МОДЕЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО БЫТИЯ
Жизненный цикл творческой фотографии как модель чебоксарского фотографического бытия
Большая часть чебоксарских фотолюбителей не озадачивает себя моделью фотографического бытия, а удовлетворяется лишь фактом своего присутствия в том или ином фотографическом сообществе, где можно пообщаться на общую для всех тему — фотография — и эпизодически поучаствовать в групповых или персональных выставках.
А, между тем, творческая фотография как процесс имеет свой жизненный цикл:
- формирование фотографа как личности с определённым мировоззрением;
- освоение фотографом художественного наследия прошлого в изобразительном искусстве и в фотографии;
- позиционирование фотографом своего художественного мира;
- популяризация наработок фотографа;
- сохранение наследия фотографа.
Под реализацию жизненного цикла творческой фотографии заточена Чебоксарская фотографическая школа, которая представляет систему, включающую шесть уровней:
- мировоззренческий уровень;
- хронолого-исторический уровень (без знания прошлого не построишь будущего);
- образовательный уровень (освоение и использование наработок мировой культуры);
- изобразительный уровень (формирование изображения на основе законов изобразительного искусства, в частности — на основе законов живописи);
- популяризаторский уровень (выставки, акции, тексты, газеты, журналы, книги, альбомы, сайты, мультимедиа — как элемент художественного процесса);
- музейно-архивный уровень (сохранение элементов фотографического бытия, претендующих на самодостаточный культурный продукт).
Слабое звено в жизненном цикле творческой фотографии
В жизненном цикле творческой фотографии слабым местом для фотографа является этап сохранения его наработок, если не принимать во внимание недоступные для большинства проблемы мировоззренческого уровня. И здесь имеются в виду не только наработки уже ушедших фотографов, но и ныне здравствующих. А к персональным наработкам можно отнести тот элемент фотографического бытия, который претендует на самодостаточный культурный продукт. Сюда можно включить:
- фотографии автора, как состоявшиеся работы (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- фотографии других авторов, имеющихся в коллекции автора (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- фотографии, отражающие хронику фотографического бытия (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- негативы автора;
- печатные издания — книги, альбомы, проспекты, каталоги, афиши, пригласительные (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- периодические издания — журналы, газеты, сборники (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- письма (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- опубликованные и неопубликованные статьи (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- информационные ресурсы в web-пространстве — сайты;
- публикации в web-пространстве (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- мультимедиапродукты;
- протоколы деятельности фотографических сообществ (как в бумажном, так и/или в цифровом виде);
- коллекции фотографической техники.
Среди чебоксарских творческих фотографов нескольких поколений есть те, кого уже нет с нами, это — Александр Черезов (год ухода — 1996), Валерий Плотников (год ухода — 2006), Владимир Барков (год ухода — 2011). Но ни у одного из них нет сохранённого творческого наследия, доступного для широкой фотографической общественности и для специалистов. В такой же примерно ситуации оказалось и большинство ныне здравствующих творческих фотографов в Чебоксарах: их наработки, представляющие те или иные элементы фотографического бытия и претендующие на самодостаточный культурный продукт, не доступны для широкой фотографической общественности.
Создание коллекции фотографий как шаг к сохранению наследия творческого фотографа
Первым шагом на пути сохранения наследия творческого фотографа в Чебоксарах стало создание Коллекции фотографий в Чувашском государственном художественном музее (ЧГХМ) в 1999 году. Но сам процесс по созданию коллекции был запущен ещё в 1994 году и опирался на наработки Чебоксарской фотографической школы. Два представителя этой школы — Юрий Евлампьев и Татьяна Чернова в 1995 году создали реперную точку: собрали действующих чебоксарских фотографов под крышей Фотографической выставки Команды Р для определения диапазона художественных интересов и выявления персон, чьи фотографии могли бы претендовать на культурный продукт. Первые работы в Коллекцию поступили из экспозиции выставки «Чебоксары как фотографический феномен. Юбилейная выставка НФС «РАКУРС» (Чебоксары, апрель-май 1999 г.) и выставки «Рождение новой коллекции» (Чебоксары, ноябрь 1999 г.). В последующем Татьяна Чернова, являясь сотрудником ЧГХМ, проделала большую работу по каталогизации и описанию фотографий, включённых в коллекцию Художественного музея.
В нулевых годах XXI века Татьяна Чернова стала использовать фотографии из Коллекции для включения последних в те или иные художественные выставки, например:
- в 2003 году — в выставку «Семья: признание в любви»;
- в марте 2004 года — в выставку «Книга художника — параллельные миры»;
- в июне 2004 года — в выставку «Новое время Чувашии».
Новые возможности в популяризации фотографий из Коллекции возникли в 2011 году, когда в ЧГХМ была развёрнута постоянная экспозиция современной художественной фотографии, ставшая одним из разделов музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность». Татьяна Чернова с этого момента выступает постоянным куратором выставок, сформированных из коллекции фотографии ЧГХМ:
- в октябре 2011 г. состоялось открытие выставки «Фотографические фрагменты»;
- в феврале 2012 г. состоялось открытие выставки «Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ»;
- в июне 2012 г. состоялось открытие выставки «Чебоксарские фотографы 1980-х годов»;
- в феврале 2013 г. состоялось открытие выставки «Криуши. Визуальное исследование».
Опытом своей деятельности в качестве куратора Коллекции Татьяна Чернова щедро делилась с коллегами как из музейного сообщества, так и с коллегами по творческому цеху в фотографии. В октябре 2011 года она выступила на Х Петровских чтениях в Чувашском Национальном музее (Чебоксары, Россия), в октябре 2012 года ею сделано сообщение на акции «Круглый стол в ЧГХМ» (Чебоксары, Россия), а 22 мая 2013 года она выступила с докладом в РОСФОТО (Санкт-Петербург, Россия).
Примечание — После оставления Татьяной Черновой ЧГХМ в сентябре 2013 года, работы с Коллекцией фотографий были приостановлены, а постоянная экспозиция современной художественной фотографии свернута ввиду отсутствия нужного специалиста. Проблема со специалистом не решилась и по сей день (июль 2022 г.). Беспомощность руководства ЧГХМ поражает и не оставляет надежды на то, что Художественный музей в Чебоксарах мог бы быть лидером в части популяризации художественной фотографии в Приволжском федеральном округе.
Формирование Коллекции фотографий в Художественном музее — шаг в сохранении наследия/наработок фотографа необходимый, но недостаточный: во-первых, выпадает большое количество элементов фотографического бытия, претендующих на культурный продукт (см. выше); а во-вторых, доступ к фотографиям Коллекции для широкой фотографической общественности открыт только во время экспозиций выставок, в которые включены фотографии из Коллекции. Объективное ограничение по сохранению наследия/наработок фотографа в формате Коллекции фотографий в Художественном музее диктует обращение к иным способам популяризации фотографии, обеспечивающим доступ ко всему объёму наследия и наработок фотографа.
Представление творческого фотографа на web-ресурсах
Самый предпочтительный способ — это представление фотографа со всеми наработками на одном или на нескольких web-ресурсах, которые снимают ограничения к изучению творчества фотографа как по времени, так и по месту нахождения потенциального зрителя. Именно этот вариант позиционировал Юрий Евлампьев как куратор фотографических проектов в Чебоксарах ещё в начале 2003 года, а в сентябре 2003 года им был запущен сайт «ART-переход.ru».
На текущий момент на сайте «ART-переход.ru» представлены ряд чебоксарских фотографов:
- Юрий Евлампьев;
- Евгений Лихошерст;
- Татьяна Чернова;
- Владимир Кириллов;
- Валерий Багильдинский;
- Валерий Железняков;
- Иван Михайлов;
- Георгий Исаев;
а также представлены следующие йошкар-олинские фотографы:
- Сергей Чиликов;
- Валерий Тумбаев;
- Алексей Орлов;
- Юлия Ведерникова.
Каждая персона может быть представлена на сайте (в максимальном варианте) следующими разделами:
- творческие сведения (краткая или полная биография, перечень избранных выставок, перечень избранной библиографии, перечень избранных работ);
- проекты (описание проекта, реализация проекта, продукт проекта);
- фотографии (работы фотографа представляются в виде виртуальных экспозиций);
- выставки (описание выставки, в которой принял участие фотограф/куратор; работы, участвовавшие в выставке; визуализация открытия/закрытия выставки; обзор и мнения о выставке);
- публикации (приведены публикации фотографа/куратора или/и публикации о фотографе/кураторе);
- технологии (статьи фотографа/куратора о творческих и иных технологиях, используемых в художественных процессах; статьи фотографа/куратора о цифровых и аналоговых технологиях, используемых в фотографии).
Отсутствие представления фотографа хотя бы на одном из web-ресурсов в современном мире эквивалентно его отсутствию в пространстве фотографии и, как следствие, его востребованность сводится «к нулю».
Модель чебоксарского фотографического бытия в формате «Чебоксарская фотографическая школа», предложенная Юрием Евлампьевым вот уже более 30 лет назад всё ещё продолжает игнорироваться большей частью чебоксарских фотолюбителей. Но никто за это время не предложил альтернативную модель и даже есть основание утверждать, что этой альтернативной модели не существует.
Результатом этого игнорирования за 22 последних года стало:
- отсутствие новых имён чебоксарских фотографов, уверенно заявивших о себе в российском фотографическом пространстве (исключением выступает Иван Михайлов, использовавший традиции Чебоксарской фотографической школы с 2006 года и получивший художественный опыт в рамках творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ»);
- формирование выставок, игнорирующих художественные процессы в современном искусстве или игнорирующих многофункциональность выставочных площадок, или игнорирующих получение самодостаточного культурного продукта;
- отсутствие творческих связей и совместных художественных проектов с фотографической общественностью ближайших городов — Йошкар-Олы, Казани, Зеленодольска, Нижнего Новгорода, Кирова.
«Чебоксарская фотографическая школа» как формат становления личности в творческой фотографии
«Чебоксарская фотографическая школа» интегрировала в себя семь видов фотографической деятельности:
- кураторская деятельность;
- художественная практика;
- искусствоведческая деятельность;
- издательская деятельность;
- популяризаторская деятельность;
- образовательная деятельность (включая самообразование);
- метрологическая деятельность.
В каждом из перечисленных видов деятельности приоритетными формами работы являются:
- проектный подход в достижении поставленных целей;
- реализация фотографа как художника и/или куратора через художественный процесс.
Массовое фотолюбительство, представленное в различных фотографических сообществах, как бесхребетная конструкция в принципе не имеет инструментария, с помощью которого фотограф может состояться хотя бы в одном качестве. А «Чебоксарская фотографическая школа», определив все этапы творческой фотографии, сориентировав фотографа на многоуровневую систему и предоставив ему выбор видов фотографической деятельности, создала реперные точки, ориентируясь на которые, фотограф может состояться и как художник, и как куратор, и как искусствовед, и как издатель, и как популяризатор, и как педагог, и как инженер-исследователь.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» с мая 2005 года
22 июля 2022 года
Чебоксары, Россия
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ. ПереХОД (серия, 30 листов). 2002.
Лист 30 — Чебоксары, переход к дому № 52 и дому № 58 с улицы мичмана Павлова.
Цветная фотография.