80-годы ХХ века стали для чебоксарских фотографов временем формирования своих персональных художественных миров и годами, когда были сделаны основные наработки. Наработанное позволило позиционировать региональную составляющую, которая уже могла претендовать на художественную школу, получившую в последующем вполне конкретное название — Чебоксарская фотографическая школа.
90-е годы ХХ века сфокусировали вопрос о сохранении художественного наследия чебоксарских фотографов в пространстве современной творческой фотографии. Не случайно в эти годы был запущен проект «Чебоксары как феномен фотографического бытия», в рамках которого начался процесс осмысления и систематизации наработок чебоксарских фотографов.
1999 год стал началом формирования коллекции фотографии в Чувашском государственном художественном музее (ЧГХМ). К этому времени чебоксарские фотографы обладали уже достаточной зрелостью, чтобы преподнести некоторые свои работы ЧГХМ, а в самом музее одна из сотрудниц — Татьяна Чернова (являющаяся типичным представителем Чебоксарской фотографической школы и государственным стипендиатом в области фотографии) была готова взять на себя ответственность за формирование коллекции современной творческой фотографии в музее.
Дарению фотографий музею предшествовала выставка чебоксарских фотографов «Чебоксары как фотографический феномен. Юбилейная выставка НФС «Ракурс» (ЧГХМ, апрель-май 1999). Татьяна Чернова как куратор этой выставки представила широкой и профессиональной общественности потенциальных авторов для включения в будущую коллекцию фотографии, а уже в ноябре 1999 года она организовала первую выставку из коллекции ЧГХМ — «Рождение новой коллекции». Чернова, став в последующем исполнителем по описанию фотографической коллекции, а фактически куратором этой коллекции, стала активно её популяризировать, выставляя фотографии из коллекции на различных художественных выставках ЧГХМ в первой половине нулевых годов XXI века.
Новые возможности в популяризации фотографий из коллекции возникли в 2011 году, когда в ЧГХМ была развёрнута постоянная экспозиция современной художественной фотографии, ставшая одним из разделов музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность». Татьяна Чернова с этого момента выступает постоянным куратором выставок, сформированных из коллекции фотографии ЧГХМ.
С опытом своей деятельности в качестве куратора коллекции Татьяна Чернова щедро делится с коллегами как из музейного сообщества, так и с коллегами по творческому цеху в фотографии. В октябре 2011 года она выступила на Х Петровских чтениях в Чувашском Национальном музее (Чебоксары, Россия), в октябре 2012 года ею сделано сообщение на акции «Круглый стол в ЧГХМ» (Чебоксары, Россия), а 22 мая 2013 года она выступила с докладом в РОСФОТО (Санкт-Петербург, Россия).
Изображение на негативе или на матрице — это ещё не фотография. Изображение на фотобумаге — это также не фотография, если этот отпечаток «ушёл в стол». Изображение на фотобумаге может претендовать на фотографию, если оно хотя бы единожды было представлено на выставке. А если эта фотография в последующем оказалась в коллекции музея, то у такой фотографии появляется шанс быть вписанной в отечественный или даже в мировой художественный контекст.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».
6 июля 2013 г.