ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ >  Биографические и феноменологические данные группы «Факт»
Последнее обновление страницы: 27 марта 2022 г.  21:30  

 

БИОГРАФИЧЕСКИЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГРУППЫ «ФАКТ»

 

Артур ОСИН.
1981, Йошкар-Ола, СССР.

ART-переход.ru: 22 марта 2022 г.





  
Три молодых фотолюбителя, оказавшись осенью 1976 года
под одной крышей фотоклуба Таир-17,
очень быстро почувствовали, что у них есть общий вектор — самореализоваться в фотографии.

На фотографии запечатлены:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (в центре) — йошкар-олинский фотолюбитель;
Сергей ЧИЛИКОВ (справа) — йошкар-олинский фотолюбитель;
Валерий ВОЕЦКИЙ (слева) — йошкар-олинский фотолюбитель.


Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Йошкар-Ола, квартира Сергея Чиликова. Февраль 1977 г.

 


 

 

 

 

 

СОСТАВ

Творчество группы «Факт» представляют пять фотолюбителей — Валерий Воецкий, Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Сергей Чиликов, Александр Чумаков — и четыре молодых профессиональных художника: Алексей Клюкин, Виктор Кузнецов, Любовь Ямская, Ольга Ястребчикова. Предыстория группы началась с 1977 года с совместной выставочной деятельности Юрия Евлампьева, Валерия Воецкого и Сергея Чиликова в г. Йошкар-Оле.

С самого начала своей деятельности авторы исходили из общего взгляда, согласно которому признавалась необходимость развития индивидуальных изобразительных программ каждым из авторов. Последовательная реализация этого принципа и осознание под его углом различных сфер изобразительного творчества привело в 1980 году к расширению состава группы. Подключившиеся к выставочной деятельности новые фотографы из Чебоксар и художники-графики из Йошкар-Олы поддержали и еще более резко подчеркнули характер общей программы группы.

Представители группы живут в разных городах: часть группы — на правом берегу реки Волги, в Чебоксарах Чувашской АССР, другая часть — на левом берегу в городе  Йошкар-Ола Марийской АССР. По профессии фотолюбители Валерий Воецкий и Юрий Евлампьев — инженеры, Владислав Михайлов — методист Дома самодеятельного творчества, Сергей Чиликов — преподаватель, Александр Чумаков — фотограф завода.

 

 

 

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

С 1979 года, когда в Чебоксарах на межклубной выставке художественной фотографии «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ» впервые была показана коллекция группы, — с этого времени состоялись групповые экспозиции в г. Ростове-на-Дону (1980 г.), в г. Йошкар-Оле (1980 г.), в фотоклубе «Новатор» г. Москвы (1981 г.). Фотографическая часть коллекции была представлена в двух круговых обменах между фотоклубами городов Рязани, Фрязино, Мурманска, Одессе, Таллина, Алма-Ата, Свердловска, Запорожье и др. В 1978 г. фотоработы Юрия Евлампьева и Сергея Чиликова экспонировались на межклубной выставке «Мир, труд, молодость» в г. Рязани. Двое авторов — Юрий Евлампьев и Сергей Чиликов являлись участниками выставки «Фотографическое искусство – 79» (г. Москва). Группа «Факт» является организатором «Аналитической выставки фотографии». Первая выставка состоялась в городах Йошкар-Оле и Чебоксарах в 1980 г. Последующие — примут характер биеннале и будут проводиться один раз в два года. Целью мероприятий группы «Факт» служит демонстрация стилей, тенденций современной авторской фотографии, что должно способствовать росту самосознания авторов и развитию их ориентаций на индивидуальность фотографического мышления. Этой же цели соответствует издание аналитического обзора представляемых на выставке авторских концепций.

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БАЗИС

Авторы группы редко высказываются о своей творческой позиции, предпочитая последовательно проводить ее в своих работах и считая, что ее определение может быть дано на основе уже сформулированных концепций «незаинтересованного восприятия» Иммануила Канта, «внутренней формы» Георга Вильгельм Фридрих Гегеля, «отстранения» Бертольда Брехта; «тайны жизни» Леонида Андреева. Но при этом авторы группы оставляют для себя возможность, осмысливая свои творческие задачи, совершить аналитическую процедуру вычленения объекта изображения и его пластической трансформации, неизбежной при переносе на плоскость. То, чего не может избежать любой автор, работая с плоскостью, то — становится стимулом творчества, образует внутренний пласт изобразительной системы автора. Построение композиции при таком подходе идет по пути сохранения видимой достоверности объекта, и в то же время — выделения таких его сторон, которые, являясь привнесениями автора, заостряют внимание на реальном несоответствии обеих сторон внутренней структуры изображения.

 

 

 


  
Юрий Евлампьев творческую фотографию рассматривает в границах её жизненного цикла.
Именно под реализацию жизненного цикла творческой фотографии заточена
Чебоксарская фотографическая школа, которая представляет систему из шести уровней.

На фотографии запечатлён:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф.

Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Чебоксары; 22 июня 2008 г.

ЕВЛАМПЬЕВ

Рассмотрим в связи с этим серию работ Юрия Евлампьева «Дни недели», где фиксируется реально происходящий вымысел. Не приходиться сомневаться, что изображенные ситуации происходит на самом деле — но это лишь поверхность изображения, удостоверяющая происходящее. Далее же в развивающемся потоке наблюдений появляется информация, идущая сверх наблюдений. Здесь кончается область привычных явлений. Здесь нужно забыть о способности понимать происходящее. Но человек не всегда в состоянии решиться на непонимание, оставить за концом мысли твердь исхоженной ясности. Здесь пробивает себе русло поток подсознательного, направленный на столкновение со здравым смыслом, при запланированном исходе, когда здравый смысл обречён на поражение, как неспособный найти пути решения простого вопроса: можно ли заставить себя не думать, когда думаешь об увиденном ?

Если в данный момент остановиться, то обнаружится постепенное погружение в открываемую автором сферу возможностей человеческого сознания, его действительных направленностей или интенций. Поскольку специфические — присущие только этому автору — интенции проявляются как привнесённость, произвольность, преднамеренность композиции, постольку конечный итог — способ организации на плоскости своего видения мира — подтверждается и перепроверяется созданной достоверностью изображения. А это значит, что достоверность, обозначая плоть исходящих интенций, сама по себе не является свидетельством личностности авторской позиции, но есть первый признак причастности автора к явлением жизни.

Это показывает иные возможности так называемой «природы» фотографии — ее документальности, так как даже в этом случае, когда в основе композиции лежит внутреннее побуждение автора, сказывающееся на поверхности листов в некой преднамеренности, но зависимо от этого, принцип «документализма» полностью реализуется. Такая позиция не может не являться противоположной стороной в диалоге с распространенной в современной фотографии тенденцией, требующей документализма во что бы то ни стало, то есть внешней оправданности фотографии, а следовательно, и внешнего документализма, ибо документальность, взятая в любой форме, есть ни что иное, как способ организации плоскости. Но даже в своей преувеличенной форме, — а надо заметить, что при абсолютизации подобный способ подачи пластического решения игнорирует, скрывает, заглаживает противоречия между объектом и его изобразительным аналогом — даже в своем определяющем значении документальность не исключается программой группы, как не может быть исключена всякая внешняя мотивировка творчества.

 

 

 


  
Попав в струю фотолюбительского движения в СССР и используя свой незаурядный потепнциал, Владислав Михайлов, покорял одну вершину за другой.

На фотографии запечатлён:
Владислав МИХАЙЛОВ — чебоксарский фотограф.

Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Чебоксары, фотоклуб «Ракурс». 1 марта 1980 г.

МИХАЙЛОВ

Из авторов «Факта», пожалуй, единственным, кто идет от внешней документальности, так любимой современным фотографическим сознанием, является Владислав Михайлов. Но в силу того, что в его композициях предметность сбалансирована с интуитивной изобразительностью, сама документальная основа становится иллюзиативной. В его серии «Детство» обособляется, прежде всего, позиция наблюдателя, степень обособления усилена, ибо взгляд по ту сторону уравновешен черным пятном, в котором достигнуто отчуждение приобретает смысл деятельности, ставшей невозможной для героического, овзросленного сознания. Сфера поступков теряет внешнюю мотивировку, и изображение действия в своей неизъяснимой инфантильности приобретает характер ностальгии по детству.

Последовательное развертывание каждой композицией своей собственной противоречивости превращается в изобразительный ряд. Он не требует повествовательного начала, ни перевода его в словесно-логические структуры, он не имеет исходного пункта, ни завершения, поскольку мир, видимый таким образом, невозможно вместить в рассказ о мире.

 

 

 


  
Приход Валерия Воецкого в фотографию
был совершён через интерес к нонконформистскому искусству.

На фотографии запечатлён:
Валерий ВОЕЦКИЙ — йошкар-олинский фотограф.

Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Йошкар-Ола; август 1977 г.

ВОЕЦКИЙ

Если обратиться к условным значениям изобразительного ряда, создаваемого Валерием Воецким, то можно отметить стремление автора к комбинациям чувственных восприятий, за счет монтажа, в результате которого появляются подчеркнуто несуществующие в природе сочетания вещей и обнаруживается в них новое общее, взаимотяготеющее пространство. Предметность в композициях не исчезает, но переходит в плоскостную интерпретацию, которая несет на себе печать состоявшегося кентавра.

 

 

 


  
Евгений Лихошерст стал осваивать ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ ещё в 1980 году.
И на протяжении более 40 лет градус ЛЕВОБЕРЕЖЬЯ для него постоянно повышался,
отодвинув ПРАВОБЕРЕЖЬЕ в последние 20 лет на второй план.

На фотографии запечатлён:
Евгений ЛИХОШЕРСТ — чебоксарский фотограф.

Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Кокшайск (левый берег реки Волга), в 35 км от Чебоксар. 15 июля 1984 г.

ЧУМАКОВ

Переход к безусловной изобразительности осуществил в группе «Факт» Александр Чумаков. Это — довольно яркое свидетельство, что раскрытие внутренней формы изображения не сковывает авторов однообразием организации своего видения. Несводимость внешнего мира к единой формуле, внутренняя противоречивость изображения, возможности построения изобразительного ряда — все это служит предпосылкой формирования индивидуального стиля. Александр Чумаков создает единый фотографический поток. В нем можно вычленить композиции, имеющие либо полюс чёрного, либо белого. Как тот, так и другой всегда являются источниками наполнения предмета изображения, но сами по себе чёрное и белое пусты — следовательно, открывается любопытнейшее зрелище: как предметы становятся пустыми, а пустота — предметом. Но этим изобразительный ряд не завершается. Когда автор позволяет полюсам смешиваться, вступить в борьбу, и тогда появляется серое — ровное, как компромисс, плоское, как банальность.

 

 

 


  
Посещая Чебоксары с сентября 1979 года,
Сергей Чиликов создал своё игровое поле в этом городе,
где узнаваемые персонажи раставлялись в узнаваемом пространстве.

На фотографии запечатлён:
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотограф.

Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Чебоксары. 11 января 2006 г.

ЧИЛИКОВ

Как бы ни казалось, что, завершая свой изобразительный ряд, авторы уходят от объекта изображения, все же объект остается перед наблюдателем во всей своей зримой оболочке. В конечном счете, уход совершается не от объекта, а от привычного и обыденного представления о нем. Значения, которым следует автор, не могут исчерпать объекта, а потому эти значения не навязываются наблюдателю. Достаточно бывает того, что автор находит изобразительный эквивалент своим побуждениям. Проследим, как в композициях еще одного автора, Сергея Чиликова, проявляется смещение значений объекта изображения в область индивидуального сознания.

Если в «Онтологическом цикле» вещи как предмет изображения пассивны по отношению к созерцательному акту, ибо только созерцание делает их элементом изобразительного ряда, то в «Гипотетической серии» вещи переходят к активному действию. Расширяется жанр натюрморта, вещи выходят на пленер, растут в масштабах и начинают жить по своей логике. Когда же в композициях появляется человек («Гностическая серия»), то он попадает под взаимное влияние среды. В то время, как механическая среда деформируется внешним образом, в человеке же происходят внутренние изменения. В последних сериях изобразительная сторона становится второстепенной и уступает место метафизическим значениям, которые определяются динамическими операциональными моментами сознания.

 

 

 

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

Подводя итог рассуждениям о творчество авторов группы, хотелось бы еще раз отметить то большое значение, которое имеет для их работы обращение к фактам внешней жизни. Поэтому не будет преувеличения в названии группы — «Факт», а творческую позицию группы можно определить соответственно как ФЕНОМЕНОЛОГИЮ ФАКТА и этим названием закрепить за таким подходом к явлениям жизни право на пластическую трансформацию внешних структур, которые при этом превращаются в источник интенций сознания и на их основе формируют изображение как символ регенерации человеческих способностей.

 

 

 

Артур ОСИН.

1981.
Йошкар-Ола, СССР.

  

  

 

  

 

Комментарий Евлампьева

В группе «Факт» отдельные персоны дифференцировли себя в зависимости от необходимости проявления того или иного своего функционального статуса. Для каждого статуса использовался определённый псевдоним. Ниже приведены соответствия между персонами и их статусами

Сергей Чиликов:
- Сергей Чиликов — основное имя, используемое во всех статусах;
- Глеб Бессонин — псевдоним персоны как фотографа;
- Артур Осин — литературный псевдоним.

Юрий Евлампьев:
- Юрий Евлампьев — основное имя, используемое во всех статусах;
- Александр Пичугин — псевдоним персоны как фотографа;
- Леонид Бойский — литературный псевдоним;
- Сатин — псевдоним персоны в среде чебоксарской фотолюбительской общественности в период 1980-1990 гг.

Владислав Михайлов:
- Владислав Михайлов — основное имя, используемое во всех статусах;
- Владислав Луноходов — литературный псевдоним.

Евгений Лихошерст:
- Евгений Лихошерст — основное имя, используемое во всех статусах;
- Александр Чумаков — псевдоним персоны как фотографа.

Любовь Ястребчикова:
- Любовь Ястребчикова— основное имя, используемое во всех статусах;
- Любовь Ямская — псевдоним персоны как художника-графика.



 

 

 

 

 


  

 

  

  

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ
или
Группа «Факт» в период своего становления: 01.1977-08.1979


Без прошлого не построишь будущего!

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
член творческой группы «Факт» (Йошкар-Ола — Чебоксары) в период 01.1977 — 01.1990.

Чебоксары, 22 марта 2022 года.

 


  
Во второй половине ХХ века города — Чебоксары, Йошкар-Ола,
Зеленодольск, Казань, Горький
олицетворяли фотографический форпост на Волге.

На фотографии запечатлены (слева направо):
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (на переднем плане) — чебоксарский фотограф;
Валерий ВОЕЦКИЙ — йошкар-олинский фотограф.
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотограф.


Фотография и текст Юрия Евлампьева.
Правобережье реки Волги, в 17 км от Чебоксар. 15 июля 1984 г.

 

 

Контекст, в котором возникла группа «Факт»

В 70-х годах ХХ века в СССР возникло немало фотоклубов, которые могли бы выступать признаками массового фотолюбительского движения. Однако, это было далеко не так: фотоклубы возникали, прежде всего, в городах, которые претендовали на статус крупных промышленных, научных и культурных центров. Сюда можно было отнести столицы 15 союзных Республик, города-миллионники и некоторые крупные областные центры. Исключениями из этого ряда выступало небольшое число районных центров.

В начале 70-х ХХ века города — Йошкар-Ола, Чебоксары, Саранск, являющимися столицами поволжских Автономных Республик, представляли периферию культурного бытия в РСФСР. В этих городах отсутствовала «критическая масса» фотолюбителей, которая могла бы привести к образованию фотоклуба. Из этих трёх городов повезло Йошкар-Оле и Чебоксарам: в первом организатором-энтузиастом фотоклуба выступил Владимир Утробин — в 1972 году был организован фотоклуб «Таир-17», а во-втором — Виктор Гришин в 1978 году создал фотоклуб «Ракурс». В Саранске за последние 50 лет фотоклуб так и не возник. Ни один из этих организаторов не являлся авторитетом в художественной фотографии не только в стране, но и в своём регионе, а также не имел наработанных связей с фотоклубами из других регионов и, следовательно, перспектива эволюции обоих фотоклубов и его членов была сильно ограничена. Именно это обстоятельство стало основной причиной свёртывания деятельности фотоклуба «Таир-17» уже к 1979 году. Аналогичная судьба постигла бы и чебоксарский фотоклуб «Ракурс», если бы Чебоксары не навели бы мостов с Йошкар-Олой в лице группы «Факт».

Ещё меньше условий в Йошкар-Оле и в Чебоксарах существовало для возникновения творческой группы. Этим условиям, впрочем, не соответствовали не только большинство областных центров, но и ряд городов-миллионников. Для кого-то это может прозвучать не убедительно, однако после 1990 года, когда группа «Факт» прекратила свою деятельность, в течение последующих 30 лет, ни в Йошкар-Оле, ни в Чебоксарах не возникло ни одной творческой группы, наработки которой бы были известны в России. Аналогичная ситуация имела место и в Казани: кроме группы «Тасма» там больше не было иных групп.
Примечание — В 70-х годах ХХ века в СССР творческие группы фотографов были большой редкостью. Здесь можно вспомнить следующие группы:
- «STODOM» (Таллинн) — основана в 1964 году;
- «Время» (Харьков) — основана в 1974 году;
- «Тасма» (Казань) — основана в 1974 году;
- «Факт» (Йошкар-Ола) — основана в 1977 году;
- «ТРИВА» (Новокузнецк) — основана в 1978 году.

 

 

Этапы бытия группы «Факт»

Деятельность группы «Факт» попадает в период с января 1977 года (когда она оформилась как группа с определёнными задачами) по январь 1990 год (когда завершилась последняя совместная выставка в Выставочном зале фонда культуры СССР, Москва).

Весь этот период делится на этапы бытия группы «Факт»:
01.1977 — 08.1979: йошкар-олинский период — период становления группы;
09.1979 — 12.1985: чебоксарский период — популяризация группы в СССР;
01.1986 — 01.1990: период проведения совместных фотографических фестивалей в Чебоксарах и в Йошкар-Оле.


На текущий момент (конец марта 2022 года) полная история бытия группы «Факт» никем не описана: ни членами группы «Факт», ни заинтересованными кураторами и искусствоведами. Формированием материалов по бытию в группе занимались Сергей Чиликов (1953-2020) — куратор йошкар-олинской ячейки группы и Юрий Евлампьев — куратор чебоксарской ячейки группы. Имеются отдельные публикации этих кураторов, но они лишь затрагивают локальные фрагменты бытия группы «Факт».

В предложенном ниже материале описан период становления группы, где акцент сделан на фотографах группы.

 

 

 

Деятельность группы «Факт» в пространстве фотоклуба «Таир-17»

К моменту моего приезда в Йошкар-Олу в августе 1976 года в городе работал, малоизвестный в СССР, фотоклуб «Таир-17» (руководитель — Владимир Утробин). Деятельность этого клуба уложилась в интервал с 1972 по 1978 годы и была типична для ряда фотоклубов в стране, чей жизненный цикл не превышал 3 - 6 лет. Ядро фотоклуба составляли фотолюбители старшего поколения: Георгий Ткаченко, Генрих Левенштейн, Анатолий Липов. Их интересы в фотографии были связаны с пейзажем и животным миром. Остальные фотолюбители фотоклуба невольно находились под влиянием этого ядра. В этой сложившейся расстановке интересов фотолюбителей отсутствовали какие-либо признаки зарождения иных векторов в фотоклубе.

Познакомившись в фотоклубе, уже в сентябре 1976 года, с молодыми фотолюбителями, моими ровесниками — Сергеем Чиликовым и Валерием Воецким, я понял, что у нас есть общие подходы к фотографии и это создавало предпосылки для более тесного общения.

 


  
Группа «Факт» на одном из «Четвергов» фотоклуба «Таир-17»,
где обсуждают коллекцию фотографий, полученных по системе «Фотоорбита 77/78».


На фотографии запечатлены:
Сергей ЧИЛИКОВ (первый слева);
Валерий ВОЕЦКИЙ (пятый слева);
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (пятый справа);
Любовь ЯСТРЕБЧИКОВА (четвёртая справа).

Фотография члена фотоклуба «Таир-17».
Йошкар-Ола, фотоклуб «Таир-17». 1977 г.

 

Это общение помимо стен фотоклуба проходило и в квартире Чиликова, где обсуждались вопросы совместной фотографической деятельности. И Чиликов, и Воецкий, проживая в Йошкар-Оле, были изолированы от фарватеров фотографической жизни в стране. И мне эту изолированность удалось прорвать: я подробно рассказал им о своих годах становления в фотоклубе «Мещера» (Рязань), о рязанской фотографии, о Фотоорбите, организатором которой выступал Виктор Агеев (руководитель НФС «Мещера»), о прибалтийской фотографии, о творческой группе «STODOM» (Таллинн), о творческой группе «Время» (Харьков) и о многих других событиях фотографической жизни страны. С 1977 года я начал знакомить Чиликова и Воецкого с журналом «Revue fotografie» Специальное ревю художественной фотографии». Чехословакия), что являлось для всех нас глотком свежего воздуха. Всё вышеперечисленное — общие подходы к фотографии, прочувствованный контекст фотографической жизни страны выступили катализатором образования творческой группы. Изначально группа имела название «Полюс» (с октября 1976 года), а чуть позже (с января 1977 года) стала называться «Факт».

 

Примечание

Через полтора месяца, как я начал посещать фотоклуб «Таир-17», а именно в октябре 1976 года, состоялась моя персональная выставка, основной задачей которой было — познакомить фотолюбителей Йошкар-Олы с творчеством Евлампьева рязанского периода.

Сергей Чиликов к этому времени имел некоторые наработки, состоящие в основном из пейзажей, где как и у многих начинающих фотолюбителей была воспета, в том числе, и береза. Познакомившись внимательно с моей экспозицией, он начал «кругами ходить» вокруг работы «Осенние декорации. 1975». Чиликов не скрывал своего восхищения этой работой и, в последующем, неоднократно к ней возвращался в своих рассуждениях о фотографии.

Композиция с тремя моделями, помещёнными в искусственные для них декорации, где фотограф отстранённо создаёт мизансцену с узнаваемыми персонажами в узнаваемом пространстве, подпадает под систему Брехта, которую Евлампьев начал разрабатывать ещё в рязанском периоде (09.1973‑06.1976).

Работа «Осенние декорации. 1975» так глубоко запала в подсознание Чиликова, что в начале 1980-х, он начинает активно использовать в своём творчестве метод Брехта. Здесь можно вспомнить работы, в которых этот метод стал проявляться: «Забавные истории. 1980-1983», «Деревенские вечера. 1982-1986», «Данилкино. 1984». К этому методу он прибегает и в 90‑е XX века и на всём протяжении XXI века. Напрямую, в своих текстах и в интервью, Чиликов не использует понятие метод Брехта, а выставляет напоказ, якобы иное — метод фотопровокаций. Но этот метод является всего лишь частным случаем метода Брехта. Сегодня можно с уверенностью заметить, что лучшее, что создано Сергеем Чиликовым, это то, что у него привязано к системе Брехта.

Значимость персоны Евлампьева в становлении группы «Факт» Чиликовым неоднократно подчёркивалась в различных контекстах фотографического бытия группы. А в своём тексте «Реальность Юрия Евлампьева» Сергей Чиликов (литературный псевдоним — Артур Осин) попытался ответить на вопрос: Кто такой Юрий Евлампьев ?


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Осенние декорации. 1975.

 

Первая «развилка» группы, когда необходимо было произвести каждому выбор, обозначилась в декабре 1976 года. Я получил приглашение на участие нашей группы в круговом фотообмене «Фотоорбита 77/78». Я и Воецкий подготовили свои работы для отправки в Рязань, а Чиликов в последний момент заявил о своём отказе в участии в фотообмене: он как член КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза — примечание Ю.Е.) очень опасался, что «Фотоорбита 77/78» окажется в противофазе с идеологическими установками партии, а это означало бы для него — «поставить крест» на всю свою будущую карьеру философа (философы в стране должны были быть правильными коммунистами — примечание Ю.Е.). Все мои попытки убедить Чиликова в обратном не увенчались успехом. Тогда я позвонил Агееву с просьбой, чтобы он перезвонил Чиликову и убедил бы его в том, что «Фотоорбита 77/78» не войдёт в противоречие с идеологическими установками партии. Агеев выполнил мою просьбу и смог убедить Чиликова участвовать в фотообмене (Виктор Агеев как преподаватель Рязанского радиотехнического института был членом КПСС — примечание Ю.Е.). Так произошёл выбор Чиликова в пользу фотографии (в первой половине 80-х ХХ века Чиликов защитил диссертацию с присвоением ему учёной степени кандидата философских наук — примечание Ю.Е.).

 

Примечание

В сформированную коллекцию для участия в круговом фотообмене «Фотоорбита 77/78» помимо Евлампьева, Воецкого, Чиликова были включены и другие члены фотоклуба «Таир-17», в частности — Валерий Тумбаев. Общение последнего с членами группы «Факт» в течение 1977-1978 гг. позволило ему раздвинуть границы фотографического видения и принять их творчество. В марте 1980 года Тумбаев становится участником творческой встречи с московским фотографом Георгием Пинхасовым в Чебоксарах, а в октябре 1983 года — участником рабочей встречи с Юрием Евлампьевым на Кундыше.

В ходе рабочей встречи на Кундыше прорабатывался обновлённый формат фотографов (3+3) в творческой группе «Факт»:
- Йошкар-Ола: Сергей Чиликов, Валерий Воецкий, Валерий Тумбаев;
- Чебоксары: Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст.
Однако, неадекватные амбиции Чиликова не позволили произвести это обновление.


  
Рабочая встреча Юрия Евлампьева с йошкар-олинскими фотографами.

На фотографии запечатлены (слева направо):
Валерий ВОЕЦКИЙ — йошкар-олинский фотограф;
Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф;
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф;
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотограф.


Фотография Валерия Тумбаева.
Кундыш (Марийская АССР), в 30 км от Йошкар-Олы. Октябрь 1983 г.

 

 

 

 


  
Открытие персональной выставки Юрия Евлампьева в стенах фотоклуба «Таир-17»
в апреле 1977 года.


На фотографии запечатлены (слева направо):
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — йошкар-олинский фотолюбитель;
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотолюбитель.


Фотография члена фотоклуба «Таир-17».
Йошкар-Ола, фотоклуб «Таир-17». Апрель 1977 г.

 

В январе 1977 года в группе было принято решение о заявление своей творческой позиции в фотоклубе «Таир-17». В качестве формата заявления были выбраны персональные выставки Евлампьева, Воецкого, Чиликова, которые должны были пройти одна за другой. Первая выставка из этой серии открылась в апреле 1977 года, на которой было представлено творчество Юрия Евлампьева. Затем состоялась выставка Валерия Воецкого и завершил этот процесс Сергей Чиликов. Состоявшиеся выставки стали второй реперной точкой в становлении группы. И здесь важно было не смакование одержанной «победы» в фотоклубе над фотолюбителями старшего поколения, а осознание того, что обратного пути нет, есть только один путь — путь эволюционного движения вперёд. Эта логика подталкивала к выходу из изоляции небольшого города Йошкар-Ола и к формированию коллекции работ группы для их дальнейшего показа в фотоклубах других регионов страны.

 

 


  
Члены группы «Факт» в выставочном зале фотоклуба «Таир-17»
во время открытия отчётной выставки фотоклуба.
В экспозиции справа представлены фотографии Юрия Евлампьева,
а в экспозиции слева представлены фотографии Валерия Воецкого.


На фотографии запечатлены:
Валерий ВОЕЦКИЙ (спереди) — йошкар-олинский фотолюбитель;
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (в центре) — йошкар-олинский фотолюбитель;
Сергей ЧИЛИКОВ (сзади) — йошкар-олинский фотолюбитель.


Фотография Валерия Воецкого.
Йошкар-Ола, Фотоклуб «Таир-17». 1978 г.

 

 

 

Поездка в Рязань и во Фрязино

И уже в сентябре 1977 года мною была предпринята поездка из Йошкар-Олы в Рязань (НФС «Мещера», руководитель Виктор Агеев) и во Фрязино (НФС «Фрязино», руководитель Александр Трофимов). В коллекцию работ для демонстрации вошли работы трёх фотографов — Юрия Евлампьева, Валерия Воецкого, Сергея Чиликова и одного художника — Любовьи Ястребчиковой.

 


  
Творческая встреча Юрия Евлампьева
с рязанскими фотолюбителями в НФС «Мещера».


На фотографии запечатлён:
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (в центре) — йошкар-олинский фотолюбитель.


Фотография Виктора Агеева.
Рязань, НФС «Мещера». Сентябрь 1977 г.

 

Появление Юрия Евлампьева в НФС «Мещера», через год с небольшим после отъезда из Рязани в июле 1976 года на историческую родину в Чебоксары, а затем и в Йошкар-Олу, было встречено эмоциями братства, которые должны возникать у тех, кто вышел из одних стен НФС «Мещера». Но на фоне этих эмоций рязанские фотографы пристально всматривались в коллекцию группы «Факт» и пытались понять в какую сторону пошёл Евлампьев и его товарищи. Участники творческой встречи отмечая, что работы группы «Факт» совершенно иные, чем работы фотолюбителей НФС «Мещера», хотели для себя понять: не сковывает ли творческую свободу членов НФС «Мещера» харизматичный его руководитель Виктор Агеев (1932-2017). Именно эти сомнения инициировали в Рязани создание альтернативного фотоклуба «Ока» в 1977 году, куда вошли некоторые выходцы из «Мещеры».
Примечание Ю.Е. — Инициаторами создания фотоклуба «Ока» стали известные в Рязани в 70-х годах ХХ века фотографы: Евгений Каширин, Сергей Романов, Геннадий Шлоев, Владимир Иванов, Анатолий Сеничкин, Алексей Казеев.
Несмотря на полученную творческую свободу, которую, якобы сдерживал «диктат» Виктора Агеева, фотоклуб «Ока» не вышел за границы типичного городского фотоклуба и не стал площадкой творческой фотографии в стране в отличие от группы «Факт», которая сгенерировала в Йошкар-Оле и в Чебоксарах в 80-х годах ХХ века Аналитические выставки, ставшими площадками для общения творческих фотографов в стране.

 


  
Обсуждение работ Юрия Евлампьева в НФС «Мещера».

На фотографии запечатлён:
Виктор Агеев (слева на втором плане стоит) —
руководитель НФС «Мещера».


Фотография Юрия Евлампьева.
Рязань, НФС «Мещера». Сентябрь 1977 г.

 

 

 

Творческая встреча во Фрязино

 


  
Обсуждение фотографий группы «Факт» в НФС «Фрязино».

На фотографии запечатлены (слева направо):
Неизвестный 1 — член НФС «Фрязино» (Фрязино);
Неизвестный 2 — член НФС «Фрязино» (Фрязино);
Александр ТРОФИМОВ — руковожитель НФС «Фрязино» (Фрязино).

Фотография Юрия Евлампьева.
Фрязино, НФС «Фрязино». Сентябрь 1977 г.

 

Мой визит в научный подмосковный городок Фрязино опирался на место коцентрации выпускников Рязанского радиотехнического института (в настоящий момент РГРТУ — Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина — примечание Ю.Е.): с одной стороны — выпускников-организаторов НФС «Фрязино», а с другой — выпускников-однокашников, проявляющих интерес к искусству. Поскольку визит во Фрязино оказался двойным (на прямом пути в Рязань и на обратном пути из Рязани), то коллекция группы «Факт» была продемонстрирована в разных группах общественности. В НФС «Фрязино», где не нужно было выдерживать требование нахождения в границах определённой выверенности, как в НФС «Мещера», то восприятие коллекции группы «Факт» происходило в более свободной атмосфере. Проявленный интерес к фотографиям со стороны Александра Трофимова, руководителя НФС «Фрязино», стал катализатором для последующей выставки группы «Факт» во Фрязино (6 февраля ... 5 марта 1982 года). Среди выпускников-однокашников, которые посмотрели коллекцию группы «Факт» оказались, прежде всего те, которые интересовались творчеством фотографа Евлампьева и те, которые участвовали в фотосессиях Евлампьева в Рязани.

 


  
Александр Трофимов демонстрирует свои фотографии.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Неизвестный 3 — член НФС «Фрязино» (Фрязино);
Неизвестный 4 — член НФС «Фрязино» (Фрязино);
Владимрр ЕСИКОВ — выпускник-1976 Рязанского радиотехнического института,
участник фотосессий Юрия Евлампьева в Рязани;
Владимир ЗАВЬЯЛОВ — выпускник-1976 Рязанского радиотехнического института,
участник фотосессий Юрия Евлампьева в Рязани;
Неизвестная 5 — член НФС «Фрязино» (Фрязино);
Александр ТРОФИМОВ — руководитель НФС «Фрязино» (Фрязино).

Фотография Юрия Евлампьева, выпускника-1976 Рязанского радиотехнического института.
Фрязино, квартира Александра Трофимова. Сентябрь 1977 г.

 

По приезду в Йошкар-Олу состоялась рабочая встреча группы «Факт» на которой я детально изложил все творческие встречи с мнениями и комментариями на работы членов группы. Поездка в Рязань и во Фрязино эмоционально зарядила не только меня, но и остальных членов группы. Решено было продолжить поездки по стране для популяризации творчества группы «Факт».

 

 

 

Творческие встречи с художниками

В группе «Факт» с момента возникновения имелось понимание, что выход из изоляции бытия небольшой группы предполагает не только выстраивание диалогов с коллегами-фотографами, но и с художниками. В 70-х годах ХХ века среди художников было стойкое мнение о фотографии как о прикладном ремесленном предназначении. Сама мысль, что фотография является одним из видов изобразительного искусства, считалась недопустимой, особенно среди академических художников.

 


  
Творческая встреча группы «ФАКТ» с художником Алевтином Ведерниковым.
Йошкар-Ола, февраль 1978 г.

Юрий Евлампьев и Сергей Чиликов
рассказывают Алевтину Ведерникову о своих интересах в фотографии.

На фотографии запечатлены (слева направо):
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотолюбитель;
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — йошкар-олинский фотолюбитель;
Алевтин ВЕДЕРНИКОВ — йошкар-олинский художник.

Фотография Юрия Евлампьева.
Йошкар-Ола, мастерская Алевтина Ведерникова. Февраль 1978 г.

 

Несмотря на существующий стереотип о месте фотографии среди художников, фотографы группы «Факт» в 1978 году инициировали несколько творческих встреч с йошкар-олинскими художниками. Первая встреча состоялась в феврале 1978 года с Алевтином Ведерниковым, йошкар-олинским художником и преподавателем Марийского художественного училища (Ведерников Алевтин в 1966 году окончил Чебоксарское художественное училище — примечание Ю.Е.). В мастерской художника были продемонстрированы фотографии группы, а также журнал «Revue fotografie» («Специальное ревю художественной фотографии». Чехословакия). Ведерников оказался восприимчивым к продемонстрированному и выразил желание к продолжению диалога. Валерий Воецкий в последующем провёл фотосессию в мастерской художника, откуда он «вынес» свои новые работы, а Юрий Евлампьев выступил в качестве модели для портретной работы Ведерникова. Евлампьев также воспользовался предложением Ведерникова поснимать в стенах художественного училища. Проведённые несколько фотосессий в художественном училище стали для Юрия Евлампьева достаточно плодотворными: несколько созданных композиций вошли в коллекцию работ Евлампьева.

 


  
Алевтин ВЕДЕРНИКОВ. Юра. 1978.
Холст, масло.


 

Примечание

Портрет «Юра. 1978» в последний раз выставлялся на юбилейной персональной выставке Алевтина Ведерникова в связи с его 80-ти летием в Абаканской картинной галерее (г. Абакан, 24.11.2020-20.12.2020). Научный сотрудник галереи, искусствовед Эльвира Казанцева идентифицировала персону, изображённую Ведерниковым, и на сайте галереи прозвучал следующий комментарий:


  

 

 

 

 


  
Творческая встреча группы «ФАКТ» с йошкар-олинскими художниками.
Йошкар-Ола, май 1978 г.

Йошкар-олинские художники знакомятся с коллекцией работ рязанского фотографа Виктора Агеева.

На фотографии запечатлены:
Любовь ЯСТРЕБЧИКОВА — йошкар-олинский художник-график (третья слева);
Александр НОВОСЁЛОВ — йошкар-олинский художник (четвёртый слева;
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотограф (первый справа).

Фотография Юрия Евлампьева.
Йошкар-Ола, мастерская йошкар-олинского художника. Май 1978 г.

 

Другая встреча с йошкар-олинскими художниками состоялась в мае 1978 года, где были показаны: коллекция работ рязанского фотографа Виктора Агеева — фотографии с его выставки «Поэма о человеке», а также коллекция фотографий группы «Факт» — Юрия Евлампьева, Валерия Воецкого, Сергея Чиликова.

Присутствующий при просмотре фотографий Александр Новосёлов, выпускник художественного института им. Ильи Ефимовича Репина (г. Ленинград) сделал Евлампьеу и Чиликову предложение — попозировать. Оба написанных портрета Новосёлов выставил позже на своей персональной выставке. Сам он отмечал, что удался лишь портрет Юрия Евлампьева. Лично мне мой портрет очень понравился: экспрессивный стиль письма Новосёлова подчеркнул творческий порыв изображённого персонажа к неземному.

Общение с Алевтином Ведерниковым и Александром Новосёловым, представителями среднего поколения, для нас молодых фотолюбителей имело немаловажное значение: каждый из художников поведал свой путь прихода в творчество.

 

 

 

Поездка в Казань

К моменту возникновения творческой группы «Факт» в Казани уже работала группа «Тасма» (год возникновения — 1974). Естественно, было большое желание встретиться с членами этой группы для ознакомления с опытом их становления и возможного творческого сотрудничества в будущем. 22 мая 1978 года в Казань выехали Юрий Евлампьев и Сергей Чиликов. В Казани нас встретил у входа в издательство Татарского обкома КПСС Фарит Губаев. К этой встрече там же присоединился к нам Александр Акашкин, начавший свою профессиональную карьеру в Казани и являющийся выпускником 1976 года Рязанского радиотехнического института, а также участником фотосессий Юрия Евлампьева в Рязани.

 


  
Творческая встреча группы «ФАКТ» с группой «ТАСМА». Казань, 22.05.1978.

Предварительный сбор участников встречи у входа в издательство Татарского обкома КПСС.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Александр АКАШКИН — выпускник-1976 Рязанского радиотехнического института,
участник фотосессий Юрия Евлампьева в Рязани;
Фарит ГУБАЕВ — член группы «Тасма» (Казань);
НЕИЗВЕСТНЫЙ 1 — член фотоклуба «Зеленодольск» (Зеленодольск);
Неизвестная 2 —(Зеленодольск).
Неизвестная 3 —(Зеленодольск).


Фотография Юрия Евлампьева.
Казань, Издательство Татарского обкома КПСС. 22 мая 1978 г.

 

Встреча двух творческих групп территориально прошла в квартире казанского фотографа Ляли Кузнецовой, где эпизодически собирались члены группы «Тасма» на свои рабочие встречи. Нам с Чиликовым с днём выезда сильно повезло: на встречу помимо членов группы «Тасма» пришёл и Владислав Запорожченко, известный в стране фоторедактор.

 

КОММЕНТАРИЙ

Фотоклуб «Тасма» (а чуть позже — творческая группа «Тасма») возник осенью 1974 года, когда молодёжь казанского фотоклуба «ВОЛГА» (открылся в 1965 году при Дворце культуры им. Ленина) приняла решение уйти из старейшего казанского клуба и начать свой собственный путь. В 1975 году в фотоклубе «ТАСМА» состояло 15 человек: Ляля Кузнецова, Володя Богданов, Риф Якупов, Александр Тамбулидис (Грек), Эдвард Хакимов, Володя Зотов, Зуфар Баширов, Володя Разумейченко, Вадим Никифоров, Борис Давыдов, Валера Михайлов, Рустам Мухаметзянов, Юра Филлимонов, Альберт Богоутдинов, Фарит Губаев. Поскольку своего помещения не было, то собирались в Издательстве обкома КПСС, на квартире у Ляли Кузнецовой и в мастерской Бориса Давыдова.

Уникальность персоны Владислава Запорожченко хорошо описал Фарит Губаев:
«Слава Запорожченко был фоторедактором от бога. На весь Советский Союз тогда людей по пальцам можно было пересчитать, кто так понимал фотографию и мог это изложить на языке грамотно, литературно, а не просто на таком гастрономическом уровне – «нравится, не нравится».
Слава Запорожченко жил и работал в Казани, возглавлял фотосекцию Союза журналистов. Но я-то был еще школьник. А когда «Тасма» появилась, я с ним все-таки успел познакомился. Он к этому времени уже был собкором «Комсомолки» в Кемеровской области, и там для себя открыл Соколаева и других новокузнецких ребят. Потом он перебрался в Москву и очень здорово вписался в тогдашнюю фотографическую жизнь. Просто не было такого человека, кроме него, кто бы мог писать о фотографии, о выставках таким вкусным языком. Видно было, что этот человек понимает фотографию, нестандартно к ней подходит, что он в курсе мировых тенденций и т.д. Он стал фоторедактором всесоюзных выставок. Характер был у него тяжелейший – мог нахамить, нагрубить, мог накричать, послать матом. Но это ему прощали, потому что он все это делал не потому, что был хулиганом, а потому что болел он за фотографию и переживал, если что-то не так... А мне повезло с ним вдвойне, потому что он взял надо мной шефство. Он, видимо, почувствовал во мне голод по фотографическому образованию. Мы с ним договорились, что я ему посылаю контрольки в Москву, а он мне в ответ присылает большие, развернутые рецензии. Понятно, что он меня ругал часто. Не было комплиментов никаких. Но критика была очень конструктивная, для меня это было очень важно. Слава этим владел, от природы был у него такой дар — фотографическое видение, понимание фотографии.»
Процитировано по источнику: Чернов А. Казанская фотографическая школа [Электронный ресурс]: Интервью с Фаритом Губаевым / Артём Чернов. —
URL:
- http://yarodom.livejournal.com/830754.html (часть 1)
- http://yarodom.livejournal.com/831002.html
(часть 2)

А вот как вспоминает Владислава Запорожченко Владимир Соколаев (1952-2016), один из основателей новокузнецкой группы «ТРИВА» (период бытия группы с 1978 по 1982):
«...И наконец, четвертый, необходимый элемент для любого развития — Наставник. Он же — первый по значению. И об этом позаботилась Судьба. Своего наставника мы обрели в лице Владислава Афанасьевича Запорожченко, работавшего тогда собственным корреспондентом «Комсомольской Правды» в областном центре. Сначала он нам «не приглянулся». Небольшого роста, быстрый, взгляд с прищуром, не прямой, речь больше вопросительная, состоящая более из предположений, а не утверждений. Но его замечания и слова побуждали к размышлению, а правота их была неявной и обнаруживалась не сразу. У него есть глубинное внутреннее чутье.  Даже не на саму фотографию, не на сюжет, не на форму подачи, а скорее на то, что в основе. На тот глубинный импульс, что движет  фотографами, заставляя сгибаться палец. Тот импульс, который невозможно отследить, ибо он опережает (и должен опережать) мысль. Тот импульс, который еще до мысли. Тот импульс, который и делает из человека с фотоаппаратом фотографа, а из фотоснимка — фотографию… Вот такую фотографию, созданную этим импульсом, Запорожченко распознавал и находил среди огромной кучи фотоснимков, даже если она там была всего одна. Этому распознаванию он учил и нас, на наших и чужих фотографиях.  Пожалуй, из всех даров Судьбы, встреча с ним — лучший из даров...»
Процитировано по источнику:
Сайт «Социальная фотография в работах Владимира Соколаева» [Электронный ресурс]: раздел «ТРИВА» / Владимир Соколаев
URL: http://sociophoto.narod.ru/TRIIVA/TRIVA.htm

В 1967 году фотоклуб «ВОЛГА» (г. Казань) совместно с фотосекцией Союза журналистов Татарии (возглавлял фотосекцию Владислав Запорожченко — примечание Ю.Е.) организовали и провели эпохальную фотовыставку «Волга-67». Участники выставки — фотоклубы и фотосекции, в основном, из волжских городов — от Астрахани до Калинина, а также на выставке были представлены фотоклубы из Москвы, Ленинграда, Перми, Алма-Аты. Эта выставка, а точнее фотофестиваль, проведённый на базе выставки, имел большой резонанс в СССР: состоялся межобластной творческий семинар, в котором приняли участие теоретики фотоискусства и фотомастера из Москвы, а журнал «Советское фото» опубликовал солидный материал о фотофестивале в Казани (Советское фото. 1968. №4. С.6-11. PDF — 5,53 Мб.), куда вошли развёрнутые сведения о выставке Владислава Запорожченко, одного из организаторов выставки, и обзор выставки Всеволода Тарасевича, фотокорреспондента АПН, члена жюри выставки.

У среднего и молодого поколения чебоксарских фотолюбителей фотоклуб «ВОЛГА» ассоциируется, прежде всего, с фотоклубом горьковских (в последующем — нижегородских) фотолюбителей. Напомню, что фотоклуб «ВОЛГА» (г. Горький) начал свою работу в 1973 году, т.е., спустя 8 лет после открытия фотоклуба «ВОЛГА» в Казани. Фотоклуб «ВОЛГА» в Казани действовал с 1965 по 1975 гг. С 1974 года, после того как молодёжь ушла из фотоклуба «ВОЛГА», в Казани стал действовать фотоклуб «ТАСМА» (в последующем — группа «ТАСМА»), который просуществовал до 1990 года (в 1989 году, после большой выставки «Тасмы» в зале Союза художников ТАССР, в группе наступил кризис). В 2012 году произошло возрождение на короткое время фотоклуба «ВОЛГА» при Культурно-досуговом комплексе им. В.И. Ленина. Клубом руководил Юрий Филимонов (в 2012 году отметил своё семидесятилетие — примечание Ю.Е.), бывший член фотоклуба «ВОЛГА» и творческой группы «ТАСМА». Осенью 2014 года группа «Тасма» перешагнула свой сорокалетний рубеж.

 


  
Творческая встреча группы «ФАКТ» с группой «ТАСМА». Казань, 22.05.1978.

Обсуждение фотографий рязанского фотографа Виктора Агеева.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Владимир РАЗУМЕЙЧЕНКО — член группы «Тасма» (Казань);

Рустам МУХАМЕТЗЯНОВ — член группы «Тасма» (Казань);

Ахсан ФАТХУТДИНОВ — народный художник Республики Татарстан (Казань);

Владимир БОГДАНОВ — член группы «Тасма» (Казань);

Фарит ГУБАЕВ — член группы «Тасма» (Казань);

Владислав ЗАПОРОЖЧЕНКО — фоторедактор (Москва);

Сергей ЧИЛИКОВ — член группы «Факт» (Йошкар-Ола).


Фотография Юрия Евлампьева.
Казань, квартира Ляли Кузнецовой. 22 мая 1978 г.

 

Владислав Запорожченко на встрече творческих групп запомнил двух молодых фотографов из Йошкар-Олы — Юрия Евлампьева и Сергея Чиликова. И в 1979 году обоим прислал приглашение на участие во всесоюзной выставке «Фотографическое искусство – 79» (Москва, выставочный зал «На Грузинской» 14 июня — 14 июля 1979 г.).

Эта выставка резко выделялась на фоне выставок с ангажированной фотографией и на ней можно было увидеть то, что показывалось лишь в клубных фотосообществах или на «квартирных» выставках, эта была выставка «субъективной» фотографии, в которой фотографы продемонстрировали свои мироощущения.

Выставку организовала секция фотохудожников Московского объединённого комитета художников-графиков (решение о создании Московского объединенного комитета профсоюза художников-графиков в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В.В. Гришин) в своём выставочном зале на Малой Грузинской, 28. Выставка имела конкурсный статус, но не в смысле определения «победителей» конкурса, а как форма строгого отбора фотографий (из 1500 фотографий в экспозицию попали чуть более 300 работ). Для повышения гарантий открытия выставки (а каждая выставка на Малой Грузинской проходила цензуру или в бытовой терминологии — «литовалась») было образовано представительное жюри, председателем которого выступал Николай Томский — президент Академии художеств СССР, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. В последние три десятилетия при открытии выставок в России процедура литования отсутствует и молодому поколению фотографов непонятны препоны, через которые когда-то проходили представители старшего поколения.

Во вступительном слове в приглашении к выставке «Фотографическое искусство - 79» Владислав Запорожченко писал: «...Выставка собрала работы как членов секции, так и гостей — фотохудожников из многих городов нашей страны. Цель конкурса и выставки — выявить тенденции развития современного фотоискусства...».

После открытия выставки «Фотографическое искусство - 79» Владислав Запорожченко прислал мне письмо в Йошкар-Олу. Привожу текст начала письма: «Юра! решил послать тебе эти причиндалы. Поздравляю с участием в первой большой выставке. Фотография твоя висит хорошо и пользуется успехом. Хотя я лично абсолютно не согласен с отборщиками и считаю, что надо было выставить все твои вещи, блоком. Но — не всё достигается сразу…». С оригиналом письма можно познакомиться, воспользовавшись ссылкой (PDF — 1,14 Мб).
Позже, в 1988 году, фотография, экспонировавшаяся в Москве, «проявилась» неожиданно для меня в Праге на выставке советских фотолюбителей (см. статью «Новый выставочный зал в Праге» в журнале «Ceskoslovenská Fotografie». 1988. №8. С. 342. PDF — 2,97 Мб).

 

 

 

Вторая поездка в Рязань

В октябре 1978 года я пригласил Сергея Чиликова в Рязань на открытие 4-ой межклубной выставки «Мир, труд, молодость» и для этого был неплохой повод: члены группы «Факт» — Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов и Валерий Воецкий стали участниками этой выставки.

Эта поездка была важна для нас обоих: мы впервые отправились на представительное фотографическое событие, куда съезжались фотографы из разных регионов страны и была возможность сопоставить свои ценностные ориентиры с ориентирами других фотографов.

 


  
Открытие 4-ой межклубной выставки «Мир, труд, молодость». Рязань, Октябрь.1978 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Виктор Агеев — руководитель НФС «Мещера», организатор выставок «Мир, труд, молодость»;

Участники и гости выставки «Мир, труд, молодость».


Фотография Юрия Евлампьева.
Рязань, Выставочный зал Рязанского радиотехнического института. Октябрь 1978 г.

 

Экспозиция выставки была расположена на двух площадках:
- в выставочном зале Рязанского радиотехнического института, где были размещены работы, прошедшие процедуру одобрения официальными органами;
- в выставочном зале НФС «Мещера», где были размещены работы, не прошедшие процедуру одобрения (в частности, там экспонировались отдельные листы Юрия Евлампьева и Валерия Воецкого).
Сам факт размещения фотографий в закрытой части экспозиции воодушевлял, и создавал ещё большую уверенность в выбранном пути.

 


  
Фрагмент закрытой части экспозиции 4-ой межклубной выставки «Мир, труд, молодость».
Рязань, Октябрь 1978 г.

В фрагменте экспозиции представлены (слева направо):

в верхнем ряду: 1, 2, 8 листы — фотографии Юрия Евлампьева;
в верхнем ряду: 9 лист — фотография Валерия Воецкого;

в нижнем ряду: 1, 2, 3 листы — фотографии Юрия Евлампьева».


Фотография Юрия Евлампьева.
Рязань, Выставочный зал НФС «Мещера». Октябрь 1978 г.

 

После открытия выставки Виктор Агеев имел возможность очно познакомится с Сергеем Чиликовым и выразил поддержку его творчества. В августе 1980 года Виктор Агеев станет участником 1-го йошкар-олинского пленэра «Кундыш-1980» (Йошкар-Ола — Кундыш, 14-19 августа 1980 г.) а также участником акции «Аналитическая выставка фотографии. I биеннале» (Кундыш, 14-19 августа 1980 г., Чебоксары, октябрь 1980 г.).

 

 

 

Поездка в Зеленодольск

Небольшой городок Зеленодольск — районный центр ТАССР, расположенный на левом берегу Волги в 125 км от Йошкар-Олы, был известен в 1978 году йошкар-олинским фотолюбителям своим фотоклубом «Зеленодольск», которым руководил Александр Семёнов (1937-2021) — участник резонансной выставки «Волга-67» (Казань, 1967), известный фотограф в стране.

Поездка в Зеленодольск была привязана к запланированной творческой встрече фотолюбителей Зеленодольска с йошкар-олинским фотографом Юрием Евлампьевым — 2 декабря 1978 года. Из группы «Факт» на встрече присутствовали Юрий Евлампьев и Сергей Чиликов.

 


  
Творческая встреча фотоклуба «Зеленодольск» с Юрием Евлампьевым.
г. Зеленодольск, 2 декабря 1978 г.

Юрий Евлампьев рассказывает об истоках своего творчества. На стене висят работы Евлампьева.

На фотографии запечатлены (слева направо за столом):

Александр СЕМЁНОВ — художественный руководитель городского фотоклуба
при ДК им. Горького (г. Зеленодольск) в период с 1979 по 1992 год.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — член творческой группы «ФАКТ» (г. Йошкар-Ола).


Фотография члена фотоклуба «Зеленодольск».
Зеленодольск. 2 декабря 1978 г.

 

 


  
АФИША ТВОРЧЕСКОЙ ВСТРЕЧИ С ЮРИЕМ ЕВЛАМПЬЕВЫМ.

 

Фотолюбители Зеленодольска были воспитаны, прежде всего, на классических пейзажах и портретах Александра Семёнова. Иная фотография Евлампьева была воспринята не всеми, однако Александр Семёнов, как мудрый руководитель и эрудированный фотограф, творчество Евлампьева поддержал и символически выдал ему «путёвку в жизнь».

Малозаметное городское декабрьское событие 1978 года — творческая встреча зеленодольских фотолюбителей с Юрием Евлампьевым было зафиксировано в газете «Зеленодольская правда», в печатном органе зеленодольских коммунистов.

 


  
ПУБЛИКАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСКОЙ ВСТРЕЧЕ С ЮРИЕМ ЕВЛАМПЬЕВЫМ
В ГАЗЕТЕ «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКАЯ ПРАВДА» ОТ 6 ДЕКАБРЯ 1978 ГОДА.

Подготовка статьи к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Встреча Юрия Евлампьева с Александром Семёновым в 1978 году послужила толчком для участия Семёнова и фотоклуба «Зеленодольск» в будущих фотографических мероприятиях в Чебоксарах. И уже с ноября 1979 года Семёнов начинает активно посещать Чебоксары. Его первый приезд состоялся во время открытия в Чебоксарах межклубной выставки художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце».

Последнее посещение Александром Семёновым Чебоксар состоялось 25 ноября 2017 года, когда ему было уже 80 лет, но он был по-прежнему энергичен и переполнен творческими задумками. С собою он привёз две изданные в 10-х годах XXI века книги — авторские альбомы избранных фотографий.

 

 

 

Выставка фотографов группы «Факт» в Художественном музее

В апреле 1979 года в Йошкар-Оле у фотографов группы «Факт» представилась возможность выставиться в Республиканском художественном музее.

В 70-х годах ХХ века Республиканский художественный музей в Йошкар-Оле использовался исключительно как пространство для популяризации традиционных видов изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства. Фотографию в Йошкар-Оле никто не рассматривал как вид изобразительного искусства, соответственно фотография и не выставлялась в залах Художестваенного музея.

И когда в апреле 1979 года представилась возможность выставиться в Художественном музее — в Храме искусств, то устоять перед такой возможностью было невозможно. Я и Воецкий подготовили свои фотографии для экспозиции, а Чиликов решил воздержаться: он как представитель идеологического фронта не стал рисковать. Его предчувствие, что выставка может стать «ловушкой» подтвердилась уже на третий день работы выставки: в музее появились официальные лица, которые вежливо попросили экспозицию закрыть.

Сверхкороткое экспонирование фотографий в Художественном музее меня и Воецкого не огорчило, напротив, мы с ним были как никогда водушевлены: тень «бульдозерной выставки» 1974 года в Москве коснулась и Йошкар-Олы. Эта состоявшаяся выставка в 1979 году стала первой на пути начала популяризации фотографии в Художественном музее. А полностью двери Художественного музея в Йошкар-Оле открылись перед фотографами лишь в 1988 году, когда Перестройка уже шла в стране полным ходом.

Моя роль первопроходца в Художественном музее имела продолжение и в Чебоксарах. В октябре 1986 года в новом здании Чувашского государственного художественного музея (новое здание было построено в 1985 году — примечание Ю.Е.) окрылась персональная выставка Юрия Евлампьева. Эта выставка в музее оказалась первой на пути начала популяризации художественной фотографии в главном Храме искусств в Чебоксарах. Судьба этой выставки повторила судьбу йошкар-олинской 1979 года: на третий день экспонирования руководство музея вынуждено было закрыть выставку после поступившей рекомендации от официальных лиц.

 


  
Развеска фотографий Юрия Евлампьева в Художественном музее в октябре 1986 года.
Чебоксары, ЧГХМ, 18 октября 1986 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Евгений ЛИХОШЕРСТ — руководитель фотоклуба «Ракурс».

Геннадий ИВАНОВ — сотрудник Чувашского государственного художественного музея.


Фотография Евгения Лихошерста.
Чебоксары, Художественный музей. 18 октября 1986 г.

 

 

 

Третья поездка в Рязань

В мае 1979 года у меня состоялась третья поездка в Рязань в йошкар-олинский период моего бытия. Основанием для поездки стало приглашение Виктора Агеева на 2-ю выставку кругового обмена фотоклубов СССР «Фотоорбита – 77/78» и юбилейную выставку НФС «Мещера» — «Фотомещера – 15». Обе выставки экспонировались в Выставочном зале Рязанского радиотехнического института. В первой выставке были представлены участники кругового обмена (Йошкар-Олу представляли — Юрий Евлампьев, Валерий Воецкий, Сергей Чиликов, Валерий Тумбаев), а во второй выставке — члены НФС «Мещера», в том числе, и Юрий Евлампьев.

 


  
Итоговая выставка «Фотоорбита 77/78»: Афиша и публикации. Рязань, Май 1979 г.

Среди публикаций в региональных газетах о круговом фотообмене «Фотоорбита 77/78»
представлены две публикации и в газете «Марийская правда».


Фотография Юрия Евлампьева.
Рязань, Выставочный зал Рязанского радиотехнического института. Май 1979 г.

 

 

 


  
Экспозиция Юрия Евлампьева на выставке «Фотомещера-15». Рязань, Май 1979 г.


Фотография Юрия Евлампьева.
Рязань, Выставочный зал Рязанского радиотехнического института. Май 1979 г.

 

На состоявшейся встрече организатора кругового обмена фотоклубов СССР «Фотоорбита – 77/78» с участниками итоговой выставки, Виктор Агеев рассказал о задачах 2-го кругового обмена, об особенностях экспонирования коллекций в городах-участниках обмена, а также о некоторых проблемах, которые имели место при движении коллекций. Виктором Агеевым было отмечено хорошее информирование о Фотоорбите в областных средствах массовой информации, где Йошкар-Ола тоже внесла свою лепту. Остановился Агеев и на отзывах по коллекциям, которые составляли фотоклубы-участники обмена. Виктор Агеев особо выделил отзывы творческой группы фотоклуба «Таир-17»: они всегда отличались развёрнутостью и заинтересованностью понять творчество того или иного фотоклуба, а также оперативной рассылкой этих отзывов в адрес фотоклуба рассмотренной коллекции и в адрес организатора кругового обмена.

Отзывы на просмотренные коллекции в Йошкар-Оле составляли члены группы «Факт» — Сергей Чиликов и Юрий Евлампьев. Например, с отзывом на коллекцию новосибирского фотоклуба «Факел» можно познакомится здесь, а с отзывом на коллекцию Литовского общества фотоискусства — тут.

Участники кругового обмена коллекциями высказали свои предложения Виктору Агееву по запуску 3-го кругового обмена, который должен был состояться в период 1979-1980 гг.

Поскольку запуск 3-го кругового обмена фотоклубов СССР состоялся осенью 1979 года, то Йошкар-Ола в нём была представлена группой «Факт» в составе Сергея Чиликова и Валерия Воецкого, а Юрий Евлампьев, вошедший к тому времени в состав фотоклуба «Ракурс», сформировал коллекцию из чебоксарских фотолюбителей — Юрия Евлампьева, Владислава Михайлова, Евгения Лихошерста, которая представляла фотоклуб «Ракурс».

Итоговая выставка 3-го кругового обмена фотоклубов СССР «Фотоорбита – 79/80» состоялась в Чебоксарах в декабре 1981 года в рамках первого фестиваля «Неделя фотоискусства Чувашской АССР».

 


  
Фрагмент экспозиции итоговой выставки «Фотоорбита – 79/80».
Чебоксары, Декабрь 1981 г.

В фрагменте экспозиции представлены (слева направо в вертикальных рядах):

в первом ряду: фотографии Владислава Михайлова;
во втором и третьем рядах: фотографии Юрия Евлампьева;
в четвёртом ряду: фотографии Евгения Лихошерста;
в пятом, шестом седьмом рядах: фотографии Сергея Чиликова;
в восмом, девятом рядах: фотографии Валерия Воецкого.


Фотография Юрия Евлампьева.
Чебоксары, Выставочный зал по улице Константина Иванова. Декабрь 1981 г.

 

 

 

Поездка в Чебоксары

В начале 1979 года в Йошкар-Оле появилась информация, что в Чебоксарах начал работать фотоклуб. Соответственно, у меня появилось намерение съездить в Чебоксары и встретиться с руководителем фотоклуба и обсудить возможное сотрудничество.

Позже мне стало известно, что руководитель чебоксарского фотоклуба был информирован об йошкар-олинском фотоклубе «Таир-17» и ещё в 1978 году предпринял поездку в Йошкар-Олу для формирования творческих связей. Однако, ему не повезло: фотоклуб «Таир-17» был закрыт, а о существовании группы «Факт» он ничего не знал.

Возможность съездить в Чебоксары у меня появилась лишь в июне 1979 года. Каким-то образом мне удалось узнать адрес фотоклуба и, оказавшись в Чебоксарах, я тут же направился в фотоклуб (фотоклуб в это время уже располагался по адресу ул. Цивильская, 13, а до этого встречи фотолюбителей проходили во Дворце культуры имени П.П. Хузангая — комментарий Ю.Е.). В фотоклубе в тот момент был лишь один Владислав Михайлов. Вначале я представился случайным прохожим, интересующимся фотографией. В завязавшемся оживлённом разговоре, когда Михайлов стал подозревать, что перед ним непростой прохожий, я представился уже своим именем и рассказал ему о фотографической жизни в Йошкар-Оле.

В свою очередь, Владислав Михайлов, как руководитель фотоклуба «Ракурс», познакомил меня с историей возникновения фотоклуба в 1978 году, о первых проведённых фотовыставках в Чебоксарах и о тесных творческих контактах с горьковским фотоклубом «Волга». Уже в ходе этого первого диалога мне стало ясно, что фотоклуб «Ракурс» развивается в рамках традиций горьковского фотоклуба.

Михайлову я также сообщил о своём намерении переехать из Йошкар-Олы в Чебоксары в августе 1979 года и выразил желание подключится к работе фотоклуба «Ракурс». Михайлова такая перспектива сильно обрадовала: в фотоклубе на тот момент отсутствовали фотолюбители, имеющие организационный и методологический опыт становления молодого фотоклуба, а также имеющие творческие связи с рядом фотоклубов страны.

Вернувшись в Йошкар-Олу, я познакомил Чиликова и Воецкого со вновь образованном фотоклубом «Ракурс» и описал возможную перспективу деятельности группы в распределённом варианте в двух городах: Йошкар-Ола и Чебоксары. В последующем эти два города стали олицетворять две фотографические территории — ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ и ПРАВОБЕРЕЖЬЕ (Чебоксары находились на Правом берегу реки Волга, а Йошкар-Ола — на Левом берегу — примечание Ю.Е.). Распределённый вариант бытия группы «Факт» с сентября 1979 года был продиктован ещё одним обстоятельством: к этому времени деятельность фотоклуба «Таир-17» в Йошкар-Оле полностью прекратилась и общение фотолюбителей практически свелось «к нулю». Затишье фотографического движения в Йошкар-Оле длилось вплоть до 1985 года, пока не был организован новый фотоклуб «Феникс».

Уже в сентябре 1979 года я подключил Сергея Чиликова к Чебоксарам: он был приглашён в качестве члена жюри межклубной выставки «Пусть всегда будет солнце». В этой выставке группа «Факт» (фотографы и художники) была представлена в специальном разделе выставки, а представители йошкар-олинской ячейки группы (Сергей Чиликов и Любовь Ястребчикова — примечание Ю.Е.) прибыли из Йошкар-Олы на открытие выставки в Чебоксары 17 ноября 1979 года.

 


  
МЕЖКЛУБНАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ В ЧЕБОКСАРАХ:
СОБЫТИЕ И ЛЮДИ. 1979.

Творческая встреча участников выставки в фотоклубе «РАКУРС» (г. Чебоксары).
На стене — экспозиция фотографий московского фотографа Александра Слюсарева.
Фотоклуб «РАКУРС». Чебоксары, 16 ноября 1979 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Анатолий БОЛДИН (род. в 1937) — председатель правления фотоклуба «НОВАТОР» (г. Москва);

Николай МАКАРОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);

Борис ИВАНОВ (1950-1996) — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары),
фотокорреспондент газеты «Советская Чувашия» (г. Чебоксары),
член жюри выставки;

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ (род. в 1954) — художественный рук. фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары)
в период 1979-1991,
член творческой группы «ФАКТ» (г. Йошкар-Ола) в перид 1977-1990,
член народной фотостудии «МЕЩЕРА» (г. Рязань) в период 1973-1976,
член фотоклуба «ТАИР-17» (г. Йошкар-Ола) в период 1976-1979,
член жюри выставки;

Александр СЛЮСАРЕВ (1944-2010) — член творческой группы (г. Москва);

Владислав МИХАЙЛОВ (род. в 1951) — председатель фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары)
в период 1978-1984.


Фотография Владимира Кириллова.
Чебоксары, фотоклуб «Ракурс». 16 ноября 1979 г.

 

К моменту открытия выставки «Пусть всегда будет солнце», т.е. за 2,5 месяца своего нахождения в Чебоксарах, я провёл работу в фотоклубе «Ракурс» по популяризации творчества группы «Факт» и выделил фотолюбителей, разделяющих творчество группы. Среди них оказались: Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст, Владимир Кириллов, Валерий Плотников, Владимир Барков, Олег Шитов. Экспозиция специального раздела выставки «Пусть всегда будет солнце» позволила им укрепиться в своём первоначальном выборе творчества группы «Факт». Окончательные точки над «i» были расставлены во время творческой встречи с Георгием Пинхасовым в марте 1980 года: имеющие базовый творческий потенциал Владислав Михайлов и Евгений Лихошерст, были полностью готовы работать в рамках творческой группы «Факт». Таким образом, сформировалась чебоксарская ячейка группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст. Эта ячейка сместила ценностные акценты в фотоклубе «Ракурс» от традиций фотоклуба «Волга» (Горький) к традициям группы «Факт».

 

 

 

Итоги этапа становления группы «Факт»

 


  
Группа «Факт» (состав на конец августа 1979 года).


На фотографии запечатлены —

1-ый ряд (справа налево):
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — йошкар-олинский фотограф;
Сергей ЧИЛИКОВ — йошкар-олинский фотограф;
Любовь ЯМСКАЯ — йошкар-олинский художник-график;


2-ой ряд (справа налево):
Алексей КЛЮКИН — йошкар-олинский художник-график;
Валерий ВОЕЦКИЙ — йошкар-олинский фотограф.


Фотография Валерия Воецкого.
Йошкар-Ола, квартира Сергея Чиликова. Конец августа 1979 г.

 

Краткие итоги йошкар-олинского периода (01.1977 — 08.1979) — периода становления группы:

1 Были определены базовые принципы общности членов группы.

2 В качестве формы позиционирования группы в стенах фотоклуба «Таир-17» были выбраны персональные экспозиции для демонстрации иных векторов в фотографии, а не метод — «хлопнуть дверью» и дистанцироваться от фотолюбительской общественности Йошкар-Олы.

3 Выход из замкнутой территориальной изоляции был найден в процессе выстраивания диалогов:
- с фотоклубами других регионов страны — НФС «Мещера» (Рязань), НФС «Фрязино» (Фрязино, Московская область), «Зеленодольск» (Зеленодольск, ТАССР), «Ракурс» (Чебоксары, ЧАССР);
- с творческой группой «Тасма» (Казань);
- с фоторедактором Владиславом Запорожченко (Москва);
- с академическими йошкар-олинскими художниками.

4 Первичная популяризация фотографов группы в фотографическом пространстве СССР была произведена, прежде всего, с использованием ресурсов НФС «Мещера» (Рязань).

5 Были подготовлены условия для художественного бытия двух плацдармов: Йошкар-Ола (ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ), Чебоксары (ПРАВОБЕРЕЖЬЕ).

А в последующем у группы «Факт» состоялись ещё два этапа:
09.1979 — 12.1985: чебоксарский период — популяризация группы в СССР;
01.1986 — 01.1990: период проведения совместных фотографических фестивалей в Чебоксарах и в Йошкар-Оле.

 

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
член творческой группы «Факт» (Йошкар-Ола — Чебоксары) в период 01.1977 — 01.1990.

22 марта 2022 г.
Чебоксары, Россия.

 

 

 

 

 

  | 
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Яндекс.Метрика
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна