
21 февраля
2006 года в Центральном Доме Архитектора открылась
выставка РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ с подзаголовком
«Жанровая фотография», премьера которой состоялась
в Петербурге в январе 2006. Photographer.ru
предлагает зрителям разобраться, какую фотографию
имели в виду создатели выставки и договориться
о современной терминологии жанров.
Так получилось,
что выставка «Решающее мгновение» со своей
затеей разобраться, что сегодня представляет
собой фотография повседневной жизни, традиционно
называвшаяся в СССР «жанром» послужила поводом
покопаться в терминах.
Мы в редакции Фотографера никогда не относили
себя к догматикам, однако на этот раз почувствовали
необходимость изложить вам свое видение деления
современной фотографии на виды, подвиды и
жанры. За нами статья и опрос уважаемых искусствоведов
и экспертов.
Речь сегодня о другом. Речь
о фотографии, ставшей предметом изучения выставки.
Моя работа — добиваться
большей правды.
Юджин Смит
Словосочетание «жанровая
фотография» морально устарело в современной
терминологии и применяется разве что в разного
рода интернет-сообществах (фотосайт, нонстоп
фотос) и любительских кругах в целом. Более
того, поскольку в обсуждениях всплывают принципиально
разные разделения фотографических жанров —
само слово «жанр» мешает молодому поколению
фотографов, которое не посещало советские
фотоклубы, вообще понять, о какой фотографии
идет речь...
Если вспоминать, что значит
«жанровая фотография» в советской терминологии,
это некоторое жизнеописание с присутствием
человека в кадре и лишенное событийности,
в котором фотограф самовыражается. Скажем
так, не совсем та фотография, которая представляет
собой 'decisive moment'.
Такая проблема со словами
возникла потому, что в 1990-е в России столкнулись
два подхода к обсуждаемой разновидности фотографии,
две терминологии и две школы — западная и
восточная/советская и андерграундная.
На Западе принципиально другой подход к классификации
фотографии непридуманной жизни, в которой
фотограф никак не влияет на ситуацию. В разных
странах принята различная классификация, но
в целом она делится на новостную фотографию,
репортажную и документальную. При этом документальная
фотография как бы является высшим пилотажем
первых двух. И все эти три фотографии часто
называют общим словом фотожурналистика, потому
что буквально фотожурналистика значит «рассказ
истории или описание события в фотографиях».
Что же такое документальная
фотография и как она чувствует себя на российской
территории?
Термин «документальная фотография» в русском
профессиональном языке отсутствовал до недавнего
времени и обозначает жанр, объединяющий задачи
фотожурналистики и фотоискусства в изображении
события или явления посредством размышлений
и глубокого погружения в тему, которая чаще
всего носит социальный характер.
Документальная фотография
с середины прошлого века взяла на себя труд
быть единственно неоспоримым документом, никак
не комментирующим реальность. По понятным
причинам мало что из советского периода можно
отнести к документальной фотографии.
Существование такого материала о современной
России жизненно необходимо — интересная как
для профессионала, так и для рядового зрителя,
документальная фотография составит в будущем
коллективную память.
Документальная фотография
обладает уникальным потенциалом воздействия
на человеческое сознание и коммуникативными
возможностями — она представляет социальные
и психологические модели таким образом, что
они становятся видимыми/очевидными, независимо
от уровня подготовленности зрителя.
Сегодня существует множество
определений для одного и того же жанра/типа/вида
фотографии - репортаж, street-фотография,
фотожурналистика, документальная фотография.
Ставя во главу угла «решающий момент», уже
многое заявляется безо всяких объяснений —
это Картье-Брессон, это Магнум, это не любительская
фотография, это фотография, сделанная фотографически,
литературно и политически искушенным человеком,
при этом не обязательно политическая или событийная.
Это один кадр, вмещающий в себя мировоззрение
и стиль конкретного фотографа.
Такой кадр за редким исключением не может
сделать студент или начинающий фотожурналист
или успешный фоторепортер, погрязший в рутине
своих редакционных заданий. Хотя чудеса случаются.
***
Авторы Photographer.ru последовательно
пишут о востребованности фотожурналистики
в целом и документальной фотографии в разделе
Практика. За годы, прошедшие со дня основания
Фотографера 7 лет назад, интерес общественности
российских городов к искусству фотографии
значительно вырос, во многом благодаря публичным
мероприятиям: фестивалям и выставкам отечественной
и зарубежной фотографии.
За классификацией фотографии стоит реальная
задача - представить реальную картину нашего
российского рынка фотографии, в котором каждый
фотограф может найти себе применение.
Ссылки по теме:
1. РЕШАЮЩЕЕ
МГНОВЕНИЕ. Участники выставки о жанровой фотографии.
Часть 1
[Участники выставки «РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ» высказываются
о жанровой фотографии].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/07_RM/126_RM_avpoz1.html
— (5 февраля 2006 г.)
2. О
жанровой фотографии...
[Дисскуссия на сайте «Talks on Mark-ITT» о
жанровой фотографии. Тема открыта: 17 октября
2005 г].
// Сайт «talks.mark-itt.ru»:
http://talks.mark-itt.ru/forummessage/23/68510.html
— (10 февраля 2006 г.)
|