
«НЕИЗВЕСТНЫЙ
ГОРОД» — сетевой художественный проект сайта
«ART-переход.ru»
Время реализации: 1 июля 2004 — 1 июля 2005
УЧАСТНИКИ
ПРОЕКТА
— Куратор проекта: Юрий
ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
— Фотохудожник проекта: Юрий
ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
— Фотохудожник проекта: Евгений
ЛИХОШЕРСТ (г. Чебоксары)
— Журналист проекта: Рита
КИРИЛЛОВА (г. Чебоксары)
— Web-редактор
проекта: Юрий
ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)
— Представитель
искусстсвоведческой общественности: Юрий
ГАВРИЛЕНКО (г. Москва)
— Представитель
фотографической общественности: Валерий
ГАГАРИНОВ (г. Вятка)
— Представитель
кураторской общественности: Георгий
ИСАЕВ (г. Чебоксары)
— Представитель
журналисткой общественности: Георгий
ЯНИЛКИН (г. Чебоксары)
ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРОЕКТА
Фотографический художественный
проект
«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» возник не случайно:
во-первых, Чебоксары как город с сформировавшимися
фотографическими традициями, своей
историей фотографического бытия и своей
фотографической генерацией должен
был проявить свою позицию по отношению к современному
художественному процессу в провинции. Во-вторых,
Чебоксары начала XXI века,
по-прежнему, остаются неизвестным
городом не только для других регионов
России, но и для самих чебоксарцев многие
из которых живут по схеме: дом-работа-дом.
Ещё менее известен город
своими художественными процессами и процессами
в современной творческой фотографии.
Эти факты дают повод выставить целью проекта
показ современного художественного
процесса в Чебоксарах на примере творческой
фотографии.
ОПИСАНИЕ
ПРОЕКТА
Проект имеет открытую
архитектуру: к непосредственным участникам
проекта (куратор проекта, фотохудожники проекта,
журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор
проекта) в любой момент могут подсоединиться
различные группы общественности (искусствоведы,
арт-критики, журналисты, кураторы, фотографы,
художники, архитекторы, менеджеры от культуры).
При этом их роль могла бы не ограничиваться
лишь статусом «пассивный созерцатель». Проект
отталкивается от интерактивности,
что изначально предполагает со-творчество
и со-участие. К примеру, потенциальный чебоксарский
фотограф мог бы сгенерировать свой ряд «неизвестного
города» (с учётом условий
выставки). Журналист мог бы изложить своё
видение художественного процесса в провинциальном
городе и пути прорыва глухого провинциализма.
Искусствовед, арт-критик — структурировать
особенности визуального восприятия фотохудожников
проекта и вписать их в российский художественный
контекст. Художник мог бы описать художественный
процесс в своём творческом цеху и представить
точку зрения на современный художественный
процесс. Для всех групп общественности будут
предоставлены ресурсы сайта «ART
переход.ru».
Традиционное мнение, имеющее
место в середине XX века, что художественные
процессы идут лишь в крупных мегаполисах,
а в провинции их, якобы, нет, в XXI веке можно
поставить под сомнение. Развитая
коммуникационная инфраструктура общества,
стремление решать общие задачи в распределённых
командах, открытость различных сообществ —
ведёт к стиранию границ между мегаполисом
и провинцией. Эти новые условия подвигают
к тому, что и художественные процессы
становятся распределёнными и не обязательно
концентрируются в локальных местах, например
в мегаполисах.
Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»
позиционируется как сетевой проект
и, следовательно, предполагает распределённую
команду, не привязанную к конкретной географической
точке. Использование информационных
технологий позволит осуществлять
реализацию проекта в реальном масштабе
времени. Визуализация проекта
будет происходить на информационном
ресурсе в Интернете — сайте «ART
переход.ru» (URL — http://www.artperehod.ru).
Время реализации: июль 2004 — июль 2005.
Формально проект структурирован
на несколько этапов:
1. Формирование команды для реализации проекта
«Неизвестный город».
2. Подготовка материалов выставки в соответствии
с
условиями.
3. «Неизвестный город». Фотографическая
выставка в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД».
4. «Круглый
стол». Генерация актуальных задач арт-пространства
различными группами общественности.
5. Экспорт
проекта «Неизвестный город».
На первом этапе формируется
базовая команда из города Чебоксар:
куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист
проекта, искусствовед проекта, web-редактор
проекта. На втором этапе фотохудожники проекта
производят съёмки на территории Чебоксар
и готовят визуальный материал для выставки,
а куратор генерирует сопутствующие материалы.
На третьем этапе происходит опубличивание
виртуальной выставки и подключение
к ней всех групп потенциальных потребителей.
На четвёртом этапе происходит подключение
к виртуальному «Круглому столу» различных
групп общественности для генерации актуальных
задач арт-пространства. И, наконец, на пятом
этапе происходит экспорт проекта
«Неизвестный город» за пределы города Чебоксары.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 2 — Чебоксары, переход к дому
с зелёной крышей с улицы Университетской.
Цветная фотография. 400х600 пикселей,
2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45
см. |
ВЫСТАВКА
В ПРОЕКТЕ
Поскольку фотографическая
выставка возникает не в вакууме, а в определённом
художественном контексте,
то выставка
«Неизвестный город», сформированная фотохудожниками
проекта и претендующая на источник рефлексий,
могла бы стать исходной точкой
для цеховой и околоцеховой общественности
для опубличивания художественного контекста
или запуска целого художественного процесса.
Выставка «Неизвестный город»
(г. Чебоксары, 07.2004...20ХХ) является продолжением
серии этапных выставок чебоксарских
фотографов периода «ЛОКАЛЬНЫЙ»
(1995…2001). Первая выставка — «Фотографическая
выставка Команды Р» (г. Чебоксары, 1995),
демонстрируя наработки фотографов в период
«ЗАТИШЬЕ»
(1991…1994), ставила своей целью запуск
идентификационного процесса в творческой фотографии
в Чебоксарах и формирование художественного
контекста. Эта цель была достигнута. Во второй
выставке — «Пришедшее» (г. Чебоксары, 2001;
г. Нижний Новгород 2002) был сделан уход от
разновекторности, как следствия большого количества
участников (20 авторов сменили три фотографа),
к формированию моновектора. В выставке «Пришедшее»
появилась виртуальная составляющая
(в форме проспекта выставки). Для Чебоксар
был создан прецедент, когда виртуальная составляющая
стала перевешивать её реальную составляющую.
В реальной
выставке «Пришедшее» (г. Нижний Новгород,
2002) можно было наблюдать следующее: авторы
были раскиданы по огромной площади экспозиционного
пространства (без видимой необходимости);
было произведено сокращение числа экспонатов
выставки (при наличии площадей); работы были
подписаны некорректно; отсутствовало описание
выставки, а также портреты авторов и их краткие
биографии. Сюда же можно отнести и конечность
экспонирования реальной выставки.
Всех этих недостатков не было в виртуальном
эквиваленте — проспекте выставки.
Сопутствующие многочисленные
ограничения реальных экспозиций предыдущих
выставок были, наконец, сняты в выставке
«Неизвестный город». Экспонирование последней
решено было начать в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД»
на информационном ресурсе — http://www.artperehod.ru
с последующим выходом в реальное пространство
в определённом контексте художественного процесса.
Такой подход решает и проблему проспекта выставки
даже с определённым преимуществом: нет ограничений
на показ всех экспонатов, а также проблемы
с тиражом и распространением. Виртуальная
экспозиция идеальна и для сетевого проекта
«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»: участники распределённой
команды круглосуточно будут иметь доступ как
к самой выставке, так и ко всем материалам
проекта.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 5 — Чебоксары, переход к почте
№ 23 с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 400х600 пикселей,
2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45
см. |
КРУГЛЫЙ
СТОЛ ПРОЕКТА
Для формирования вектора
художественного процесса сетевого проекта
«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» попытаемся обрисовать
исходную точку, которая включает такие ключевые
моменты как: куратор в провинции, фотограф
в провинции, культурный журналист в провинции,
фотокомпания в провинции, фотографический
след в программе «Чебоксары — Культурная столица
Поволжья 2003». Весь этот спектр вопросов
в интерпретации участников проекта, а также
широкой общественности будет выкладываться
в пространстве «Круглого
стола проекта».
КУРАТОР
И ФОТОГРАФ В ПРОВИНЦИИ
Для мегаполисов стала реальным
следующая схема бытия фотографа: фотограф
творит, куратор структурирует его творчество,
менеджер продвигает результат творчества к
потребителю. Эта идеальная схема для фотографа
в провинции пока отсутствует: не возникли
соответствующие условия. Если фотограф со
своими работами хочет дойти до потребителя,
он вынужден ехать в Москву или же работать
по принципу «три в одном»: фотограф, куратор,
менеджер. Каждая из этих частей имеет свои
составляющие. По мнению Валерия Савчука (Круглый
стол выставки «Посвящение», г. Санкт-Петербург,
15 апреля – 10 мая 2004 г): «Куратор
сегодня синтезирует — не функционально, но
по призванию — позиции критика, художника
и коммерческого директора собственного проекта».
И в силу этой синтетичности куратор одновременно
выступает и как концептуалист, и как консультант,
и как посредник, и как учредитель.
Далеко не каждый фотограф
в провинции понимает, что путь до потребителя
тернист, и продолжает делать попытки пройти
его в одиночку. Ментальность индивидуалов
да ещё с ограниченными возможностями по продвижению
своего творчества продемонстрировали далеко
не новички фотографического цеха России —
Валерий
Железняков (Чебоксары) и Валерий Тумбаев
(Йошкар-Ола). Свои наработки на фотографическом
пленэре (Нижний Новгород, 2002) они изначально
структурировали без привлечения внешнего куратора,
на этапе опубличивания не сделали ставку на
генерацию художественного контекста и не создали
предпосылок по расширению потенциального круга
зрителей ни в Йошкар-Оле, ни в Чебоксарах.
В результате обоим не удалось дистанцироваться
от эмоционального подхода к формированию экспозиций,
а также не удалось продемонстрировать динамику
художественного процесса при переходе от одной
версии выставки (г. Йошкар-Ола, апрель-май
2003) к
другой (г. Чебоксары, май-июнь 2004).
И лишь наличие сильного фотографического
фона в Чебоксарах позволило заметно
выправить ситуацию и начать процесс
генерации художественного контекста.
Поучительна, как художественный
процесс в провинции, акция
«ФОТОFLASH» (г. Чебоксары, январь-февраль
2004 г.). Эта групповая выставка представила
творчество фотографов, известных лишь в узком
фотографическом цеху в Чебоксарах. Куратором
выступил малоизвестный
чебоксарский фотограф — Виталий Иванов.
Несмотря на свою неопытность, он смог воспринять
тенденцию творческих технологий периода
ОТКРЫТЫЙ и на этапе формирования выставки
подключил к ней опытного консультанта, а также
выделил как отдельные составляющие — экспозитора
выставки, фотографа выставки и web-редактора
выставки. Такой расклад персонажей, а также
демонстративный отказ от традиционного места
экспонирования творческой фотографии в залах
Чувашского государственного художественного
музея привёл к тому, что уже на вернисаже
можно было наблюдать повышенный интерес к
выставке со стороны многочисленных представителей
средств массовой информации и других заинтересованных
лиц. Изюминкой акции стала художественная
провокация, инициированная журналистом
еженедельника «Столица Ч» (г. Чебоксары),
и последующая реакция со стороны фотографического
цеха. Это важное обстоятельство позволило
идентифицировать контекст групповой выставки
и создать необходимый прецедент в
современной художественной жизни в Чебоксарах.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 8 — Чебоксары, переход к салону
«АБ СОФТ» с улицы Университетской.
Цветная фотография. 400х600 пикселей,
2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45
см. |
КУЛЬТУРНЫЙ
ЖУРНАЛИСТ В ПРОВИНЦИИ
При наличии нескольких десятков
изданий в Чебоксарах и ежегодном выпуске журналистов
из стен Чувашского государственного университета,
по-прежнему ощущается дефицит профессиональных
кадров. За последние десять лет (1994-2004)
положение в культурной журналистике
кардинальным образом не изменилось:
отношение к материалам по культуре в изданиях,
мягко говоря, сдержанное и, по-прежнему, статьи
причёсывают под гипотетического читателя «с
пятью классами образования». Однако, журналист
очень часто является чуть ли не единственным
проводником между художником и потребителем
и на него выпадает историческая миссия если
не донести идею художника, то, по крайней
мере, информировать общественность о происходящих
художественных событиях.
Современный художественный
процесс предполагает, что существует не просто
журналист, пишущий о культуре, а журналист
специализирующийся, например, на современной
творческой фотографии. Текущая ситуация, когда
журналист не знает предмета описания
и ограничивается переписыванием пресс-релизов,
стала уже давно общим местом, и не только
в Чебоксарах. Для существующих изданий в Чебоксарах
не характерен проектный подход к разрабатыванию
определённого культурного пласта
и, следовательно, у журналиста нет пространства,
где могли бы возникнуть условия для
его творческого роста.
Проект «Неизвестный город»
ставит своей задачей сдвинуть процесс с мёртвой
точки в области культурной журналистики в
Чебоксарах. И первый шаг, который может
сделать журналист для своего творческого роста
— это решение стать участником проекта. Но
участие в проекте предполагает
изучение и знание истории чебоксарского фотографического
бытия и процессов в современной творческой
фотографии, свободное владение компьютерными
технологиями, умение формировать электронную
публикацию с элементами web-технологий и строить
публикацию с использованием визуального материала.
ФОТОКОМПАНИИ
В ПРОВИНЦИИ
У старейших фотокомпаний
в Чебоксарах за плечами 10 лет работы на рынке
фотографических услуг. За этот период ими
был пройден путь от аналоговых технологий
до цифровых. С каждым годом ими наращивается
спектр услуг, предлагаемых фотолюбителям.
Деятельность фотокомпаний
так или иначе пересекает пространство
фотографических художественных процессов.
Наиболее продвинутая компания «РИАН-ФОТО»
ежегодно (с 2000 года) проводит фотоконкурс
для фотолюбителей, с 2003 года выпускает свою
корпоративную газету «РИАНимация фотографии»
формата А3, а также организовала специализированную
передачу на телеканале «Чебоксары ТВ» — «РИАНимация
фотографии», где знакомит общественность с
фотовыставками в Чебоксарах, фотографическими
технологиями, новинками фототехники. Следует
отметить, что весь этот спектр деятельности
направлен лишь на одну узкую зону
— начинающих фотолюбителей.
Однако, пространство художественных
процессов, которое выводит компанию на
новые витки спирали развития и процветания,
по-прежнему недосягаемо для них. Фотографические
компании Чебоксар оказались не готовыми
соответствовать основному требованию
концепции
периода «ОТКРЫТЫЙ» чебоксарского фотографического
бытия: деятельность фотографа должна быть
сориентирована на прогресс в диапазоне от
освоения новых фотографических направлений
в творчестве до освоения новых фотографических
технологий. Компании пока даже не
делают робких попыток к сопровождению реального
художественного процесса чебоксарского фотографического
бытия. Можно лишь задаться риторическим
вопросом: как долго они собираются ещё находиться
в «детских штанишках» в то время как мир динамично
развивается и идёт вперёд.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 14 — Чебоксары, переход к дому
№ 33 с улицы мичмана Павлова.
Цветная фотография. 400х600 пикселей,
2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45
см. |
О ФОТОГРАФИЧЕСКОМ
СЛЕДЕ
В ПРОГРАММЕ «ЧЕБОКСАРЫ — КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
ПОВОЛЖЬЯ 2003»
Роль фотографии в современном культурном
процессе можно было наблюдать и в
программе «Чебоксары — культурная столица
Поволжья 2003» (программа реализована в 2003
году в городе Чебоксары, Россия). Из одиннадцати
проектов, представленных окружным конкурсом,
четыре напрямую связаны с искусством
фотографии:
— Проект
«Лица Волги»
— Проект «Земля-воздух»
— Проект «Недетские игры»
— Проект «Девять месяцев чувств»
Конкурсная комиссия, а вместе
с ней и исполнительная дирекция программы
«Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003»
при выборе этих проектов, видимо, полагала,
что для провинциальных Чебоксар проекты прозвучат
откровением. К сожалению, эти структуры
недостаточно изучили культурное пространство
Чебоксар и особенно фотографическое пространство
в Чебоксарах: в результате откровения
не прозвучало.
Исполнительная дирекция программы
«Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003»
даже не сочла нужным пригласить на
вернисажи фотографическую общественность,
тем более не были запланированы встречи кураторов
проектов с представителями фотографического
цеха. В итоге получилось, что выставки
проводились для самой исполнительной дирекции,
её приближённых и представителей средств массовой
информации.
В 2004 году в соответствии
с Указом Президента Чувашской Республики №
115 от 15.12.2003 «О реализации инновационных
программ и мероприятий в сфере культуры» в
Чебоксарах была создана «Дирекция
культурных программ» на базе Чувашского
республиканского научно-методического центра
народного творчества, а также был создан «Центр
современного искусства» на базе выставочного
зала Чувашского государственного художественного
музея. Возникла как будто бы благоприятная
ситуация для развития культурного пространства
в Чебоксарах в целом и современной творческой
фотографии в частности.
Однако, банальная ситуация
с отсутствием нужных кадров
в этих структурах, похоже не будет
способствовать развитию этого самого культурного
пространства. Обе структуры пока
не проявили должного интереса к представителям
художественной общественности и не сделали
к ним первых шагов. Эта неопределённость подкрепляется
и отсутствием опубличенных концепций
и программ стратегического развития культурного
пространства в Чебоксарах.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 27 — Чебоксары, переход на улицу
Чернышевского с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 400х600 пикселей,
2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45
см. |
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОЕКТА
Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»
— многоуровневый проект.
И, следовательно, ожидаемые результаты необходимо
очертить на всех этих уровнях.
На первом уровне проект позволит
идентифицировать характерных чебоксарских
фотографов, чьё творчество попадает
в пространство чебоксарской фотографической
школы, а также продемонстрирует методологию
кураторского подхода, соответствующую
концепции
периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического
бытия.
На втором уровне проект создаст
предпосылки для создания в Чебоксарах
профильной команды по генерации и
реализации фотографических художественных
проектов.
На третьем уровне должна
произойти активизация различных групп
общественности (журналистов, искусствоведов,
кураторов, фотографов, представителей фотокомпаний,
менеджеров от культуры), связанных с художественными
процессами провинциального города.
На четвёртом уровне следует
ожидать развитие сетевых технологий,
пригодных для реализации распределённых художественных
проектов.
г. Чебоксары, Россия
|