ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ ПИНХАСОВ. Творческая встреча в Чебоксарах 
Последнее обновление страницы: 20 сентября 2016 г.  18:50  

 

ПИНХАСОВ

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА В ЧЕБОКСАРАХ

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»
1 марта 2015, Чебоксары, Россия

ART-переход.ru: 8 марта 2015 г.






  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 1: Участники творческой встречи с Георгием Пинхасовым в фотоклубе «РАКУРС».
На стене — экспозиция фотографий Георгия Пинхасова.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 24 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — художественный руководитель фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары),
член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Сергей ЧИЛИКОВ — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Любовь ЯСТРЕБЧИКОВА — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва);

Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф (Йошкар-Ола);

Евгений ЛИХОШЕРСТ — член фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА В ЧЕБОКСАРАХ

 

Публикация истории творческой встречи чебоксарских фотолюбителей с Георгием Пинхасовым в 1980 году должна была появиться, рано или поздно, по следующим причинам:
- московский фотограф Пинхасов ещё в 1980 году являлся незаурядной личностью и имел ярко выраженный стиль в фотографии, а в последующем (в 1988 году) стал единственным выходцем из России, кто был принят в международное фотографическое агентство «Магнум Фото» («Magnum Photos»);
- описание встречи позволяет воссоздать исторический контекст, который образует связующее звено межу фотолюбителями старшего и молодого поколений, а также заполняет вакуум в аксиоме «Без прошлого — нет будущего»;
- за 35 лет после встречи ни один чебоксарский и йошкар-олинский участники встречи не уделили этой встрече ни одной строчки.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».

23 февраля 2015 г.
Чебоксары, Россия

 


 

 

ПИНХАСОВ В ЧЕБОКСАРАХ

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 2: До поездки в Чебоксары Георгию Пинхасову не доводилось выезжать
в «глухую» фотографическую провинцию.
Во второй половине 80-х XX века в эту «глухую» провинцию на фотографические фестивали
рвались многие известные фотографы СССР,
а в 90-х годах в провинциальных Чебоксарах издавался
фотографический вестник «РЕТИКУЛЯЦИЯ» для всего СССР.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлён:

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Накануне приезда Георгия Пинхасова в Чебоксары, в фотоклубе «РАКУРС» в 1979 году произошли события, которые задали новый вектор развития: первое связано с моим переездом в августе из Йошкар-Олы в Чебоксары, а второе — с проведением в ноябре межклубной выставки художественной фотографии в Чебоксарах.

Ещё в июне 1979 года я предпринял поездку в Чебоксары для знакомства с деятельностью фотоклуба «РАКУРС», который тогда располагался на улице Цивильской. «РАКУРС» к тому времени уже выстроил диалог с горьковским фотоклубом «Волга», но этого было недостаточно для форсированного развития. Поэтому Владислав Михайлов, как председатель фотоклуба, пытался выстроить отношения с йошкар-олинскими и казанскими фотолюбителями. В 1978 году у Михайлова состоялась неудачная поездка в Йошкар-Олу: он не смог встретиться с фотолюбителями (в это время йошкар-олинский фотоклуб «Таир-17» работал лишь эпизодически, а деятельность творческой группы «ФАКТ» была известна лишь небольшому кругу фотолюбителей). И когда в июне 1979 года к Михайлову пришёл йошкар-олинский фотолюбитель — Юрий Евлампьев, член фотоклуба «Таир-17» (Йошкар-Ола, 1976-1978) и к тому же член йошкар-олинской творческой группы «ФАКТ» (с января 1977 года) и бывший член народной фотостудии «МЕЩЕРА» (Рязань, 1973-1976), то Михайлова такая встреча очень обрадовала: появилась возможность вывести фотоклуб «РАКУРС» на более «высокоуровневые орбиты».

С августа 1979 года я стал регулярно посещать фотоклуб «РАКУРС» и с первых же дней Михайлов наделил меня статусом художественного руководителя со своей зоной ответственности. Я, как фотолюбитель с солидным стажем, сделал ряд предложений по развитию фотоклубной жизни и, в частности, предложил расширить круг творческих связей с фотоклубами страны (страна — Союз Советских Социалистических Республик или СССР). Этот вектор для фотоклуба «РАКУРС» стал приоритетным на всём протяжении его деятельности вплоть до 1991 года включительно Приложении 1 приведён перечень творческих встреч, в которых принимал участие Юрий Евлампьев в СССР).  А первые результаты этой идеологии проявились уже в ноябре 1979 года, когда в Чебоксарах открылась межклубная выставка художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце». На этой выставке прозвучали работы 18 фотоклубов страны, но что ещё более важно — на открытие приехали не только уже старые знакомые из фотоклуба «ВОЛГА» (Горький, ныне — Нижний Новгород), но состоялись творческие встречи с фотолюбителями из фотоклубов: «НОВАТОР» (Москва), «МЕЩЕРА» (Рязань), «ТАСМА» (Казань), «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары), «ЗЕЛЕНОДОЛЬСК» (Зеленодольск, Татарская АССР), «СУРСКИЕ ГОРИЗОНТЫ» (Пенза). Приехавший в Чебоксары Виктор Агеев (председатель НФС «Мещера» и организатор кругового обмена фотоколлекциями между фотоклубами страны), предложил мне как куратору йошкар-олинской коллекции во втором круговом обмене «Фотоорбита — 77/78» сформировать чебоксарскую коллекцию и принять участие в третьем круговом обмене «Фотоорбита  — 79/80». Предложение Агеева мною было принято и фотоклуб «РАКУРС», а именно его члены — Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст  включились в 1979 году в круговой обмен фотоколлекциями между фотоклубами страны.

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 3: Владислав Михайлов, активно занимавшийся популяризацией
художественной фотографии в конце 70-х и в 80-х годах XX века в Чебоксарах,
неожиданно для многих уже в 90-х годах отошёл от интересов своей молодости.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 24 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Владислав МИХАЙЛОВ — руководитель фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары),

Сергей ЧИЛИКОВ — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва);

Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф (Йошкар-Ола);

Любовь ЯСТРЕБЧИКОВА — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

В ноябре 1979 года во время открытия выставки «Пусть всегда будет солнце» чебоксарские фотолюбители уже имели возможность познакомиться с нетривиальным творчеством московского фотографа Александра Слюсарева, чьи фотографии наложили отпечаток на видение члена фотоклуба «РАКУРС» Евгения Лихошерста. И когда в марте 1980 года появилась возможность встретиться с другим московским фотографом — Георгием Пинхасовым, то чебоксарские фотолюбители с нетерпением стали ожидать новой многообещающей встречи (получаемая информация из журнала «Советское фото» была явно недостаточна для формирования ориентиров в индивидуальном творчестве). Встреча с Пинхасовым состоялась в Чебоксарах 23-24 марта 1980 года (это был первый год периода «ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ»).

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 4: Владимир Кириллов с первых дней основания фотоклуба «РАКУРС»
с энтузиазмом участвовал во всех творческих встречах с фотографами СССР.
На стене — экспозиция графических листов Любови Ястребчиковой.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Алексей КИРИЛЛОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);

Владимир КИРИЛЛОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);

НЕИЗВЕСТНЫЙ 1 — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);

НЕИЗВЕСТНЫЙ 2 — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);

Валерий ПЛОТНИКОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

К моменту встречи с Пинхасовым в Чебоксарах фотоклубная жизнь в Йошкар-Оле разладилась: в 1978 году фотоклуб «Таир-17» перестал работать, а один из организаторов группы «ФАКТ» — Юрий Евлампьев в августе 1979 года переехал из Йошкар-Олы в Чебоксары. Произошло объективное смещение деятельности группы «ФАКТ» с левобережной Йошкар-Олы в правобережный город Чебоксары (после закрытия фотоклуба «Таир-17» фотолюбители Йошкар-Олы 7 лет жили без фотоклуба и лишь в 1985 году в Йошкар-Оле возник фотоклуб «Феникс», просуществовавший 20 лет). Проживая уже в Чебоксарах, я стал постоянно приглашать Сергея Чиликова и других членов группы «ФАКТ» на все чебоксарские акции, выставки, творческие встречи. В сентябре 1979 года Чиликов был приглашён мною для работы в составе членов жюри межклубной выставки художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце», а в ноябре 1979 года — на открытие этой выставки. Не стала исключением и творческая встреча с Пинхасовым: 23 марта 1980 года в Чебоксары приехала йошкар-олинская «делегация»Сергей Чиликов (йошкар-олинский фотограф, член группы «ФАКТ»), Любовь Ястребчикова (йошкар-олинский художник-график, член группы «ФАКТ»; с 1981 года начала выставляться под творческим псевдонимом Любовь Ямская), Валерий Тумбаев (йошкар-олинский фотограф, участник йошкар-олинской коллекции во втором круговом обмене «Фотоорбита — 77/78»). От Чебоксар в творческой встрече принимали участие: Юрий Евлампьев, Владислав Михайлов, Виктор Гришин, Евгений Лихошерст, Владимир Кириллов, Валерий Плотников, Валентин Федотов и другие фотолюбители.

Творческая встреча состояла из трёх этапов (первые два прошли в фотоклубе «Ракурс», а третий — на квартире Юрия Евлампьева): первый этап оказался самым многочисленным по составу участников — присутствовали все приглашённые от Чебоксар, Йошкар-Олы и сам Пинхасов; на втором этапе — Пинхасов выстраивал диалоги с членами группы «Факт» — Евлампьевым, Чиликовым, Ястребчиковой, а также с членами фотоклуба «РАКУРС» — Михайловым, Лихошерстом; а на третьем этапе состав участников встречи был сокращён до четырёх персон: Пинхасов, Евлампьев, Чиликов, Ястребчикова.

На протяжении всей творческой встречи выстраивались дружественные, тёплые отношения между фотолюбителями и Георгием Пинхасовым. Экспозиция фотографий Пинхасова продемонстрировала вектор, отличный от существовавшего в фотоклубе «РАКУРС», и вызвала некоторое внутреннее сопротивление среди части чебоксарских фотолюбителей. Однако, члены группы «ФАКТ», сориентированные на индивидуальную изобразительность, работы Пинхасова приняли и приняли без каких-либо оговорок. Пинхасов существовал в системе координат, выстроенной под впечатлением творчества Андрея Тарковского. Вот как об этом сказано в блоге «Leica Camera Russia»:
«...Поход на фильм «Солярис» (1972) А. Тарковского, глубоко впечатливший Пинхасова, обернулся порывом вдохновения и возвращением к полюбившемуся со школьных лет занятию — фотографированию. Даже получившиеся в результате снимки неизменно сравнивались с творчеством Тарковского, настолько оно проникло в сознание будущего фотографа.
Проучившись два года во ВГИКе на кинооператора и решив таковым не быть, Пинхасов устроился фотографом на Мосфильм, где судьба и свела его с Тарковским, снимавшим там в то время. Через руки знакомых фотопробы Пинхасова оказались в руках знаменитого режиссера, и вот уже он гуляет с Тарковским по парку близ студии, рассуждая о кинопроизводстве и фотографическом искусстве. Тарковский хвалебно отозвался о работах Пинхасова, но отметил, что для него фотография — это мастер репортажа Анри Картье-Брессон. Пинхасов не имел желания становиться репортажным фотографом, но эти слова заставили его задуматься, а впоследствии — решиться на первый опыт фотографического вторжения в жизнь незнакомых людей. Несмотря на то, что это повлекло за собой порой не самые приятные последствия — «меня таскали по милициям, засвечивали пленки, я постоянно влипал в какие-то истории», — он так и остался в этом жанре.
Тарковский не только подтолкнул Пинхасова к репортажной фотографии, но и дал ему возможность опробовать себя в этой роли, пригласив его поработать на съемочной площадке фильма «Сталкер» (1979) ...»

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 5: Валерий Тумбаев ещё в 1977 году
стал участником межклубного фотографического обмена «ФОТООРБИТА — 77/78».
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва);

Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф (Йошкар-Ола).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Чебоксарские и йошкар-олинские фотолюбители, преклоняясь перед творчеством Андрея Тарковского, в Пинхасове почувствовали проекцию великого мастера и от этого интерес к персоне Пинхасова только усилился. Но на этой встрече имели место и другие акценты, например: и Пинхасов, и Евлампьев в 1979 году стали участниками выставки «Фотографическое искусство - 79», прошедшей в Москве с 14 июня по 14 июля 1979 года. Эта выставка резко выделялась на фоне выставок с ангажированной фотографией и на ней можно было увидеть то, что показывалось лишь в клубных фотосообществах или на «квартирных» выставках, эта была выставка «субъективной» фотографии, в которой фотографы выражали своё душевное состояние.

Выставку организовала секция фотохудожников Московского объединённого комитета художников-графиков (решение о создании Московского объединенного комитета профсоюза художников-графиков в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В.В. Гришин) в своём выставочном зале на Малой Грузинской, 28. Выставка имела конкурсный статус, но не в смысле определения «победителей» конкурса, а как форма строгого отбора фотографий (из 1500 фотографий в экспозицию попали чуть более 300 работ). Для повышения гарантий открытия выставки (а каждая выставка на Малой Грузинской проходила цензуру или в бытовой терминологии — «литовалась») было образовано представительное жюри, председателем которого выступал Николай Томский — президент Академии художеств СССР, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. В последние два десятилетия при открытии выставок в России процедура литования (см. комментарий 1) отсутствует и молодому поколению фотографов непонятны препоны, через которые когда-то проходили представители старшего поколения.

  

КОММЕНТАРИЙ 1

Вот как описывает получение разрешения на открытие в 1975 году персональной выставки Бориса Смелова Александр Китаев (оба являлись членами известного в СССР ленинградского фотоклуба Выборгского Дворца культуры, сокращённо — фотоклуб ВДК):
«...Сейчас уже не многие помнят, что в советское время любая выставка, прежде чем открыться, проходила несколько цензурных инстанций, а показать своё творчество вне контролируемой структуры было просто невозможно. Смеловскую (выставку Бориса Смелова — примечание Ю.Е.), как и все прочие, утверждал директор (или его представитель) Выборгского Дворца культуры, затем — ГОРЛИТ. В просторечье «Литовка»… И ещё «литовка» тщательно охраняла наше целомудрие — не дай Бог советский человек увидит хотя бы фрагмент обнажённого тела. Караул! За этими шёл самый главный контроллёр — представитель идеологического отдела райкома КПСС, и ещё чёрт знает кто из тех, что боялись потерять своё место в руководящих рядах Строителей Коммунизма.
Отсмотрев Смеловскую выставку, цензоры пришли к мнению (я уж не знаю, кто из них!), что она «пахнет Достоевским». И запретили! Вот ведь бред! Скажи кому сегодня! А в 1975-м его выставка вызвала цепную реакцию, которая...
...После запрета Смеловской выставки в ВДК последовали «оргвыводы». Был отстранён от председательства Д.В. Сагакский (в результате разборок бросивший занятия фотографией вовсе и вскоре почивший в бозе). Уволена со службы методистка. Та, что штатно вела все дела клуба с момента его создания. И переизбрано правление...»
Процитировано по источнику: Александр Китаев. Субъективно о фотографах. Письма. — СПб.: Стереоскоп, 2013. — 228 с.

Случай, описанный Александром Китаевым не единичен, подобное происходило во многих городах, где работали фотоклубы, разве что «оргвыводы» были иные. Являясь членом фотоклуба «Мещера», мне приходилось наблюдать как тщательно подходил к формированию экспозиций Виктор Агеев, председатель фотоклуба. Открытию каждой выставки в выставочном зале рязанского радиотехнического института предшествовала процедура «литования» со стороны парткома института и даже горкома партии.
Впервые с результатом «литования» я столкнулся в апреле 1979 года в Йошкар-Оле во время проведения своей персональной выставки в Республиканском художественном музее. На втором дне её экспонирования экспозиция была снята со стен музея.
Во второй раз «литование» меня коснулось в октябре 1986 года в Чебоксарах во время проведения своей персональной выставки в Чувашском государственном художественном музее — фотографии были сняты с экспозиции на третий день их экспонирования. Но даже такое короткое представление моего творчества позволило психологически перестроится сотрудникам музея и уже в марте 1987 года в стенах художественного музея были развёрнуты многочисленные экспозиции самых разных авторов без каких-либо ограничений.

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 6: Сергей Чиликов как и Юрий Евлампьев в творческой группе «ФАКТ»
оказались наиболее последовательными и преданными фотографии.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 24 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Владислав МИХАЙЛОВ — руководитель фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары),

Сергей ЧИЛИКОВ — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Во вступительном слове в приглашении к выставке «Фотографическое искусство - 79» (PDF — 2,52 Мб) Владислав Запорожченко (см. комментарий 2) писал: «...Выставка собрала работы как членов секции, так и гостей — фотохудожников из многих городов нашей страны. Цель конкурса и выставки — выявить тенденции развития современного фотоискусства...».

После открытия выставки Владислав Запорожченко прислал мне письмо в Йошкар-Олу. Привожу текст начала письма: «Юра! решил послать тебе эти причиндалы. Поздравляю с участием в первой большой выставке. Фотография твоя висит хорошо и пользуется успехом. Хотя я лично абсолютно не согласен с отборщиками и считаю, что надо было выставить все твои вещи, блоком. Но — не всё достигается сразу…». С оригиналом письма можно познакомиться, воспользовавшись ссылкой (PDF — 1,14 Мб).
Позже, в 1988 году, фотография, экспонировавшаяся в Москве, «проявилась» неожиданно для меня в Праге на выставке советских фотолюбителей (см. статью «Новый выставочный зал в Праге» в журнале «Ceskoslovenská Fotografie». 1988. №8. С. 342. PDF — 2,97 Мб).

  

КОММЕНТАРИЙ 2

В первый и в последний раз мне посчастливилось встретиться с Владиславом Запорожченко в мае 1978 года в Казани на творческой встрече группы «ФАКТ» с группой «ТАСМА» (в момент зарождения группа позиционировалась как фотоклуб). Встреча прошла на квартире Ляли Кузнецовой. Присутствовали: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Александр Акашкин (однокашник Евлампьева по Рязани, распределённый на одно из предприятий Казани), Фарит Губаев, Ляля Кузнецова, другие члены группы «ТАСМА» и Владислав Запорожченко.

 


  
Творческая встреча группы «ФАКТ» с группой «ТАСМА». Казань, 1978.

Владислав Запорожченко рассказывает о последних
фотографических событиях в Москве.
Квартира Ляли Кузнецовой, Казань. 22 мая 1978 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Владимир РАЗУМЕЙЧЕНКО — член группы «ТАСМА» (Казань);

Рустам МУХАМЕТЗЯНОВ — член группы «ТАСМА» (Казань);

Ахсан ФАТХУТДИНОВ — народный художник Республики Татарстан (Казань);

Владимир БОГДАНОВ — член группы «ТАСМА» (Казань);

Фарит ГУБАЕВ — член группы «ТАСМА» (Казань);

Владислав ЗАПОРОЖЧЕНКО — фоторедактор (Москва).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

 


  
Творческая встреча группы «ФАКТ»
с группой «ТАСМА».
Казань, 1978.

Уже в 1979 году Ляля Кузнецова переехала в Вильнюс,
где была принята в Союз Фотохудожников Литвы.
Квартира Ляли Кузнецовой, Казань. 22 мая 1978 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

ЛЯЛЯ КУЗНЕЦОВА — член группы «ТАСМА» (Казань);

ВЛАДА — дочь Ляли Кузнецовой (Казань).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

КОММЕНТАРИЙ 2 (продолжение)

Фотоклуб «ТАСМА» возник осенью 1974 года, когда молодёжь казанского фотоклуба «ВОЛГА» (открылся в 1965 году при Дворце культуры им. Ленина) приняла решение уйти из старейшего казанского клуба и начать свой собственный путь. В 1975 году в фотоклубе «ТАСМА» состояло 15 человек: Ляля Кузнецова, Володя Богданов, Риф Якупов, Александр Тамбулидис (Грек), Эдвард Хакимов, Володя Зотов, Зуфар Баширов, Володя Разумейченко, Вадим Никифоров, Борис Давыдов, Валера Михайлов, Рустам Мухаметзянов, Юра Филлимонов, Альберт Богоутдинов Фарит Губаев. Поскольку своего помещения не было, то собирались в Издательстве обкома КПСС, на квартире у Ляли Кузнецовой и в мастерской Бориса Давыдова.

Уникальность персоны Владислава Запорожченко хорошо описал Фарит Губаев:
«Слава Запорожченко был фоторедактором от бога. На весь Советский Союз тогда людей по пальцам можно было пересчитать, кто так понимал фотографию и мог это изложить на языке грамотно, литературно, а не просто на таком гастрономическом уровне – «нравится, не нравится».
Слава Запорожченко жил и работал в Казани, возглавлял фотосекцию Союза журналистов. Но я-то был еще школьник. А когда «Тасма» появилась, я с ним все-таки успел познакомился. Он к этому времени уже был собкором «Комсомолки» в Кемеровской области, и там для себя открыл Соколаева и других новокузнецких ребят. Потом он перебрался в Москву и очень здорово вписался в тогдашнюю фотографическую жизнь. Просто не было такого человека, кроме него, кто бы мог писать о фотографии, о выставках таким вкусным языком. Видно было, что этот человек понимает фотографию, нестандартно к ней подходит, что он в курсе мировых тенденций и т.д. Он стал фоторедактором всесоюзных выставок. Характер был у него тяжелейший – мог нахамить, нагрубить, мог накричать, послать матом. Но это ему прощали, потому что он все это делал не потому, что был хулиганом, а потому что болел он за фотографию и переживал, если что-то не так... А мне повезло с ним вдвойне, потому что он взял надо мной шефство. Он, видимо, почувствовал во мне голод по фотографическому образованию. Мы с ним договорились, что я ему посылаю контрольки в Москву, а он мне в ответ присылает большие, развернутые рецензии. Понятно, что он меня ругал часто. Не было комплиментов никаких. Но критика была очень конструктивная, для меня это было очень важно. Слава этим владел, от природы был у него такой дар — фотографическое видение, понимание фотографии.»
Процитировано по источнику: Чернов А. Казанская фотографическая школа [Электронный ресурс]: Интервью с Фаритом Губаевым / Артём Чернов. —
URL:
- http://yarodom.livejournal.com/830754.html (часть 1)
- http://yarodom.livejournal.com/831002.html
(часть 2)

А вот как вспоминает Владислава Запорожченко Владимир Соколаев (1952-2016), один из основателей новокузнецкой группы «ТРИВА» (период бытия группы с 1978 по 1982):
«...И наконец, четвертый, необходимый элемент для любого развития — Наставник. Он же — первый по значению. И об этом позаботилась Судьба. Своего наставника мы обрели в лице Владислава Афанасьевича Запорожченко, работавшего тогда собственным корреспондентом «Комсомольской Правды» в областном центре. Сначала он нам «не приглянулся». Небольшого роста, быстрый, взгляд с прищуром, не прямой, речь больше вопросительная, состоящая более из предположений, а не утверждений. Но его замечания и слова побуждали к размышлению, а правота их была неявной и обнаруживалась не сразу. У него есть глубинное внутреннее чутье.  Даже не на саму фотографию, не на сюжет, не на форму подачи, а скорее на то, что в основе. На тот глубинный импульс, что движет  фотографами, заставляя сгибаться палец. Тот импульс, который невозможно отследить, ибо он опережает (и должен опережать) мысль. Тот импульс, который еще  до мысли. Тот импульс, который и делает из человека с фотоаппаратом фотографа, а из фотоснимка — фотографию… Вот такую фотографию, созданную этим импульсом, Запорожченко распознавал и находил среди огромной кучи фотоснимков, даже если она там была всего одна. Этому распознаванию он учил и нас, на наших и чужих фотографиях.  Пожалуй, из всех даров Судьбы, встреча с ним — лучший из даров...»
Процитировано по источнику:
Сайт «Социальная фотография в работах Владимира Соколаева» [Электронный ресурс]: раздел «ТРИВА» / Владимир Соколаев
URL: http://sociophoto.narod.ru/TRIIVA/TRIVA.htm

В 1967 году фотоклуб «ВОЛГА» (г. Казань) совместно с фотосекцией Союза журналистов Татарии (возглавлял фотосекцию Владислав Запорожченко — примечание Ю.Е.) организовали и провели эпохальную фотовыставку «Волга-67». Участники выставки — фотоклубы и фотосекции в основном волжских городов — от Астрахани до Калинина, а также на выставке были представлены фотоклубы из Москвы, Ленинграда, Перми, Алма-Аты. Эта выставка, а точнее фотофестиваль, проведённый на базе выставки, имел большой резонанс в СССР: состоялся межобластной творческий семинар, в котором приняли участие теоретики фотоискусства и фотомастера из Москвы, а журнал «Советское фото» опубликовал солидный материал о фотофестивале в Казани (Советское фото. 1968. №4. С.6-11. PDF — 5,53 Мб.), куда вошли развёрнутые сведения о выставке Владислава Запорожченко, организатора выставки, и обзор выставки Всеволода Тарасевича, фотокорреспондента АПН, члена жюри выставки.

У среднего и молодого поколения чебоксарских фотолюбителей фотоклуб «ВОЛГА» ассоциируется, прежде всего, с клубом горьковских (в последующем — нижегородских) фотолюбителей. Напомню, что фотоклуб «ВОЛГА» (г. Горький) начал свою работу в 1973 году, т.е., спустя 8 лет после открытия фотоклуба «ВОЛГА» в Казани. Фотоклуб «ВОЛГА» в Казани действовал с 1965 по 1975 гг. С 1974 года, после того как молодёжь ушла из фотоклуба «ВОЛГА», в Казани стал действовать фотоклуб «ТАСМА» (в последующем — группа «ТАСМА»), который просуществовал до 1990 года (в 1989 году, после большой выставки «Тасмы» в зале Союза художников ТАССР, в группе наступил кризис). В 2012 году произошло возрождение фотоклуба «ВОЛГА» при Культурно-досуговом комплексе им. В.И. Ленина. Клубом руководит Юрий Филимонов (в 2012 году отметил своё семидесятилетие — примечание Ю.Е.), бывший член фотоклуба «ВОЛГА» и творческой группы «ТАСМА». Осенью 2014 года группа «ТАСМА» перешагнула свой сорокалетний рубеж.

  


  
Встреча Фарита Губаева с Юрием Евлампьевым. Чебоксары, 2008.

Фарит Губаев в своём кратком рассказе о фотографической жизни
в Казани отметил, что за последние 30 лет ни возникло ни одной группы в Казани, чьи наработки могли бы быть сопоставимы с наработками группы «ТАСМА».
А Юрий Евлампьев в ответном монологе подчеркнул,
что среднее и младшее поколение чебоксарских фотографов,
дистанцируясь от традиций чебоксарской фотографической школы,
вряд ли будут способны перехватить знамя фотографического ПРАВОБЕРЕЖЬЯ.
Художественный музей, Чебоксары. 6 мая 2008 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

ФАРИТ ГУБАЕВ — бывший член фотоклуба «ВОЛГА» (Казань),
член группы «ТАСМА» (Казань);

Юрий ЕВЛАМПЬЕВбывший член группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары),
куратор группы « ПРИБЛИЖЕНИЕ» (Чебоксары),
web-редактор сайта «ART-переход.ru»,
чебоксарский фотограф первой генерации.


Фотография Владимира Кириллова.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 7: Любовь Ястребчикова среди художников-графиков творческой группы «ФАКТ»,
отличаясь высокой работоспособностью, создала самую обширную авторскую коллекцию работ.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Валентин ФЕДОТОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары),

Любовь ЯСТРЕБЧИКОВА — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Сергей ЧИЛИКОВ — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Выставка «Фотографическое искусство - 79» оказалась не единственным связующим звеном между Пинхасовым и Евлампьевым: Анри Вартанов (кандидат искусствоведения, а ныне — доктор филологических наук) в своих публикациях уделил внимание и первому и второму. В 1981 году Вартанов опубликовал статью «Нюанс, интонация, стиль…» о творчестве Георгия Пинхасова в журнале «Советское фото» (1981. №10. С.24-25. PDF — 16,49 Мб), а в 1983 году была издана книга Вартанова «ФОТОГРАФИЯ: документ и образ» (Москва: Планета, 1983. 272 с.: ил. PDF — 7,32 Мб), в которой он привёл репродукцию работы Юрия Евлампьева «Девочка у окна. 1976» и отметил сложность решения пространственной задачи в ней.

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 8: Появление фотоклуба «РАКУРС» в Чебоксарах в 1978 году —
есть исключительная заслуга Виктора Гришина,
который ещё в 1968 году руководил фотоклубом «РАКУРС» в Астрахани.
В 2010 году Виктор Гришин открыл свою персональную выставку «Осенние рассветы и театр»:
позади оставались 80 прожитых лет.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

НЕИЗВЕСТНЫЙ 1 — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары);

Виктор ГРИШИН — директор межсоюзного Дома самодеятельного творчества (г. Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Отдельно остановлюсь на третьем этапе творческой встречи, где присутствовали Пинхасов, Евлампьев, Чиликов, Ястребчикова. Пинхасов в узком кругу продемонстрировал фотографический журнал «ZOOM» (см. комментарий 3), привезённый им из Москвы. В тот период фотолюбители имели свободный доступ лишь к одному фотографическому журналу «Советское фото»: подписка была без ограничений, а в любой областной библиотеке журнал был в наличии. Журнал «ZOOM» не был прописан в каталогах «Союзпечать» и отдельные номера завозились в СССР из Западной Европы случайным образом.

В 70-х, 80-х годах ХХ века в каталогах «Союзпечать» можно было обнаружить несколько фотографических журналов их стран Восточной Европы:

- «Revue fotografie» («Специальное ревю художественной фотографии». Чехословакия)
- «Ceskoslovenská Fotografie» (Чехословакия)
- «Vytvarnictvo fotografia film» (Чехословакия)
- «Fotografie» (ГДР — Германская Демократическая Республика)
- «Fotokino magazin» (ГДР)
- «Fotografia» (Польша)
- «Българско ФОТО» (Болгария)
- «Foto» (Венгрия)

Наиболее популярен среди перечисленных был чешский ежеквартальный журнал «Специальное ревю художественной фотографии», главным редактором которого на протяжении многих лет являлась Даниэла Мразкова: журнал имел русский выпуск и печатался на русском языке. В этом журнале были публикации и о творчестве фотографов из СССР. Журнал издавался на нескольких языках и распространялся во многих странах: ЧССР (Чехословакия), СССР, Швеция, Австралия, Финляндия, Франция, Голландия, Италия, Канада, ФРГ, ГДР, Австрия, США, Великобритания.

Для СССР готовился ограниченный тираж и, например, на всю Чувашскую Республику приходило не более 5 экземпляров. Один из этих экземпляров по подписке получал я. В республиканской бибиотеке в Чебоксарах журнала не было. Журнал я стал получать с 1977 года и, живя в Йошкар-Оле, демонстрировал его членам группы «ФАКТ», а в последующем — членам фотоклуба «РАКУРС». Впервые с этим журналом я познакомился в 1973 году в Рязани в НФС «МЕЩЕРА». Помимо журнала «Revue fotografie», я также выписывал «Ceskoslovenská Fotografie», «Vytvarnictvo fotografia film», «Българско ФОТО». На протяжении нескольких лет я получал рижский журнал «MAKSLA» («ИСКУССТВО»), в котором освещались общие вопросы культуры и отдельно были представлены разделы: архитектура, театр, кино, музыка, художественная фотография.

Имея в Чебоксарах и в Йошкар-Оле небольшой выбор в части фотографических журналов, я и Чиликов испытали волнение, когда Пинхасов достал журнал «ZOOM» и начал его демонстрировать. Нам обоим приглянулся один фотограф (имя которого уже не вспомню), чья эстетика была близка фотографам группы «ФАКТ»: постановочные композиции с персонажами и с явным уклоном в сюрреализм, при этом фотографии не выходили за рамки документальной реальности. Несомненно, фотограф, опубликованный в журнале «ZOOM», оставил глубокую «борозду» и во мне, и в Чиликове.

  

КОММЕНТАРИЙ 3

С 2005 года в России стал выходить русский выпуск журнала «ZOOM» под названием «Russian ZOOM».

ZOOM — необычный фотографический журнал. Это не журнал о фототехнике, не журнал о фотографах или фотографии. ZOOM — журнал фотографий. ZOOM — это творчество лучших фотографов прошлого и современности.
ZOOM — информация о знаковых событиях мировой фотографии. ZOOM — готовый коллекционный альбом. ZOOM не устаревает, как не устаревают настоящие произведения искусства.
Базовый, международный выпуск журнала издается в Западной Европе более 30 лет на двух языках, итальянском и английском, а также в двух «национальных» вариантах — итальянском и французском. Версия ZOOM выходит в США, Канаде, Японии. В 2005 году журнал ZOOM пришёл и в Россию.

Интервью с главным редактором журнала Владимиром Самариным: Russian ZOOM — «открытая трибуна»

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 9: Георгию Пинхасову понравился небольшой выставочный зал в фотоклубе «РАКУРС».
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Сергей ЧИЛИКОВ — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва);

Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф (Йошкар-Ола).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Когда знакомишься с творчеством того или иного фотографа, то после первого впечатления пытаешься понять принципы, на которых выстраивается его творчество. Пинхасов и тогда в 1980 году пытался сформулировать свои творческие принципы и много позже в своих интервью воспроизводил их. Наиболее полно и деталировано творческие принципы Пинхасова описаны в журнале «ФОТО&ТЕХНИКА» (см. комментарий 4).

 

КОММЕНТАРИЙ 4

«...Однажды Георгий Пинхасов сравнил рождение кадра с молниеносным росчерком кисти китайского каллиграфа, творящего иероглиф. И в этом — ключ к пониманию творчества Пинхасова.

Фотографию невозможно сконструировать, ее можно только выплеснуть изнутри, аккумулировав в щелчке затвора долгие времена раздумий и созерцаний.

Каллиграф не может отретушировать иероглиф, посему он обязан не ошибиться в единственном взмахе кистью. У него всего одна попытка. Фотограф тоже не может повторить снимок. Прошло мгновение — и вот уже тени сместились, фигуры в кадре изменили свое положение, чаши весов закачалась и нечаянно возникший баланс рухнул в стихию хаоса.

Искусство фотографии — это умение уловить квант гармонии в визуальной энтропии. И чтобы попытаться научиться этому, начинать нужно не с тренировки молниеносно вскидывать фотокамеру, а с внутреннего «тюнинга» личного восприятия...»

 

Несколько правил от Георгия Пинхасова:

ПРАВИЛО №1
Заставь цвет работать. Помни: каждый цвет имеет своё собственное значение. Изучай семантику цвета.

ПРАВИЛО №2
Не просто фиксируй объект, а отыскивай его проекции в окружающем мире.

ПРАВИЛО №3
Снимай так, как будто видишь объект съёмки впервые.

ПРАВИЛО №4
Не информируй — создавай ощущение.

ПРАВИЛО №5
Используй простую камеру и оптику и снимай в автоматическом режиме.

ПРАВИЛО №6
Старайся уйти от сюжета.

ПРАВИЛО №7
Ищи случайности.

ПРАВИЛО №8
Поднимись над стилем.

ПРАВИЛО №9
Ищи «межпозье».

ПРАВИЛО №10
Будь пытливым, познавай мир.

ПРАВИЛО №11
Не гонись за результатом, не бойся сделать плохую фотографию.

Процитировано по источнику: Дмитрий Ивахнов. Снимай как... Георгий Пинхасов. // ФОТО&ТЕХНИКА (г. Москва). 2009. №1 С.90-97.

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 10: Фотоклуб «РАКУРС» имел свою библиотеку фотографической литературы,
с которой фотолюбители всегда имели возможность знакомиться.
На стене — экспозиция графических листов Любови Ястребчиковой.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф (Йошкар-Ола),

Любовь ЯСТРЕБЧИКОВА — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Сергей ЧИЛИКОВ — член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Владислав МИХАЙЛОВ — руководитель фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Творческая встреча с Георгием Пинхасовым в марте 1980 года, как и межклубная выставка художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце» в ноябре 1979 года, а также последующий «Кундышевский плэнер» в августе 1980 года, стали теми событиями, которые позволили Владиславу Михайлову и Евгению Лихошерсту разделить взгляды на фотографию группы ФАКТ, а в 1981 году стать участниками акций этой многообещающей группы.

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 11: У Георгия Пинхасова после Чебоксар
было множество других творческих встреч,
но интерес чебоксарских и йошкар-олинских фотолюбителей
к его творчеству запомнился ему надолго.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлён:

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

У Дмитрия Ивахнова есть пространное интервью с Георгием Пинхасовым — «Видеть над собой не потолок, а небо...» (см. журнал «ФОТОТЕХНИКА & ВИДЕОТЕХНИКА». 2009. №1. С.91-102), где они рассуждают о поэтике фотографии, психологии творчества и о стиле в фотографии (в комментарии 5 приведён небольшой фрагмент этого интервью).

 

КОММЕНТАРИЙ 5

«...Дмитрий Ивахнов: Георгий, давайте напомним нашим читателям, что иконический знак — это понятие из семиотики. Существуют три типа знаков: знаки-символы, знаки-иконы и знаки-индексы. Не  будем залезать в дебри, скажем только, что знаки-иконы (иконические) характеризуются тем, что их форма и содержание схожи между собой. Поэтому знак-икону можно понять, даже не имея представления об объекте, который он изображает. Примером иконического знака может служить любой реалистичный рисунок или фотография. Мы можем понять, что изображено на фотографии или живописном полотне, даже если никогда не увидим натуры, с которой они сделаны.

Георгий Пинхасов: Верно, ведь с изображением нужно сродниться, воспринимать его как часть своего собственного менталитета и сознания. Впрочем, так же бывает и с людьми: сначала это чужой и незнакомый тебе человек, а потом ты привыкаешь к нему и иногда даже не знаешь, как от него избавиться (смеется). Ну, это мы глубоко зашли — именно в проблему восприятия. Можно сказать, что когда ты делаешь фотографию, то необходимо максимально ее упростить. Ты должен делать это не левым логическим полушарием, а правым — эмоциональным.
До этого я дошел, когда впервые дорвался до фотографии, а это было в 1969 году, когда я поступил во ВГИК. Там была одна комнатка, в которой хранились чешские журналы по фото — «Фоторевью». Эти журналы были единственной форточкой в Европу, единственной возможностью приобщиться к мировой фотографии. Отечественная фотография в те годы была сугубо пропагандистского характера. Все хорошо знали слова Ленина о том, что «для нас важнейшим искусством является кино», и поэтому исправно делали и кинематограф и фотографию орудием пропаганды. В ту пору советская фотография оценивалась в параметрах «хорошо—плохо», а не «красиво—некрасиво».
В фотоискусстве допускалась либо пропаганда, либо какие-то романтические, сентиментальные моменты, которые, кстати, выглядели достаточно вульгарно: то какие-то цветочки, то легкая обнаженность. Советская фотография была застывшим явлением, поиск ее совершенно не интересовал. А в настоящем искусстве важнее всего именно поиск.
Поэтому в той комнате я, как голодный, накинулся на эти журналы, но потом понял, что это за пять минут не посмотришь — нужны были недели или месяцы. И чтобы утолить свою жажду восприятия, я стал листать эти журналы в сумасшедшем темпе, дабы успеть увидеть как можно больше. Знаете, когда вы пробуете какую-то вкуснятину, то некоторое время не можете от нее оторваться, но потом говорите себе: я же европейский человек, так нельзя, нужно держать себя в руках и взять со стола только одну конфетку.
А потом я вспомнил, что еще учительница в школе нам объясняла, что когда начинаешь читать книгу, то нужно действовать последовательно: узнать имя автора, жанр, к которому принадлежит этот текст. Вот так и в фотографии: нужно изучить ее, разузнать о ее происхождении, кто ее создал.
И тогда я остановился на секунду и задумался: надо делать так, как я делал, или все-таки иначе? И я понял, что нахожусь в решающем моменте своей жизни: от того, какое я приму решение, потом будет зависеть мое будущее.
И только лет через десять я смог понять, правильный ли путь выбрал. Потому что можно набрасываться на пищу, разрывая ее на части и проглатывая по несколько кусков, а можно подходить к этому, брать кусочек двумя пальцами и тщательно его пережевывать. Со временем я понял, что в искусстве нужно именно набрасываться на эту визуальную пищу, беспорядочно ее разглядывая. Это правильный выбор, потому что если бы я делал так, как положено, как учила учительница, то скорее бы стал интеллектуалом, а не художником. Потому что я бы загрузил образами рациональное полушарие мозга...»

Процитировано по источнику: Дмитрий Ивахнов. Видеть над собой не потолок, а небо... // ФОТОТЕХНИКА & ВИДЕОТЕХНИКА (г. Москва). 2009. №1. С.91-102.

 

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 12: Виктор Гришин в 1979 году оказал решающую поддержку в деле организации
и проведения межклубной выставки художественной фотографии «Пусть всегда будет солнце».
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва);

Виктор ГРИШИН — директор межсоюзного Дома самодеятельного творчества (г. Чебоксары);

НЕИЗВЕСТНЫЙ 1 — член фотоклуба «РАКУРС» (г. Чебоксары).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

На выбор Георгием Пинхасовым фотографии оказало большое вляние кино. А в кино — творчество режиссёра Андрея Тарковского. В комментарии 6 приведён фрагмент интервью с Пинхасовым, где он сам рассказывает об этом важном периоде своей жизни.

 

КОММЕНТАРИЙ 6

Журнал «ФОТОДЕЛО»: Однако сначала вы пошли учиться на кинооператора во ВГИК, и только потом выбрали фотографию. Почему?
Пинхасов: В кино есть один человек — режиссер. Он снимает свой фильм, все остальные — его помощники, ассистенты. Он допускает сотворчество, может пользоваться вашими идеями, способностями, профессионализмом. Но все равно — художник — он. Вы всего лишь камушек в его мозаике.

Журнал «ФОТОДЕЛО»: И что сподвигло вас оставить роль «камушка»?
Пинхасов: Как-то раз одна приятельница пригласила меня на фильм Тарковского «Солярис». Я пришел, а она сама не явилась. Я расстроился, тем более что мне не очень хотелось идти в кино — этот фильм все ругали. Однако раз уж я там оказался, то решил (вот она, великая сила любопытства!), что посижу пятнадцать минут и уйду. Но произошло непредвиденное: через пятнадцать минут разошелся практически весь зал, а я, завороженный, остался. Этот фильм дал мне понять и почувствовать многое, чего я не понимал до тех пор: состояние меланхолии, мировой тоски и в то же время просветленности. Состояние, которое Пушкин выразил фразой: «Мне грустно и легко, печаль моя светла». Для меня открылось то, что было созвучно этому духу: Бах, Вермеер, Брейгель... Я стал понимать японское искусство. А если сказать точнее — я стал вообще понимать искусство! Тарковский произвел на меня настолько сильное впечатление, что мои первые фотографии вызывали у зрителей ассоциации с его фильмами. В этом смысле мне повезло. Если бы я попал под влияние какого-то фотографа, то мне не удалось бы избежать вторичности. А здесь источником моего вдохновения был не пластический стиль, а нечто большее. Это волна, которая резонировала с моей душой в то время, и хочется верить, не улеглась до сих пор.

Журнал «ФОТОДЕЛО»: С Тарковским вы потом не раз общались и сотрудничали. Как произошла ваша встреча?
Пинхасов: Несколько лет спустя, когда я работал на Мосфильме, Лора Яблочкина, невеста Тонино Гуэрра (итальянского писателя, поэта, автора сценариев сотни фильмов, в том числе Феллини и Антониони. — Прим. авт.) показала Тарковскому мои фотографии. В ответ от него поступило приглашение поработать вместе в будущем. Для меня, сами понимаете, это признание моего таланта было значительно более важным, нежели признание публики. Однако при личном знакомстве, Тарковский сказал, что хотя он и считает мои работы очень интересными, но для него фотография — это Анри Картье-Брессон, то есть репортаж. Тем не менее, он похвалил мою фотографию Надежды Мандельштам и попросил меня сфотографировать его для кинотеатра «Иллюзион». «Завтра в 6 утра я пойду гулять с собакой, если хотите — присоединяйтесь», — сказал он. Вот так у меня появилась серия «В лесу на набережной Москва-реки». Мы гуляли по парку за студией Мосфильма, неподалеку от того места, где он жил. Это была ранняя весна, распускались листья, Тарковский мне говорил, что хочет снимать «Идиота» Достоевского в Павловске в тот момент, когда на деревьях лопаются почки. Рассказывал мне какие-то странные сны. Был очень горд, что на фильм «Зеркало» выстраивались очереди, несмотря на то, что его запихнули всего лишь в один маленький кинотеатр. Я слушал его, затаив дыхание, так как «Зеркало» «добило» меня окончательно. Я считал тогда и продолжаю считать до сих пор, что это шедевр шедевров. Потом я подружился с его семьей, сыном, сестрой Мариной. Я никогда не видел столь мягких и искренних людей, с ними было так легко! Мы вместе ездили к его отцу Арсению, которого я тоже снимал. Он мне еще почему-то сказал, очевидно, под впечатлением от фотографий: «Я тоже люблю наблюдать в лужах за копошащейся там жизнью».

Процитировано по источнику: Георгий Пинхасов: Страсть к познанию важнее, чем талант // ФОТОДЕЛО (г. Москва). 2008. №10.

 

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 13: Во втором десятилетии XXI века
Валерий Тумбаев стал автором 5 фотоальбомов.
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 23 марта 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва);

Валерий ТУМБАЕВ — йошкар-олинский фотограф (Йошкар-Ола).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Конечно, творческая встреча в Чебоксарах была не последней у Георгия Пинхасова, впереди были десятки и десятки новых встреч. Казалось бы, встреча в Чебоксарах могла легко затеряться в потоке времени, но в 2009 году Дмитрий Ивахнов, анализируя своеобразие стиля работ Пинхасова (см. журнал «ФОТО&ТЕХНИКА». 2009. №1. С.91), упомянул именно её:
«Несколько десятилетий назад некий фотоклуб в Чебоксарах (речь идёт о фотоклубе «РАКУРС» — примечание Ю.Е.) проводил фотовыставки популярных в ту пору советских фотографов. И молодые фотолюбители, которые пытались подражать увиденным работам мастеров, жаловались: удалось сымитировать стиль почти всех, а вот «под Пинхасова» снимать никак не получается.»

 

 

 


  
ПИНХАСОВ: Творческая встреча в Чебоксарах. 1980.

ЛИСТ 14: К моменту приезда Георгия ПИНХАСОВА в Чебоксары
в фотоклубе «РАКУРС» уже успели побывать фотографы:
Виктор АГЕЕВ (Рязань),
Анатолий БОЛДИН (Москва),
Валерий МИХАЙЛОВ (Казань),
Александр СЕМЁНОВ (Зеленодольск),
Александр СЛЮСАРЕВ (Москва),
Сергей ЧИЛИКОВ (Йошкар-Ола),
Юрий ШПАГИН (Горький),
Станислав ЯВОРСКИЙ (Горький).
Фотоклуб «РАКУРС», Чебоксары. 24 марта 1980 г.

На фотографии запечатлён:

Георгий ПИНХАСОВ — московский фотограф (Москва).


Фотография Юрия Евлампьева.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Пинхасов за последние три десятилетия дал немало интервью, где рассказал о начале становления себя как фотографа, изложил суть своих творческих принципов, затронул исторические вопросы, не забыл остановиться и на технологических вопросах в фотографии. Рекомендую к прочтению ещё одно развёрнутое интервью («Георгий Пинхасов: Чем безвыходней моё положение, тем больше открытий я делаю»), где он затронул широкий спектр вопросов:
- о технике съёмки и печати;
- о плёнке и цифре;
- о концепции, отборе и заказной съёмке;
- о книге Sightwalk;
- о российской фотографии;
- о связи фотографии с другими искусствами;
- о репортажной и арт фотографии;
- о жизни.

Продолжая проводить параллели между Пинхасовым и Евлампьевым, ниже привожу перечень интервью, которые взяли у меня, и перечень диалогов с фотографами, которые мне довелось организовать.

ИНТЕРВЬЮ:
Среда обитания [Интервью Маргариты Кирилловой с куратором проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия» Юрием Евлампьевым].
// Новый лик (г. Чебоксары). — 2000. — №3-4. — С.67-72.
// Сайт «Журнальный зал» в «Русском Журнале» — 2001. —
http://magazines.russ.ru/nlik/2000/3/kirillova.html
// Сайт «ART-переход.ru» — 17 апреля 2004 г. —
http://www.artperehod.ru/02_Project/01_Fenomen/04_Publ/02_sreda.htm

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ: Каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников [Интервью Николая Лоболева с основоположником чебоксарской фотографической школы Юрием Евлампьевым, где приведена концепция периода «Открытый»].
// Еженедельник «Столица Ч» (г. Чебоксары). — 2003. — №23 (1 марта 2003 г.). — С. 4. (PDF — 0,9 Мб)
// Портал «PHOTOGRAPHER.RU» — 2 июля 2003 г. —
http://www.photographer.ru/cult/person/403.htm
// Сайт «ART-переход.ru» — 17 апреля 2004 г. —
http://www.artperehod.ru/02_Project/01_Fenomen/04_Publ/01_Interview/interview_YE.html

Ю. Евлампьев: «Развитие высоких информационных технологий — правильная стратегия» [Интервью Георгия Янилкина с Юрием Евлампьевым, куратором фотографических проектов, о фотографическом ресурсе «ART-переход.ru»].
// Официальный сайт «Минкультуры Чувашии» — 26 января 2005 г.
http://gov.cap.ru/list2/view/02SV_NEWS_OV/form.asp?gov_id=12&link=&preurl=.&FKey=F_JURL_ID&id=151155
// Сайт «ART-переход.ru» — 15 мая 2005 г. —
http://www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/26_119_intervju.html

ДИАЛОГИ:
Встреча на берегах Волги [Диалог Юрия Евлампьева, чебоксарского фотографа первой генерации, с вятским фотографом Георгием Пойловым. Беседа записана 17 марта 1996 года].
// Сайт «ART-переход.ru» — 25 июля 2004 г. —
http://www.artperehod.ru/02_Project/06_Gorod/12_vstrecha-96.html

Вятка, Чебоксары и «PRO ЗРЕНИЕ II» [Диалог куратора выставки «Вятка» Валерия Гагаринова (г. Вятка) с куратором выставки «Пришедшее» Юрием Евлампьевым (г. Чебоксары): Обмен мнениями о II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ» и возможных совместных акциях двух городов — Чебоксары, Вятка].
// Бинокль. Вятский культурный журнал (г. Вятка). — 2002. — №16 (28 февраля). С. 8...11. (PDF — 5,04 Мб)

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЧЕБОКСАРСКОЙ ФОТОГРАФИИ [Диалог Юрия Евлампьева, куратора проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия», с Иваном Михайловым, чебоксарским фотографом шестой генерации. Интервью иллюстрировано работой Юрия Евлампьева «Порыв (серия, 5 листов). 2006». Беседа записана 14 января 2007 года].
// Сайт «ART-переход.ru» — 22 февраля 2007 г. —
http://www.artperehod.ru/02_Project/08_NZS/0166_lM_inter-2007.html

 

 

 


  
Клубный ЧЕТВЕРГ в фотоклубе «РАКУРС». 18 сентября 1980 года.

Лето 1980 года для чебоксарских фотолюбителей оставило свой отпечаток:
на экраны СССР вышел фильм «Сталкер».
Афиши этого фильма несколько месяцев провисели на стенах фотоклуба «РАКУРС»,
напоминая членам клуба творческую встречу с Пинхасовым в марте 1980 года.
Фотоклуб «РАКУРС». Чебоксары. 18 сентября 1980 г.

На фотографии запечатлены (слева направо):

Евгений ЛИХОШЕРСТ — член фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары);

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — художественный руководитель фотоклуба «РАКУРС»,
член творческой группы «ФАКТ» (Йошкар-Ола — Чебоксары);

Владимир КИРИЛЛОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары);

Василий ВЛАСОВ — член фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары);

Владимир БАРКОВчлен фотоклуба «РАКУРС» (Чебоксары).


Фотография неизвестного автора.
Подготовка фотографии к публикации — Юрий Евлампьев.

 

Встреча с Георгием Пинхасовым была уже в прошлом, а в мае 1980 года на экраны СССР вышел новый фильм Андрея Тарковского «Сталкер».

Ещё в сентябре 1979 года я на клубных ЧЕТВЕРГАХ озвучил для членов фотоклуба «РАКУРС» рекомендуемые книги для прочтения и рекомендуемые фильмы для просмотра. Среди фильмов Тарковского значились:
- Иваново детство;
- Андрей Рублёв;
- Солярис;
- Зеркало.

Летом 1980 года члены фотоклуба «РАКУРС» смогли посмотреть фильм «Сталкер». А в последующие годы, когда в Чебоксарах устраивались повторные показы фильмов Тарковского, я организовывал коллективные выходы членов клуба «РАКУРС» на просмотры бессмертных творений.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»

7 марта 2015 г.
Чебоксары, Россия

 

 

 


 

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИХ ВСТРЕЧ,
В КОТОРЫХ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ В СССР

 

В перечень вошли творческие встречи, состоявшиеся в период с 1977 по 1991 гг., т.е., в период бытия группы «Факт» (фотографы группы по состоянию на 1977 год: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий; фотографы группы в период с 1981 по 1991 гг.: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст):

- 1977, сентябрь — Фрязино (первый заезд): творческая встреча с фотографами фотоклуба «Фрязино» (участник встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев);

- 1977, сентябрь — Рязань: творческая встреча с фотографами НФС «Мещера» (участник встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев);

- 1977, сентябрь — Фрязино (второй заезд): творческая встреча с однокашниками факультета электроники Рязанского радиотехнического института (участник встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев);

- 1978, 22 мая — Казань: творческая встреча группы «Факт» с фотографами фотоклуба «Тасма» (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов);

- 1978, октябрь — Рязань: творческая встреча с фотографами НФС «Мещера» и фотографами фотоклубов СССР в рамках 4-ой межклубной выставки «Мир, труд, молодость» (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов);

- 1978, декабрь — Зеленодольск: творческая встреча с фотографами фотоклуба «Зеленодольск» в рамках персональной выставки Юрия Евлампьева (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов);

- 1979, май — Рязань: творческая встреча с фотографами НФС «Мещера» и фотографами фотоклубов СССР в рамках выставки — «Фотомещера – 15», «Фотоорбита – 77/78» (участник встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев);

- 1979, 29 сентября — Чебоксары: творческая встреча с горьковским фотографом Юрием Шпагиным (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов);

- 1979, 16-17 ноября — Чебоксары: творческая встреча с московскими фотографами Александром Слюсаревым и Анатолием Болдиным, рязанским фотографом Виктором Агеевым, горьковскими фотографами Юрием Шпагиным и Станиславом Яворским, казанским фотографом Валерием Михайловым, зеленодольским фотографом Александром Семёновым (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Любовь Ястребчикова);

- 1980, 23-24 марта — Чебоксары: творческая встреча с московским фотографом Георгием Пинхасовым (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Любовь Ястребчикова);

- 1980, апрель — Запорожье, Украинская ССР: творческая встреча Юрия Евлампьева с фотографами фотоклуба «Запорожье»;

- 1980, 14-19 августа — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча группы «Факт» с рязанским фотографом Виктором Агеевым, казанским фотографом Валерой Михайловым (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий, Любовь Ястребчикова);

- 1981, 6 февраля — Казань: творческая встреча чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Владимира Кириллова с казанским фотографом Валерием Михайловым;

- 1981, 7-8 февраля — Йошкар-Ола: творческая встреча чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Владимира Кириллова с йошкар-олинскими фотографами — Сергеем Чиликовым, Валерием Воецким и йошкар-олинской художницей Любовью Ястребчиковой;

- 1981, 14-18 февраля — Москва: творческая встреча группы «Факт» с Андреем Сперанским, главным художником журнала «Студенческий меридиан» (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1981, 14-18 февраля — Москва: творческая встреча группы «Факт» с Борисом Савельевым, московским фотографом (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст; участники встречи — московские фотографы: Александр Слюсарев, Валентин Пичугин);

- 1981, 14-18 февраля — Москва: творческая встреча группы «Факт» с фотографами фотоклуба «Новатор» (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1981, 14-18 февраля — Москва: творческая встреча группы «Факт» со студентами и преподавателями Московского высшего художественно-промышленного училища — бывшее Строгановское училище (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1981, апрель — Москва: творческая встреча с Олегом Макаровым, фотокорреспондентом АПН (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов);

1981, апрель — Москва: творческая встреча с Сергеем Морозовым, историком и теоретиком отечественного и зарубежного фотоискусства (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов);

- 1981, апрель — Вильнюс, Литовская ССР: творческая встреча группы «Факт» с Антанасом Суткусом и другими фотографами Литовского общества фотоискусства (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Евгений Лихошерст);

- 1981, апрель — Вильнюс, Литовская ССР: творческая встреча группы «Факт» с Витасом Луцкасом, литовским фотографом (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Евгений Лихошерст);

- 1981, апрель — Таллинн, Эстонская ССР: творческая встреча группы «Факт» с Пеетером Тоомингом, членом творческой группы «STODOM» (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Евгений Лихошерст);

- 1981, 6-10 августа — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча чебоксарских фотографов с йошкар-олинскими фотографами (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий, Любовь Ястребчикова, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1981, 4-7 декабря — Чебоксары: творческая встреча фотоклуба «Ракурс» с фотографами СССР — Виктором Агеевым (руководитель рязанской народной фотостудии «Мещера»), Гунаром Бинде (заслуженный работник культуры Латвийской ССР), Олегом Макаровым (фотокорреспондент АПН), Владимиром Зотовым (член группы «Тасма»), Юрием Теушом (члена фотоклуба «Челябинск) в рамках выставок: «Выставка поволжских фотоклубов», «Фотоорбита – 79/80» (участники от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Любовь Ястребчикова, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1982, сентябрь — Уфа: творческая встреча с фотографами фотоклуба «Агидель» (участник встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев);

- 1983, 3 апреля — Чебоксары: творческая встреча фотоклуба «Ракурс» с фотографами фотоклуба «Волга», фотоклуба «Тасма», фотоклуба «Зеленодольск» (участники от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1983, октябрь — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча Юрия Евлампьева с йошкар-олинскими фотографами Сергеем Чиликовым, Валерием Воецким, Валерием Тумбаевым;

- 1984, 5-6 мая — Рязань: творческая встреча с фотографами НФС «Мещера», Евгением Раскоповым, председателем фотоклуба «Зеркало» (Ленинград) и другими фотографами фотоклубов СССР в рамках выставок: 6-ая межклубная выставка «Мир, труд, молодость», «Фотоорбита – 82/83» (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст);

- 1984, 14-15 июля — Йошкар-Ола, Кокшайск, Новочебоксарск: творческая встреча чебоксарских фотографов с йошкар-олинскими фотографами (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий);

- 1984, 3-5 августа — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча чебоксарского фотографа Юрия Евлампьева с йошкар-олинскими фотографами — Сергеем Чиликовым, Игорем Карповым, йошкар-олинским художником Алексеем Клюкиным, пермским фотографом Андреем Безукладниковым, казанским фотографом Валерием Михайловым (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Алексей Клюкин);

- 1984, октябрь — Зеленодольск: творческая встреча членов фотоклуба «Ракурс» с членами фотоклуба «Зеленодольск» (участник встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев);

- 1984, 23 декабря — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Владислава Михайлова, Евгения Лихошерста, Геннадия Иванова, йошкар-олинских фотографов — Валерия Тумбаева, Сергея Чиликова с чебоксарским фотографом Михаилом Ладейщиковым;

- 1985, май — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева и Михаила Ладейщикова с йошкар-олинским фотографом Валерием Тумбаевым;

- 1985, 3-4 августа — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Татьяны Черновой, Валерия Багильдинского, Светланы Исаевой с йошкар-олинскими фотографами Сергеем Чиликовым, Валерием Тумбаевым и йошкар-олинским художником Алексеем Клюкиным;

- 1986, 15 декабря — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских фотографов с московской художницей Ольгой Брель (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Любовь Ястребчикова, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1987, март — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских фотографов с фотографами фотоклубов СССР (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1988, март — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских и йошкар-олинских фотографов с фотографами фотоклубов СССР (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий, Алексей Клюкин, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1989, март — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских и йошкар-олинских фотографов с фотографами фотоклубов СССР (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1989, 4-6 августа — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча чебоксарских фотографов — Юрия Евлампьева, Евгения Лихошерста, Татьяны Черновой, Сергея Шкурло с Валерой Тумбаевым и другими йошкар-олинскими фотографами (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Евгений Лихошерст);

- 1990, 12 мая — Чебоксары: творческая встреча чебоксарских фотографов с фотографами фотоклубов СССР (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Владислав Михайлов, Евгений Лихошерст);

- 1990, 3-4 августа — Кундыш, Марийская АССР: творческая встреча чебоксарских фотографов с йошкар-олинскими фотографами (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Евгений Лихошерст);

- 1991, февраль — Йошкар-Ола: творческая встреча йошкар-олинских и чебоксарских фотографов с фотографами фотоклубов СССР (участники встречи от группы «Факт»: Юрий Евлампьев, Сергей Чиликов, Валерий Воецкий, Алексей Клюкин, Евгений Лихошерст).


 

 

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
Условия использования материалов