ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ >   О разделении видов и жанров в фотографии 
Последнее обновление страницы:  22 февраля 2006 г.  22:30   


РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ

О разделении видов и жанров в фотографии

Лиза ФАКТОР
г. Москва, 21 февраля 2006 г.

 

Photographer.ru: 21 февраля 2006 г., http://www.photographer.ru/magazine/article.htm?rubrika=31&id=612

ART-переход.ru:   22 февраля 2006 г.


  

 
Ульяновск, 1975. © Валерий ЩЕКОЛДИН


  


21 февраля 2006 года в Центральном Доме Архитектора открылась выставка РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ с подзаголовком «Жанровая фотография», премьера которой состоялась в Петербурге в январе 2006. Photographer.ru предлагает зрителям разобраться, какую фотографию имели в виду создатели выставки и договориться о современной терминологии жанров.

Так получилось, что выставка «Решающее мгновение» со своей затеей разобраться, что сегодня представляет собой фотография повседневной жизни, традиционно называвшаяся в СССР «жанром» послужила поводом покопаться в терминах.
Мы в редакции Фотографера никогда не относили себя к догматикам, однако на этот раз почувствовали необходимость изложить вам свое видение деления современной фотографии на виды, подвиды и жанры. За нами статья и опрос уважаемых искусствоведов и экспертов.

Речь сегодня о другом. Речь о фотографии, ставшей предметом изучения выставки.

 

 

Моя работа — добиваться большей правды.
Юджин Смит

Словосочетание «жанровая фотография» морально устарело в современной терминологии и применяется разве что в разного рода интернет-сообществах (фотосайт, нонстоп фотос) и любительских кругах в целом. Более того, поскольку в обсуждениях всплывают принципиально разные разделения фотографических жанров — само слово «жанр» мешает молодому поколению фотографов, которое не посещало советские фотоклубы, вообще понять, о какой фотографии идет речь...

Если вспоминать, что значит «жанровая фотография» в советской терминологии, это некоторое жизнеописание с присутствием человека в кадре и лишенное событийности, в котором фотограф самовыражается. Скажем так, не совсем та фотография, которая представляет собой 'decisive moment'.

Такая проблема со словами возникла потому, что в 1990-е в России столкнулись два подхода к обсуждаемой разновидности фотографии, две терминологии и две школы — западная и восточная/советская и андерграундная.
На Западе принципиально другой подход к классификации фотографии непридуманной жизни, в которой фотограф никак не влияет на ситуацию. В разных странах принята различная классификация, но в целом она делится на новостную фотографию, репортажную и документальную. При этом документальная фотография как бы является высшим пилотажем первых двух. И все эти три фотографии часто называют общим словом фотожурналистика, потому что буквально фотожурналистика значит «рассказ истории или описание события в фотографиях».

Что же такое документальная фотография и как она чувствует себя на российской территории?
Термин «документальная фотография» в русском профессиональном языке отсутствовал до недавнего времени и обозначает жанр, объединяющий задачи фотожурналистики и фотоискусства в изображении события или явления посредством размышлений и глубокого погружения в тему, которая чаще всего носит социальный характер.

Документальная фотография с середины прошлого века взяла на себя труд быть единственно неоспоримым документом, никак не комментирующим реальность. По понятным причинам мало что из советского периода можно отнести к документальной фотографии.
Существование такого материала о современной России жизненно необходимо — интересная как для профессионала, так и для рядового зрителя, документальная фотография составит в будущем коллективную память.

Документальная фотография обладает уникальным потенциалом воздействия на человеческое сознание и коммуникативными возможностями — она представляет социальные и психологические модели таким образом, что они становятся видимыми/очевидными, независимо от уровня подготовленности зрителя.

Сегодня существует множество определений для одного и того же жанра/типа/вида фотографии - репортаж, street-фотография, фотожурналистика, документальная фотография. Ставя во главу угла «решающий момент», уже многое заявляется безо всяких объяснений — это Картье-Брессон, это Магнум, это не любительская фотография, это фотография, сделанная фотографически, литературно и политически искушенным человеком, при этом не обязательно политическая или событийная. Это один кадр, вмещающий в себя мировоззрение и стиль конкретного фотографа.
Такой кадр за редким исключением не может сделать студент или начинающий фотожурналист или успешный фоторепортер, погрязший в рутине своих редакционных заданий. Хотя чудеса случаются.

***
Авторы Photographer.ru последовательно пишут о востребованности фотожурналистики в целом и документальной фотографии в разделе Практика. За годы, прошедшие со дня основания Фотографера 7 лет назад, интерес общественности российских городов к искусству фотографии значительно вырос, во многом благодаря публичным мероприятиям: фестивалям и выставкам отечественной и зарубежной фотографии.
За классификацией фотографии стоит реальная задача - представить реальную картину нашего российского рынка фотографии, в котором каждый фотограф может найти себе применение.


Ссылки по теме:

1. РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ. Участники выставки о жанровой фотографии. Часть 1
[Участники выставки «РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ» высказываются о жанровой фотографии].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/02_Project/07_RM/126_RM_avpoz1.html
— (5 февраля 2006 г.)

2. О жанровой фотографии...
[Дисскуссия на сайте «Talks on Mark-ITT» о жанровой фотографии. Тема открыта: 17 октября 2005 г].
// Сайт «talks.mark-itt.ru»:
http://talks.mark-itt.ru/forummessage/23/68510.html
— (10 февраля 2006 г.)

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Яндекс.Метрика
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
Условия использования материалов