ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ПРОЕКТЫ > НАБЛЮДАЯ ЗА СОБОЙ >  ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЧЕБОКСАРСКОЙ ФОТОГРАФИИ 
Последнее обновление страницы: 22 февраля 2007 г.  08:00  

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЧЕБОКСАРСКОЙ ФОТОГРАФИИ

Интервью Юрия Евлампьева, куратора проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия»,
с чебоксарским фотографом шестой генерации Иваном Михайловым

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ
14 января 2007, Чебоксары, Россия

ART-переход.ru: 22 февраля 2007 г.




 
17 марта 2006 года
(в день десятилетней годовщины
знаковой встречи Юрия Евлампьева
с вятским фотографом Георгием Пойловым
)
Иван Михайлов ещё не предполагал,
что в скором времени он выйдет
в пространство чебоксарской фотографии.

На фотографии запечатлён Иван Михайлов.
17.03.2006, г. Чебоксары, Россия.

Фотография и текст Юрия ЕВЛАМПЬЕВА


 

 

 

ИВАН МИХАЙЛОВ:

— чебоксарский фотограф шестой генерации с 2001 г.

— член Союза фотохудожников России с 2006 г.


 

 

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЧЕБОКСАРСКОЙ ФОТОГРАФИИ

15 вопросов Ивану Михайлову, чебоксарскому фотографу шестой генерации

 

1. Юрий Евлампьев: Иван, начало твоей творческой деятельности приходится на 2001 год, когда ты впервые выставился в Чебоксарах с персональной фотовыставкой «Он и Она». Далее последовало ещё четыре. Эти страницы твоей биографии предполагают, что твоё имя в Чебоксарах уже известно, но для многих ты, по-прежнему, остаёшься «чёрным ящиком». Хотелось бы услышать твои комментарии по пяти прошедшим персональным выставкам.

Иван Михайлов: Каждая выставка — это определенный этап моего развития. Началось все с увлечения цифровыми технологиями и стандартными сюжетами фотолюбителей — пейзажи, закаты, цветочки. Когда этого стало много, начал создавать свои миры в «фотошопе». Фантастические коллажи с умной, как мне казалось, философской подоплекой (выставка «Он и Она», 2001 г.).

Далее был классический пейзаж. В то время я изучал традиции художников. Пейзажу были посвящены сразу три выставки, проведённые в Чебоксарах: «Лирический пейзаж» — 2002 г., «Живописные фотопанорамы Чебоксар» — 2002 г., «Ветлуга — переправа в другой мир» — 2003 г. В тот период мне нравились красивые картинки, «приятные для глаз».

В 2006 году в поисках новых форм самовыражения я обратился к черно-белой фотографии. Выставка «Москва» (Чебоксары, Центр современного искусства) стала первым шагом в этом направлении. В этом же году в Питере я участвовал в творческой мастерской фотографа Миккеля Макалендена (Норвегия), по итогам которой была организована групповая выставка «Обманки» (Санкт-Петербург, Государственный центр фотографии). И сегодня фотография для меня служит инструментом для изучения окружающего мира и формирования своего мировоззрения.


2. Юрий Евлампьев: Всему есть начало и всему можно найти то или иное толкование. Что для тебя стало тем началом, что подтолкнуло к выбору в пользу фотографии? И какие внешние обстоятельства и внутренние мотивы способствовали тому, что фотография для тебя стала не только юношеским увлечением, профессиональным ремеслом, но и образом жизни?

Иван Михайлов: Мне всегда был интересен окружающий мир. Может быть, поэтому я и пошел учиться «на художника». У меня было два инструмента — краски и фотоаппарат. Выбор был сделан в пользу фотографии: моё детство прошло в фотографической среде. Мой отец активно занимался творческой фотографией, выставочной деятельностью и он меня постоянно таскал на фотовыставки. Типичным для того времени у нас в доме была ситуация, когда в ванной комнате рядом с отстиранным бельём сушилась фотографическая плёнка.

Все увиденное ушло в подсознание и спустя годы вылезло наружу. Взяв однажды фотоаппарат в руки, я уже не смог его выпустить. Фотография — это как наркотик: чем больше ты ею занимаешься, тем больше она тебя затягивает, открывая свои новые грани и глубины. Для меня фотография оказалась идеальным инструментом для самовыражения.

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Порыв (серия, 5 листов). Лист 1. 2006.
Цветная фотография.

 

3. Юрий Евлампьев: За последнее десятилетие (1996…2006) в Чебоксарах обозначились фотографы пятой (1996…1999) и шестой генерации (2000…2006). В шестую генерацию вошли такие фотографы как Евгений Петров, Алексей Балунов, Борис Емельянов, Александр Мовчан, Олеся Михайлова, Никита Евлампьев, Иван Михайлов, Юрий Притиск. Однако, ни по одному из этих имён нельзя сказать, что они позиционируются как представители чебоксарской фотографической школы. Как ты думаешь, почему?

Иван Михайлов: Я думаю здесь несколько причин.
Во-первых, это незнание и непонимание того, что такое чебоксарская фотографическая школа. Многие это открытие (о существовании школы) сделали лишь в последние два-три года. Причина кроется в незнании истории развития современной творческой фотографии в Чебоксарах. Многие молодые фотографы, да и я в том числе, до определенного времени полагали, что то, что сделано до нас, уже устарело и недостойно изучения. А то, что делается сейчас — это, якобы, и есть самое новое и передовое. Однако история развития искусства показывает тесную взаимосвязь всего нового с тем, что было сделано раньше. Непонимание этого момента приводит к изобретению очередного велосипеда.
У Чебоксар богатая фотографическая традиция с интересными наработками. Восприимчивому фотографу эти наработки могут стать хорошим толчком для развития. С другой стороны, из истории искусств известно, что все великие художники прошли школу и имели своих учителей.

Во-вторых, большинство фотографов не занимается изучением реальной жизни города, в котором они живут. Есть много пафосных, романтических, красивых тем, которые можно фотографировать, не сталкиваясь при этом с реальной жизнью. Человек может физически жить в городе, но его ментальность при этом окружена красивым выдуманным миром. У меня самого совсем недавно лишь появилось ощущение, что я живу в городе ЧЕБОКСАРЫ. Раньше было пренебрежительное отношение к городу: ну провинция, ну что тут может быть интересного, ну разве только — Волга. Другое дело столица с ее насыщенной культурной жизнью. Мои фотографические вылазки в Москву и Санкт-Петербург привели меня к мысли, что для того, чтобы творить не обязательно ехать за вдохновением в другой город. Подтверждением этого стала фотографическая серия «Автопортрет в интерьере. 2006», сделанная не выходя из дома.


4. Юрий Евлампьев: Концепция чебоксарской фотографической школы была сформирована мною и её идеи разделили четыре фотографа первой генерации (1978…1983) и два фотографа второй генерации (1984…1985). Чебоксарские фотографы третьей (1987…1988), четвёртой (1990…1994), пятой (1996…1999) генерации оказались за пределами пространства данной школы. Основная причина заложена не в уходе этих фотографов в какую-либо альтернативную школу, а прежде всего — в потенциальной неготовности последовательно генерировать своё творчество через определённую художественную программу. У фотографов шестой генерации ещё есть исторический шанс освоить художественную традицию чебоксарской школы. Что ты предпринимаешь в этом направлении?

Иван Михайлов: Изучаю историю современной творческой чебоксарской фотографии, ее традиции, этапы развития, художественные принципы. Пытаюсь проникнуться духом этой фотографии, понять, почему тогда снимали именно так. Для того, чтобы сделать, что-то новое нужно знать, что делали до тебя.

У любой школы есть своя художественная программа, свои инструменты и технологии. В настоящее время я изучаю эти технологии и применяю их на практике. В качестве источника информации я активно использую Интернет. Например, много информации по истории современной творческой чебоксарской фотографии можно найти на сайте «ART-переход.ru» (http://www.artperehod.ru).

Особенно меня вдохновляет метод работы творческих фотографов первой генерации в Чебоксарах. Они работали широко и с размахом и это при цензуре со стороны государства. Сейчас же, при полной свободе, такого энтузиазма и желания заниматься творческой фотографией не наблюдается. Много околофотографической публики, которая никак не может сделать шаг в сторону фотографического искусства.


5. Юрий Евлампьев: К знаковым акциям, позиционирующим художественную программу чебоксарской фотографической школы, можно отнести выставки: «Аналитическая выставка фотографии. Биеннале» в периоде ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ; «Чебоксарские фотографы» в периоде ЗАТИШЬЕ; «Фотографическая выставка Команды Р» и «Пришедшее» в периоде ЛОКАЛЬНЫЙ; «Неизвестный город» и «ПереХОД» в периоде ОТКРЫТЫЙ. Что ты отметил для себя в каждой из этих акций?

Иван Михайлов: С момента своей активной творческой деятельности я застал лишь выставки периода ОТКРЫТЫЙ. Со всеми остальными акциями я познакомился по публикациям.

Насколько мне известно, состоялось пять выставок-биеннале «Аналитическая выставка фотографии» за 10 лет (1981...1991). Эти выставки организовывали и проводили два города — Йошкар-Ола и Чебоксары. Вначале в этих выставках, в основном, принимали участие фотографы двух городов, а затем стали принимать участие и фотографы со всего Советского Союза. Мне понравился принцип формирования этих выставок: «…Организаторы Аналитических выставок не отказались от своего права быть творцами экспозиции в целом, но это право распространили только на выбор участников выставки и на сочетание их индивидуальных коллекций в общем экспозиционном ряду, оставляя наивысшее достижение автора — его творческий стиль — в неприкосновенности и создавая многообразие, или, как сейчас говорят «плюрализм» художественных стилей…». Актуально звучат и другие слова организаторов «Аналитик»: «…И сегодня спортивный, состязательный характер разных художественных мероприятий показывает, как мало принимается во внимание природа художественного творчества, если одному художнику предлагают обогнать других за приз номер один — обогнать, но в чем?..»

С 1994 года в Чебоксарах ежегодно проводятся промышленные выставки. Но только в первый год их возникновения в одном ряду с промышленными экспонатами демонстрировалась выставка творческой фотографии «Чебоксарские фотографы» (Чебоксары, Выставочный центр первой промышленной выставки Чувашской республики, 1994). Это звучало символично: материальный и духовный продукт были уравнены.

Я слышал от прямых участников, что выставка «Фотографическая выставка Команды Р» (Чебоксары, 1995) имела, в своё время, большой резонанс. Эта была первая выставка в Чебоксарах, в которой основной целью выступала задача идентификации творческих фотографов в Чебоксарах. Я думаю, это нормально, когда время от времени нам показывают выставку фотографов и говорят, что они на текущий момент являются представителями творческой фотографии в Чебоксарах. Эта выставка, кстати, имеет объёмный каталог на 28 страницах формата А4. С каталогом я, лично, познакомился год назад, в отделе искусств Национальной библиотеки.

Выставка «Пришедшее» (Чебоксары, 2001) была, как бы, логическим продолжением выставки «Команды Р». В отличие от выставки 1995 года, где выставились 20 авторов, на последней были представлены 3 фотографа из четырёх представителей чебоксарской фотографической школы в Чебоксарах по срезу 2001 года. По выставке «Пришедшее» был издан уникальный проспект выставки, который на сегодняшний день является библиографической редкостью. Мне известно, что выставка «Пришедшее» в 2002 году экспонировалась в Нижнем Новгороде на II-ом международном фестивале фотографии «PRO ЗРЕНИЕ».

В периоде ОТКРЫТЫЙ, когда занятие фотографией приобрело у меня профессиональный оттенок, то я более заинтересованно изучал выставки данного периода — «Неизвестный город» и «ПереХОД». Обе выставки были проведены в контексте художественного проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД» (01.07.2004...01.07.2005), который позиционируется уже не как локальный городской проект, а как проект российского масштаба. Этот проект является многоэтапным. В нем прозвучала выставка «Неизвестный город», вначале — в виртуальной галерее «ART-ПЕРЕХОД», а затем и на международном фотофестивале «ВОЛЖСКОЕ БИЕННАЛЕ — 2004» (Нижний Новгород, 2004). Вторая выставка — «ПереХОД» экспонировалась на крупнейшем фотографическом портале России «PHOTOGRAPHER.RU» с параллельным открытием одноимённого форума. В рамках проекта состоялся виртуальный «Круглый стол», где различные группы художественной общественности высказались о творческой фотографии и о выставках проекта. Я считаю, этот проект достойно представляет чебоксарскую фотографическую школу и чебоксарскую фотографию в России.

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Порыв (серия, 5 листов). Лист 2. 2006.
Цветная фотография.

 

6. Юрий Евлампьев: Из второй генерации чебоксарских фотографов наиболее последовательно реализовывал и продолжает реализовывать художественную программу чебоксарской фотографической школы — Валерий Багильдинский, который в 2005 году переступил черту 70-ти прожитых лет и 20-ти лет творческой деятельности. Его эпический проект «КРИУШИ. Визуальное исследование» стал, по существу, делом всего его творческого периода. Задумывался ли ты о том, что по молодости создаётся ощущение, что за длинную творческую жизнь можно успеть «перелопатить» множество тем, а реально художник в течение своей творческой жизни успевает «пропеть лишь одну песню»?

Иван Михайлов: Проект «КРИУШИ. Визуальное исследование» обладает двумя важными качествами. Первое — это элемент документальности, достоверности. Так называемая «Прямая фотография» — без постановки и режиссуры. Я, как зритель, верю в то, что изображено на фотографии.
Вторая составляющая — это символическое значение, заложенное в изобразительном решении. Непроницаемый чёрный фон создаёт пугающее ощущение вневременного пространства. Свет выхватывает лишь передний план и людей. Фотограф исследует окружающее его пространство и показывает зрителю то, что для него важно. Простые, добродушные лица спокойно смотрят с фотографии на зрителя. Присутствие в кадре животных подчёркивает их важную роль в жизни деревни. Интересная аналогия между живыми животными и «стальными конями». После просмотра нескольких серий из проекта, у меня возникло ощущение, что я прожил жизнь персонажей Валерия Багильдинского и стал одним их них.

То, что Валерий Багильдинский в течение 20-ти лет исследует одно пространство, вызывает только уважение. Иногда, на то, чтобы найти свою тему, уходит вся жизнь. В данном случае автор не кидался из крайности в крайность, а постоянно шёл в одном направлении, воссоздавая мир ДЕРЕВНИ.


7. Юрий Евлампьев: Твоё сегодняшнее творческое кипение перекликается с порывом чебоксарского фотографа первой генерации Эдуардом Беком. В 17 лет, в 1981 году, он начал свой путь в фотографии «на высокой ноте». Но этот страстный порыв продержался в нём не более 10 лет. Затем он достаточно быстро угас в фотографии и сегодня у него даже не возникает ностальгических чувств. Что ты думаешь о «поддержании огня в топке паровоза на протяжении всего маршрута»?

Иван Михайлов: Для того, чтобы «поддерживать огнь в топке паровоза», необходимо ставить конкретные цели и сроки достижения этих целей. Цели не должны быть ни заоблачными, ни простыми. Идеальный вариант — это когда цель пугает, но одновременно и притягивает. Когда есть цель, то понятно, в какую сторону двигаться.

Время от времени я задаю себе вопрос: для чего я занимаюсь фотографией? Фотография для меня — это самовыражение, выплеск накопившихся эмоций и знаний. Это образ жизни. Через фотографию я познаю себя и окружающий мир. Кроме того, фотографией я зарабатываю на жизнь.

Вдохновляют хорошие художественные фильмы и литература. Любимые режиссеры: Тарковский, Берталучи, Антониони, Кустурица, Такеши Китано. В литературе: Гессер, Кундера, Маркес.


8. Юрий Евлампьев: В периоде ОТКРЫТЫЙ я предложил чебоксарской фотографической общественности проектную деятельность в фотографии. Эта деятельность на технологическом уровне опирается на владение информационными технологиями. К сожалению скорость прогресса оказалась столь велика, что часть фотографов вынуждена была сойти с маршрута. Это произошло в результате их низкой восприимчивости к новым технологиям. Как ты собираешься преодолевать ограниченность своей восприимчивости как в части информационных технологий, так и в части генерации индивидуальной изобразительности?

Иван Михайлов: Информационные технологии — важная составляющая в любой области, будь то творчество или бизнес. Фотография с каждым годом становится всё более «цифровой». В каждом звене фотографической технологии присутствие компьютера становится всё более значимым. Современному фотографу необходимы обширные знания по различным компьютерным технологиям. Но при всём при этом надо понимать, что компьютер или цифровой фотоаппарат всего лишь инструмент в руках фотографа. Если фотографу нечего сказать миру, то никакая современная техника ему не поможет.

Найти свою индивидуальную изобразительность — дело не простое. Думаю, нужно созреть как личность, иметь свою позицию относительно жизни и творчества. Приведу несколько актуальных для меня творческих принципов (думаю, этот список будет со временем меняться, как впрочем, и я сам):
- творчество — это зеркало твоего жизненного опыта;
- творчество — это сплав интуиции и логики;
- творчество — это встреча с самим собой;
- творчество — это умение уходить от стереотипных представлений о предметах, людях, мире;
- творчество — это умение выделять главное, но оставлять свободу выбора для зрителя;
- творчество — это непрекращающаяся работа;
- творчество — это тренировка ума, глаза и пальца;
- творчество — это сосредоточенность и погружение в себя;
- творчество — это открытость для всего нового;
- творчество — это материализация своих мыслей;
- творчество — это …

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Порыв (серия, 5 листов). Лист 3. 2006.
Цветная фотография.

 

9. Юрий Евлампьев: Изобразительность твоего раннего творчества опиралась на фотомонтаж. На втором этапе ты от этого дистанцировался и перешёл к традиционной предметной фотографии. Предметность, являясь главной характеристикой фотографии, должна лежать в основе построения личной изобразительности. Принимаешь ли ты такой подход, и если принимаешь, то как ты проинтерпретируешь отказ чебоксарского фотографа первой генерации Татьяны Черновой от предметности в фотографии?

Иван Михайлов: В моем понимании разница между предметной и беспредметной фотографией в различном воздействия на зрителя. Предметная фотография обращается к логике зрителя, его памяти и знаниям об окружающем мире. Она является мощным инструментом воздействия на зрителя. Так как в ней отражается реальный предметный мир, и мы верим в то, что видим. Другой вопрос, что эта реальность является субъективной реальностью фотографа.

Беспредметная фотография направлена на интуитивное восприятие, на чувства и эмоции. Она уводит зрителя в глубины подсознания. Женщинам, как мне кажется, ближе эмоционально-интуитивная фотография. Она позволяет уйти от реальной жизни, погрузиться в себя.


10. Юрий Евлампьев: Впервые в своей фотографической деятельности ты ушёл от стереотипа — наснимал, вывесил работы на короткий момент в выставочном зале и отложил их в «дальний угол». Почему ты в этот раз применил проектные формы опубличивания своей работы?

Иван Михайлов: Для меня это новый этап, новая ступенька. Проектный метод работы предъявляет повышенные требования и уровень ответственности к тому, что ты делаешь. Ведь проект изначально рассчитан на определённую целевую аудиторию и социокультурные подвижки. Каждый проект предполагает декларирование цели, постановку задачи, механизм реализации и жёсткий календарный график, что требует максимальной концентрации со стороны фотографа.

Фотопроект, как правило, состоит из нескольких составляющих: формализация проекта, фотосессия, виртуальная выставка, реальная выставка и встреча с целевой аудиторией, круглый стол и организация полемики, популяризация проекта через информационные ресурсы в Интернете и печатные материалы. Эта многоэтапность и включение в реализацию проекта различных групп общественности, несомненно, делает проектные формы интерактивными, и каждая из сторон, имея статус прямого или косвенного участника, начинает активно развиваться.

В двух словах, о том как реализовывались начальные составляющие проекта «Наблюдая за собой». У любого фотографа есть два главных вопроса. Первый — что снимать? Это выбор темы, выбор объекта съёмки, выбор мизансцен. Выбор темы строился на следующих рассуждениях: чтобы начать разбираться в окружающем мире и людях, нужно сначала разобраться в себе; и автопортрет — идеальный инструмент для этого. Второй вопрос — как снимать? — Это уже отношение к теме. В данном случае к самому себе.

Во время формирования мизансцен моя квартира на какое-то время, превратилась в одну большую фотостудию. Все время, когда я находился дома, я наблюдал за собой, своими привычками, позами, жестами. Затем обдумывал свои наблюдения и корректировал уже выбранные мизансцены. Создание визуального ряда перемежалось рабочими записями анализа темы. Эти тексты в дальнейшем помогли мне лучше осознать сделанное на различных этапах.


11. Юрий Евлампьев: В своём раннем творчестве мне довелось достаточно плотно поработать по теме «Автопортрет». Не обошли эту тему и все знаковые фотографы Чебоксар. В 2006 году и ты соприкоснулся с этой темой, сгенерировав свою версию автопортрета в интерьере. Можно ли считать, что через эту тему должен пройти каждый фотограф и в чём особенность твоего решения?

Иван Михайлов: Тема автопортрета в творчестве фотографа является показателем интереса к своей личности. Это возможность взглянуть на себя со стороны.

Многие известные фотографы и художники прошли через эту тему. Один из моих любимых художников Рембрандт на протяжении всей жизни обращался к автопортрету. В фотографии в этом жанре работали, например, питерский фотограф Андрей Чежин (серия «Автопортрет. 366 дней»), известный в Европе фотограф из Харькова Борис Михайлов (серия «Я не Я») и многие другие фотографы.

При работе над серией «Автопортрет в интерьере. 2006» для меня было интересно изучить в конкретный промежуток времени личное пространство, в котором я живу. Каждый интервал времени неповторим. По мере моего развития будет изменяться и представление об окружающем меня пространстве. И, возможно, через какое-то время я снова захочу рассмотреть себя в этом или ином пространстве. Два интервала времени с одним и тем же персонажем подвинут меня и зрителя к различным сопоставлениям.

Для съемки я использовал широкоугольный объектив, который позволяет захватывать больше пространства. Многочисленные детали могут о многом рассказать внимательному зрителю. Все фотографии сделаны на расстоянии вытянутой руки при помощи спускового тросика. В этих съёмках я был и актером, и режиссером, и оператором в одном лице.

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Порыв (серия, 5 листов). Лист 4. 2006.
Цветная фотография.

 

12. Юрий Евлампьев: За последние пять лет в Чебоксарах среди молодых фотографов не наблюдалось стремления работать в проектных формах. Исключением, пожалуй, можно считать лишь реализованный проект Александра Мовчана — «Люди, с которыми я встречался». Как ты оцениваешь этот нашумевший проект в Чебоксарах и в чём, по-твоему мнению, заблуждались основные оппоненты Александра Мовчана на одноимённом форуме?

Иван Михайлов: Проектные методы работы требуют от фотографа полной самоотдачи, длительной работы над одной темой и высокого уровня ответственности за тот продукт, который получается на выходе. Большинство фотографов в Чебоксарах не готовы к работе в проектных формах, хотя фотопроекты уже давно стали обыденностью в столицах.

Определённая часть фотографов в Чебоксарах ограничивается представлением о творческой фотографии на уровне — «красиво, некрасиво; нравится — не нравится». Чтобы выйти на иной качественный уровень нужно преодолеть эти ограничения, попытаться изучить новые методы работы, и тогда изменится представление и о фотографии. Оппоненты Александра Мовчана — это, как правило, фотолюбители, у которых в жизни не было ни фотошколы, ни учителей. Каждый из них «варится в собственном соку» и ленится поднять голову и посмотреть, что происходит вокруг него.


13. Юрий Евлампьев: В проектной деятельности фотографу, как правило, приходиться иметь дело со специализированными культурными или художественными журналами. За последние 10 лет в Чебоксарах несколько раз предпринимались попытки издавать культурные журналы. Мы помним, как возник многообещающий журнал «ОБРАЗ ЖИЗНИ» (1996) и через три номера прекратил существование; мы помним, какие надежды возлагали на журнал «МОЯ ИМПЕРИЯ» (2003), который через три-четыре номера резко изменил свою направленность.
Мы видели в 2006 году открытие сразу двух новых журналов — «МЕЦЕНАТЪ Art. Журнал о творчестве и не только» и «СРЕДА. Архитектурный журнал Чувашии». Каждый из них позиционирует себя как журнал, освещающий художественный процесс в Чебоксарах. Но не будет ли и в этот раз произведена всего лишь разовая вспышка? И не зачахнут ли они в первый же год своего существования?
Первые попытки популяризации фотоискусства в журнале «МЕЦЕНАТЪ Art» продемонстрировали нам, как минимум — непрофессионализм, а как максимум — попытку вычеркнуть современный художественный процесс в творческой фотографии в Чебоксарах. Как ты думаешь, почему столь бесперспективна судьба большинства культурных журналов в Чебоксарах?

Иван Михайлов: Могу предположить несколько возможных причин сложившийся ситуации. Это отсутствие профессиональной команды. Как правило, в журнал приходят случайные, неподготовленные люди и вся работа строиться на энтузиазме. Нет четкого позиционирования журнала, что затрудняет поиск целевой аудитории. Материалы высосаны из пальца и освещают, как правило, события однобоко. Нет связи журнала с обществом, с читателями и с теми, кто мог бы потенциально публиковаться в этом журнале. Зачастую большинство людей из творческих цехов даже не имеют информации о существовании культурных журналов в Чебоксарах. С другой стороны, сама творческая общественность в провинции пассивна и не желает участвовать в современных художественных процессах.

На фоне не очень благоприятной ситуации с культурными журналами есть, всё же, один очень удачный пример в Чебоксарах — журнал «Новый ЛИК». Он выпускался с 2000 по 2002 год включительно. Освещая, прежде всего, литературный процесс в Чувашской Республике, журнал не забывал музыкальное и театральное искусство, а также представлял творческую среду художников и фотографов.


14. Юрий Евлампьев: В Чебоксарах с конца 90-х годов ХХ века ежегодно проводятся республиканские и городские фотоконкурсы. Они призваны привлечь внимание массового фотолюбителя к искусству фотографии. Однако последние семь лет не дали Чебоксарам ни одного нового творческого фотографа из участников конкурсов. В чём заключалась основная ошибка организаторов этих конкурсов?

Иван Михайлов: В этих конкурсах организаторы не ставили цель развивать творческую фотографию. Основная задача устроителей сводилась к пиару своей компании и к увеличению объёмов печати в ней. Вопрос содержания снимков и их уровень в данном случае уходил на второй план. Участвовать в конкурсе мог каждый, кто имел фотоаппарат и самые минимальные навыки работы с ним. Отбор фотографий и их номинирование осуществляли, как правило, люди далёкие от искусства фотографии.

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Порыв (серия, 5 листов). Лист 5. 2006.
Цветная фотография.

 

15. Юрий Евлампьев: Какие пути ты видишь для реинкарнации фотографических Чебоксар?

Иван Михайлов: Никакая реинкарнация для фотографических Чебоксар не нужна. Современный художественный процесс в творческой фотографии в Чебоксарах начался в 1978 году. С того времени чебоксарские фотографы прошли последовательно через творческие периоды: НАЧАЛЬНЫЙ (1978-1979), ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ (1980-1990), ЗАТИШЬЕ (1991-1994), ЛОКАЛЬНЫЙ (1995-2001). А с 2002 года начался отсчёт периода ОТКРЫТЫЙ.

Каждый из этих периодов имеет свои отличительные черты, своих персонажей и свою историю. Налицо непрерывный процесс чебоксарского фотографического бытия. На географической широте Чебоксар уже стоят шесть генераций чебоксарских фотографов. Их всех объединяет одно общее дело — они все занимались и продолжают заниматься строительством чебоксарской фотографии. И, следовательно, они все идут в одном направлении — в направлении к чебоксарской фотографии.

 

 

 

Интервью брал у Ивана Михайлова
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор проекта
«Чебоксары как феномен фотографического бытия»

14 января 2007 г.
Чебоксары, Россия.


 

  


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Автопортрет в саду. 2005.
Цветная фотография.

 

ОБ АВТОРЕ

Юрий Евлампьев, являясь чебоксарским фотографом первой генерации и куратором проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия», а также участником всех знаковых событий на фотографическом ПРАВОБЕРЕЖЬЕ, с 1995 года ведёт изучение творческой фотографии в Чебоксарах.

Каждый проект, запущенный Юрием Евлампьевым, позволяет обозначить характерное в творчестве того или иного фотографа, и производит позиционирование художественной программы чебоксарской фотографической школы.

Интервью с Иваном Михайловым, чебоксарским фотографом шестой генерации, возникло в контексте реализации проекта «Наблюдая за собой». Интервью иллюстрировано работой Юрия Евлампьева «Порыв. 2006», где в качестве «персонажа в синем» выступает Иван Михайлов, а в качестве «персонажа в чёрном» — Юрий Евлампьев. Это интервью представляет одну из позиций молодых чебоксарских фотографов на современный художественный процесс в творческой фотографии в Чебоксарах, и позволяет увидеть поколение, которое исторически должно прийти на смену чебоксарским фотографам первой и второй генерации.

Леонид БОЙСКИЙ.

15 января 2007 г.
Чебоксары, Россия.


  

 

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
Условия использования материалов