|
|
РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ
Участники
выставки о жанровой фотографии. Часть 1
6 ... 25 января 2006, Россия, Санкт-Петербург
ЦВЗ «Манеж». Ежегодная выставка
«Петербург-2005», фотовыставка
«РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ»
Высказывания
некоторых участников выставки о жанровой фотографии.
Страницы: 1 2 3
ART-переход.ru: 5 февраля 2006 г.
|
|
|
|
|
Афиша выставки
«РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ»
|
ЦВЗ «МАНЕЖ», Санкт-Петербург,
Россия
6 января — 25 января, 2006.
Открытие выставки: 6 января 2006,
16:00
«День жанровой фотографии»: 21 января
2006
Центральный Дом архитектора, Москва,
Россия
21 февраля — 27 февраля, 2006.
Открытие выставки: 21 февраля 2006,
18:00
Программа фотофильмов и мастер-класс:
25 февраля 2006, в 18.00
Фотографический музей «Дом Метенкова»,
Екатеринбург, Россия
21 апреля — 15 мая, 2006.
Открытие выставки: 21 апреля 2006,
17:00
Фестиваль «Дни жанровой фотографии»:
21 — 23 апреля 2006
Русский музей фотографии,
Нижний Новгород, Россия
7 декабря — 24 декабря, 2006.
Открытие выставки: 7 декабря 2006,
17:00
Музей Максима Горького,
Казань, Россия
16 февраля — 16 марта, 2007.
Открытие выставки: 16 февраля 2007,
17:00
|
|
ПЕТР АНТОНОВ.
Москва, Россия
|
|
Петр АНТОНОВ
|
Мне кажется, я не
совсем хорошо понимаю, что значит
термин «жанровая фотография», и поэтому
я его употребляю достаточно редко,
а может быть, и вовсе не употребляю.
Обычно я говорю «фотодокументалистика»,
или «уличная фотография», хотя, впрочем,
это может быть не то же самое, что
называют жанровой фотографией.
Что касается границ,
то если говорить о документальной
фотографии, то мне кажется, в визуальном
плане их обозначить крайне сложно.
Почти любая фотография может рассказывать
историю, особенно в контексте. Положим,
фотография букета цветов на столе
в репортаже про женскую колонию будет
документалистикой.
С другой стороны, с «уличной фотографией»
все просто — к ней следует относить
все, что снято на улице, так что здесь
с границами уже не так сложно.
Петр Антонов
6 января 2006
Москва, Россия
|
ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ.
Чебоксары, Россия
|
|
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ.
Пересечение. 2002.
Цветная фотография. 50х75 см, 2-ая
редакция, 2006.
|
К
ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
В своё время, когда
появился кинематограф, кое-кто предрекал
скорую кончину театру. В последующем,
когда появилось телевидение, у некоторых
появилось желание «выбросить на свалку»
кинематограф… Прошло достаточно времени
и мы видим, что ни театр, ни кинематограф
«не умерли». Каждое искусство продолжает
развиваться и развивается успешно.
Жанровая
фотография, отталкивающаяся
от «сцен из повседневной жизни», уже
по определению предполагает предметное
изображение, уходящее в документальное
начало. Как известно, одна
из отличительных черт фотографии —
способность документировать время.
И чем больше мы будем дистанцироваться
от документального среза, тем больше
мы будем уходить от специфики фотографии.
Эта логика выводит нас к тому, что
жанровую фотографию можно
отнести к самой фотографической фотографии.
Таким образом, жанровая
фотография, являясь «ядром» фотографии,
не может рассматриваться как объект
на обочине или как объект достойный
лишь «свалки истории». Вопрос состоит
лишь в том, чтобы обозначить границы
этого уникального жанра. Решению этого
вопроса будет способствовать, например,
рассмотрение отдельных фаз «сцен из
повседневной жизни». Каждая сцена
может быть продифференцирована следующим
образом: преамбула, кульминационный
момент, завершение действа.
Традиционно считается,
что жанровая фотография — это изображение
кульминационного момента. Отсюда такой
интерес к «решающему мгновению». Однако,
одна и та же «сцена из повседневной
жизни» индивидуально оценивается разными
людьми: кто-то считает, что «решающее
мгновение» звучит в кульминационном
моменте, а кто-то делает выбор в пользу
преамбулы или завершения действа.
С точки зрения фотографии и, прежде
всего, её составляющей — изобразительности,
ВСЕ ФАЗЫ «сцен из повседневной
жизни» РАВНОЗНАЧНЫ.
В начале 90-х годов
ХХ века, характеризуя определённую
составляющую своих творческих интересов
в фотографии, мною был озвучен термин
«нерешающее мгновение». Этот термин
характеризовал метод получения «слепка»
со «сцен повседневной жизни», где
в качестве «решающего мгновения» выбирались
фазы — «преамбула» или «завершение
действа». Таким образом, моё
«решающее мгновение» стало звучать
не в кульминационных моментах «сцен
повседневной жизни».
Юрий Евлампьев
6 января 2006
Чебоксары, Россия
|
ЕВГЕНИЙ ГУЧКИН.
Санкт-Петербург, Россия
|
|
Евгений ГУЧКИН
|
Естественно, жанровая
фотография существует. Жанр, как понятие,
я расцениваю как некую игру в шахматы:
все видно и меняется на ходу, изменяется
логика и счет, но почти ничего не
происходит. Если короче: или ты или
тебя. Успел отреагировать, предвосхитить
ситуацию — снял, нет — значит, ты
уже не снял фотографию. И это не вопрос
случая. Про техническую сторону не
буду, т. к. это по умолчанию.
Границы, конечно,
есть, они ограничиваются сознанием.
К тому же существуют элементарные
нормы этики.
Документальная фотография
это, вероятно, то, чем становится
жанровый снимок со временем (если
мы говорим в этом контексте жанр/док).
Ведь не всегда снимаешь громкое событие,
дата которого известна всем. Скорее
наоборот. То, что иногда тяжело оценить
сегодня, становится ценным завтра,
поэтому связь налицо.
Евгений Гучкин
6 января 2006
Санкт-Петербург, Россия
|
ИГОРЬ СТАРКОВ.
Санкт-Петербург, Россия
|
|
Игорь СТАРКОВ
|
Жанр (бытовой жанр),
удобный термин для обозначения изображений,
рассказывающих о повседневной жизни
людей.
Игорь Старков
6 января 2006
Санкт-Петербург, Россия
|
ВИКТОР ГИНЗБУРГ.
Бостон, США
|
|
Виктор ГИНЗБУРГ
|
Жанр в моем понимании
— это интуитивно выхваченная из повседневности,
еле заметная во время съемки, долгоиграющая
звенящая красота момента.
Виктор Гинзбург
6 января 2006
Бостон, США
|
АЛЕКСЕЙ КОРОТАЕВ.
Санкт-Петербург, Россия
|
|
Алексей
КОРОТАЕВ |
Жанровая фотография,
по-моему, это искусственное понятие
времен «фотоклубов». Пришло это понятие
в фотографию из живописи. Никогда
не слышал об употреблении этого термина
в мировой фотографии, кстати, о «фотохудожниках»
там тоже ничего не знают.
В живописи жанровой
называется картина с реалистичным
сюжетом о современниках. Форма исполнения
должна быть достаточно изящной, т.к.
прямое назначение картины украшать
стены, но в тоже время простой, чтобы
не отходить от реализма, без которого
жанр невозможен.
Как соотносятся документальная
фотография с жанровой? Примерно как
литература и журналистика. В журналистике
требования к форме изложения ниже,
чем в литературном произведении. Тоже
и в фотографии. Например, на последней
выставке «Санкт Петербург — Стокгольм»
в Музее Городской скульптуры, среди
великолепно напечатанных на барите
жанровых фоторабот выделяются небрежно
оцифрованные, напечатанные на принтере
работы Мальцева и Ловецкого.
Проблема жанрового
искусства в современной России в том,
что массовому зрителю неинтересна
тема современника. В отличие от 19
века, когда картины передвижников
очень неплохо продавались. Сейчас
жанровых сюжетов избегают даже в кино,
такой фильм как «Осенний марафон»
сейчас вряд ли будет снят. Соответственно,
жанровая фотография сейчас не имеет
ближайшей коммерческой перспективы,
поэтому это удел фотолюбителей, либо
развлечение на досуге для фотожурналистов.
Алексей Коротаев
6 января 2006
Санкт-Петербург, Россия
|
АЛЕКСЕЙ ГАПОНОВ.
Санкт-Петербург, Россия
|
|
Алексей ГАПОНОВ
|
Жанровая фотография
— картинки про настоящее. Существует
ли такое понятие «жанровая фотография»?
Несомненно. На photosight.ru даже
раздел такой есть.
Существуют ли границы
жанра?
Четких границ в любой «аналоговой»
сфере не бывает в принципе.
Как соотносятся документальная
фотография с жанровой?
Разница в отношении ко времени изображаемого
— выражаясь математическим языком,
жанр выступает либо как производная
временной координаты документальной
фотографии (то есть ее «мгновенное
значение»), либо, напротив, как ее
интеграл (сюжет «вне времени»).
Алексей Гапонов
6 января 2006
Санкт-Петербург, Россия
|
ЛЕОНИД НАТАПОВ.
Тель-Авив, Израиль
|
|
Леонид НАТАПОВ
|
Жанровая фотография
— это произведения, изображающие сцены
и образы из повседневной жизни.
Фотограф, снимающий
жанр, должен находится внутри своей
фотографии ,чувствовать момент, видеть
то, то другие не замечают или же замечают,
но не видят.
Очень много значат
эмоции и настроения, которые передаёт
фотография. Способность передать эти
вещи отличает жанровую фотографию.
В жанровой фотографии
не обязательно должна быть какая либо
«история». Она может быть очень эмоциональной
на визуальном уровне.
Документальная фотография
— это тоже, наверное, вид жанровой
фотографии, т.к. она тоже изображает
момент из повседневной жизни.
Принципиальное отличие
жанровой фотографии от документальной
в том, что жанровая фотография — художественное
произведение, а не регистрирующе-репортерское.
Леонид Натапов
6 января 2006
Тель-Авив, Израиль
|
АРТУР БЕРГАРТ.
Санкт-Петербург, Россия
|
|
Артур БЕРГАРТ
|
Жанровая фотография
предполагает какую-нибудь историю
о фотографируемых людях, эта история
не обязательно должна выражаться в
сюжете фотографии, она может проглядываться
во взглядах, в движениях, и, естественно,
история, которую рассказал автор,
может совершенно расходиться с тем,
что увидел зритель.
Этим и привлекает
меня жанровая фотография — своей многоплановостью,
документализмом и, в тоже время, поэтичностью
и возможностью показать зрителю то,
что тебе интересно, через живых людей,
их неподдельные эмоции.
Артур Бергарт
6 января 2006
Санкт-Петербург, Россия
|
АЛЕКСАНДР ОРЛОВ.
Москва, Россия
|
|
Александр ОРЛОВ
|
Жанровая фотография
— это столкновение внутреннего мира
фотографа с внешним миром. Она берет
некий момент, ситуацию столь коротко,
что обычаи, отношения, эмоции, объекты,
персонажи, места становятся не изображаемым
предметом, но деталью образа, который
запечатлевает структуру момента в
целом, без разделения на объект и
субъект.
Жанровая фотография
— в той же степени устаревшее понятие,
как и сам человек, она антропоморфична.
Устаревают только рамки такого явления,
принятые в некоторый промежуток времени,
как мода.
А судьба у жанровой
фотографии проста, как и судьба человека
— будет себе жить, разнообразиться
в соответствии с современными ей культурными
и технологическими реалиями. Свое
место она уже если не заняла, то обозначила,
и ее уже ничто не заменит.
Александр Орлов
6 января 2006
Москва, Россия
|
ВЫСТАВКА «РЕШАЮЩЕЕ МГНОВЕНИЕ» ПОДГОТОВЛЕНА
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
КОМПАНИИ KODAK
Фотографии напечатаны на бумаге Kodak Professional
Endura Metallic Paper
в профессиональном фото центре FOTOLAB
(http://www.fotolab.ru)
Информационные партнеры
PHOTOGRAPHER.RU
/ ФотоНовости
/ CITYSCAN.RU
/ ЛЕНИЗДАТ.РУ
/ Клуб
Foto.ru / Art-GID
/ PhotoXpert
/ СТЕНГАЗЕТА
/ ART-переход.ru
Журналы: Foto&Video
/ Потребитель
/ Фотомагазин / PROФото
ЦВЗ «Манеж»
Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 1
(812) 314-59-59 |
|
Фонд «Петербургские фотомастерские»
Школа фотографии «Петербургские фотомастерские»
г. Санкт-Петербург, ул. Панфилова, 23, ауд.
8
тел. (812) 913-0498, 915-6916
info@fotomasterskie.ru
http://www.fotomasterskie.ru
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|