Небезынтересен провинциализм и
как форма отсутствия стремления
к использованию наработанного опыта
в фотографическом искусстве Чебоксар.
Наработанное, как известно, есть
стартовая площадка для прогресса.
Прогресс как процесс движения вперёд
предполагает, как минимум, знание
своей истории, а в нашем случае
— истории становления и развития
фотографического искусства в Чебоксарах,
а как максимум — использование наработанного
опыта.
Сегодня можно с уверенностью сказать,
что фотоискусство в Чебоксарах
определённо ассоциируется с чебоксарской
художественной фотографической школой.
Вектор этого художественного направления
начал формировать ваш покорный слуга ещё в рязанский период (1973-1976)
в фотостудии известного российского
фотографа Виктора Агеева. В последующем,
в йошкар-олинский период (1977-1979),
метод был предметно закреплён. А
с 1980 года это направление было
подхвачено в Чебоксарах фотографами
— Евгением
Лихошерстом, Владиславом Михайловым,
а позднее — Михаилом Ладейщиковым,
Татьяной
Черновой, Валерием
Багильдинским, Михаилом Костаревым.
Десятилетие 80-х стало временем
практических наработок материала
с использованием традиций чебоксарской
фотографической школы, а десятилетие
90-х и нулевые годы XXI века позволили
структурировать и систематизировать
накопленный опыт пяти периодов чебоксарского фотографического бытия:
«НАЧАЛЬНЫЙ»
(1978-1979), «ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ»
(1980-1990), «ЗАТИШЬЕ»
(1991-1994), «ЛОКАЛЬНЫЙ»
(1995-2001), «ОТКРЫТЫЙ»
(с 2002 года).
Широкие возможности чебоксарской
фотографической школы стали инструментом
визуального изучения реального мира.
Глубина проникновения в реальность
в синтезе с матафизичностью отражения
привлекли к этой школе фотографов
и из других городов России. Совместная
генерация разных фотографов породила
самодостаточный мир, к которому
имеется устойчивый интерес не только
в России, но и в других странах
мира.
На этом историческом фоне логичным
выглядит процесс востребованности
в Чебоксарах немалого опыта, накопленного
фотографами чебоксарской фотографической
школы. Однако на пути этого нужного
процесса, как правило, стоит провинциализм.
Так в ходе подготовки культурной
программы для кубка Европы по спортивной
ходьбе (г. Чебоксары,
май 2003) автор этих строк предложил
организатору изобразительной выставки
— Чувашскому государственному художественному
музею (ЧГХМ) фотографический проект
«Параллельная ХОДЬБА». Проект предполагал
полифонический подход к теме «Ходьба»
и позволил бы визуализировать ходьбу
не только в спорте, но и в других
видах деятельности человека. При
всей внешней и внутренней привлекательности
проекта последнему не была оказана
поддержка со стороны организатора.
В результате в мае 2003 года мы
наблюдали достаточно слабую фотографическую
экспозицию на выставке «Красота
и сила спорта. Спорт в изобразительном
искусстве и художественной фотографии»,
которая по своему уровню не соответствовала
статусу Чебоксар как городу, в котором
проводится кубок Европы по спортивной
ходьбе.
Другое предложение прозвучало в
контексте программы «Чебоксары —
культурная столица Поволжья 2003».
Проект «Переход», предложенный
в проектной линии «Электронная столица»,
позволил бы ЧГХМ выйти на новый
качественный уровень по популяризации
изобразительного искусства, а также
своей научной деятельности во всемирной
сети Интернет. К сожалению, проект
не прошёл по окружному конкурсу,
а ЧГХМ не приложил никаких усилий
по поддержке этого проекта. В результате
ЧГХМ вынужден довольствоваться любительским
уровнем представления в Интернете
своей деятельности. Вряд ли это
будет способствовать позитивному
имиджу Чебоксар.
Заявленный проект «Переход» всё
же удалось поднять, правда не в
полном объёме, и сегодня у Чебоксар есть сайт «ART-переход.ru»
(www.artperehod.ru), где можно познакомится
с фотографическим искусством в Чебоксарах.
Сайт был запущен 3 сентября 2003
года накануне старта осеннего марафона
«Чебоксары — культурная столица
Поволжья 2003». В качестве демонстрации
принципа реального масштаба времени
сайт представил лучший фотографический
проект осеннего марафона — «Лица
Волги». Все желающие с 1 октября
2003 года (на следующий день после
открытия реальной выставки) без
привязки ко времени и к местонахождению
смогли свободно знакомиться и изучать
работы виртуальной экспозиции выставки
«Лица Волги».
Интересен также подход
сайта «ART-переход.ru» и к представлению
проекта «Вокзал-Vauxhall». Как правило,
этот проект озвучивается лишь в
контексте череды концертов на вокзале,
и не делается попытка понять суть
явления как художественного процесса.
В статье «Второе
пришествие или музыка железнодорожного
тупика» проект представлен как
процесс культурной адаптации в условиях
слабо сформировавшейся урбанистической
среды, где имеет место посев и развитие
художественных идей, привнесенных
в город извне. Статья обильно иллюстрирована
фотографиями, что позволило за общими
моментами увидеть конкретные лица
— участников этого процесса.
Этот уникальный опыт по
визуализации реализованных проектов
осеннего марафона, инициированный
сайтом «ART-переход.ru»,
к сожалению, не смогли подхватить
ни на официальном сайте культурной
столицы Поволжья,
ни на немногочисленных чебоксарских
сайтах, отражающих культуру.
Следующее предложение, сгенерированное
из опыта чебоксарской фотографической
школы, было связано с приобщением
к художественному творчеству работающей
молодёжи. Художественный
фотографический проект «Опыт визуального
восприятия» был предложен Совету
молодёжи ОАО «ЧНППП «ЭЛАРА». Идея
проекта такова: на конкурсной основе
отбираются пять непрофильных фотохудожников
проекта, которые снимают определённый
материал по заданию куратора и на
основе отснятого материала в последующем
готовится фотографическая выставка
российского уровня с демонстрацией
в Чебоксарах, в других городах России
и параллельно в виртуальной галерее
«ART-ПЕРЕХОД». При всей перспективности
проекта провинциализм Совета молодёжи
не позволил принять последний к
исполнению. На этом фоне шаги, которые
предпринимает отдел управления персоналом
ОАО «ЧЭАЗ» во главе с Ириной Улитиной
по вовлечению работающей молодёжи
в художественное творчество, обнадёживают
и позволяют верить, что глухой провинциализм
в Чебоксарах преодолим.
После того как в Чебоксарах в 2003
году была реализована программа
культурной столицы Поволжья, а в
2004 году заданный вектор должен
быть поддержан президентским указом,
необходим принципиально иной подход
к генерации культурных проектов.
Процесс должен быть переведён на
профессиональную основу.
Задачу развития фотографического
искусства в Чебоксарах могла бы
взять на себя профильная команда
по генерации и реализации художественных
фотографических проектов.
Начало этому подходу положено в
новом проекте «НЕИЗВЕСТНЫЙ
ГОРОД», где совместно с фотохудожниками
проекта будут работать: журналист
проекта, искусствовед проекта, web-редактор
проекта.
При условии, что город поддержит
проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД», а вместе
с ним и концептуальный подход к
генерации культурных проектов, Чебоксары
могли бы рассчитывать на достойное
представление своего имиджа в части
фотографического искусства, которое
будет интегрировано в общемировой
культурный контекст. А это и будет
означать, что город Чебоксары
сделал прорыв из провинциализма
ещё на одном участке нашего бытия.
Провинциализм, к сожалению, не
позволяет изменить городу своё отношение
и к неординарным личностям,
формирующим художественный процесс.
Исходная предпосылка, что уникальных
личностей в Чебоксарах очень много,
лишь вводит всех в заблуждение.
Всем хорошо известна утечка мозгов
из Чебоксар в крупные города России,
особенно в Москву и даже в Европу.
Знаковые фигуры из творческих цехов
должны быть взяты под опёку правительства
Чувашской Республики с предоставлением
последним условий для их полной
востребованности.
Новые возможности информационных
технологий позволяют усомниться
в классическом определении: Чебоксары
— провинция, Москва — столица. Приоритетное
нахождение человека в той или иной
географической точке перестало играть
фатальное значение: Интернет, спутниковое
телевидение, сотовая телефонная
связь разрушили существующие несколько
сотен лет стереотипы. Но на пути
принятия этой новой исторической
данности провинциализм нашего сознания
может сильно отдалить момент интеграции
с мировым сообществом. Тем
ценнее опыт чебоксарской фотографической
школы, которая для себя решила вопрос
исторической данности и готова свой
опыт представить Чебоксарам, имеющим
все шансы стать цивилизованным городом
не завтра, а уже сегодня.
20 декабря 2003 г.