Юрий Зайцев как предтеча современной творческой фотографии в Чебоксарах
Георгий ИСАЕВ,
главный хранитель ЧГХМ
Исследования по фотографическому творчеству Ю.А. Зайцева в 2004 году были опубликованы на сайте «ART-переход.ru» в рамках проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД». Для фотографической общественности были представлены подлинные материалы, непосредственно касающиеся его фотографической деятельности: выдержки из дневниковых записей, фотографии, выполненные в технике «бромойль». Творчество Юрия Зайцева, именно как фотографа, одна из основных задач наших исследований.
Как известно, началом фотографического творчества Ю.А. Зайцева послужило знакомство в 1926 году с фотолаборантом завода «Профинтерн» А. Хатеевым. Природная одаренность и целеустремленность позволили подняться Юрию Зайцеву до такого профессионализма, что его фотографическая деятельность стала известна не только на общесоюзном, но и международном уровне.
В своей автобиографической рукописи «Куриc» он вспоминал: «В Бежице открыл фотоателье. Шли дела коммерчески и общественно... Будучи членом ВОКСа (Всесоюзное общество культурных связей) начал выступать на международных выставках фотографии, исключительно пигментной обработки. Стал жарким участником журнала «Советское фото». Стал популярен... К концу 1927 года в Бежице открыл фотовыставку. В афишах под девизом — «Фото без карандаша и красок»...».
Это было время массового развития фотолюбительства, а лицо советского фотоискусства до 1930 года определяло художественное направление пикториализм. Их успех за границей был огромен. Для пикториализма характерен подход к фотографии как к искусству, близкому живописи, но отличающемуся от живописи только технической реализацией получения изображения. Зайцев, как художник, совершенствовал нестандартный бромомасляный (бромойль) способ позитивной фотопечати. Фотограф вносил в отпечаток существенные изменения, стилизовал его, что позволяло придать снимку вид гравюры или одноцветной живописи (гризайль). Окончательный вариант снимка часто получался в единственном экземпляре, что тоже сближало с практикой художника, нежели фотографа.
Деятельность местных фотолюбителей города Бежица во главе с Зайцевым приняла такой масштаб, что была организована первая в истории Брянской области фотовыставка. В журнале «Советское фото» (1927, №11) была опубликована информация: «Группа фотолюбителей рабочих завода «Профинтерн» организовала …выставку. Было выставлено свыше 300 фотографий, иллюстрирующих, главным образом, советский быт. Больше всего (свыше 200) фото выставил зачинщик выставки фотограф-художник Ю. Зайцев (чуваш)…».
По этой информации имя Юрия Зайцева стало известно на родине и в конце 1927 года он получил письмо с приглашением переехать в Чувашию. В феврале 1928 года художник вместе с женой выехал в Чебоксары. По приезду, в здании Центрального Чувашского музея, он организовал выставку «Живопись и светопись». Журнал «Сунтал» отмечал: «Заметна техническая сторона его работ. Однако есть и большие недостатки. Идеология (выделение главной мысли) его работ не совсем ясная, в них не очень отражается современность. Художник витает и ищет красоту где-то в облаках… Нет отражения масс. В литературе и в других искусствах коллектив и массы становятся сейчас главными героями...» (перевод Г.И.).
Несмотря на отрицательную оценку своего творчества, Ю.А. Зайцев в Чебоксарах строит дом, где обустраивает фотоателье-лабораторию и организовывает занятия с активом фотолюбителей газеты «Канаш».
До 1930 года Юрий Зайцев один из самых активных фоторепортеров журнала «Сунтал». Профессиональный опыт, кругозор в художественных направлениях фотоискусства позволили ему активно откликаться на самые современные темы, связанные с индустриализацией, культурным возрождением родного народа, воспитанием детей и социальным положением чувашской женщины. Пикториализм бежицкого периода сменяется фотографией репортажного направления. Ощутимым становится стиль конструктивизма, где преобладают геометрические формы. Обложки и заставки целого ряда номеров журнала «Сунтал» за 1928-1929-1930 годы оформлены Юрием Зайцевым. Авангардизм фотохудожника, в поиске новых средств выражения и содержания, наиболее зримо обнаруживается в новом отношении к стилю и монтажу фотографий, к их дизайну в оформлении журнала. Благодаря Зайцеву, впервые в республике фотографические изображения к заставкам и первым страницам обложек журнала стали выглядеть как информационные полифонические пространства, где переплетались современность и архаика в виде цельной музыкальной партитуры. Одна из заставок журнала за 1929 год, оформленная Зайцевым, непосредственно имела музыкальное название: «Йал кeвви» («Мелодия деревни» — перевод Г.И.). В оформлении монтажа других заставок включались стилизованные фрагменты чувашского орнамента в виде укрупненных геометрических элементов. Это было совершенно новым явлением в художественной практике Чувашии. Другое направление дизайна обложек «Сунтала» в стиле конструктивизма по уровню не уступало наиболее радикальному ежемесячному журналу левого фронта искусств «Новый Леф», издававшемуся в Москве.
Через два года активная фотографическая деятельность Зайцева была прервана: его раскулачивают, лишают имущества и дома, фотоателье передают введение киностудии «ЧУВАШКИНО». Поэтому он с семьей был вынужден уехать из Чебоксар: сначала в Бахчисарай, потом в Евпаторию в артель фотографов, а затем к родителям жены в село Ястребовку Курской области. Получив удостоверение внештатного фотокорреспондента «Союзфото», едет в город Елово, оборудует лодку, названную им «Унионфото» и сплавляется по Каме, а в зимнее время пробирается пешком по Оренбургским степям.
Профессиональное увлечение фотографией сохранилось у Зайцева до последних лет жизни. «Я обошел все места с «лейкою»... по два-три рулона за день, что составляло в среднем 90 снимков...» — вспоминал он в своей рукописи о 1960-х годах.
В настоящее время нами ведется работа по выявлению новых фотографических работ Юрия Зайцева в периодических (журнальных) изданиях. Просмотрены и отсканированы все репродукции с фотоработами Зайцева в журнале «Советское фото». Также оцифрованы все репродукции с фотоработами Зайцева, напечатанные в журнале «Сунтал» в период с 1920-х по 1940 гг. Ведётся работа по изысканию каталогов международных выставок, где экспонировались фотоработы Зайцева.
Требуют идентификации ряд фотографий, которые хранятся в виде контрольных листков малого формата в альбомах Ю.А. Зайцева. Среди «контролек» имеются оригинальные листы с видами Таллина, которые без сомнения могут быть датированы 1966 годом. Новый материал дает возможность охватить почти всю эволюцию фотографического творчества Зайцева.
Работа по изысканию новых фоторабот и новой информации, касающейся творчества Юрия Зайцева продолжается.
Георгий ИСАЕВ,
главный хранитель ЧГХМ
10 октября 2012 г.
Чебоксары, Россия
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
АКЦИИ «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»
1. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Пресс-релиз
[Приведён пресс-релиз акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101923
— (9 октября 2012 г.)
2. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Фоторепортаж
[Приведён фоторепортаж Татьяны Черновой об акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/kr_stol/fotorep.html
— (11 октября 2012 г.)
3. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Краткие итоги
[Сообщение о состоявшейся акции «Круглый стол в ЧГХМ» и её итогах].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101930
— (11 октября 2012 г.)
4. Участие архивистов в форуме фотографов
[Сообщение об участии архивистов Чувашской Республики в форуме фотографов].
// Сайт «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики»:
http://www.gatd.archives21.ru/news.aspx?id=100160&s_page=1
— (11 октября 2012 г.)
5. Фотография в архиве как важная составляющая работы
[Сообщение об участии Государственного исторического архива Чувашской Республики в форуме фотографов].
// Сайт «Государственный исторический архив Чувашской Республики»:
http://www.gia.archives21.ru/news.aspx?id=100165&s_page=1
— (15 октября 2012 г.)
6. Ночной Эрмитаж и дневной ЧГХМ
[Обзор Риты Кирилловой акции «Круглый стол в ЧГХМ» и слово Татьяны Черновой, модератора акции].
// Сайт газеты «Советская Чувашия»:
http://sovch.chuvashia.com/?p=68588
— (17 октября 2012 г.)
// Газета «Сцена Чувашии» (г. Чебоксары). — 2012, 17 октября. — С.1 (PDF)
7. Ночной Эрмитаж и дневной ЧГХМ
[Обзор Риты Кирилловой акции «Круглый стол в ЧГХМ» и слово Татьяны Черновой, модератора акции].
// Сайт «БЕЗФОРМАТА.RU»:
http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/nochnoj-ermitazh-i-dnevnoj-chghm/7229104/
— (17 октября 2012 г.)
8. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Перечень докладов участников
[Приведён перечень докладов участников акции «Круглый стол в ЧГХМ», а также перечень публикаций в СМИ].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/kr_stol/index.html
— (7 ноября 2012 г.)
9. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на акции «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»
[Информация и обзор акции «Круглый стол в ЧГХМ». Чебоксары - 2012].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0386_circular_table-2012_review.html
— (24 ноября 2012 г.)
10. «ART-переход.ru» — сайт о современной творческой фотографии в Чебоксарах. Доклад Юрия Евлампьева
[Доклад Юрия Евлампьева, представленный на акцию «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0387_circular_table-2012_YE.html
— (24 ноября 2012 г.)
11. Творческая фотография выходит на новый уровень. Доклад Валерия Железнякова
[Доклад Валерия Железнякова, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0388_circular_table-2012_VGl.html
— (24 ноября 2012 г.)
12. История создания коллекции современной художественной фотографии Чувашского государственного художественного музея. Доклад Татьяны Черновой
[Доклад Татьяны Черновой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0389_circular_table-2012_TCH.html
— (24 ноября 2012 г.)
13. Юрий Зайцев как предтеча современной творческой фотографии в Чебоксарах. Доклад Георгия Исаева
[Доклад Георгия Исаева, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0390_circular_table-2012_GI.html
— (24 ноября 2012 г.)
14. Эстетика дегенеротипии. Доклад Петра Бритвина
[Доклад Петра Бритвина, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0391_circular_table-2012_PB.html
— (24 ноября 2012 г.)
15. Работа Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики с фотографами — держателями личных коллекций. Доклад Вероники Кочешковой
[Доклад Вероники Кочешковой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0392_circular_table-2012_VK.html
— (24 ноября 2012 г.)
16. Фотография в архиве, как важная составляющая работы. Доклад Валентины Сохоровой
[Доклад Валентины Сохоровой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0393_circular_table-2012_VS.html
— (24 ноября 2012 г.)
17. Музей и художественная фотография
[О взимодействии чебоксарских фотографов с Чувашским государственным художественным музеем].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0386_circular_table-2012_review.html
— (24 ноября 2012 г.)
|