 |

ВАЛЕРИЙ БАГИЛЬДИНСКИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ. 16 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА
К моменту своего осознанного прихода в фотографию, в 1985 году,
Валерий Багильдинский уже был известен в Чебоксарах как библиофил и коллекционер живописи.
На фотографии запечатлён:
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ,
на фоне работы Владимира Акимова «Сказка о летающей корове. 1996».
Фотография и текст Юрия Евлампьева — участника творческой встречи с Валерием Багильдинским.
Чебоксары, Чувашский государственный художественный музей; 16 февраля 2013 г.
|
Багильдинский Валерий Анатольевич
Краткая биография
БАГИЛЬДИНСКИЙ
Валерий Анатольевич родился 5 июня
1935 года в городе Чебоксары, Россия.
Образование среднее. Живёт в городе
Чебоксары. С 1995 года — пенсионер.
Валерий Багильдинский,
соприкоснувшись с фотографическим
движением в Чебоксарах в 1985 году,
попал во вторую волну фотографов и
прошёл путь от человека, который никогда
не держал в руках фотоаппарата, до
состояния, когда его индивидуальный
фотографический мир стал реальностью.
Свои занятия фотографией
он начал в 1985 году на курсе творческой
фотографии школы фотографического
мастерства. В дальнейшем (с июля 1985 года)
он совершенствовал своё ремесло в
народной фотостудии «Ракурс» (г. Чебоксары)
и в Чебоксарском фотоклубе
(с 1992 года). Его становление как
фотографа-художника произошло в период
«ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ»,
когда в Чебоксарах наблюдался максимальный
интерес многочисленных фотолюбителей
к художественной фотографии. В следующем
периоде «ЗАТИШЬЕ»
Валерий Багильдинский делает окончательный
выбор в пользу творческой фотографии.
В период «ЛОКАЛЬНЫЙ»,
он становится участником художественного
фотографического проекта «Команда
Р», а также принимает решение (в 1996
году) о вступлении в члены Союза фотохудожников
России.
Валерий Багильдинский
свой первоначальный интерес к фотографии
отчётливо зафиксировал в жанровых
работах: «Сельский цикл (серия, 5
листов). 1986»; «Дворики (серия, 7
листов). 1986»; «Провинциальный городок
(серия, 12 листов) 1988». Но уже в начале
своего творческого пути Багильдинский
подступил к метафизической фотографии.
Его первая на этом небосклоне работа
«Пешеход (серия, 5 листов). 1987»
прозвучала диссонансом для тех, кто
привык лишь рассматривать внешнюю
сторону изображения, не пытаясь уловить
контрасты многозначности знаковой
структуры фотографии.
Интерес к метафизической
фотографии у Багильдинского возник
не на пустом месте: в середине 80-х
ХХ века в Чебоксарах культивировалась
именно такая фотография. Общение с
представителями Чебоксарской фотографической
школы Юрием Евлампьевым, Евгением
Лихошерстом, а также участие в известных выставках
Аналитической фотографии сделали
своё дело: он оказался потенциально
готов для реализации большого проекта
«КРИУШИ. Визуальное исследование»,
где его интерес к метафизической фотографии
проявился до конца.
Небольшая чувашская
деревня Криуши, расположенная на правом
берегу Волги, что в 50-ти км от Казани
и в 100 км от Чебоксар, стала полигоном
для Валерия Багильдинского в визуальном
исследовании её жителей на долгих
18 лет (1990...2008).
Его кропотливая работа
в течение этого времени календарно
выглядела так: в начале марта каждого
года он из Чебоксар выезжал в Криуши,
а в конце ноября того же года возвращался
в Чебоксары. Его нахождение в Криушах
формально было привязано к земле,
где он выращивал овощи. С утра до
позднего вечера он, как правило, пропадал
в поле или строил свой дом. Это внешнее,
логически оправданное обстоятельство,
закономерно привело его к ночным съёмкам.
Фотографическая панорама Криуш у Багильдинского
представляет череду жителей этой деревни
в минуты редкого отдыха, а также череду
деревенского пейзажа, который представлен
не столько как элемент эстетического
наслаждения, а скорее — как пейзаж
ассоциативный. Большинство мизансцен
снято в ночи и все персонажи, как и
пейзаж, сияют на чёрном фоне. Такова
визуальная логика Багильдинского,
который считает, что вспышка в ночи
высвечивает только самое главное и
необходимое, и хочется добавить к
этому — и вневременное.
Образ жизни Багильдинского,
когда он весной, летом, осенью пропадал
в деревне, а в Чебоксары возвращался
только на три зимних месяца, не мешал
ему участвовать в выставках творческой
фотографии, проводимых в Чебоксарах.
В 1995 году он становится участником
этапной выставки чебоксарских фотографов
«Фотографическая выставка Команды
Р», в 1999 — знаковой выставки «Рождение
новой коллекции», а в 2004 году его
захлёстывает полоса выставок: «ФОТОFLASH»
(январь-февраль. 2004), «Пробуждение весны»
(февраль-март, 2004), «Книга
художника» (март-апрель, 2004), «Новое
время Чувашии» (июнь-август, 2004).
2005 год для Валерия
Багильдинского стал годом, когда
за плечами оказалось 20 лет творческой
деятельности и 70 лет жизненного пути.
В этом году он
подвёл черту под
наработанным, а также наметил очередные
творческие планы. С мая 2005 года Валерий Багильдинский связывает свою фотографическую деятельность с творческой группой «ПРИБЛИЖЕНИЕ».
В 2008 году Валерий Багильдинский принимает участие в фотографической акции чебоксарских фотографов «Конкурс как способ идентификации» в ходе которой представляет свою работу «Деревенские посиделки. 2008» на конкурс «Лучшие фотографии России 2008».
С 2011 года его работы экспонируются и во вновь открывшемся разделе «Современная художественная фотография» в музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность» в Чувашском государственном художественном музее. В этом разделе уже состоялся ряд выставок чебоксарских фотографов с участием Валерия Багильдинского: «Фотографические фрагменты» (октябрь 2011 — январь 2012), «Пятеро с Правобережья» (февраль 2012 — июнь 2012), «Чебоксарские фотографы 1980-х годов» (июнь 2012 — июль 2012). А в 2013 году в разделе «Современная художественная фотография» состоялась персональная выставка Валерия Багильдинского «КРИУШИ. Визуальное исследование» (9 февраля — 9 мая 2013 года) в рамках которой прошла творческая встреча с автором фотографий.
С февраля 2012 года Валерий Багильдинский участвует в работе Чувашского республиканского отделения Союза фотохудожников России. В январе 2019 года республиканское отделение организовывает его персональную выставку из работ коллекции фотографии Чувашского государственного художественного музея.
Валерий Багильдинский первый из типичных представителей
Чебоксарской фотографической школы
подошел к 80-летнему рубежу (2015). Но он,
в свои годы, по-прежнему молод душой
и как никто другой одержим страстью
к фотографии.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор
проекта «Чебоксары как феномен фотографического
бытия»
10 декабря 2004 г.
Последнее дополнение:
17 января 2019 г.
г. Чебоксары, Россия
|
 |