Наработки, которые были получены ещё при проведении знаковых чебоксарских выставок — «Фотографическая выставка Команды Р» (Чебоксары, 1995), «Пришедшее» (Нижний Новгород, 2002), «Неизвестный город» (Чебоксары, 2004), «ПереХОД» (Москва, 2005) были использованы и в генерации выставки «Пятеро с Правобережья» (Чебоксары, 2012). Основные наработки, которые оказались востребованы, можно было бы свести к интерпретации выставки как многофункциональной площадки, например:
- выставка как площадка для демонстрации способа популяризации творческой фотографии;
- выставка как площадка для идентификации новых имён в творческой фотографии в Чебоксарах;
- выставка как площадка для визуализации «знаковых» посетителей.
Выставка как площадка для демонстрации способа популяризации творческой фотографии
Существуют ряд способов популяризации творческой фотографии: выставка фотографий, книга-альбом фотографий, фильм о фотографии, представление фотографии с помощью традиционных и электронных средств массовой информации. Каждый из этих способов имеет свои границы по эффективности популяризации творческой фотографии. Но только в одном способе — «выставка фотографий» предоставляется возможность увидеть оригиналы фотографий.
Демонстрация оригиналов фотографий на выставке — необходимое, но недостаточное условие. В рамках Чебоксарской фотографической школы выставка рассматривается как возможность:
- проведения текущей идентификации фотографов-участников выставки;
- издания виртуального эквивалента реальной выставки для бессрочного экспонирования на сайте по современной творческой фотографии в Чебоксарах.
В пресс-релизах выставок информация об участниках представляется кратко и её не достаточно, чтобы получить многомерный срез о творчестве фотографа. Выходом из этого положения является формирование персональной web-страницы фотографа, где представлены как творческие сведения о нём, так и виртуальная коллекция работ. Каждая выставка могла бы выступать поводом для дальнейшего пополнения сведений о фотографе, пополнения виртуальной его коллекции работ и пополнения статей о его творчестве.
Необходимость виртуального эквивалента реальной выставки для бессрочного экспонирования уже мало кем оспаривается, но до сих пор наличие этого эквивалента является скорее исключением, чем правилом. Реальная выставка длится, в среднем, от двух до четырёх недель. За это короткое время, далеко не все желающие успевают познакомится с экспозицией. Кроме того, постоянно возникает необходимость у широкой фотографической общественности повторно «прокручивать» экспозицию для её более углубленного изучения. Эти причины уже давно привели представителей Чебоксарской фотографической школы к созданию виртуального эквивалента реальной выставки. Виртуальный эквивалент свободен от таких недостатков большинства выставочных залов как некачественное освещение (отсутствие источников света с необходимой цветовой температурой и равномерностью освещения по всей площади оригинала фотографии) и невозможности полноценно рассматривать фотографию при наличии бликов, если последняя помещена под стекло.
Выставка «Пятеро с Правобережья» с первого же дня экспонирования имеет виртуальный эквивалент, где также представлены пресс-релиз выставки, афиша выставки и библиография выставки с прямым доступом к оригинальным источникам публикаций.
Выставка как площадка для идентификации новых имён в творческой фотографии в Чебоксарах
Если в состав участников выставки включены малоизвестные или неизвестные имена фотографов, то сама экспозиция становится стартовой площадкой для идентификации новых имён. Такой вариант имеет свои ограничения: чаще выставки представляют уже хорошо известные имена. Гораздо более плодотворным оказывается вариант, когда в рамках экспозиции известных фотографов инициируется творческая встреча участников выставки с широкой фотографической общественностью или, что более предпочтительно, проводится портфолио ревю, инициированное одним из участников выставки. Именно этот последний вариант был реализован в рамках выставки «Пятеро с Правобережья», когда участник выставки Юрий Евлампьев провёл портфолио ревю с чебоксарскими фотографами седьмой генерации. Молодые чебоксарские фотографы седьмой генерации — Алексей Попов, Александра Яклич, Мария Белоусова, Ксения Громова уже успели поучаствовать в фотографических и художественных выставках в Чебоксарах, но пока ещё не позиционируют себя на поле творческой фотографии.
Портфолио ревю от Юрия Евлампьева имеет принципиальное отличие от классического портфолио ревю. В последнем не предполагается сопровождение ревьюрером участника ревю по окончании встречи в формате «1 + 1». У Евлампьева портфолио ревю является первым этапом масштабного проекта «Молодые фотографы Чебоксар». Последующие этапы этого проекта — «Выбор и реализация личного творческого проекта» и «Самореализация в групповом творческом проекте» позволяют, с одной стороны, осуществить личностный рост молодого фотографа, а с другой — произвести его позиционирование на поле творческой фотографии.
Каждый из участников портфолио ревю ещё в декабре 2011 года познакомился с условиями участия в проекте «Молодые фотографы Чебоксар». В соответствии с условиями каждый подготовил до пяти фотографических серий и представил их ревьюреру Юрию Евлампьеву. Большая часть продемонстрированных работ была рекомендована к публикации на сайте «ART-переход.ru» («Современная творческая фотография в Чебоксарах»). Участники портфолио ревю стали также участниками фотосессии от Юрия Евлампьева, проведённой во время вернисажа выставки «Пятеро с Правобережья». Все материалы по портфолио ревю, в том числе и рекомендуемые статьи, опубликованы и доступны как настоящим участникам портфолио ревю, так и его будущим потенциальным кандидатам.
Выставка как площадка для визуализации «знаковых» посетителей
Традиционно на выставке выкладывают «Книгу отзывов», рассчитывая в ней зафиксировать мнение зрителей выставки. Но даже, если в ней появляются записи, то ни участнику выставки, да и зрителям выставки не удаётся в «Книге отзывов» обнаружить портрет человека, сделавшего запись, и тем более получить более развёрнутую информацию о человеке, на которого выставка произвела впечатление. От этого недостатка свободен способ визуализации «знаковых» посетителей выставки. Участники выставки при этом способе фиксации мнения зрителя специально приглашают «знаковых» посетителей и в результате состоявшегося диалога имеют возможность услышать точку зрения на экспозицию, а также позиционировать самого посетителя, введя его в образовавшийся культурный контекст.
Такими «знаковыми» посетителями выставки «Пятеро с Правобережья» стали:
- Вероника Кочешкова — ведущий специалист Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики, пригласившая чебоксарских фотографов к сотрудничеству в деле создания фотолетописи Чебоксар;
- Виктор Гришин — заслуженный работник культуры Чувашской Республики, стоящий у истоков зарождения в Чебоксарах массового фотолюбительского движения;
- Светлана Гордеева — чебоксарский журналист и поэт, внесшая вклад в дело популяризации фотографических выставок в Чебоксарах в 90-х годах ХХ века.
Реализация в пространстве выставки «Пятеро с Правобережья» многофункциональной площадки будет полезной не только для организаторов других фотовыставок в Чебоксарах, но и для кураторов художественных выставок, проводимых в стенах Чувашского государственного художественного музея.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
основоположник Чебоксарской фотографической школы
25 марта 2012 г.