Авиаперелёты многих пугают до бесчувствия. Помню, мне надо было лететь, и я ходила сама не своя, вспоминая все катастрофы, о каких только слышала. Но стоило самолёту оторваться от земли — внутри меня что-то сказало: «Ах!» — и больше уже ничего не надо было, только смотреть, как разворачивается внизу план местности — река, дома, перелески... План быстро становится картой, масштаб всё увеличивался. Я спросила кого-то у себя внутри — а как же мой недавний страх? И этот кто-то в ответ отмахнулся: нашла, что вспоминать! Ты это чудо видишь?
Может, наши предки всё-таки летали? А может, они умели подниматься над землёй мыслями, душой, чтобы особым зрением окинуть с высоты свой мир и свою жизнь, чтоб что-то в ней понять? Среди древних чувашских рун есть одна, означающая «духовный взлёт». Может быть, неспроста?
Кто сейчас станет думать об этом? Какие полёты, какое обозрение собственной жизни? Мы редко спрашиваем себя о том, как мы проводим свою жизнь, чем занимаемся в ней. Единственный вопрос: платят за то, чем занимаешься? И хорошо платят? Всё чаще встречаешь людей, которые чётко знают, что надо работать — чтобы есть, покупать одежду... И всё. И если долго общаться с ними, начинает казаться, что ничего больше в жизни и нет. Всё, мир замкнулся. А от этого такая тоска... И, может, не только у меня — у других тоже?
- Есть люди земли и люди неба, — говорит Георгий Геннадьевич Исаев. В Чебоксарах Георгий Исаев — человек довольно известный, по крайней мере, среди людей искусства. Как охарактеризован он на одном из сайтов — чебоксарский фотограф шестой генерации.
Понятно, люди неба пытаются увидеть что-то ещё кроме ежедневной рутины. Для этого надо оторваться от земли. Всё это разом приходит в голову, когда смотришь фотовыставку Георгия Исаева «ПРИТЯЖЕНИЕ» в Чувашском государственном художественном музее.
Здесь на всех снимках одно и то же место — пустырь, просёлочная дорога. На всех снимках один и тот же человек — сам автор. Он рассказывает, что снимает простой цифровой мыльницей, ставит на автоспуск и успевает принять то положение, какое надо по сюжету.
Все снимки делятся на три группы. В одной — спящий на земле человек. Каждый волен воспринимать эти кадры по-своему, у меня лично они вызывают ощущение жуткого одиночества. Ещё и колорит соответствующий — неяркий, сдержанный, такой часто бывает в снах.
Георгий Исаев вообще любит снимать пейзажи, и они у него каждый раз больше, чем просто пейзажи. Кажется, то ли сами деревья живые — шепчут, секретничают. То ли за деревьями прячется кто-то, и вот-вот выйдет — и что тогда будет?
Да что там, простая трава, кажется, растёт на его снимках со смыслом. А уж дорога — это общий, известный знак пути.
Что означает спящий человек? Помню толкование в старом соннике: спящий человек — это всегда ты сам.
Точнее — препятствие в тебе же самом, которое мешает осуществить что-то задуманное. Словом, если не удаётся что-то по жизни — ищи причину в себе самом.
Название выставки — «ПРИТЯЖЕНИЕ» — можно понимать по-разному. И как притяжение земли, и как притяжение неба, высоты. А может быть, если верить соннику, больше всего притягивают нас к себе наши привычки, та самая рутина. И значит, если хочешь достичь чего-то — измени в первую очередь самого себя? Так или иначе, снимки выходят на уровень обобщения, поиск общего смысла. Сам автор на них не очень-то узнаваем, и речь может идти уже о человеке вообще. На второй группе снимков уже проснувшийся человек сидит у края той же дороги-символа.
Снимки третьей группы делать было, наверно, труднее всего — надо было угадать с автоспуском так, чтобы успеть встать в нужном месте и там оторваться от земли, проще — подпрыгнуть, именно в такой момент, чтобы фотоаппарат успел заснять тебя в воздухе. Наверное, удачные снимки пришлось выбирать — один из множества. И эти, отобранные, стали результатом огромной работы, которая, как подводная часть айсберга, сразу осознаётся на выставке. На снимках этой третьей группы — уже человек-птица с руками-крыльями. Оказывается, человек может быть очень похож на птицу. Может, у нас были общие предки? А может, природа наших полётов всё же была иной, чем у птиц — мы, люди, отрывались от суеты повседневности, чтобы обозреть с высоты свою жизнь.
Кто-то умный сказал, что всё искусство — это диалог с Господом Богом, попытка понять, для чего живёшь, осознать своё место в мире. Для этого и надо уметь оторваться от земли.
От снимков этой группы тоже веет одиночеством. Но это уже не одиночество бесприютности, покинутости человека, спящего у дороги. Это — одиночество-самость. В принципе, каждый из нас один. Любые советы, приказы, просьбы, любое давление всегда оставляет возможность выбора: подчиниться им или нет? И как мы проживём свою жизнь, сможем подняться над землёй или нет — зависит от нас самих.
Все эти мысли сами собой приходит в голову, когда смотришь выставку
Должно быть, те, кто занимается фотографией профессионально, могут проанализировать все снимки как-нибудь иначе. К примеру, на соответствие каким-нибудь канонам, на принадлежность или не принадлежность к чему-либо. В профессиональных терминах охарактеризовать форму и содержание. А что остаётся обычным зрителям — оценивать на уровне «нравится-не нравится»? Но я бы не смогла сказать однозначно, нравятся мне или нет снимки, представленные на выставке «ПРИТЯЖЕНИЕ». Но в любом случае трудно не заметить необычную форму, за которой очень четко видишь содержание.
Евгения БАСОВА.
11 сентября 2010 г.