|
КОНКУРС КАК СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Фотолюбитель, генерируя фотографии, не утруждает себя процедурой выстраивания контекста своего творчества, ему достаточно, во многих случаях, получить всего лишь технически грамотное фото или, как максимум, дополнительно — грамотную композицию.
Творческий фотограф, оставив позади базовые основы фотографии, изучив противоречия фотографической изобразительности, находится под прессингом вопросов: «КТО Я» и «ГДЕ Я». И первое, и второе выводит творческого фотографа в процедуру идентификации, позволяющую ему сделать текущий срез своего творческого бытия.
К идентификации творческого фотографа подталкивает, например, окончание работы над каким-то проектом или окончание очередного творческого периода. Эти традиционные отсчёты далеко не единственные. К идентификации творческого фотографа могут подтолкнуть и какие-то иные жизненные обстоятельства. Например, участие в конкурсе. Последнее уже по определению предполагает заполнение творческих анкет и, таким образом, выводит фотографа к процедуре идентификации.
Для дальнейшего развития идентификационных процессов в среде творческих фотографов в Чебоксарах в 2008 году была запущена акция «Конкурс как способ идентификации». На первом этапе куратор акции, Юрий Евлампьев, предложил чебоксарским фотографам выбрать знаковую для каждого работу, созданную в 2008 году, которая нигде ранее не показывалась.
На втором этапе участники акции должны были эти работы представить на конкурс «Лучшие фотографии России 2008» (открытый всероссийский ежегодный проект), где все поступившие работы становились доступными для просмотра на одноимённом сайте. Организаторы конкурса, выставляя на сайте все поступившие работы по предложенным номинациям («Архитектура России», «Природа России», «Люди», «Мода и реклама», «События и повседневная жизнь»), предоставили также возможность каждому представить краткую информацию о себе, то есть, выполнить первичную операцию по идентификации. Открытость данной акции выгодно отличает её от ряда других российских конкурсов, где уже стало нормой отсутствие мониторинга как на начальном, так и на финальном этапах.
На третьем этапе чебоксарские фотографы — Валерий Багильдинский, Никита Евлампьев, Александр Мовчан, Георгий Исаев должны были продолжить идентификационный процесс. Им предстояло опубликовать конкурсную работу на тематическом информационном ресурсе «ART-переход.ru» сопровождаемую своим портретом или автопортретом. Одновременно, каждый из участников должен был подготовить исходные материалы для страницы «Краткая творческая биография». В состав этих материалов обязательно должна была войти знаковая работа из личной коллекции избранных работ, а также портрет или автопортрет в новом контексте.
На четвёртом этапе должна последовать интерпретация акции со стороны пресс-общественности, искусствоведческой общественности, фотографической общественности. Генерация различных точек зрения как на саму акцию, так и на творчество участников акции, позволит увидеть вектор художественного процесса в творческом цеху фотографов, чего как правило, не приходится наблюдать при классическом подходе: фотограф сделал наработки — фотограф вывесил работы в выставочном зале.
Каждый из четырёх чебоксарских фотографов прошёл все этапы акции «Конкурс как способ идентификации». Если Валерий Багильдинский уже хорошо известен в Чебоксарах — его творческий путь отсчитывается с 1985 года, то трое остальных фотографов пришли в творческую фотографию в период 2002…2004 гг., и их творческий путь менее известен широкой фотографической общественности. Тем ценнее их участие в акции, которая позволила каждого из них поместить в первоначальный контекст.
Валерий Багильдинский остался верен своей теме — «Российская деревня на рубеже конца ХХ и начала XXI века». Его новая работа «Деревенские посиделки. 2008», визуализируя одну из сторон деревенского уклада, через частное проводит нас к такому важному понятию как общинность — основе бытия русского человека.
Никита Евлампьев, начиная с работы «Листопад. 2003» и продолжая в работе «Один день лета. 2006», а также в текущей работе «Утро в осеннем лесу. 2008», последовательно разрабатывает групповые мизансцены в предметной области интеграции человека и характерных артефактов начала XXI века.
Александр Мовчан в работе «Движение. 2008» продолжает изучать рынок — наиболее посещаемое место постсоветской России, где кипят страсти, строятся и рушатся жизни или, как в новой работе Мовчана — серо и незаметно проходят дни, месяцы, годы.
Георгий Исаев в своих фотографических сессиях исследует формы антогонистических категорий — «Свет» и «Тень». В работе «Тени. 2005» физическая тень воссоздаётся классическим способом: прямой проекцией на экран. В качестве экрана выбирается реальный объект — стена, ступени, покрытие дороги, а в качесте объекта проекции выступает ветви деревьев и кустарников. Источником света становится уличный фонарь. Генерация тени с помощью такой технологии порождает многообразие причудливых форм. На следующем витке спирали Исаев в работе «Туман. 2008» отказывается от классического способа и переходит к обратной проекции: восприятие объекта в контурном свете. В качестве объекта, в этом случае выбирается уже не отдельная ветка дерева, а целое дерево или даже лес. А в качестве источника света берётся не отдельный фонарь, а весь небосвод. Если в первом варианте показана фрагментарная реальность, переходящая в беспредметность, то во втором случае — мы видим, как будто бы беспредметные контуры, но спроецированные на небосвод, воссоздающие цельную картину реального мира. Этой технологии видения очень способствует туман, скрывающий второстепенное и мелкое и выделяющий главное.
Таким образом, участие в акции «Конкурс как способ идентификации» каждому из четырёх чебоксарских фотографов позволило сделать текущий срез своего творческого бытия. Осмысление сделанного выведет каждого к корректировке своего «Я» и выстроит последующие шаги в выбранном и выстраданном пространстве.
Юрий Евлампьев,
куратор акции «Конкурс как способ идентификации»
1 декабря 2008 г.
|
|