ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > ПРОЕКТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД >  ПРОВИНЦИАЛИЗМ МЕШАЕТ СТАТЬ ЧЕБОКСАРАМ ЦИВИЛИЗОВАННЫМ ГОРОДОМ 
Последнее обновление страницы:  14 декабря 2004 г.  10:20   

 

   

Провинциализм мешает стать Чебоксарам цивилизованным городом

 

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»
г. Чебоксары, 20 декабря 2003 г.

ART-переход.ru: 6 ноября 2004 г.

 

   
  

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 3 — Чебоксары,
переход к ресторану «На Арбате» с улицы композиторов Воробьёвых.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.

 


Провинциализм явление многомерное. Можно, например, порассуждать о географическом провинциализме
и в этом смысле Чебоксары перед Москвой
выглядят провинцией.
А можно поговорить
о провинциализме душевных проявлений, проявляющихся в удовлетворенности
своим уровнем,
своими возможностями,
своей культурой,
не замечая того, что уровень этот —
уровень посредственности.

  



 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 4 — Чебоксары,
переход на улицу Эльгера с проспекта М. Горького.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.
 

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 11 — Чебоксары,
переход к бульвару Юго-западный с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 16 — Чебоксары,
переход на улицу Афанасьева с Московского проспекта.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 18 — Чебоксары,
переход на улицу И. Франко с улицы Калинина.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 21 — Чебоксары,
переход к поликлинике «Северная» с улицы Университетской.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 26 — Чебоксары,
переход к салону «Фотография» с улицы Карла Маркса.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 30 — Чебоксары,
переход к дому № 52 и дому № 58 с улицы мичмана Павлова.
Цветная фотография. 20х30 см, 3-я редакция;
2-ая редакция — 400х600 пикселей;
1-ая редакция — 30х45 см.
  

Небезынтересен провинциализм и как форма отсутствия стремления к использованию наработанного опыта в фотографическом искусстве Чебоксар. Наработанное, как известно, есть стартовая площадка для прогресса. Прогресс как процесс движения вперёд предполагает, как минимум, знание своей истории, а в нашем случае — истории становления и развития фотографического искусства в Чебоксарах, а как максимум — использование наработанного опыта.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что фотоискусство в Чебоксарах определённо ассоциируется с чебоксарской художественной фотографической школой. Вектор этого художественного направления начал формировать ваш покорный слуга ещё в рязанский период (1973-1976) в фотостудии известного российского фотографа Виктора Агеева. В последующем, в йошкар-олинский период (1977-1979), метод был предметно закреплён. А с 1980 года это направление было подхвачено в Чебоксарах фотографами — Евгением Лихошерстом, Владиславом Михайловым, а позднее — Михаилом Ладейщиковым, Татьяной Черновой, Валерием Багильдинским, Михаилом Костаревым. Десятилетие 80-х стало временем практических наработок материала с использованием традиций чебоксарской фотографической школы, а десятилетие 90-х и нулевые годы XXI века позволили структурировать и систематизировать накопленный опыт пяти периодов чебоксарского фотографического бытия: «НАЧАЛЬНЫЙ» (1978-1979), «ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ» (1980-1990), «ЗАТИШЬЕ» (1991-1994), «ЛОКАЛЬНЫЙ» (1995-2001), «ОТКРЫТЫЙ» (с 2002 года).

Широкие возможности чебоксарской фотографической школы стали инструментом визуального изучения реального мира. Глубина проникновения в реальность в синтезе с матафизичностью отражения привлекли к этой школе фотографов и из других городов России. Совместная генерация разных фотографов породила самодостаточный мир, к которому имеется устойчивый интерес не только в России, но и в других странах мира.

На этом историческом фоне логичным выглядит процесс востребованности в Чебоксарах немалого опыта, накопленного фотографами чебоксарской фотографической школы. Однако на пути этого нужного процесса, как правило, стоит провинциализм.

Так в ходе подготовки культурной программы для кубка Европы по спортивной ходьбе (г. Чебоксары, май 2003) автор этих строк предложил организатору изобразительной выставки — Чувашскому государственному художественному музею (ЧГХМ) фотографический проект «Параллельная ХОДЬБА». Проект предполагал полифонический подход к теме «Ходьба» и позволил бы визуализировать ходьбу не только в спорте, но и в других видах деятельности человека. При всей внешней и внутренней привлекательности проекта последнему не была оказана поддержка со стороны организатора. В результате в мае 2003 года мы наблюдали достаточно слабую фотографическую экспозицию на выставке «Красота и сила спорта. Спорт в изобразительном искусстве и художественной фотографии», которая по своему уровню не соответствовала статусу Чебоксар как городу, в котором проводится кубок Европы по спортивной ходьбе.

Другое предложение прозвучало в контексте программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003». Проект «Переход», предложенный в проектной линии «Электронная столица», позволил бы ЧГХМ выйти на новый качественный уровень по популяризации изобразительного искусства, а также своей научной деятельности во всемирной сети Интернет. К сожалению, проект не прошёл по окружному конкурсу, а ЧГХМ не приложил никаких усилий по поддержке этого проекта. В результате ЧГХМ вынужден довольствоваться любительским уровнем представления в Интернете своей деятельности. Вряд ли это будет способствовать позитивному имиджу Чебоксар.

Заявленный проект «Переход» всё же удалось поднять, правда не в полном объёме, и сегодня у Чебоксар есть сайт «ART-переход.ru» (www.artperehod.ru), где можно познакомится с фотографическим искусством в Чебоксарах. Сайт был запущен 3 сентября 2003 года накануне старта осеннего марафона «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003». В качестве демонстрации принципа реального масштаба времени сайт представил лучший фотографический проект осеннего марафона — «Лица Волги». Все желающие с 1 октября 2003 года (на следующий день после открытия реальной выставки) без привязки ко времени и к местонахождению смогли свободно знакомиться и изучать работы виртуальной экспозиции выставки «Лица Волги».
Интересен также подход сайта «ART-переход.ru» и к представлению проекта «Вокзал-Vauxhall». Как правило, этот проект озвучивается лишь в контексте череды концертов на вокзале, и не делается попытка понять суть явления как художественного процесса. В статье «Второе пришествие или музыка железнодорожного тупика» проект представлен как процесс культурной адаптации в условиях слабо сформировавшейся урбанистической среды, где имеет место посев и развитие художественных идей, привнесенных в город извне. Статья обильно иллюстрирована фотографиями, что позволило за общими моментами увидеть конкретные лица — участников этого процесса.

Этот уникальный опыт по визуализации реализованных проектов осеннего марафона, инициированный сайтом «ART-переход.ru», к сожалению, не смогли подхватить ни на официальном сайте культурной столицы Поволжья, ни на немногочисленных чебоксарских сайтах, отражающих культуру.

Следующее предложение, сгенерированное из опыта чебоксарской фотографической школы, было связано с приобщением к художественному творчеству работающей молодёжи. Художественный фотографический проект «Опыт визуального восприятия» был предложен Совету молодёжи ОАО «ЧНППП «ЭЛАРА». Идея проекта такова: на конкурсной основе отбираются пять непрофильных фотохудожников проекта, которые снимают определённый материал по заданию куратора и на основе отснятого материала в последующем готовится фотографическая выставка российского уровня с демонстрацией в Чебоксарах, в других городах России и параллельно в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД». При всей перспективности проекта провинциализм Совета молодёжи не позволил принять последний к исполнению. На этом фоне шаги, которые предпринимает отдел управления персоналом ОАО «ЧЭАЗ» во главе с Ириной Улитиной по вовлечению работающей молодёжи в художественное творчество, обнадёживают и позволяют верить, что глухой провинциализм в Чебоксарах преодолим.

После того как в Чебоксарах в 2003 году была реализована программа культурной столицы Поволжья, а в 2004 году заданный вектор должен быть поддержан президентским указом, необходим принципиально иной подход к генерации культурных проектов. Процесс должен быть переведён на профессиональную основу.

Задачу развития фотографического искусства в Чебоксарах могла бы взять на себя профильная команда по генерации и реализации художественных фотографических проектов. Начало этому подходу положено в новом проекте «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД», где совместно с фотохудожниками проекта будут работать: журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта.

При условии, что город поддержит проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД», а вместе с ним и концептуальный подход к генерации культурных проектов, Чебоксары могли бы рассчитывать на достойное представление своего имиджа в части фотографического искусства, которое будет интегрировано в общемировой культурный контекст. А это и будет означать, что город Чебоксары сделал прорыв из провинциализма ещё на одном участке нашего бытия.

Провинциализм, к сожалению, не позволяет изменить городу своё отношение и к неординарным личностям, формирующим художественный процесс. Исходная предпосылка, что уникальных личностей в Чебоксарах очень много, лишь вводит всех в заблуждение. Всем хорошо известна утечка мозгов из Чебоксар в крупные города России, особенно в Москву и даже в Европу. Знаковые фигуры из творческих цехов должны быть взяты под опёку правительства Чувашской Республики с предоставлением последним условий для их полной востребованности.

Новые возможности информационных технологий позволяют усомниться в классическом определении: Чебоксары — провинция, Москва — столица. Приоритетное нахождение человека в той или иной географической точке перестало играть фатальное значение: Интернет, спутниковое телевидение, сотовая телефонная связь разрушили существующие несколько сотен лет стереотипы. Но на пути принятия этой новой исторической данности провинциализм нашего сознания может сильно отдалить момент интеграции с мировым сообществом. Тем ценнее опыт чебоксарской фотографической школы, которая для себя решила вопрос исторической данности и готова свой опыт представить Чебоксарам, имеющим все шансы стать цивилизованным городом не завтра, а уже сегодня.

20 декабря 2003 г.

г. Чебоксары, Россия.

 

 

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Яндекс.Метрика
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна