ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
ТЕХНОЛОГИИ >  ШАГ ВПЕРЁД! О выставочной деятельности творческих фотографов 
Последнее обновление страницы: 3 апреля 2014 г.  22:30  

 

ШАГ ВПЕРЁД!

О ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ФОТОГРАФОВ

 

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, основоположник Чебоксарской фотографической школы
г. Чебоксары, 2 апреля 2014 г.

ART-переход.ru: 3 апреля 2014 г.




  

В течение всего своего фотографического бытия Юрий Евлампьев делал шаги,
которые считал нужными сделать.

На фотографии запечатлён:

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — чебоксарский фотограф первой генерации.

Фотография и текст Юрия Евлампьева — куратора творческой группы ПРИБЛИЖЕНИЕ.
Чебоксары; 22 июля 2012 г.

 


 

 

 

 

О ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ФОТОГРАФОВ

 

Одним из критериев развития фотографии в Чебоксарах может выступать выставка, где предпринимается попытка сделать текущий срез творческой фотографии и именно той фотографии, которая может быть выведена на фотографическую орбиту страны.

 

ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ВЫСТАВОК

Принципы бытия чебоксарского творческого фотографа, стремящегося к развитию, произрастают из традиций Чебоксарской фотографической школы. В соответствии с этими традициями деятельность фотографа может состоять из семи видов фотографической деятельности:
1) Кураторская деятельность;
2) Художественная практика;
3) Искусствоведческая деятельность;
4) Издательская деятельность;
5) Популяризаторская деятельность;
6) Образовательная деятельность;
7) Метрологическая деятельность.

Если, например, кураторская или искусствоведческая деятельность доступна единицам (необходимы базовые знания и опыт), то художественной практикой может заниматься каждый творческий фотограф. Одной из форм конечного результата этой практики является фотовыставка, т.е. творческий фотограф, по определению, «заточен» на выставку. «Заточенность» на выставку имеет место и у куратора: тому необходимо отмониторить и показать основные тенденции в развитии того или иного фотографа. Как мы видим, имеются движущие силы, которые генерируют выставку с двух сторон.

Все проходящие выставки можно разделить на выставки двух типов:
1) выставки, позиционирующие творческое наследие фотографа или группы фотографов;
2) выставки, позиционирующие текущий срез конкретного фотографа или группы фотографов.

Примеры удачных выставок, позиционирующие творческое наследие фотографа:
«Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» (2012, Чебоксары);
«КРИУШИ. Визуальное исследование» (2013, Чебоксары).

Примеры удачных выставок, позиционирующие текущий срез конкретного фотографа или группы фотографов:
- «Фотографическая выставка Команды Р» (Чебоксары, 1995);
- «Пришедшее» (Чебоксары, 2001; Нижний Новгород, 2002,);
- «Неизвестный город» (Чебоксары, 2004; Нижний Новгород, 2004; Санкт-Петербург, 2004);
- «ПереХОД» (Москва, 2005);
- «Один день лета» (Чебоксары, 2006);
- «Наблюдая за собой» (Чебоксары, 2007).

  

БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТАВКЕ

При формировании выставки всегда отталкиваются от некоторых базовых требований.  Наибольшие наработки в этой области в Чебоксарах накопились в творческой группе «ПРИБЛИЖЕНИЕ», которая свою деятельность выстраивает на традициях Чебоксарской фотографической школы.

Требования к выставке в соответствии с традициями Чебоксарской фотографической школы следующие:

1) выставка должна иметь куратора выставки;
примечание: выставка без куратора — это выставка без концепции, а также — это выставка неориентированная на какой либо результат в творческой фотографии;

2) выставка должна иметь название;
примечание: не следует путать «название выставки» и «статус выставки»;

3) выставка должна иметь афишу и, соответственно, пригласительный билет; и то, и другое предполагает две версии — бумажную и электронную;
примечание: пригласительные билеты должны рассылаться потенциальным участникам акций выставки и «знаковым» посетителям;

4) выставка должна иметь пресс-релиз выставки;
примечание: пресс-релиз выставки должен рассылаться в СМИ, на тематические web-ресурсы, потенциальным участникам акций выставки и «знаковым» посетителям;

5) выставка должна представить творческие сведения о каждом участнике и кураторе выставки;
примечание: творческие сведения предполагают две версии — бумажную и электронную;

6) реальная выставка должна иметь виртуальный эквивалент — виртуальную выставку;
примечание: выставка по определению является культурным продуктом и, следовательно, доступ к продукту не должен ограничиваться временными и пространственными границами;

7) выставка должна иметь, как минимум, каталог (текстовый документ) и как максимум — проспект выставки (иллюстрированный документ); и то, и другое предполагает две версии — бумажную и электронную;
примечание: в каталоге должны быть приведены — список всех участников выставки, список всех экспонированных работ, общие сведения о выставке;
в проспекте должны быть приведены — информация, помещаемая в каталог, репродукции всех выставленных работ, а также творческие сведения об участниках выставки;

8) в рамках выставки должны быть проведены акции: «открытие выставки» и/или «закрытие выставки», и/или «творческая встреча с участниками выставки», и/или «портфолио ревю» куратора выставки; каждая акция должна быть представлена в виде развёрнутого иллюстрированного обзора на тематическом web-ресурсе;
примечание: ценность и значимость акции заметно увеличивается, если к ней оказывается «подключена» широкая общественность через оформленный обзор акции на тематическом web-ресурсе;

9) выставка должна иметь «обзор выставки» с публикацией на тематическом web-ресурсе и/или в СМИ (обзоров может быть несколько от разных групп общественности);
примечание: отношение к выставке на уровне — «повесить фотографию на стенке» должно уйти в прошлое, а на смену должны прийти развёрнутые обзоры выставки различных групп общественности;

10) выставка должна иметь своих «знаковых» посетителей, специально приглашённых для озвучивания мнения о выставке (мнение, в последующем должно быть опубликовано на тематическом web-ресурсе);
примечание: одним из примеров выставки, где была использована практика приглашения «знаковых» посетителей, является выставка «КРИУШИ. Визуальное исследование»;

11) в рамках выставки должна быть проведена работа по дальнейшей идентификации каждого участника выставки в реальном масштабе времени с публикацией на тематическом web-ресурсе;
примечание: потенциальное желание зрителя — знать об участнике выставке как можно больше, предполагает большой объём материалов об участнике на тематическом web-ресурсе;

12) выставка должна быть задокументирована.
примечание: в ходе экспонирования реальной выставки, а также экспонирования его виртуального аналога, формируются материалы и публикации, которые должны отражены в перечне избранной библиографии выставки, соответственно, должны быть «собраны» и все материалы по выставке.

  

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

Двенадцать приведённых требований универсальны как по отношению к реальным выставкам, так и по отношению к виртуальным. Считается, что реальная выставка имеет явный приоритет перед виртуальной. Основной аргумент в пользу этого утверждения — на реальной выставке можно увидеть фотографию в оригинале.

На самом деле, весомость этого аргумента в реальности понижается: этому способствуют условия, в которых экспонируются фотография в выставочных залах. А условия далеко не идеальны:
1) не обеспечивается равномерность освещения по всей площади фотографии; неравномерность порой достигает от 100 до 400 % (неравномерность освещения по всей площади фотографии не должна превышать 10 %); следствие — сильно искажена тональная раскладка фотографии;
2) значение освещённости в плоскости листа фотографии не нормировано (при этом значение освещённости в выставочном зале и значение освещённости, которым «пользуется» фотограф при печати фотографий должны быть равноценны); значение освещённости должно задаваться участником выставки из следующего требования: детали «в светах» и «в тенях» фотоотпечатка должны быть проработаны;
3) источник света, используемый в выставочном зале не имеет нормированную цветовую температуру (например, 5000 К); в реальном зале используется или естественный свет (3000-8000 К) из окна или искусственный свет (источник света отличный от «5000 К») или естественный свет совместно с искусственным; следствие — искажена передача цвета в фотографии;
4) блики на стекле, если фотография размещена в раме под стеклом; блики могут иметь место и при отсутствии стекла, если фотография отпечатана на глянцевой бумаге.

Дополнительным фактором разрушения оригинала является сильный «разгон» цифрового изображения, приводящий к явной «пикселизации» картинки (например, для создания файла, пригодного для распечатки фотографии размером 30х45 см и с разрешением 240 dpi требуется матрица в камере размером не менее 34,5 мегапикселов, т.е большинство существующих камер не соответствуют этому требованию и фотограф вынужден заниматься сильным «разгоном» цифрового изображения).
Ещё большее разочарование возникает, если на реальной выставке представляется не оригинал фотографии, а увеличенная репродукция, полученная от оцифровки бумажного отпечатка небольшого размера.

Имеющие место проблемы в реальном выставочном зале «приподнимают» значение виртуального эквивалента выставки, где рассматривание фотографий выглядит комфортным:
- на экране монитора фотография идеально равномерно «освещена»;
- на экране монитора «нормирована» освещённость и «нормирован» источник света;
- на экране монитора «нет бликов».

 

ПРОБЛЕМЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В СЕТИ

С появлением различных социальных сетей часть фотолюбителей, не разобравшись «что к чему», бросилось «в омут». Доступность публикации фотографии на персональной страничке создало иллюзию, что фотография в одночасье приобретёт «общемировую востребованность». Отсутствие какого либо фильтра, который существует на тематических фоторесурсах, позволило фотографам «закидывать» фотографии в сеть по принципу «все по одной».

Интерес к альбому фотографий, имеющихся на многих персональных страничках, возникал, почему-то, лишь у родственников да и у тех виртуальных друзей, которые были прописаны на страничке фотографа. Реакция на фотографии укладывалась в банальный бытовой интерес. — «Общемировая востребованность» не состоялась.

Следует заметить, что формат страничек в социальных сетях заточен лишь на подачу сиюминутной информации, актуальность которой быстро падает с наступлением каждого следующего дня: сделанная запись уходит «далеко вниз». Отыскать нужную «старую» информацию достаточно сложно и мало кто этим занимается, а развитых инструментов для поиска нет.

Ещё одним существенным недостатком публикации фотографии в социальной сети является неконтролируемость размера фотографии. Система, как правило, занимается автоматическим масштабированием, которое приводит к искажению авторского замысла.

Немало фотографов споткнулось на «прелестях» публикаций фотографий на страничках социальных сетей. И кто-то даже свои странички закрыл. Но, по-прежнему, находятся те, кто искренне верят в «общемировую востребованность» и с энтузиазмом открывают свои персональные странички в той или иной социальной сети. Вот и один чебоксарский фотограф первой генерации в декабре 2013 года открыл свою страничку в Фейсбуке. И сразу без каких-либо комментариев стал «закидывать» бракованные в техническом плане фотографии по принципу «все в одну кучу и пусть зрители сами разбираются». То что получилось из этого укладывается в одно слово — «самоликвидация». Очень странная цель поставлена этим фотографом, но это его выбор. Впрочем, первый эксперимент по «самоликвидации» им был поставлен ещё в августе 2013.

Альтернативой сумбурного представления фотографий в социальных сетях всегда была виртуальная выставка на тематическом web-ресурсе. Этим уже более 15 лет занимается портал по творческой фотографии «Photographer.ru» (Москва). Несколько виртуальных выставок провёл и тематической web-ресурс «ART-переход.ru» (Чебоксары). В числе этих выставок, например:
- «Дневник фотографа» (персональная выставка Сергея Чиликова);
- «Наблюдая за собой» (персональная выставка Ивана Михайлова).

 

ВЫСТАВКА КАК ШАГ ВПЕРЁД

Одним из критериев развития фотографии в Чебоксарах может выступать выставка, где предпринимается попытка сделать текущий срез творческой фотографии и именно той фотографии, которая может быть выведена на фотографическую орбиту страны. Формирование такой выставки, безусловно должно происходить в соответствии с базовыми требованиями, рассмотренными выше.

За последние 15 лет (с 1999 по 2014) несколько таких срезов сформировал Юрий Евлампьев, руководитель сообщества «Чебоксарский фотоклуб». Вот эти выставки:
- «Пришедшее» (Чебоксары, 2001; Нижний Новгород, 2002,);
- «Неизвестный город» (Чебоксары, 2004; Нижний Новгород, 2004; Санкт-Петербург, 2004);
- «ПереХОД» (Москва, 2005);
- «Один день лета» (Чебоксары, 2006);
- «Наблюдая за собой» (Чебоксары, 2007).
К этому списку можно было бы добавить и выставку «Поколения» (Йошкар-Ола, 2011), которая формировалась в соответствии с традициями Чебоксарской фотографической школы, и в которой, в одной из акций этой выставки («Портфолио ревю от Юрия Евлампьева»), приняли участие члены группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

Несмотря на большое количество выставок, проведённых за последние 15 лет в Чебоксарах, более невозможно назвать ни одну выставку, которая изначально была бы сориентирована на результат в творческой фотографии у чебоксарских фотографов и которая позволила бы говорить о том, что пропахана очередная глубокая борозда на ПРАВОБЕРЕЖЬЕ.

Было бы логично, если текущие срезы в творческой фотографии в Чебоксарах делались бы не только руководителем «Чебоксарского фотоклуба», но и руководителями других фотографических сообществ. Правда, выбор здесь небольшой:
- «ЧФ» (работает с июня 2011, по состоянию на март 2014 состав публично не обнародован) — сообщество, куда помимо чебоксарских фотолюбителей входят фотолюбители других регионов России;
- «Открытая диафрагма» (работает с июля 2012, по состоянию на март 2014 состав публично не обнародован) — молодое сообщество чебоксарских фотолюбителей, которое находится в стадии становления.

Таким образом, более вероятен текущий срез сообщества «ЧФ», но этот срез должен быть составлен на основе творчества лишь чебоксарских фотолюбителей. Также надо полагать, что срез будет сделан не в форме — «повесить фотографии на стенку», а в соответствии с базовыми требованиями, существующими в Чебоксарской фотографической школе. Открытым остаётся лишь один вопрос: сколько придётся ждать этой выставки фотографической общественности — 1 год, 3 года, 5 лет или это не произойдёт никогда...

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
основоположник Чебоксарской фотографической школы.

2 апреля 2014 г.
Чебоксары, Россия

 

 

 

 

 

  

 


  
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. Идущие (серия, 6 листов). Лист 4. 2013.

 

 

 

  

  

  

 

 

  | 
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна