ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ Фотография в архиве, как важная составляющая работы 
Последнее обновление страницы: 2 декабря 2012 г.  14:00  

 

   

Фотография в архиве, как важная составляющая работы

 

«МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол в ЧГХМ
Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары, Россия
10 октября 2012 года

Валентина СОХОРОВА, заместитель начальника отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем Государственного исторического архива Чувашской Республики
10 октября, Чебоксары, Россия

ART-переход.ru: 24 ноября 2012 г.



   
   
  



 
«МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол в ЧГХМ

Валентина Сохорова впервые соприкоснулась
с широкой фотографической общественностью Чебоксар на акции «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ».

На фотографии запечатлена:

Валентина СОХОРОВА — заместитель начальника отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем Государственного исторического архива Чувашской Республики.

Фотография члена группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» Татьяны Черновой.
Текст куратора творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 10 октября 2012 г.

 

 

«КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»

10 октября 2012 года в Чебоксарах состоялась акция «Круглый стол в ЧГХМ», в которой участвовали: сообщество музейной общественности Чебоксар (представители Чувашского государственного художественного музея), фотографическое сообщество Чебоксар (творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ», творческая группа «Дикий пиксел», фотоклуб «Открытая диафрагма», фотоклуб «ФотоСреда»), фотографическое сообщество Москвы («Мастерская 111»), сообщество архивной общественности Чебоксар (Государственный архив электронной и кинофотодокументации Чувашской Республики, Государственный исторический архив Чувашской Республики). Темой обсуждения собравшихся стала уже давно перезревшая тема в Чебоксарах — «Музей. Фотография. Коммуникации». Каждый из выступавших изложил какую-то одну грань этой темы и тем самым представил один из вариантов интеграции музея и фотографии.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

24 ноября 2012 г.
Чебоксары, Россия

 




  

 

 

 

 

 

Фотография в архиве, как важная составляющая работы

 

Валентина СОХОРОВА,
заместитель начальника отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем Государственного исторического архива Чувашской Республики

 

БУ «Государственный исторический архив Чувашской обладает обширной коллекцией фотодокументов, содержащих информацию за период конца XIX - XX веков. Архив комплектуется фотодокументами с 1962 г.

Фотодокументы, как негативы, так и позитивы поступают от организаций, учреждений, граждан. Архив также получает фотодокументы в результате инициативных съемок. В настоящее время фотодокументами комплектуется БУ «Госархив электронной и кинодокументами Чувашской Республики», в другие архивы фотодокументы в основном поступают в небольшом количестве в составе фондов личного происхождения.

На 01.01.2012 коллекция фотодокументов Государственного исторического архива составляет 35089 единиц хранения. Основной объем фотодокументов — на пленочной основе. Помимо коллекции фотодокументов фотографии содержатся в составе фондов личного происхождения и фондов учреждения — отдельные фотографии и фотоальбомы.

Фотодокументы отражают знаменательные даты и события. В фондах архива сосредоточены фотографии на которые можно охарактеризовать по следующим группам:

деятельность местных органов государственной власти и самоуправления — групповой портрет и портреты депутатов Государственной думы 2-го и 3-го созыва, портреты и групповые снимки делегатов различных съездов (1920-1981 гг.); портреты политических и государственных деятелей, предвыборные митинги и собрания рабочих и служащих, посвященные выдвижению кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР, местных Советов, заседания избирательных комиссий, встречи кандидатов в депутаты с избирателями (1937-1999 гг.), сессии и заседания исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, сессии Верховного Совета Чувашской Республики различных созывов (1977-1995 гг.) и др.;

вооруженные силы, войны и военные конфликты — портреты военнослужащих, уроженцев Чувашской Республики уроженцев Чувашии (В.И. Чапаев, матросов на крейсера «Варяг» и «Аврора» К.З. Зиновьева и Н.А. Александрова), эпизоды прохождения военной службы, награждения военнослужащих; военное обучение гражданского населения (1919-1996 гг.) и др.;

общественно-политическое и революционное движение — портреты участников революционного движения в 1905-1907 гг., памятные места, связанные в именами революционеров и др.; губернские, уездные, районные, городские партийные конференции; выступления делегатов, залы заседаний; портреты и групповые снимки делегатов (1927-1990 гг.), портреты Депутатов Верховного Совета СССР от Чувашской АССР и др.;

правосудие, надзор за законностью, безопасность и охрана правопорядка — общие виды зданий учреждений, портреты и групповые снимки сотрудников органов юстиции, уголовно-исполнительной системы, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, обеспечения противопожарной безопасности (1919-2001 гг.);

международные отношения — фотографии о пребывании в Чувашской Республике государственных и общественных деятелей и делегаций Венгрии, Федеративной Республики Германия, Германской Демократической Республики, Канады, Грузии, Кубы, Чехословакии (1969-1998 гг.); международных научных симпозиумов, конференций, семинаров (1993-1998гг.); делегаций экономических представителей коммерческих фирм и компаний Финляндии, Германской Демократической Республики, Фелеративной Республики Германия, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Марокко (1986-1999 гг.); делегаций, отдельных представителей культуры зарубежных стран во время встреч с общественностью и при посещении учреждений, организаций (1969-1998 гг.) и др.;

средства массовой информации — портреты журналистов и сотрудников городских и районных органов печати, радиостанций и телевидения; общие виды зданий радиостанций, презентации газет, телевизионной вышки, (1923-1998 гг.);

промышленность — портреты заводчиков и меценатов г. Ядрин Таланцевых, фотография Алатырского вагоноремонтного завода до революции; общие виды зданий, цехов, снимки изготавливаемой продукции; портреты Героев Социалистического труда; победителей социалистических соревнований;
строительство — внешние виды жилых домов и зданий учреждений населенных пунктов, градостроительство, гражданское, жилищное и промышленное строительство, портреты заслуженных строителей Чувашской АССР, РСФСР, СССР, награжденных грамотами, орденами «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и др.;

транспорт — общие виды железнодорожных станций и дорог, гражданской авиации, автовокзалов, речного Чебоксарского порта, флота и судов, федеральных дорог, плотин; сотрудники путей сообщения и речного флота; трубопроводной транспорт, фотоснимки организаторов и передовиков дорожного строительства и др.;

природные условия, природные ресурсы, охрана окружающей природной среды — портреты Б.И. Гузовского, Г.Е. Ефимова – первого специалиста лесного хозяйства Чувашии (1915), виды природных ландшафтов, пейзажные снимки, флора и фауна Чувашской Республики, охрана окружающей среды (1979-1996 гг.);

сельское хозяйство — общие виды зданий животноводческих ферм, сельскохозяйственных угодий, портреты работников в земледельческой, животноводческой, хмелеводческой, пчеловодческой, птицеводческой отраслях, охотничьего и рыбоводческого хозяйства;

торговля, общественное питание, снабжение, сбыт, заготовки — портреты купцов: П. Ефремова, Шемякина, А.П. Астраханцева и членов их семей; работников торговли (1952-1994 гг.); фото торговых выставок, общих видов зданий учреждений торговли и общественного питания (1984 г.);

образование, воспитание, наука — портреты И.Я. Яковлева (1896, 1908, 1910), И.Н. Ульянова (б/д), групповые портреты преподавателей и воспитанников Симбирской чувашской учительской школы, городских, реальных училищ, церковно-приходских школ, гимназий; портреты заслуженных учителей РСФСР, снимки преподавательского состава вузов, занятий на школьных уроках, пионерских лагерей, учебно-воспитательного процесса; работы совещаний, научных конференций; встречи с зарубежными учеными; общий вид здания и корпусов учебных заведений;

здравоохранение, санитария и гигиена — фотографии земского врача Кушникова, портреты хирурга К.В. Волкова (1892), портреты заслуженных врачей РСФСР; снимки зданий и коллектива больниц, лечебно-профилактических учреждений, эвакогоспиталей и др.;

культура — портреты, групповые снимки архитекторов, музыкантов, художников, скульпторов, мастеров резьбы по дереву, артистов,; снимки памятников архитектуры, зданий театров, моментов съемок фильмов, артистов в ролях, сцены из спектаклей, афиши чувашских фильмов, фото с творческих встречи с общественностью, персональных выставок, фестивалей фильмов, выступления артистов чувашской эстрады, концертов; виды городов, населенных пунктов, памятников истории и культуры;

литература, печать, издательская деятельность — портреты писателей, поэтов, критиков и журналистов Чувашии, сотрудников Чувашского книжного издательства и др.;

физическая культура, спорт, туризм — групповые портреты первой футбольной команды Чувашии «Вега» (г. Алатырь) с тренером В.В. Мухиным (1912), футбольной команды Алатырского спорткружка «Люцифер» (1913), фестивали; турниры, чемпионаты; «Марафон мира-1997»; спортсмены во время соревнований и игр; эпизоды футбольных, хоккейных, волейбольных и других встреч; спортивные клубы и сооружения; спортивные танцы, пожарно-прикладной, лыжный, стрелковый и парашютный спорт (1923-2000 гг.) и др.

быт населения, праздники, празднования — фотоснимок семьи чувашских язычников Казанской губернии (XIX-ХХ вв.); фотоотпечатки с видами черной чувашской избы (ранее 1917); фотоснимки, на которых жещины-чувашки заняты плетением лаптей (б/д) и торговлей на базаре (1914); бурлаки на р. Цивиль (1917) и р. Волга (б/д) и др.); праздники, обряды, юбилейные мероприятия, митинги, демонстрации (1934-1999 гг.);

религия, церковь, атеизм — общие виды зданий православных церквей и мусульманских мечетей, домов милосердия, молитвенных домов, рисунки ныне не существующих церквей; портреты священнослужителей; эпизоды проведения христианских и мусульманских обрядов (1920-2000 гг.).

Работа архива по созданию и совершенствованию научно-справочного аппарата, соответствующего современным нормативным требованиям архивоведения, идет в нескольких направлениях: усовершенствование описей, совершенствование системы каталогов, подготовка обзоров, внедрение информационных технологий.

Описи остаются в настоящее время основным звеном научно-справочного аппарата. Они осуществляют две функции — учетную и информационно-поисковую. От качественного уровня описей зависит в конечном счете качество других типов и видов справочников. О качестве описей можно судить по тому, насколько точно соблюдались действующие инструкции и правила по учету и описанию фотодокументов.

Первые специалисты архива, осуществлявшие учет и описание фотодокументов не имели профессиональной подготовки, но информация описательных статей многих единиц хранения до сих пор в достаточной мере удовлетворяла потребности пользователей. Однако в ходе работы, начатой в 2000 году, по пересоставлению каталожных карточек на фотодокументы с заменой контрольных отпечатков на больший размер были выявлены ошибки, допущенные в учете и описании фотодокументов.

Книги учета и описания фотодокументов заводились по мере поступления фотодокументов в соответствии с «Инструкцией по научно-технической обработке и каталогизации фотодокументов в государственных архивах» (М., 1957). В соответствии с Инструкцией на негативы фотодокументов первого размера (6х6 см) и нулевого размера (2,5х3,5 см) были заведены отдельные книги. В книгу учета и описания негативов первого размера занесено 240 ед. хр. (с № 1 по № 240), в книгах учета и описания негативов нулевого размера занесено 13960 ед. хр. (с № 1 по № 13960).

Книги учета и описания фотодокументов, как разновидность описи, велись на протяжении более десяти лет и сохраняют силу учетных документов и архивных справочников. С выходом «Основных правил работы государственных архивов с кинофотофонодокументами» (М., 1980) с 1981 года в архиве стали составляться описи оформляемые машинописным способом.

Фотодокументы внесены в книги учета и описания в порядке, в котором они систематизированы фондообразователем (по производственным номерам) или произвольно в пределах каждого поступления. За единицу хранения принимался негатив отдельного фотоснимка или все негативы одной панорамной съемки.

В аннотации на фотодокументы указывается название события, явления, имя, отчество, фамилию, всех изображенных на фотодокументе лиц, их общественное или служебное положение, почетные звания, затем в скобках необходимо указывать характер снимка: портрет, групповой портрет, общий вид.

Анализ описей показал, что наряду с правильным оформлением аннотаций немало ошибок, связанных в нечетким формированием аннотаций, с излишней детализацией или лаконичностью. Встречаются неточности, недосток информации в аннотациях, например: «Писатели Чувашии», «Группа передовиков с/х в 1976 г.», «Групповой снимок» (кто изображен?); «Швейный цех №2» (какого предприятия?), «Вид центральной улицы города» (какого города?); «Республиканская станция юных техников» (здание или занятие кружка?); «Тюмеров Виктор Васильевич, член партии с 1918 г.» (название партии?) и др. В аннотациях встречаются стилистические ошибки: «Первый экзамен Чебоксарского факультета Московского кооперативного института», «Учащиеся Чебоксарского художественного училища на этюдах» и др. Употребляются сокращения: с/х, ЧГУ, СПТУ, ВФ МЭИ и др. В аннотациях к фотодокументам, на которых запечатлены известные люди, часто отсутствуют инициалы этих лиц или указываются инициалы имени: «Н.К. Крупская и Луначарский среди учителей …», «Врач Федоров и слесарь Мильман рассматривают хрусталик для глаз». Нет унификации в написании инициалов: где-то они стоят перед фамилией, где-то — после нее, и полностью, и в сокращении. В аннотациях к портретам не указываются в конце, в круглых скобках, что это портрет. В аннотациях к групповым снимкам не всегда указывается, кто на снимке или, где среди остальных находится то лицо, о котором сообщается в аннотации. В аннотациях к фотодокументам, на которых изображены населенные пункты или их часть, отдельные части объектов (цеха заводов, участки ферм, строительства и т.п.), виды улиц, площадей, зданий не указывается, откуда был сделан снимок и какая часть объекта снята: «Набережная старых Чебоксар»; к фотоснимкам церквей г. Чебоксары нет сведений, на какой улице находится здание.

Дата, заключенная в квадратные скобки указывала на то, что она определена приблизительно Неправильным оформлением даты следует считать такие как «Времен гражданской войны. В некоторых случаях графа «Время события» осталась незаполненной, по-видимому, из-за отсутствия даты в сопроводительных документах.

На особо ценные фотодокументы имеется страховой фонд и фонд пользования. В настоящее время активно ведется работа по созданию фонда пользования на фотодокументы путем сканирования. В ходе сканирования выявились недостатки в учете и описании негативов: дублетность (от разных учреждений поступали одинаковые фотографии с разной аннотацией), неточности в сравнении аннотаций с негативом.

Анализ описей фотодокументов за 1960-е годы — 1980 год выявил ошибки в описании и учете этого вида документов. Ряд недочетов можно устранить путем литературной правки текста аннотаций, уточнения содержания аннотаций, времени съемки, места съемки, инициалов известных лиц по справочной литературе, присвоения дробных номеров негативам одной единицы хранения, кроме негативов панорамной съемки, у которых указываются литерные номера.

На фотодокументы, находящихся на хранении в архиве, составлено 31455 каталожных карточек, которые влиты в фотокаталог и отсистематизированы по отраслевому принципу. Фотокаталог является частью научно-справочного аппарата архива и облегчает поиск фотодокументов для сотрудников и пользователей. С 2010 г. архивом начата работа по заполнению фотокаталога в электронном виде.

Фотографии используются при подготовке сборников документов, фотоальбомов и иллюстрированных информаций, виртуальных выставок и электронных изданий, например, фотоальбом «Между прошлым и будущим» (2007-2008), «Памятники и скульптурные композиции г.Чебоксары» (2009), «Колорит городских улиц» (2009), «Из опыта шелководства в Чувашии» (2009), «В добрый путь, выпускник!» (2010), «Учителями славится Россия» (2010), «Портретная галерея поэтов и писателей Чувашии» (2012); «Герой космоса Андриян Николаев: жизнь в объективе» (2009), «Чувашский край в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.» (2004), «Чувашский край в период русско-японской войны 1904-1905 гг.» (2007), «Неизвестная война: Секретные постановления Совнаркома Чувашской АССР и Чувашского обкома ВКП(б) 1941-1945 гг.» (2010) и др.

 

Валентина СОХОРОВА,
заместитель начальника отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем Государственного исторического архива Чувашской Республики

10 октября 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

 

 

 


 


 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ АКЦИИ «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»

 

1. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Пресс-релиз
[Приведён пресс-релиз акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101923
— (9 октября 2012 г.)

 

2. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Фоторепортаж
[Приведён фоторепортаж Татьяны Черновой об акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/kr_stol/fotorep.html
— (11 октября 2012 г.)

 

3. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Краткие итоги
[Сообщение о состоявшейся акции «Круглый стол в ЧГХМ» и её итогах].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101930
— (11 октября 2012 г.)

 

4. Участие архивистов в форуме фотографов
[Сообщение об  участии архивистов Чувашской Республики в форуме фотографов].
// Сайт «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики»:
http://www.gatd.archives21.ru/news.aspx?id=100160&s_page=1
— (11 октября 2012 г.)

 

5. Фотография в архиве как важная составляющая работы
[Сообщение об  участии Государственного исторического архива Чувашской Республики в форуме фотографов].
// Сайт «Государственный исторический архив Чувашской Республики»:
http://www.gia.archives21.ru/news.aspx?id=100165&s_page=1
— (15 октября 2012 г.)

 

6. Ночной Эрмитаж и дневной ЧГХМ
[Обзор Риты Кирилловой акции «Круглый стол в ЧГХМ» и слово Татьяны Черновой, модератора акции].
// Сайт газеты «Советская Чувашия»:
http://sovch.chuvashia.com/?p=68588
— (17 октября 2012 г.)
// Газета «Сцена Чувашии» (г. Чебоксары). — 2012, 17 октября. — С.1 (PDF)

 

7. Ночной Эрмитаж и дневной ЧГХМ
[Обзор Риты Кирилловой акции «Круглый стол в ЧГХМ» и слово Татьяны Черновой, модератора акции].
// Сайт «БЕЗФОРМАТА.RU»:
http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/nochnoj-ermitazh-i-dnevnoj-chghm/7229104/
— (17 октября 2012 г.)

 

8. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Перечень докладов участников
[Приведён перечень докладов участников акции «Круглый стол в ЧГХМ», а также перечень публикаций в СМИ].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/kr_stol/index.html
— (7 ноября 2012 г.)

 

9. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на акции «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»
[Информация и обзор акции «Круглый стол в ЧГХМ». Чебоксары - 2012].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0386_circular_table-2012_review.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

10. «ART-переход.ru» — сайт о современной творческой фотографии в Чебоксарах. Доклад Юрия Евлампьева
[Доклад Юрия Евлампьева, представленный на акцию «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0387_circular_table-2012_YE.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

11. Творческая фотография выходит на новый уровень. Доклад Валерия Железнякова
[Доклад Валерия Железнякова, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0388_circular_table-2012_VGl.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

12. История создания коллекции современной художественной фотографии Чувашского государственного художественного музея. Доклад Татьяны Черновой
[Доклад Татьяны Черновой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0389_circular_table-2012_TCH.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

13. Юрий Зайцев как предтеча современной творческой фотографии в Чебоксарах. Доклад Георгия Исаева
[Доклад Георгия Исаева, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0390_circular_table-2012_GI.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

14. Эстетика дегенеротипии. Доклад Петра Бритвина
[Доклад Петра Бритвина, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0391_circular_table-2012_PB.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

15. Работа Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики с фотографами — держателями личных коллекций. Доклад Вероники Кочешковой
[Доклад Вероники Кочешковой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0392_circular_table-2012_VK.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

16. Фотография в архиве, как важная составляющая работы. Доклад Валентины Сохоровой
[Доклад Валентины Сохоровой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0393_circular_table-2012_VS.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

17. Музей и художественная фотография
[О взимодействии чебоксарских фотографов с Чувашским государственным художественным музеем].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0386_circular_table-2012_review.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

 

 

 

 

 

  | 
   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна