ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК ВХОД В ФОТОГРАФИЮ 
Последнее обновление страницы: 22 октября 2012 г.  18:00  

 

   

ФЕСТИВАЛЬ КАК ВХОД В ФОТОГРАФИЮ

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ В ЧЕБОКСАРАХ – 2012
Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары, Россия
28 июня — 1 июля 2012 года

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»
22 сентября 2012, Чебоксары, Россия

ART-переход.ru: 22 октября 2012 г.


   
   
  



 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ В ЧЕБОКСАРАХ – 2012.

В сентябре 2012 года Юрий Евлампьев пересёк
39-ти летний рубеж персонального фотографического бытия.

На фотографии запечатлён:

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

Фотография и текст куратора творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 30 июня 2012 г.

 

 

 

Каждое знаковое фотографическое событие на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ географической широты Чебоксар даёт повод, чтобы оглянуться назад, проанализировать уже наработанное, охарактеризовать особенности бытия текущего дня, скорректировать вектор развития, обозначить перспективные задачи и выстроить прогнозы на будущее. Очередным знаковым событием в Чебоксарах стал Международный фестиваль молодёжной фотографии, прошедший летом 2012 года.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

22 октября 2012 г.
Чебоксары, Россия

 




  

 

 

 

 

 

ФЕСТИВАЛЬ КАК ВХОД В ФОТОГРАФИЮ

 

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. По направлению к себе (серия, 5 листов). Лист 3 — Окно и  стулья. 2011.
Цветная фотография.

  

Международный фестиваль молодёжной фотографии в Чебоксарах, являясь неординарным событием, предложил чебоксарским фотографам и гостям фестиваля большой объём визуального материала, встречу с известными фотографами России и других стран. Состоявшийся фестиваль относится не только к тому событию, где созерцание преобладает над другими процессами, но и к событию, которое должно подвигнуть к анализу достигнутого и произвести постановку задач на будущее. Прошедший фестиваль в Чебоксарах мог бы выступить также и вратами для входа в пространство фотографии и не только для тех, кто ещё туда не входил, но и для тех, кто из этого пространства вышел или выпал...

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФОТОФЕСТИВАЛЕЙ В ЧЕБОКСАРАХ

Международный фестиваль молодёжной фотографии в Чебоксарах в 2012 году оказался далеко не первым. Первый фестиваль в Чебоксарах состоялся 30,5 лет назад —4-7 декабря 1981 года. Первый фестиваль под названием «Неделя фотоискусства Чувашской АССР» возник не на пустом месте: к этому времени чебоксарский фотоклуб «Ракурс» успел выстроить творческие отношения с фотографами Горького (ныне — Нижний Новгород), Йошкар-Олы, Казани; провёл межклубную фотовыставку «Пусть всегда будет солнце»; начал участвовать в круговом обмене фотоколекциями (организатор — Виктор Агеев, НФС «Мещера», Рязань) между фотоклубами СССР. Одним словом — Чебоксары в СССР приобрели репутацию фотографического города.

Фестивальные постоянные экспозиции были размещены в Выставочном зале на улице Константина Иванова в здании, примыкающем к кинотеатру «Родина». Среди экспозиций можно было увидеть:
выставку поволжских фотоклубов: группа «Тасма» (Казань), группа «Факт» (Йошкар-Ола), фотоклуб «Волга» (Горький), фотоклуб «Ракурс (Чебоксары: фотоклуб был представлен следующими фотографами — Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст, Борис Иванов);
итоговую выставку «Фотоорбита 79-80» (третий круговой обмен, Чебоксары были представлены фотографами — Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);
- персональную выставку «Гунар Бинде» (фотохудожник, Рига, Латвийская ССР);
- персональную выставку «Олег Макаров» (фотокорреспондент, АПН, Москва).
А фестивальные сменные экспозиции были показаны в туристическом комплексе «Сюктерка», где были размещены многочисленные гости и чебоксарские фотографы.

За первым фестивалем последовал второй — «Неделя фотоискусства Чувашской АССР» в апреле 1983 года, который прошёл в Республиканской библиотеке города Чебоксары. Третий и последующие фестивали прошли в главном здании Чувашского государственного художественного музея в 1987, 1988, 1989, 1990 гг. Таким образом, фотографический фестиваль 2012 года вернулся в Художественный музей через 25 лет и 3 месяца с момента проведения первого фестиваля в музее.

Международный фестиваль молодёжной фотографии в Чебоксарах, сориентированный на молодых фотографов, взял в свой оборот семь генераций чебоксарских фотографов. На каждой генерации фестиваль, безусловно, оставил свой след, но стал ли этот след новым импульсом в фотографическом бытии каждой персоны — покажут ближайшие годы.

 

ИСТОРИЯ УЧАСТИЯ ЧЕБОКСАРСКИХ МОЛОДЫХ ФОТОГРАФОВ В КОНКУРСАХ «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ»

История участия чебоксарских молодых фотографов в конкурсе «Молодые фотографы России» началась в 2002 году (в начале нулевых годов XXI века этот конкурс ещё не был самостоятельным и проходил как категория в конкурсах «Пресс фото России» и «Арт фото России»). В 2002 году Евгений Петров из Чебоксар участвует в 7-ом ежегодном конкурсе «Пресс фото России 2002» и становится лауреатом в категории «Молодые фотографы России 2002». В 2003 году от Чебоксар участвует молодой фотограф Никита Евлампьев в конкурсе «Арт фото России 2003». В 2004 и в 2005 годах от Чебоксар не было участников среди молодых фотографов.

Вторая половина нулевых годов XXI века оказалась более насыщена участниками от Чебоксар в уже самостоятельном конкурсе «Молодые фотографы России»:
- в 2006 году участвует — Иван Михайлов — один фотограф (участник итоговой выставки и лауреат конкурса);
- в 2007 году — Иван Михайлов и Юлия Ведерникова — два фотографа (из них: участники итоговой выставки — 2 фотографа);
- в 2008 году — Иван Михайлов и Юлия Ведерникова — два фотографа (из них: участники итоговой выставки — 2 фотографа);
- в 2009 году — Юлия Ведерникова и Иван Ярмощук — два фотографа (из них: участники итоговой выставки — 2 фотографа);
в 2010 году — Васильева Наталия, Ведерникова Юлия, Николаев Алексей, Шевнина Елена, Щегольков Александр, Ярмощук Иван — 6 фотографов. Из них: участники итоговой выставки — 2 фотографа (Юлия Ведерникова, Иван Ярмощук), лауреат конкурса — 1 фотограф (Юлия Ведерникова);
- в 2011 году — Александрова Оксана, Ананьева Татьяна, Ведерникова Юлия, Гиндина Елизавета, Емельянов Борис, Ефимов Юрий, Захарова Екатерина, Иванов Сергей, Ильин Максим, Краснослабодцева Альбина, Курбатова Наталья, Куруленко Дмитрий, Лапин Алексей, Логвиненко Елизавета, Мартынова Анна, Притиск Юрий, Ярмощук Иван — 17 фотографов. Из них: участники итоговой выставки — 3 фотографа (Борис Емельянов, Юрий Притиск, Иван Ярмощук); лауреат конкурса — 1 фотограф (Юрий Притиск);
- в 2012 году — Александрова Дарья, Андрианов-Куданов Дмитрий, Белоусова Мария, Богусловский Георгий, Виссарионова Наталья, Георгиева Ксения, Громова Ксения, Дуткин Николай, Емельянов Борис, Иванова Евгения, Кириллова Надежда, Краснослабодцева Альбина, Логвиненко Лиза, Мусинский Антон, Нагорнова Дарья, Павлова Анастасия, Пантелеева Татьяна, Петров Алексей, Петрова Любовь, Попов Алексей, Савельева Лидия, Сайкова Анастасия, Щегольков Александр, Щербаков Евгений, Яклич Александра, Ярмощук Иван — 26 фотографов. Из них: участники итоговой выставки — 4 фотографа (Дмитрий Андрианов-Куданов, Мария Белоусова, Ксения Громова, Иван Ярмощук); лауреатов конкурса — 2 фотографа (Дмитрий Андрианов-Куданов, Иван Ярмощук).

Приоритетным критерием результативности участия в конкурсе можно считать не столько получение статуса лауреата конкурса, сколько — неоднократное прохождение на итоговую выставку и, соответственно, в каталог выставки. Участие в итоговой выставке лишь одного конкурса несёт налёт «случайности», участие в итоговой выставке двух и более конкурсов — есть уже закономерность. Закономерную результативность имеют следующие чебоксарские фотографы: Юлия Ведерникова (2007, 2008, 2009, 2010) и Иван Ярмощук (2009, 2010, 2011, 2012) — участники 4-х конкурсных итоговых выставок, Иван Михайлов (2006, 2007, 2008) — участник 3-х конкурсных выставок. Участниками одной конкурсной выставки стали — Борис Емельянов (2011), Юрий Притиск (2011), Мария Белоусова (2012), Ксения Громова (2012). При этом для Притиска — 2011 год, а для Емельянова — 2012 год стал последним годом их возможного участия в конкурсе: к настоящему моменту они перешли 35-ти летний рубеж. Оба не использовали благоприятный период с 2006 по 2010 гг.: итоговые выставки проходили в Нижнем Новгороде. Косвенно их неучастие в конкурсах можно объяснить пассивным созерцанием художественных процессов, происходящих на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ.

 

ЧЕБОКСАРСКИЕ ФОТОГРАФЫ НА ФЕСТИВАЛЕ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ — 2012

Основные группы участников

В фестивале  приняли участие три поколения чебоксарских фотографов:
старшее поколение: первая генерация чебоксарских фотографов (1978-1983), вторая генерация чебоксарских фотографов (1984-1985);
среднее поколение: третья генерация чебоксарских фотографов (1987-1988), четвёртая генерация чебоксарских фотографов (1990-1994);
младшее поколение: шестая генерация чебоксарских фотографов (2000-2006), седьмая генерация чебоксарских фотографов (2007-2012).
Примечание — Деление на поколения произведено не по возрастному признаку, а по признаку прихода в творческую фотографию в Чебоксарах (в качестве признака выступает номер генерации чебоксарских фотографов, где номер генерации — есть объективная данность, существующая помимо воли фотографа).

Старшее поколение было представлено творческой группой «ПРИБЛИЖЕНИЕ» (Юрий Евлампьев, Валерий Железняков, Татьяна Чернова, Валерий Багильдинский, Владимир Кириллов), а также фотографами, отошедшими от художественных фотопроцессов в Чебоксарах в течение периода 1996-2006 — Владиславом Михайловым, Евгением Лихошерстом, Борисом Михайловым, Геннадием Ивановым, Сергеем Шкурло.
Деятельность группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» хорошо известна в Чебоксарах и с 2005 года группа позиционирует себя в следующем:
- генерация и реализация творческих проектов;
- формирование выставок как в реальном, так и в виртуальном пространстве;
- формирование акций как способа решения текущих задач;
- визуализация художественных процессов фотографического ПРАВОБЕРЕЖЬЯ.
Более подробно с деятельностью группы можно ознакомиться на тематической странице — «Творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ». Образовательный проект. Краткое описание».

Среднее поколение было представлено фотографами, продолжающими позиционировать себя как творческие фотографы —  Андреем Чумаковым, Дмитрием Репиным, Валерием Панфиловым, Ильёй Степановым и фотографами, отошедшими от художественных фотопроцессов в Чебоксарах — Андреем Добрынкиным, Сергеем Кузьминым.

Младшее поколение было представлено с одной стороны фотографами, активно участвующими в художественных фотопроцессах в Чебоксарах — Иваном Ярмощуком, Марией Белоусовой; фотографами, заявившими о себе в 2011-2012 годах — Дмитрием Андриановым-Кудановым, Ксенией Громовой, а также фотографами, которых пока можно отнести лишь к числу сочувствующих творческой фотографии в Чебоксарах.

Упущенный шанс Репина

Среднее поколение фотографов, сформировавшись в период проведения фотографических фестивалей в Чебоксарах — 1987-1990, активно участвовало в художественных процессах ПРАВОБЕРЕЖЬЯ в конце 80-х и в 90-х годах ХХ века. Например, деятельность Андрея Добрынкина в качестве издателя фотографического вестника «Ретикуляция» (вестник как периодическое издание распространялся в СССР и в России в период 1989-1999 гг.) и в качестве куратора фотографических галерей — «6х7», «АртФОТО» была хорошо известна среди фотографической общественности не только в Чебоксарах, но и во всей России.

Однако, деятельность среднего поколения фотографов в нулевых годах XXI века угасла. В этот период (а точнее в первой половине нулевых годов) старшее поколение чебоксарских фотографов совместно с молодыми фотографами (которые оформились в шестую генерацию — 2000-2006) формировали фотографическое бытие в сообществе «Чебоксарский фотоклуб». Фотоклуб в тот период уже был сориентирован на проектную деятельность, которая проявилась наиболее концентрированно во второй половине нулевых годов в творческой группе «ПРИБЛИЖЕНИЕ» — новом формате сообщества «Чебоксарский фотоклуб».

Наработки группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ», а также наработки чебоксарских фотографов шестой генерации подтолкнули Дмитрия Репина (представителя среднего поколения чебоксарских фотографов) в марте 2008 года к организации нового фотоклуба в Чебоксарах, который в дальнейшем приобрёл название «ФотоСреда». Изначально деятельность клуба была сориентирована на все генерации чебоксарских фотографов, но с выраженным приоритетом этой деятельности — на седьмую генерацию (2007-2012). С первых месяцев работы фотоклуба старшее поколение чебоксарских фотографов (первая и вторая генерация) не вписалось в новое сообщество, а третья и четвёртая генерация (за исключением Андрея Чумакова) уже не занималась творческой фотографией. Таким образом, Репин (представитель четвёртой генерации) начал работу, прежде всего, с фотографами шестой и седьмой генераций, т.е. с младшим поколением чебоксарских фотографов. Исходная конфигурация нового фотоклуба была вполне логичной: отсутствие старшего поколения не создавало прецедента, когда старшие, якобы, «притесняют» младших.

На старте нового сообщества, естественно, было много эйфории и некоторым казалось, что новый фотоклуб будет в скором времени «греметь» на всю Россию или, как минимум, своими наработками затмит творческую группу «ПРИБЛИЖЕНИЕ». Но руководитель фотоклуба Дмитрий Репин, к сожалению, не имел опыта в части менеджмента фотоклубной деятельности:
- в НФС «Ракурс» (в период 1989-1991) он был ещё слишком молод, чтоб разобраться в клубных процессах;
- в фотографическом сообществе «Чебоксарский фотоклуб» (в период 1992-1997) он не только не выступал инициатором каких-либо фотографических акций, но и не использовал время даже для формирования себя как фотографа с выраженным стилем;
- как чебоксарский фотограф четвёртой генерации не изучал в период 2002-2012 традиции Чебоксарской фотографической школы;
- в период 2005-2012 не интересовался деятельностью группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

И уже, очень скоро, активные фотолюбители, обозначившие себя в фотоклубе «ФотоСреда», стали «разбегаться в разные стороны» и создавать свои сообщества:
- лофт проект «Плацдарм» (с августа 2009) — Иван Ярмощук;
- «Центр визуальной антропологии» (с декабря 2009) — Эдуард Кранк;
- творческая площадка «Узел связи / HUBspase» (с сентября 2010) — Иван Ярмощук
- «Клуб любителей плёночной фотографии» (с мая 2011) — Александр Мовчан;
- «ЧФ» (с 4 июля 2011);
- мастер-класс по пейзажной арт-фотосъёмке от Юрия Притиска (с ноября 2011) — Юрий Притиск.

К апрелю 2011 года деятельность фотоклуба «ФотоСреда» прекратилась. За три года жизненного цикла клуба Дмитрий Репин не провёл ни одной отчётной выставки клуба и фотографическая общественность Чебоксар так и не смогла внятно увидеть состав клуба. Предпринятые им поездки членов фотоклуба на итоговые выставки конкурса «Молодые фотографы России» в 2009 и в 2010 годах в Нижний Новгород не способствовали появлению новых имён чебоксарских фотографов среди седьмой генерации, которых он курировал.

В сентябре 2011 года в Чебоксарах открылась итоговая выставка «Молодые фотографы России — 2011», привезённая из Казани, где в июле 2011 года состоялся «МОЛОДЕЖНЫЙ ФОТОФЕСТИВАЛЬ». Экспонирование итоговой выставки в Чебоксарах, а также приезд Андрея Баскакова (15 декабря 2011 года) с намерением провести «Молодёжный фотофестиваль» в Чебоксарах  должны были кардинально повлиять на молодых фотографов как в части участия во всероссийском конкурсе «Молодые фотографы — 2012», так и в части участия в программе фестиваля «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ФОТОГРАФИИ В ЧЕБОКСАРАХ — 2012» (28 июня — 1 июля 2012). Однако, итоговая выставка «Молодые фотографы России — 2011» была встречена сдержанно: не был проведён «Круглый стол» фотографической общественности Чебоксар, а на Чебоксарском фотофоруме не наблюдалось никаких страстей. На этом этапе Дмитрий Репин мог бы сформировать общий вектор для молодых чебоксарских фотографов для их последующего участия в предстоящем фестивале в Чебоксарах. Но отсутствие опыта, а также прекращение деятельности фотоклуба «ФотоСреда» не позволили Репину произвести «арт-подготовку» накануне не рядовых фотографических событий в Чебоксарах в июне 2012 года.

Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на фестивале

Пассивная позиция по отношению к фестивалю проявилась не только у Репина и у бывших членов фотоклуба «ФотоСреда», но и в других сообществах в Чебоксарах: «творческая площадка «Узел связи / HUBspase», «Центр визуальной антропологии», творческая группа «Дикий пиксел», «Клуб любителей плёночной фотографии». На этом пассивном фоне отличилась творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ»:
- 6 января 2012 года было проведено портфолио ревю для молодых йошкар-олинских фотографов (одна из участниц — Александра Лошакова попала в экспозицию и в каталог итоговой выставки);
- 11 февраля 2012 года было проведено портфолио ревю для молодых чебоксарских фотографов (двое участниц — Мария Белоусова и Ксения Громова попали в экспозицию и в каталог итоговой выставки);
- члены группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» — Юрий Евлампьев, Татьяна Чернова, Валерий Багильдинский, Валерий Железняков, Владимир Кириллов стали участниками одной из фестивальных выставок «Чебоксарские фотографы 1980-х годов»;
- в дни работы фестиваля (28 июня – 1 июля 2012) члены группы активно участвовали в работе фестиваля: Татьяна Чернова в статусе куратора экспозиционных площадок Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах; Валерий Железняков в статусе председателя ЧРО ООО «СФР»; Юрий Евлампьев в статусе web-редактора сайта «ART-переход.ru»; Владимир Кириллов в статусе фотографа фестиваля.

 

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАТА ФЕСТИВАЛЯ

Как только конкурс «Молодые фотографы России» стал самодостаточным в 2005 году, то итоговую выставку решено было провести не в Москве, а в одном из региональных городов России — Нижнем Новгороде, поволжском городе с богатыми фотографическими традициями. Город настолько приглянулся главному организатору конкурса Союзу фотохудожников России, что итоговые выставки конкурса экспонировались в Нижнем Новгороде в течение 6 лет: с 2005 по 2010 год. В 2010 году было принято хорошее решение: проводить итоговые выставки конкурса в разных городах России. Эстафету от Нижнего Новгорода принял город Казань в 2011 году, а из Казани итоговая выставка очередного конкурса переехала в 2012 году в город Чебоксары. Эти два новых города оказались «случайно» — поволжскими городами, а также они оказались «случайно» — городами, где сильны фотографические традиции.

Вполне закономерным во всех трёх городах выглядело приглашение местной фотографической общественности к участию в программе конкурсных событий. Не стали исключением в этом и Чебоксары: в фестивале фотографии приняли участие семь генераций чебоксарских фотографов. Но всё же потенциал фотографических Чебоксар был реализован не полностью. Во-первых, уже с запуском конкурса в январе 2012 года можно было бы запустить на сайте «Союз фотохудожников России» процесс популяризации фотографического бытия в Чебоксарах, охватывающий период с 1978 по 2012 гг. Во-вторых, познакомить виртуально с творчеством знаковых фотографов Чебоксар. В-третьих, в программу фестиваля можно было бы включить творческую встречу с группой «ПРИБЛИЖЕНИЕ». В-четвёртых, в программу фестиваля напрашивалась дружеская встреча молодых чебоксарских фотографов с молодыми фотографами, приехавшими из разных городов России. В-пятых, представители секретариата «СФР» могли бы провести рабочую встречу с членами ЧРО ООО «СФР», на которой можно было бы выстроить диалог «Москва — Чебоксары». Однако, пять прозвучавших предложений предполагают иной уровень организации конкурсных и фестивальных событий, а также иной уровень построения работы между столицей и регионами.

Критерии, которые обозначились в выборе городов для итоговой выставки конкурса «Молодые фотографы России» — «поволжский город», «город с фотографическими традициями» можно было бы застолбить. Логика этих критериев выводит организатора конкурса — «СФР» в 2013 году в город Самара. Дополнительными аргументами в пользу Самары могли бы послужить: и семеро самарских участников итоговой выставки, и массовый десант самарцев в Чебоксары в июне 2012 года, и успешное участие молодых самарских фотографов в блиц-конкурсе чебоксарского фестиваля, и присуждение творческой стипендии молодому самарскому фотографу Юлии Зотаниной.

Впереди у чебоксарских молодых фотографов в резерве от трёх до шести месяцев для принятия решения по участию в новом конкурсе «Молодые фотографы России — 2013». Подвинуть молодых фотографов к участию мог бы:
- и вновь организованный сразу после фестиваля в Чебоксарах фотоклуб «Открытая диафрагма» под руководством Эдуарда Кранка;
- и возможный новый фотоклуб Дмитрия Репина, где уже будут встречаться чебоксарские фотографы восьмой генерации (шестая и седьмая генерации ушли из-под крыши уже не существующего фотоклуба «ФотоСреда»);
- и выпускники учебных фотостудий Чебоксар.

Потенциальными участниками конкурса «Молодые фотографы России — 2013» остаются и четыре участника итоговой выставки 2012 года — Иван Ярмощук, Мария Белоусова, Дмитрий Андрианов-Куданов, Ксения Громова. Но у них также имеется шанс повторить поступок 10-ти летней давности одного чебоксарского фотографа шестой генерации: Евгений Петров, став участником итоговой выставки, а также лауреатом в номинации «Молодые фотографы России — 2002», уже в 2003 году вышел из пространства творческой фотографии. Такая перспектива, например, явно вырисовывается у свадебного фотографа Дмитрия Андрианова-Куданова: текучка очень быстро может изолировать его от творческих процессов на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ, а присоединение к сообществу «ЧФ» вряд ли будет способствовать его развитию (лауреат конкурса «Молодые фотографы России — 2011» Юрий Притиск за год общения в «ЧФ» творчески не вырос, скорее наоборот — он впал «в насыщение», из которого не видит выхода).

Но есть у молодых чебоксарских фотографов и другая перспектива — не участвовать в конкурсе «Молодые фотографы России — 2013». А высвободившиеся ресурсы использовать для изучения традиций Чебоксарской фотографической школы, истории чебоксарского фотографического бытия, а также для участия в фотографических проектах «Молодые фотографы Чебоксар», «Творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ». А признание к молодым фотографам придёт, если они будут жадно впитывать опыт прошлого. А, как хорошо известно, БЕЗ ПРОШЛОГО НЕ ПОСТРОИШЬ БУДУЩЕГО.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

22 сентября 2012 г.
Чебоксары, Россия

 

  

  


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. В галерее (серия, 5 листов). 2009.
Лист 1 — Юрий Евлампьев, чебоксарский фотограф.
Цветная фотография.

  

 

 

 


 


 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ФОТОФЕСТИВАЛЯ-2012 В ЧЕБОКСАРАХ

 

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Российский фотографический конкурс
[Приведены условия участия в конкурсе «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=339
— (29 декабря 2011 г.)

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Конкурс фотографических проектов
[Приведены фотографические проекты, представленные на конкурс «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Young_Russian_Photographers_2012.php?smod=1
— (10 января 2012 г.)

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Конкурс мультимедийных проектов
[Приведены мультимедийные проекты, представленные на конкурс «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=369
— (28 февраля 2012 г.)

 

4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Итоги первого тура конкурса
[Информация об итогах первого тура конкурса «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=390
— (27 апреля 2012 г.)

 

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Программа фестиваля
[Приведена программа фестиваля, а также состав жюри второго тура конкурса «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=390
— (24 мая 2012 г.)

 

6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Итоги второго тура конкурса
[Информация об итогах второго тура конкурса «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=424
— (28 июня 2012 г.)

 

7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Итоги блиц-конкурса и мультимедийных проектов
[Информация об итогах блиц-конкурса и мультимедийных проектов Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах-2012].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=427
— (2 июля 2012 г.)

 

8. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Обзорная информация о фестивале
[Обзорная информация о Международном фестивале молодёжной фотографии в Чебоксарах на сайте «Чувашский государственный художественный музей»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/foto/index.html
— (2 июля 2012 г.)

 

9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЁЖНОЙ ФОТОГРАФИИ. ЧЕБОКСАРЫ – 2012. Группа в социальной сети «В КОНТАКТЕ»
[Информация и фотохроника о Международном фестивале молодёжной фотографии в Чебоксарах в социальной сети «В КОНТАКТЕ»].
// Сайт «В КОНТАКТЕ»:
http://vk.com/event39173512
— (3 июля 2012 г.)

 

10. СОБЫТИЯ: Чебоксары — Чувашский государственный художественный музей
[Информация о предстоящем открытии Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Журнал «FOTO&VIDEO» (г. Москва). — 2012. — №7. — С.19 (PDF)
— (25 июня 2012 г.)

 

11. Финал конкурса «Молодые фотографы-2012»
[Информация о шести фотографах — участниках Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Сайт «FineArt Russia»:
http://fineartrussia.ru/news/final-konkursa-molodye-fotografy-2012/
— (26 июня 2012 г.)

 

12. Впервые в Чебоксарах с 28 июня по 1 июля в выставочных залах Чувашского государственного художественного музея пройдет Международный фестиваль молодежной фотографии
[Краткая информация о предстоящем открытии четырёх выставок Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Портал «Чебоксары.ru»:
http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=26062012&chapt=culturen&num=1
— (26 июня 2012 г.)

 

13. В Чебоксарах — фейерверк международного фотоискусства!
[Краткая информация о предстоящем открытии Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101731
— (28 июня 2012 г.)

 

14. Попытка реанимации фотографической столицы
[Интервью Риты Кирилловой с членами жюри второго тура российского конкурса «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ - 2012»].
// Блог чебоксарской журналистки Риты Кирилловой «раёк»:
http://ritakirillova.livejournal.com/30898.html
— (29 июня 2012 г.)

 

15. В Чебоксарах продолжается Международный фестиваль молодежной фотографии: объявлены лауреаты конкурса «Молодые фотографы России-2012»
[Краткая информация о программе Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Портал «Чебоксары.ru»:
http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=29062012&chapt=culturen&num=2
— (29 июня 2012 г.)

 

16. В статусе фотографической столицы
[Информация об открытии Международного фестиваля молодежной фотографии в Чебоксарах].
// Сайт газеты «Советская Чувашия»:
http://sovch.chuvashia.com/?p=62268
— (30 июня 2012 г.)

 

17. Выпускник ЧГПУ Иван Ярмощук — лауреат конкурса «Молодые фотографы России-2012»
[Информация об одном из лауреатов конкурса «Молодые фотографы России-2012»].
// Сайт «БЕЗФОРМАТА.RU»:
http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/laureat-konkursa-molodie-fotografi/5143164/
— (2 июля 2012 г.)

 

18. Вяткин
[Интервью Риты Кирилловой с фоторепортером РИА «Новости» Владимиром Вяткиным].
// Блог чебоксарской журналистки Риты Кирилловой «раёк»:
http://ritakirillova.livejournal.com/31078.html
— (4 июля 2012 г.)

 

19. Чувашский государственный художественный музей как организатор мероприятия международного уровня
[Предварительные итоги проведения Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101741
— (11 июля 2012 г.)

 

20. Фотохроника с Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах
[Фотохроника чебоксарского фотографа Татьяны Черновой с Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/fotofest_itogi/fotorep.html
— (11 июля 2012 г.)

 

21. ШЕСТЬ КАДРОВ: В столице Чувашии прошла итоговая выставка всероссийского конкурса «Молодые фотографы - 2012»
[Информация об итоговой выставке всероссийского конкурса «Молодые фотографы - 2012» и выставке «Чебоксарские фотографы 1980-х годов»].
// Газета «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» (г. Москва). — 2012, 12 июля. — №158. — С.20 (PDF)
— (12 июля 2012 г.)

 

22. В дефиците оригинальная фотография
[Интервью с участником Международного фестиваля молодёжной фотографии в Чебоксарах Валерием Железняковым — председателем Чувашского республиканского отделения общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России»].
// Сайт газеты «ГРАНИ»:
http://www.grani21.ru/pub/v-deficite-originalnaja-fotografija
— (14 июля 2012 г.)
// Газета «ГРАНИ» (г. Новочебоксарск). — 2012, 14 июля. — №75. — С.12 (PDF)

 

23. Владимир ВЯТКИН: Фотография воспитала во мне уважение к человеку
[Интервью Риты Кирилловой с фоторепортёром РИА «Новости» Владимиром Вяткиным].
// Сайт газеты «Советская Чувашия»:
http://sovch.chuvashia.com/?p=63090
— (17 июля 2012 г.)
// Газета «Советская Чувашия» (г. Чебоксары). — 2012, 17 июля. — С.3

 

24. К вопросу о преемственности ...
[Георгий Исаев об исключительности поволжского городка — Мариинский Посад].
// Блог чебоксарского фотографа Георгия Исаева «Art-урам»:
http://isaytavrash.livejournal.com/26204.html
— (20 июля 2012 г.)

 

25. ЧЕБОКСАРСКИЕ ФОТОГРАФЫ 1980-х годов
[Приведен пресс-релиз выставки ««ЧЕБОКСАРСКИЕ ФОТОГРАФЫ 1980-х годов»», избранные работы участников выставки, слово посетителя выставки, избранная библиография выставки].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0383_chebfoto_info.html
— (12 августа 2012 г.)

 

26. Образовательный процесс
[Валерий Железняков об образовательном процессе на Международном фестивале молодёжной фотографии в Чебоксарах в 2012 году].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/05_Geleznjakov/04_Project/0384_educated.html
— (22 августа 2012 г.)

 

27. Выставка «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ-2012» открывается В Санкт-Петербурге
[Информация об открытии выставки «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ-2012» в Санкт-Петербурге в ГВЗ «Манеж» в рамках десятого юбилейного Санкт-Петербургского Фотовернисажа].
// Сайт «Союз фотохудожников России»:
http://www.photounion.ru/Show_News.php?nnum=441
— (3 сентября 2012 г.)

 

28. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на фестивале в Чебоксарах
[Информация, обзор и аналитика о международном фестивале молодёжной фотографии в Чебоксарах в 2012 году].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0382_festival-2012_review.html
— (26 сентября 2012 г.)

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

   

К вопросу о географической широте Чебоксар

 

Метафора «Географическая широта Чебоксар» была введена Юрием Евлампьевым в фотографическое бытие ПРАВОБЕРЕЖЬЯ в 1995 году на первом этапе реализации проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия». Введённая метафора также была привязана и к географической широте северного полушария Земли со значением (56 ± 1)° с.ш. (Чебоксары располагаются на широте — 56° 08’ с.ш.). К этому значению привязаны целый ряд российских городов, где сложились определённые фотографические традиции: Москва (56° 45’ с.ш.), Нижний Новгород (56° 19’), Чебоксары (56° 08’ с.ш.), Йошкар-Ола (56° 38’ с.ш.), Казань (55° 47’ с.ш.), Челябинск (55° 09’ с.ш.), Курган (55° 27’ с.ш.), Новосибирск (55° 02’ с.ш.).

Позднее, Владимир Бутков, исследуя фрактальную симметрию — симметрию между целым (системой) и его частью (элементом) обнаружил, что фрактальная симметрия — иерархическая симметрия, очень похожая на асимметрию, оказывается, связана — и весьма интересным образом — с Золотым сечением.

Владимир Бутков пишет: «...Золотое сечение издревле использовалось при строительстве не только, как отношение отрезков (в египетских пирамидах, например), но и как отношение углов: театр в Эпидавре построен Поликлетом Младшим к 40-й Олимпиаде таким образом (общепринятым в те времена, кстати), что раствор угла между театроном (местом для зрителей) и скеной (пристройкой для переодевания актёров и хранения реквизита) делит окружность основания амфитеатра в отношении 137.5:222.5 (в градусах)=0.618.

Это круговое Золотое сечение, известное едва ли не три тысячи лет, подсказало мне мысль о существовании некого СФЕРИЧЕСКОГО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ и о приложении его к нашей планете, конечно, если считать её геометрическую форму шаром. Учитывая, что географическая широта изменяется от 0 на экваторе до 90 градусов на полюсах, сферическое Золотое сечение Земли - это параллель с широтой 90*0.618=55.62 градусов (или 55° 37’ 12’’ с.ш. — примечание Ю.Е.). Это самая гармоническая с точки зрения Золотого сечения географическая широта. Действительно, здесь не очень холодный и отнюдь не жаркий климат. Очень умеренный, но скорее холодный, чем тёплый, что не располагает к безделью — здесь ничто съедобное не растёт само по себе в необходимом изобилии, всё надо вырастить или добыть немалым трудом. Но, как известно, именно умеренные трудности закаляют дух, шлифуют интеллект и, вообще, стимулируют эволюцию. Здесь стоит заметить, что плотность населения на этих широтах редко бывает высокой: количество желающих ЖИТЬ ТРУДНО всегда ограничено естественным образом.

Это очень российская широта: две трети сухопутной её линии приходится на территорию России, около трети — Канады. В Европе эта линия проходит через Белоруссию и Литву, а далее строго по Балтийскому, а затем Северному морям, лишь слегка цепляя Данию (Копенгаген стоит точно на этой широте), самый юг Швеции в районе города Мальме (крупного — по шведским масштабам) и рассекая Шотландию по линии расположения её двух крупнейших городов — Глазго и Эдинбурга.
Что касается Южного Полушария, то здесь на широте Золотого сечения расположены лишь считанные километры безлюдной суши — это одиночные чилийские острова, лежащие южнее Огненной Земли.

Точно на широте Золотого сечения стоит Москва (золотая параллель проходит по южным окрестностям города). Но это не всё — скорее, начало. В узкой полосе 55.6 плюс-минус полградуса северной широты (или в диапазоне от 55° 07’ 12’’ с.ш. до 56° 07’ 12’’ с.ш.— примечание Ю.Е.) расположены: Казань, Н.Новгород, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск. Ещё на полградуса севернее расположен Екатеринбург, южнее — Уфа. Другими словами, почти все города-миллионники России привязаны к широте Золотого сечения. Исключения — города Нижнего Поволжья и Дона (Самара, Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону), Пермь и Санкт-Петербург. Но Волга — сама Золотое сечение, но уже не Земли, а именно России, и странно было бы, если б всё было по-другому. Что касается Питера, это особый случай — у него столь необычная карма, что этот феномен, выбивающийся из ряда, не может быть объяснён в двух словах...»

Проведённые исследования Владимиром Бутковым  позволяют утверждать, что «Географическая широта Чебоксар» — это самая гармоническая с точки зрения Золотого сечения географическая широта и очень российская широта.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «ЧЕБОКСАРЫ КАК ФЕНОМЕН ФОТОГРАФИЧЕСКОГО БЫТИЯ».

15 апреля 2011 г.
Чебоксары, Россия

 

 

  | 
   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна