, изучению и популяризации которого он посвятил 40 лет своей жизни. На снимках запечатлены мужчины и женщины в национальных костюмах, отдельные детали этих костюмов,  репродукции таблиц (выполненных акварелью) швов чувашской вышивки, фрагментов узоров и других составляющих одежды чувашей.

Часть фотографий оформлена в альбомы, остальные разрознены. Наибольшую ценность этого фонда представляют снимки, сделанные в первой половине 20 в., в частности — съёмки 1930-х г., произведённые в сельской местности в ходе экспедиций. 

Пополнение фонда происходило в разные годы от разных дарителей, но в основном от Сенкевич Татьяны Моисеевны, старшей дочери М.С. Спиридонова.

Двадцать восемь фотографий, хранящихся в ММКС, опубликованы в «Альбоме-путеводителе. Мемориальный музей-квартира М.С. Спиридонова» (автор-составитель Н.И. Садюков; г. Чебоксары, 2009 г.).

 

Таким образом, работа по созданию и исследованию коллекции художественной фотографии ЧГХМ ведётся в рамках классических традиций музейного дела и является важным вкладом в многогранную деятельность музея.

 

Татьяна ЧЕРНОВА,
заведующая фотолабораторией ЧГХМ.

19 февраля 2013 г.
Чебоксары, Россия

 

 

  

 

 


 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. ЧЕРНОВА Т.В.
История создания коллекции современной художественной фотографии Чувашского государственного художественного музея // Чувашский национальный музей: Люди. События. Факты (2011). Сборник статей. Вып. 7. — Чебоксары: ЧНМ, 2012. Стр. 91.

2. ЧЕРНОВА Татьяна
История создания коллекции современной художественной фотографии Чувашского государственного художественного музея.
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0389_circular_table-2012_TCH.html
(дата обращения 12.02.2013)

3. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Группа «Приближение» на выставке «Пятеро с Правобережья»
[Информация и обзор вернисажа выставки «ПЯТЕРО С ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0351_bereg_obzor.html
(дата обращения 12.02.2013)

4. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Группа «Приближение» на закрытии выставки «Люди из провинции»
[Представлено закрытие выставки «ЛЮДИ ИЗ ПРОВИНЦИИ» с визуальным рядом Юрия Евлампьева и текстовым рядом Юрия Евлампьева, Валерия Железнякова, Юлии Ведерниковой].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0260_provincia_obzor.html
(дата обращения 12.02.2013)

5. ВАРТАНОВ Анри.
Фотография: документ и образ
[Монография кандидата искусствоведения Анри Суреновича Вартанова].
// Москва, «Планета», 1983. С. 30.
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/11_Download/48_Vartanov_1983.pdf (PDF — 7,3 Мб)
(дата обращения 12.02.2013)

6. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Валерий Багильдинский. Краткая творческая биография.
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/03_Bagildinski/00_VB_About/VB_biografia.html
(дата обращения 12.02.2013)

7. ЕВЛАМПЬЕВ Юрий.
Пятеро с Правобережья
[Приведен пресс-релиз выставки «Пятеро с Правобережья» и избранные работы участников выставки].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0350_bereg_info.html
(дата обращения 12.02.2013)

8. КИРИЛЛОВА Рита.
Пришедшее из Чебоксар. Команда 605 на Фестивале «PRO ЗРЕНИЕ II»
[Обзор выставки «Пришедшее» II-го международного фестиваля фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»].
// On-line-журнал «www.photographer.ru» (г. Москва). — 7 марта 2002 г.
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/11_Download/10_Komanda-605_Photographer_ru.pdf (PDF — 1,2 Мб)
(дата обращения 12.02.2013)

9. ЧЕРНОВА Т.В.
Коллекция фотографии Чувашского государственного художественного музея.
// Сборник докладов международной конференции «Фотография в музее». 21-23 мая 2013 г. / Санкт-Петербург: издательство «СПБОО «А-Я», 2013, — С.91...96.
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/11_Download/49_ROSPHOTO_Photography_in_Museum-2013.pdf (PDF — 11,7 Мб)

 

 


  
ОБЛОЖКА СБОРНИКА ДОКЛАДОВ
МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ФОТОГРАФИЯ В МУЗЕЕ».
21-23 МАЯ 2013 г.


 

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна