Плацдарм, по одному из определений терминологии военного искусства, есть площадка для сбора, используемая при подготовке в качестве базы для сосредоточения и развёртывания сил и может быть наделена стратегическим или оперативным значением. Плацдарм в современном искусстве — есть исходная точка для разворачивания художественного процесса.
Лофт-проект «ПЛАЦДАРМ» оказался седьмым плацдармом на фотографическом ПРАВОБЕРЕЖЬЕ Чебоксар и полностью соответствовал концепции периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия. Но ещё задолго до того, как Иван Ярмощук стал выстраивать контуры седьмого плацдарма, в Чебоксарах были выстроены стены шести предыдущих. Каждый из этих плацдармов выполнил свою тактическую задачу для достижения стратегической цели — продвижение имён чебоксарских фотографов в историю российской фотографии и в мировой художественный контекст.
Первый плацдарм — «Первая межклубная выставка в Чебоксарах». Первая межклубная выставка в Чебоксарах состоялась в ноябре 1979 года. Название выставки «Пусть всегда будет солнце», позаимствованное из одноимённой песни, широко известной на всей территории Советского Союза, символизировало оптимистическую перспективу развития творческой фотографии в Чебоксарах.
На «первом плацдарме» стояли следующие задачи: обозначить знаковых фотографов в Чебоксарах, позиционирующих себя в художественной фотографии; привлечь внимание фотографической общественности Советского Союза к иной структуре художественной выставки, состоящей из общего, специального и виртуального разделов. Обе задачи были выполнены. Имена знаковых фотографов — Юрия Евлампьева, Владислава Михайлова, Евгения Лихошерста очень быстро обозначились не только в Чебоксарах, но и во многих других городах Советского Союза. Неординарность структуры выставки стала хорошим аргументом для целого ряда фотографов страны для их последующего выступления в Чебоксарах.
Второй плацдарм — «Первая неделя фотоискусства Чувашской АССР». Первая неделя фотоискусства Чувашской АССР прошла в декабре 1981 года в Чебоксарах. Первая неделя фотоискусства, как форма популяризации художественной фотографии, стала первой не только в Чебоксарах, но и во всём Поволжье.
«Второй плацдарм» преследовал следующую задачу: создать предпосылки для вектора «Чебоксары как центр художественной фотографии Поволжья». Эта непростая задача была реализована. Уже в 1981 году в Чебоксарах «прописались» такие незаурядные коллективы в Поволжье как творческая группа «Тасма» (г. Казань), фотоклуб «Волга» (г. Горький — ныне г. Нижний Новгород), творческая группа «ФАКТ» (г. Йошкар-Ола — г. Чебоксары), творческая группа «Зеленодольск» (г. Зеленодольск, Татарская АССР). В рамках «Недели фотоискусства» прозвучали персональные экспозиции известных фотографов СССР: Гунара Бинде (г. Рига, Латвийская ССР), Витаса Луцкаса (г. Вильнюс, Литовская ССР), Олега Макарова (г. Москва), Виктора Агеева (г. Рязань), Юрия Теуша (г. Челябинск). Чебоксары в декабре 1981 года также стали тем городом, где была представлена итоговая фотовыставка кругового фотообмена фотоклубов СССР «ФОТООРБИТА 79/80» (организатор — Виктор Агеев, народная фотостудия «Мещера», г. Рязань).
Третий плацдарм — Персональная выставка Юрия Евлампьева в Чувашском государственном художественном музее. К середине 80-х годов ХХ века, когда художественная фотография неформально утвердилась в Чебоксарах, традиционные художники, по–прежнему, её не принимали как вид искусства и, как следствие, не рассматривали свой храм — Чувашский государственный художественный музей, специально построенный к зональной выставке «Большая Волга 1985», как место для паломничества фотографов Поволжья и других регионов СССР.
Третий плацдарм предназначался для изменения сложившейся ситуации в Чебоксарах. Осенью 1986 года сотрудниками Чувашского государственного художественного музея была организована персональная выставка чебоксарского фотографа Юрия Евлампьева. Выставка экспонировалась три дня (как и фотографические экспозиции лофт-проекта 2009 года), но стала тем толчком, который позволил развернуть в последующие годы широкомасштабную акцию по популяризации художественной фотографии для широкой общественности Чебоксар. Период 1987-1992 был годами эйфории для фотолюбителей Чебоксар, Алатыря, Йошкар-Олы, Казани, Зеленодольска, Горького, Москвы, Ленинграда и других городов СССР: ежегодно в стенах Чувашского государственного художественного музея устраивались грандиозные фотографические фестивали.
Четвёртый плацдарм — Проект «Команда Р». К середине 90-х годов ХХ века, когда шумные фотографические фестивали в Чебоксарах остались в прошлом, пришло время сделать текущий срез чебоксарского фотографического бытия и обозначить имена чебоксарских фотографов, потенциальных для реализации фотографических проектов, имеющих шанс получить общественную и государственную поддержку.
Куратор проекта «Команда Р» Юрий Евлампьев в 1995 году в стенах Чувашского государственного художественного музея развернул экспозицию 20 чебоксарских фотографов. Трое из этой группы — Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст, Михаил Ладейщиков — стали стипендиатами государственных стипендий президента России в номинации «Деятель культуры и искусства России», а трое — Андрей Добрынкин, Татьяна Чернова, Татьяна Добрынкина — стипендиатами государственных стипендий президента России в номинации «Молодой автор». В 1999 году была выполнена и вторая часть задачи «четвёртого плацдарма»: творчество знаковых имён чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Владислава Михайлова, Татьяны Черновой, Валерия Багильдинского, Владимира Кириллова, Эдуарда Бека — получило признание, и коллекции работ этих фотографов были включены в коллекцию работ Чувашского государственного художественного музея.
Пятый плацдарм — Сетевой проект «ART-переход.ru». В начале XXI века традиционные формы популяризации чебоксарской фотографии — выставка в музее или в галерее, публикация в газете или даже в книге — стали менее эффективны: зритель перестал ходить в музеи, а информацию стал получать, преимущественно, из глобальной сети Интернет. Именно поэтому «пятый плацдарм» должен был решить задачу получения информации о фотографических процессах ПРАВОБЕРЕЖЬЯ круглосуточно и фатально не привязываясь к определённому географическому месту — Чебоксарам.
Решение лежало на поверхности: создание специализированного интернет-ресурса о современной творческой фотографии в Чебоксарах. Сетевой проект «ART-переход.ru» был запущен 3 сентября 2003 года. Чебоксарский фотографический ресурс «ART-переход.ru» заметно отличался от множества фотосайтов Рунета: на многих российских фотосайтах отсутствует системный подход к отражению художественных процессов в творческой фотографии целого региона или отдельного города, а в основном работает следующая схема — каждый желающий «закидывает» на сайт свои любимые фотографии и пытается среди интернет-сообщества найти сочувствующих.
На ресурсе «ART-переход.ru» представлены творческие фотографы в Чебоксарах, которые и в XXI веке продолжают свою творческую деятельность, а также те российские фотографы, которые представляли своё творчество в Чебоксарах. С 2004 года ведётся перечень выставок и акций (см. «2004», «2005», «2006», «2007», «2008», «2009», «2010»), прошедших в Чебоксарах, а также перечень, отражающий участие чебоксарских фотографов в выставках и акциях в России или в Зарубежье. Ресурс «ART-переход.ru» уделяет большое внимание молодым чебоксарским фотографам шестой генерации и помогает им в становлении на художественном поприще.
Шестой плацдарм — Проект «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД». С появлением ресурса «ART-переход.ru» перед чебоксарскими фотографами ставится новая задача : художественный процесс в творческой фотографии ПРАВОБЕРЕЖЬЯ должен быть доведён до системы с открытой архитектурой и, тем самым, полностью соответствовать концепции периода ОТКРЫТЫЙ чебоксарского фотографического бытия.
Задача шестого плацдарма была решена в художественном проекте «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД». Открытая архитектура этого проекта построена на нескольких уровнях: на первом уровне в состав участников проекта включены не только фотографы, но и журналисты, искусствоведы, кураторы; на втором уровне к проекту были подключены представители других городов России — Москвы, Вятки, Ижевска, Воткинска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга; на третьем уровне были развёрнуты виртуальные специализированные площадки: на ресурсе PHOTOGRAPHER.RU — обсуждение персональной выставки Юрия Евлампьева «ПереХОД», а на ресурсе PHOTOLINE.RU — обсуждение статьи ПЕШЕХОД из «ПереХОД»а Юрия Гавриленко, к этому же уровню можно отнести и ряд других ресурсов, где активно шло вторичное обсуждение процессов основных площадок.
Седьмой плацдарм — Лофт-проект «ПЛАЦДАРМ». Седьмой плацдарм в Чебоксарах возник как логическое продолжение шести предыдущих. В течение 2007-2009 годов сформировалась седьмая генерация чебоксарских фотографов. Кто-то успел уже «проявиться» в творческой фотографии, а большая часть этой группы так и осталась на уровне любительских фотофорумов с зашифрованными именами. В то же время фотографы шестой и седьмой генерации исторически должны прийти на смену чебоксарским фотографам первой и второй генерации. Лофт-проект «ПЛАЦДАРМ», став открытой площадкой как для молодых, так и старших поколений, стал той формой, где седьмая генерация могла открыто заявить о себе и сказать — «Мы существуем!»
В чей же адрес должно было прозвучать заявление фотографов седьмой генерации? Лофт-проект изначально не был рассчитан для широкой общественности Чебоксар, следовательно, заявление не предназначалось для неё. Поскольку проект был «заточен» на цеховую общественность, то кто из цеховой общественности должен был принять этот сигнал? Маловероятно, что посыл был обращён к самим себе, т.е. к окружению седьмой генерации: они насмотрелись друг на друга на фотофорумах и в фотостудии Дмитрия Репина. Возможно, сигнал был обращён к фотографам более ранних генераций. Но там, в лучшем случае, можно было лишь услышать одобрение без какой-либо перспективы.
Таким образом, напрашивается единственный вариант: заявление звучало в адрес фотографических кураторов. Иного и быть не могло: на многочисленных российских и зарубежных выставках молодые фотографы стремятся к одному — заявить о своём существовании кураторам. На лофт-проекте были представлены два фотографических куратора: Артём Чернов, представляющий репортажную фотографию и Юрий Евлампьев, представляющий арт-фотографию. Поскольку среди фотографов седьмой генерации нет представителей репортажной фотографии, то оказывается посыл мог быть обращён лишь к Юрию Евлампьеву. Именно этим вариантом воспользовались молодые фотографы из Москвы (фотошкола «ИЗВЕСТИЯ»). Почему не состоялась встреча чебоксарских фотографов седьмой генерации с чебоксарским куратором — вопрос к организаторам лофт-проекта. Благоприятный исторический шанс в декабре 2009 года был упущен.
Семь плацдармов фотографического ПРАВОБЕРЕЖЬЯ Чебоксар являют собой особенности становления и развития современной творческой фотографии в Чебоксарах. Впереди — следующие плацдармы. Но важно понять, что каждый плацдарм возникает не на пустом месте, и должен формироваться как логическое продолжение всех предыдущих: вектор движения задан ещё 30 лет назад, в далёком 1979 году.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»
7 декабря 2009 г.