Корреспондент: Ваше имя, известное
больше на российских фотографических просторах, малоизвестно
для широкой общественности в Чебоксарах. Расскажите немного
о себе.
Юрий Евлампьев:
Творческой фотографией начал заниматься в 1973 году в народной
фотостудии «Мещера» (Рязань), руководимой известным российским
фотографом Виктором Агеевым. В 1977…1979 гг., находясь у истоков
возникновения группы «Факт» (Йошкар Ола), я сгенерировал основные
её творческие принципы, которые успешно репродуцировали остальные
члены группы в течение последующего десятилетия совместной
работы.
В 1980…1990 гг. формировал фотографическую
школу в Чебоксарах. Основными характерными чертами этой творческой
школы стали: стремление к метафизической фотографии, культивирование
индивидуальных изобразительных программ, использование предметной
черно-белой фотографии.
В 1991…1994 гг. (период
«Затишье»)
был связан с преподавательской деятельностью
в Академии фотоискусства (Чебоксары),
а также занимался разработками в области
измерения мощности импульсного света,
широко применяемого при фотографических
съёмках объектов с недостаточной освещенностью.
В период «Локальный»
(Чебоксары, 1995…2001) сгенерировал
и начал работу над глобальным проектом
«Чебоксары как феномен фотографического
бытия», основной целью которого является
популяризация чебоксарской фотографии
и чебоксарских фотографов. Этапными
выставками этого периода стали — «Фотографическая
выставка Команды Р» (Чебоксары,
1995) и выставка «Пришедшее», (Чебоксары,
2001). В 1996 году являлся стипендиатом
государственной стипендии президента
России в номинации «Деятель культуры
и искусства России». В этот же период
мною были организованы творческие
группы: «Команда Р» (10.1994…06.1995)
и «Команда 605» (06.2001…06.2002).
Корреспондент: Мне известно,
что с 2002 года чебоксарское фотографическое бытиё перешло
в период «Открытый». Какова концепция этого периода и что
уже сделано?
Юрий
Евлампьев: Историю периода
«Открытый»
будут строить чебоксарские фотографы
шести поколений. Для чебоксарских
фотографов новый период должен стать
возможностью продолжения формирования
своих наработок в части произведённого
выбора, а также этапом генерации модифицирования
своего творчества, в основе которого
должна стоять чебоксаская фотографическая
школа. Период «Открытый» будет базироваться
на принципе открытой архитектуры с
обязательным фактом прогресса в диапазоне
от освоения новых фотографических
направлений в творчестве до освоения
новых фотографических технологий.
Открытая архитектура, не привязывая
конкретного фотографа к определённому
географическому месту или к определённой
команде, позволит мобильно концентрироваться
на нужном направлении своего развития
и тем самым достигать предсказуемого
результата с демонстрацией факта прогресса.
Открытая архитектура, в конечном итоге,
должна сформировать благоприятные
условия для продвижения современного
фотоискусства в провинциальный поволжский
городок Чебоксары, а также условия
для продвижения имён чебоксарских
фотографов в историю российской фотографии.
Важным элементом
концепции периода «Открытый» является
идентификация сгенерированных творческих
шагов фотографа. Этот элемент был
плодотворно реализован в проекте «Команда 605»
в рамках II-го международного фестиваля
фотографии «PRO ЗРЕНИЕ»
(Нижний Новгород, 2002). Другой значимый
элемент в концепции — генерация идей
и технологий. Удобная форма озвучивания
этого элемента — семинар по творческой
фотографии. В ноябре 2002 г. мной
был организован и проведён первый
научно-практический семинар «Фотографы
с двух берегов одной реки. Чебоксары,
Йошкар-Ола» (обзор семинара опубликован
в журнале «Новый ЛИК, 2002, №2»).
Корреспондент: Чебоксарские фотографы
в последние полтора года встречаются в стенах художественного
музея. Чем приглянулось для них это место?
Юрий
Евлампьев: Чебоксарские
фотографы изначально были соориентированы
на фотографическое искусство. А оно
является частью изобразительного искусства.
Поэтому логичным было решение встречаться
в художественном музее — храме изящных
искусств. С другой стороны, Чувашский
государственный художественный музей
ещё в начале 80-х начал сотрудничать
с чебоксарскими фотографами, и в нём
сформировались определённые традиции
популяризации фотоискусства. В-третьих,
фотография как искусство, построенное
на определённых технологиях, получила
бурное развитие с приходом информационных
технологий и эти технологии стали
культивироваться в художественном
музее. И я думаю, обоюдное сотрудничество
в этой области будет полезным обеим
сторонам. Чебоксарские фотографы,
к примеру, могли бы озвучить свой
опыт в области оцифровки реальных
объектов, изображений, документов.
Накоплен немалый опыт по биографической
и библиографической идентификации
творческих персоналий и формированию
специализированных архивов. Также
имеется опыт по формированию, вёрстке
художественных каталогов и представлению
многогранной деятельности музея в
виртуальном интернет-пространстве.
Художественный музей, в свою очередь,
мог бы выступить в роли популяризатора
творчества чебоксарских фотографов
как на основе вновь создаваемых коллекций,
так и тех коллекций фотографов, которые
имеются в запасниках музея.
Корреспондент: 2003 год — год
юбилейный для чебоксарских фотографов: 25 лет совместной творческой
деятельности. Каковы планы у фотографов?
Юрий Евлампьев:
В 2003 году наложились, по крайней мере, два события: с одной
стороны это 25 лет совместной творческой деятельности чебоксарских
фотографов, а с другой — в 2003 году Чебоксары на конкурсной
основе признаны культурной столицей Приволжского федерального
округа. Являясь куратором проекта «Чебоксары как феномен фотографического
бытия», я сделал предложение группе чебоксарских фотографов
выступить с персональными выставками в этот примечательный
год. Предложение было воспринято и в настоящий момент каждый
из них начал формирование своей выставки. Персональные выставки
будут нацелены на идентификацию творчества автора, выявление
характерных стилевых признаков в его работах, а также на популяризацию
фотографического искусства в своём родном городе. Важным моментом
2003 года станет переход чебоксарских фотографов от аналоговой
фотографии к технологиям цифровой фотографии, предпосылки
для этого имеются: в Чебоксарах появились полноценные цифровые
«минилабы». На первом этапе внедрения этих технологий первичный
материал ещё будет фиксироваться на традиционную плёнку, но
с последующей оцифровкой и предпечатной подготовкой, а на
втором — на всех этапах технологической цепочки будут присутствовать
только цифровые технологии.
Корреспондент: Имеется ли преемственность
в шести поколениях чебоксарских фотографов?
Юрий
Евлампьев: В начале
восьмидесятых прошлого столетия сформировалась
Чебоксарская фотографическая школа,
которая приобрела с первых шагов свою
уникальность и была замечена не только
в нашей стране, но и на Западе. Появилось
немало фотографов — последователей
этой школы далеко за пределами Чебоксар.
Однако не каждый в шести поколениях
чебоксарских фотографов смог рассмотреть
плодотворность концепции этой школы
и последовать ей. В результате эти
фотографы не смогли выйти на российский
уровень. Во второй половине девяностых
с появлением технологии массовой фотографии
на основе «мыльниц» и «минилабов»
как будто бы каждый второй стал за
одну ночь фотографом, но эта технология
оказалась призраком: она не принесла
новых фотографических имён Чебоксарам.
Не содействовали формированию творческих
фотографов и специальные фотоконкурсы
«Народная фотография». Фотограф, как
и художник, формируется в течение
многих лет и при условии, что рядом
есть учитель и что в самом человеке
есть стремление стать творцом. Сегодня
среди последователей Чебоксарской
фотографической школы в Чебоксарах
есть и школьник,
и пенсионер,
и люди иных возрастов. Важно лишь
то, что каждое следующее поколение
фотографов, впитав предыдущий опыт,
должно идти дальше своих предшественников.
Таков неумолимый ход истории.
1 марта 2003 года, г.
Чебоксары, Россия
Источник информации:
еженедельник «Столица Ч» (г. Чебоксары).
— 2003. — №23 (1 марта 2003 г.). —
С.
4. |