ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > ПРОЕКТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД >  НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС В ПРОВИНЦИИ 
Последнее обновление страницы:  1 июля 2005 г.  21:30   


НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД
или
художественный процесс в провинции

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»
г. Чебоксары, 25 июня 2004 г.

ART-переход.ru: 1 июля 2004 г.


  

 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 15 — Чебоксары, переход на улицу Гражданская с остановки «Октябрьский мост».
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.



«НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» — сетевой художественный проект сайта «ART-переход.ru»
Время реализации: 1 июля 2004 — 1 июля 2005

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

— Куратор проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)

— Фотохудожник проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары)

— Фотохудожник проекта: Евгений ЛИХОШЕРСТ (г. Чебоксары)

— Журналист проекта: Рита КИРИЛЛОВА (г. Чебоксары)

— Web-редактор проекта: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (г. Чебоксары) 

— Представитель искусстсвоведческой общественности: Юрий ГАВРИЛЕНКО (г. Москва)

— Представитель фотографической общественности: Валерий ГАГАРИНОВ (г. Вятка)

— Представитель кураторской общественности: Георгий ИСАЕВ (г. Чебоксары)

— Представитель журналисткой общественности: Георгий ЯНИЛКИН (г. Чебоксары)

 


ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА

Фотографический художественный проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» возник не случайно: во-первых, Чебоксары как город с сформировавшимися фотографическими традициями, своей историей фотографического бытия и своей фотографической генерацией должен был проявить свою позицию по отношению к современному художественному процессу в провинции. Во-вторых, Чебоксары начала XXI века, по-прежнему, остаются неизвестным городом не только для других регионов России, но и для самих чебоксарцев многие из которых живут по схеме: дом-работа-дом. Ещё менее известен город своими художественными процессами и процессами в современной творческой фотографии. Эти факты дают повод выставить целью проекта показ современного художественного процесса в Чебоксарах на примере творческой фотографии.

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект имеет открытую архитектуру: к непосредственным участникам проекта (куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта) в любой момент могут подсоединиться различные группы общественности (искусствоведы, арт-критики, журналисты, кураторы, фотографы, художники, архитекторы, менеджеры от культуры). При этом их роль могла бы не ограничиваться лишь статусом «пассивный созерцатель». Проект отталкивается от интерактивности, что изначально предполагает со-творчество и со-участие. К примеру, потенциальный чебоксарский фотограф мог бы сгенерировать свой ряд «неизвестного города» (с учётом условий выставки). Журналист мог бы изложить своё видение художественного процесса в провинциальном городе и пути прорыва глухого провинциализма. Искусствовед, арт-критик — структурировать особенности визуального восприятия фотохудожников проекта и вписать их в российский художественный контекст. Художник мог бы описать художественный процесс в своём творческом цеху и представить точку зрения на современный художественный процесс. Для всех групп общественности будут предоставлены ресурсы сайта «ART переход.ru».

Традиционное мнение, имеющее место в середине XX века, что художественные процессы идут лишь в крупных мегаполисах, а в провинции их, якобы, нет, в XXI веке можно поставить под сомнение. Развитая коммуникационная инфраструктура общества, стремление решать общие задачи в распределённых командах, открытость различных сообществ — ведёт к стиранию границ между мегаполисом и провинцией. Эти новые условия подвигают к тому, что и художественные процессы становятся распределёнными и не обязательно концентрируются в локальных местах, например в мегаполисах.

Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» позиционируется как сетевой проект и, следовательно, предполагает распределённую команду, не привязанную к конкретной географической точке. Использование информационных технологий позволит осуществлять реализацию проекта в реальном масштабе времени. Визуализация проекта будет происходить на информационном ресурсе в Интернете — сайте «ART переход.ru» (URL — http://www.artperehod.ru). Время реализации: июль 2004 — июль 2005.

Формально проект структурирован на несколько этапов:
1. Формирование команды для реализации проекта «Неизвестный город».
2. Подготовка материалов выставки в соответствии с условиями.
3. «Неизвестный город». Фотографическая выставка в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД».
4. «Круглый стол». Генерация актуальных задач арт-пространства различными группами общественности.
5. Экспорт проекта «Неизвестный город».

На первом этапе формируется базовая команда из города Чебоксар: куратор проекта, фотохудожники проекта, журналист проекта, искусствовед проекта, web-редактор проекта. На втором этапе фотохудожники проекта производят съёмки на территории Чебоксар и готовят визуальный материал для выставки, а куратор генерирует сопутствующие материалы. На третьем этапе происходит опубличивание виртуальной выставки и подключение к ней всех групп потенциальных потребителей. На четвёртом этапе происходит подключение к виртуальному «Круглому столу» различных групп общественности для генерации актуальных задач арт-пространства. И, наконец, на пятом этапе происходит экспорт проекта «Неизвестный город» за пределы города Чебоксары.

 


 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 2 — Чебоксары, переход к дому с зелёной крышей с улицы Университетской.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

ВЫСТАВКА В ПРОЕКТЕ

Поскольку фотографическая выставка возникает не в вакууме, а в определённом художественном контексте, то выставка «Неизвестный город», сформированная фотохудожниками проекта и претендующая на источник рефлексий, могла бы стать исходной точкой для цеховой и околоцеховой общественности для опубличивания художественного контекста или запуска целого художественного процесса.

Выставка «Неизвестный город» (г. Чебоксары, 07.2004...20ХХ) является продолжением серии этапных выставок чебоксарских фотографов периода «ЛОКАЛЬНЫЙ» (1995…2001). Первая выставка — «Фотографическая выставка Команды Р» (г. Чебоксары, 1995), демонстрируя наработки фотографов в период «ЗАТИШЬЕ» (1991…1994), ставила своей целью запуск идентификационного процесса в творческой фотографии в Чебоксарах и формирование художественного контекста. Эта цель была достигнута. Во второй выставке — «Пришедшее» (г. Чебоксары, 2001; г. Нижний Новгород 2002) был сделан уход от разновекторности, как следствия большого количества участников (20 авторов сменили три фотографа), к формированию моновектора. В выставке «Пришедшее» появилась виртуальная составляющая (в форме проспекта выставки). Для Чебоксар был создан прецедент, когда виртуальная составляющая стала перевешивать её реальную составляющую. В реальной выставке «Пришедшее» (г. Нижний Новгород, 2002) можно было наблюдать следующее: авторы были раскиданы по огромной площади экспозиционного пространства (без видимой необходимости); было произведено сокращение числа экспонатов выставки (при наличии площадей); работы были подписаны некорректно; отсутствовало описание выставки, а также портреты авторов и их краткие биографии. Сюда же можно отнести и конечность экспонирования реальной выставки. Всех этих недостатков не было в виртуальном эквиваленте — проспекте выставки.

Сопутствующие многочисленные ограничения реальных экспозиций предыдущих выставок были, наконец, сняты в выставке «Неизвестный город». Экспонирование последней решено было начать в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД» на информационном ресурсе — http://www.artperehod.ru с последующим выходом в реальное пространство в определённом контексте художественного процесса. Такой подход решает и проблему проспекта выставки даже с определённым преимуществом: нет ограничений на показ всех экспонатов, а также проблемы с тиражом и распространением. Виртуальная экспозиция идеальна и для сетевого проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД»: участники распределённой команды круглосуточно будут иметь доступ как к самой выставке, так и ко всем материалам проекта.

 


 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 5 — Чебоксары, переход к почте № 23 с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРОЕКТА

Для формирования вектора художественного процесса сетевого проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» попытаемся обрисовать исходную точку, которая включает такие ключевые моменты как: куратор в провинции, фотограф в провинции, культурный журналист в провинции, фотокомпания в провинции, фотографический след в программе «Чебоксары — Культурная столица Поволжья 2003». Весь этот спектр вопросов в интерпретации участников проекта, а также широкой общественности будет выкладываться в пространстве «Круглого стола проекта».

 

КУРАТОР И ФОТОГРАФ В ПРОВИНЦИИ

Для мегаполисов стала реальным следующая схема бытия фотографа: фотограф творит, куратор структурирует его творчество, менеджер продвигает результат творчества к потребителю. Эта идеальная схема для фотографа в провинции пока отсутствует: не возникли соответствующие условия. Если фотограф со своими работами хочет дойти до потребителя, он вынужден ехать в Москву или же работать по принципу «три в одном»: фотограф, куратор, менеджер. Каждая из этих частей имеет свои составляющие. По мнению Валерия Савчука (Круглый стол выставки «Посвящение», г. Санкт-Петербург, 15 апреля – 10 мая 2004 г): «Куратор сегодня синтезирует — не функционально, но по призванию — позиции критика, художника и коммерческого директора собственного проекта». И в силу этой синтетичности куратор одновременно выступает и как концептуалист, и как консультант, и как посредник, и как учредитель.

Далеко не каждый фотограф в провинции понимает, что путь до потребителя тернист, и продолжает делать попытки пройти его в одиночку. Ментальность индивидуалов да ещё с ограниченными возможностями по продвижению своего творчества продемонстрировали далеко не новички фотографического цеха России — Валерий Железняков (Чебоксары) и Валерий Тумбаев (Йошкар-Ола). Свои наработки на фотографическом пленэре (Нижний Новгород, 2002) они изначально структурировали без привлечения внешнего куратора, на этапе опубличивания не сделали ставку на генерацию художественного контекста и не создали предпосылок по расширению потенциального круга зрителей ни в Йошкар-Оле, ни в Чебоксарах. В результате обоим не удалось дистанцироваться от эмоционального подхода к формированию экспозиций, а также не удалось продемонстрировать динамику художественного процесса при переходе от одной версии выставки (г. Йошкар-Ола, апрель-май 2003) к другой (г. Чебоксары, май-июнь 2004). И лишь наличие сильного фотографического фона в Чебоксарах позволило заметно выправить ситуацию и начать процесс генерации художественного контекста.

Поучительна, как художественный процесс в провинции, акция «ФОТОFLASH» (г. Чебоксары, январь-февраль 2004 г.). Эта групповая выставка представила творчество фотографов, известных лишь в узком фотографическом цеху в Чебоксарах. Куратором выступил малоизвестный чебоксарский фотограф — Виталий Иванов. Несмотря на свою неопытность, он смог воспринять тенденцию творческих технологий периода ОТКРЫТЫЙ и на этапе формирования выставки подключил к ней опытного консультанта, а также выделил как отдельные составляющие — экспозитора выставки, фотографа выставки и web-редактора выставки. Такой расклад персонажей, а также демонстративный отказ от традиционного места экспонирования творческой фотографии в залах Чувашского государственного художественного музея привёл к тому, что уже на вернисаже можно было наблюдать повышенный интерес к выставке со стороны многочисленных представителей средств массовой информации и других заинтересованных лиц. Изюминкой акции стала художественная провокация, инициированная журналистом еженедельника «Столица Ч» (г. Чебоксары), и последующая реакция со стороны фотографического цеха. Это важное обстоятельство позволило идентифицировать контекст групповой выставки и создать необходимый прецедент в современной художественной жизни в Чебоксарах.

 


 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 8 — Чебоксары, переход к салону «АБ СОФТ» с улицы Университетской.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

КУЛЬТУРНЫЙ ЖУРНАЛИСТ В ПРОВИНЦИИ

При наличии нескольких десятков изданий в Чебоксарах и ежегодном выпуске журналистов из стен Чувашского государственного университета, по-прежнему ощущается дефицит профессиональных кадров. За последние десять лет (1994-2004) положение в культурной журналистике кардинальным образом не изменилось: отношение к материалам по культуре в изданиях, мягко говоря, сдержанное и, по-прежнему, статьи причёсывают под гипотетического читателя «с пятью классами образования». Однако, журналист очень часто является чуть ли не единственным проводником между художником и потребителем и на него выпадает историческая миссия если не донести идею художника, то, по крайней мере, информировать общественность о происходящих художественных событиях.

Современный художественный процесс предполагает, что существует не просто журналист, пишущий о культуре, а журналист специализирующийся, например, на современной творческой фотографии. Текущая ситуация, когда журналист не знает предмета описания и ограничивается переписыванием пресс-релизов, стала уже давно общим местом, и не только в Чебоксарах. Для существующих изданий в Чебоксарах не характерен проектный подход к разрабатыванию определённого культурного пласта и, следовательно, у журналиста нет пространства, где могли бы возникнуть условия для его творческого роста.

Проект «Неизвестный город» ставит своей задачей сдвинуть процесс с мёртвой точки в области культурной журналистики в Чебоксарах. И первый шаг, который может сделать журналист для своего творческого роста — это решение стать участником проекта. Но участие в проекте предполагает изучение и знание истории чебоксарского фотографического бытия и процессов в современной творческой фотографии, свободное владение компьютерными технологиями, умение формировать электронную публикацию с элементами web-технологий и строить публикацию с использованием визуального материала.


ФОТОКОМПАНИИ В ПРОВИНЦИИ

У старейших фотокомпаний в Чебоксарах за плечами 10 лет работы на рынке фотографических услуг. За этот период ими был пройден путь от аналоговых технологий до цифровых. С каждым годом ими наращивается спектр услуг, предлагаемых фотолюбителям. Деятельность фотокомпаний так или иначе пересекает пространство фотографических художественных процессов. Наиболее продвинутая компания «РИАН-ФОТО» ежегодно (с 2000 года) проводит фотоконкурс для фотолюбителей, с 2003 года выпускает свою корпоративную газету «РИАНимация фотографии» формата А3, а также организовала специализированную передачу на телеканале «Чебоксары ТВ» — «РИАНимация фотографии», где знакомит общественность с фотовыставками в Чебоксарах, фотографическими технологиями, новинками фототехники. Следует отметить, что весь этот спектр деятельности направлен лишь на одну узкую зону — начинающих фотолюбителей.

Однако, пространство художественных процессов, которое выводит компанию на новые витки спирали развития и процветания, по-прежнему недосягаемо для них. Фотографические компании Чебоксар оказались не готовыми соответствовать основному требованию концепции периода «ОТКРЫТЫЙ» чебоксарского фотографического бытия: деятельность фотографа должна быть сориентирована на прогресс в диапазоне от освоения новых фотографических направлений в творчестве до освоения новых фотографических технологий. Компании пока даже не делают робких попыток к сопровождению реального художественного процесса чебоксарского фотографического бытия. Можно лишь задаться риторическим вопросом: как долго они собираются ещё находиться в «детских штанишках» в то время как мир динамично развивается и идёт вперёд.

 


 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 14 — Чебоксары, переход к дому № 33 с улицы мичмана Павлова.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

О ФОТОГРАФИЧЕСКОМ СЛЕДЕ
В ПРОГРАММЕ «ЧЕБОКСАРЫ — КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ПОВОЛЖЬЯ 2003»


Роль фотографии в современном культурном процессе можно было наблюдать и в программе «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» (программа реализована в 2003 году в городе Чебоксары, Россия). Из одиннадцати проектов, представленных окружным конкурсом, четыре напрямую связаны с искусством фотографии:
Проект «Лица Волги»
— Проект «Земля-воздух»
— Проект «Недетские игры»
— Проект «Девять месяцев чувств»

Конкурсная комиссия, а вместе с ней и исполнительная дирекция программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» при выборе этих проектов, видимо, полагала, что для провинциальных Чебоксар проекты прозвучат откровением. К сожалению, эти структуры недостаточно изучили культурное пространство Чебоксар и особенно фотографическое пространство в Чебоксарах: в результате откровения не прозвучало.

Исполнительная дирекция программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003» даже не сочла нужным пригласить на вернисажи фотографическую общественность, тем более не были запланированы встречи кураторов проектов с представителями фотографического цеха. В итоге получилось, что выставки проводились для самой исполнительной дирекции, её приближённых и представителей средств массовой информации.

В 2004 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики № 115 от 15.12.2003 «О реализации инновационных программ и мероприятий в сфере культуры» в Чебоксарах была создана «Дирекция культурных программ» на базе Чувашского республиканского научно-методического центра народного творчества, а также был создан «Центр современного искусства» на базе выставочного зала Чувашского государственного художественного музея. Возникла как будто бы благоприятная ситуация для развития культурного пространства в Чебоксарах в целом и современной творческой фотографии в частности.

Однако, банальная ситуация с отсутствием нужных кадров в этих структурах, похоже не будет способствовать развитию этого самого культурного пространства. Обе структуры пока не проявили должного интереса к представителям художественной общественности и не сделали к ним первых шагов. Эта неопределённость подкрепляется и отсутствием опубличенных концепций и программ стратегического развития культурного пространства в Чебоксарах.

 


 
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 27 — Чебоксары, переход на улицу Чернышевского с улицы Энтузиастов.
Цветная фотография. 400х600 пикселей, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» — многоуровневый проект. И, следовательно, ожидаемые результаты необходимо очертить на всех этих уровнях.

На первом уровне проект позволит идентифицировать характерных чебоксарских фотографов, чьё творчество попадает в пространство чебоксарской фотографической школы, а также продемонстрирует методологию кураторского подхода, соответствующую концепции периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия.

На втором уровне проект создаст предпосылки для создания в Чебоксарах профильной команды по генерации и реализации фотографических художественных проектов.

На третьем уровне должна произойти активизация различных групп общественности (журналистов, искусствоведов, кураторов, фотографов, представителей фотокомпаний, менеджеров от культуры), связанных с художественными процессами провинциального города.

На четвёртом уровне следует ожидать развитие сетевых технологий, пригодных для реализации распределённых художественных проектов.

 

г. Чебоксары, Россия

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Яндекс.Метрика
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна