В провинции художественную
ценность всегда имели лишь боль и стон о деревне, покинутой
тысячелетней почве. Чебоксары здесь далеко не исключение.
Потерянное давно уже стало здесь чуть ли не единственным объектом
серьезных творческих устремлений. Гнет НЕДОгорода близ картофельного
поля, заводов-гигантов, сожравших и не умеющих переварить
десятки деревень, сжимал и без того слабые человеческие внутренности.
Заезжавший к нам в Чебоксары американец, театральный дизайнер
Бред Кларк, как-то пожаловался за чашкой пива, что никак не
может понять в «Трех сестрах», почему эти сестры «не могут
купить билет и уехать, наконец, в свою Москву». Казалось бы,
театральный человек, художник. Ну, мы ему объяснять, что Чехов
не про город, а про жизненный провал, тревожную неопределенность
etc. Можно ли купить билет из жизненного провала? «Можно,
черт бы вас побрал, — не моргнув глазом ответил Бред. — Просто
надо обратиться к психотерапевту».
Дорогой Бред, Чехов и так — наш психотерапевт.
И у него много было со всеми проблем. Не только с сестрами.
Но ты прав, города — как люди. Их тоже кто-то рожает и воспитывает.
У них тоже бывают авторитарные родители. Например, Чебоксары
вообще основаны полномочными представителями Ивана Грозного,
отрицать нечего. И после этого веселого царя тоже много чего
было увлекательного в городской жизни. Советская власть, например,
поманившая признанием индивидуальности. Впрочем, о ней, как
и о любви, почти все сказано.
Поэты и художники, пробовавшие внести оптимизм чисто механическим
воспеванием, всегда только умножали печальную неловкость.
Отождествляя себя в культурном пространстве, мы по-прежнему
говорим лишь о «брошенности поля», жизни, «уходящей в себя,
как дорога в леса». Но это опять — не Город.
Самую отчаянную внутреннюю попытку в этом
направлении предприняли чебоксарские фотографы из подвала,
незабвенного «Ракурса». Они сумели еще в период гэсстроевского
«котлована» вытащить на свет, что называется, проявить и закрепить,
свои «Чебоксары как феномен фотографического бытия». Спокойное
«молчаливое» проявление и закрепление душевной независимости,
осознание необъятных дыр, несобранности городского пространства
и тайное наслаждение от процесса его стягивания воедино, каким
бы оно ни оказалось. Урбанистическая культура глянула черно-белым
глазом, пугая задворками, освобождая самое себя наговариванием
(нащелкиванием) ситуации, безоценочной констатацией «запертости»
и поиском индивидуального выхода. Находя при этом свои особенности
и прелести в КАЖДОМ временном и пространственном промежутке.
Хотя, если довериться Эйнштейну, нет пространства и времени,
а есть их единство.
Однако чтобы ускорить адаптирование и продвигаться
в поисках образа не с такими изматывающими усилиями, понадобился
авторитет такого талисмана чувашской интеллигенции, как Геннадий
Айги. Он, конечно, варягом может назван лишь отчасти. Лауреат
многочисленных литературных премий родился в чувашской деревне
Шаймурзино и тяжело переживал советское отлучение от родины
(КГБ не пускало его в республику за дружбу с Пастернаком и
публикации в «Континенте»). Когда он вернулся, весь в любви
к европейским поэтам, то сразу же кинул в творческие массы
идею бельманизма. И у нее сразу нашлись приверженцы. А идея
веселая. Город — цельный, самодостаточный механизм, где каждый
находит свой кабачок со своей книжкой или кружкой. И песня
эта не стоном зовется: город как продолжение деревни со столами
и стульями на улицах вполне реален и есть повод этому только
радоваться.
При чем здесь Карл Микаэль Бельман? Шведский бард девятнадцатого
века — певец именно урбанистического интима, создатель цельного
и, правильно, самодостаточного радостного мира на фоне самых
неблагоприятных для этого обстоятельств. Айги назвал творение
такого мира «интимизмом» и присвоил ему принадлежность —
чебоксарский. Самого Айги с Бельманом познакомил его друг,
композитор Андрей Волконский. Шведские бельманисты имеют
статус в своей стране чуть ли не как наши пушкинисты, но
заседания последователей и исследователей независимого певца
веселья и любви отличаются ритуальными возлияниями. На службу
чебоксарскому «интимизму» поэт сотоварищи решает поставить
все гениальное, что создали художники-жизнелюбы, а потому
не локальное, а «всехнее».
За восемь лет существования бельманизма в Чебоксарах состоялось
несколько концертов классической и современной музыки с
привлечением местных и приезжих знаменитостей, частным издательством
«Руссика», являющимся штабом концептуального движения, были
изданы сборники стихов, в том числе переводы на чувашский
язык как самого Бельмана, так и других поэтов, от Бернса
до Маяковского. Бельманизм выявил самого городского из художников,
подходящих к делу с большой долей метафизики и иронии одновременно,
Игоря Улангина. Шведы вообще назвали его лучшим иллюстратором
Бельмана. Конечно, после их любимого Петера Даля. Бельманисты
пытались переименовать улицу Дзержинского в улицу Бельмана,
открывали барельеф гениальному весельчаку на этой временной
улице (его украли). Открывали сразу три памятника, которые
предусмотрительно унесла к себе автор Юлия Аникина, у которой
они до сих пор и хранятся. На стокгольмском телевидении
сделали фильм «Бельман в Чувашии».
Так же вдохновенно создавался миф о посещении города всеми
жизнелюбивыми классиками. «Знакомство» города с гостем,
а гостя с городом начинается даже не с Пушкина, менявшего
здесь когда-то лошадей по дороге в Оренбург и плотно здесь
же пообедавшего: Пушкин хитро глядел апофеозом почетного
реестра. Начинается с Бернса, Маркиша, Шуберта, никогда
никаких лошадей здесь не менявших, относительно далеких
европейцев, городских несгибаемых гуляк, беседующих с Творцом
не только по поводу лесов, полей и рек, а и урбанистики,
которую любить трудно, но отступать некуда. Вмешательство
в прошлое — очень остроумный прием в таких случаях. У психологов
это, кажется, называется «переснять эпизод с другим финалом».
Путешествуя по городам Европы вы не раз наткнетесь на мифы
явно сочиненные в угоду городской состоятельности. По теории
Скриба, в основе грандиозных исторических событий всегда
лежат малые причины. Однако до подобных, явно художественных,
а не турфирмовских, концепций ради поиска городского образа,
по-моему, никто еще не доходил.
Бельманисты пытались вписать город в мировой
контекст без всяких социальных и экономических предпосылок,
обговаривая и обставляя лишь предпосылки культурные. Общество
существует в Чебоксарах и по сей день. Однако интенсивность
его деятельности заметно снизилась из-за постоянного пребывания
главного вдохновителя вдали от Чебоксар, отъезда главного
певца бельмановских песен, киноактера и театрального режиссера
Иосифа Дмитриева etc.
Вторых пришельцев, в отличие от знаменитого
одиночки Айги, поддерживает мощный аппарат полномочного представителя
президента России в Приволжском федеральном округе. ПФО, для
легкости обращения.
Чебоксары выбрали «Культурной столицей Поволжья-2003» и в
череду общих для Поволжья поисков ясности по поводу свободы
творчества, а так же отдельно свободы и отдельно творчества,
счастливо попадает проект «Вокзал‑Voxhaal». Забытая мелодия
для флейты и всех остальных хороших инструментов. Вернее,
совершенно неожиданная музыка в неожиданном месте.
Неутомимая Анна Гор, руководитель сразу всей «Культурной
столицы», рассказывает, что, узнав о реконструкции в Чебоксарах
старого вокзала, они с Глебом Фирсовым сразу же вспомнили
о существовании вокзальных концертов в старой России и сегодняшней
Европе. Вопрос о реализации музыкальной идеи удалось решить
с высоким начальством, от президента Чувашии до министра
путей сообщения и министра культуры России, буквально за
три часа. За воплощение этой идеи и взялся куратор «Вокзала»
Глеб Фирсов, бывший фанат Гребенщикова и любитель Мураками.
БГ ему уже удалось привезти в наш город.
С этих пор мы знаем, что в европейской культуре
вокзалы всегда выполняли важную цивилизаторскую и собственно
культурную функцию. Потому что появились в эпоху промышленного
переворота и символизировали новые жизненные стандарты и совсем
иную степень интенсивности коммуникации между людьми и культурами.
Что это «лицо города», которое транзитный пассажир часто вынужден
лицезреть довольно долго ожидая своего поезда, поскольку транзитники
вообще не часто покидают вокзал для знакомства с городом,
и поэтому судит по нему обо всем населенном пункте. Важностью
этого «городского лица» прониклись и западные кураторы с художниками.
Например, в Граце — культурной столице Европы этого года вокзальный
проект «Четыре дороги, которые ведут в Грац: иллюзорное пространство»
стал первым в череде тамошнего культурного марафона.
В дореволюционной России были знамениты концерты
на вокзале Павловска, там даже игрались премьеры и состоялись
дебюты композиторов. Как объект для выставок и даже спектаклей
— вокзал тоже интересное место. Не даром вокзалы так любят
кинематографисты. Из писателей, правда, на эту тему уже вряд
ли кто потягается со Львом Николаевичем.
Наше пространство тоже оказалось иллюзорным, как и в австрийском
Граце. И это счастливые иллюзии — Продолжения. Но ко всему,
мы не располагаем и четырьмя дорогами. Она у нас одна —
на Москву. Но к концертам на вокзале это уже не имеет никакого
отношения.